Биология для всех

История пузырька воздуха. Легенда о ветре

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.

Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Материалы и оборудование: Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с водой; 2 свечи; банка; спички; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; мыльные пузыри на пол группы; карточки - обозначения свойств воздуха; игрушка Лягушонок; воздушные шары в связке.

Предварительная работа : Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)?

А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды)?

Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Правильно, это воздух.

Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?

Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

(Из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)?

(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).

Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок : О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку).

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2 «Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.

Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.

Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?

Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 3 « Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Ребята, лягушонок! У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри).

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.

Физминутка «Мыльные пузыри».

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Как вы думаете, воздух имеет вес?

Лягушонок: Конечно, нет!

Воспитатель: Хотите проверить?

Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»

(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)

Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы!

Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.

Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).

С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».

Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Лягушонок: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Лягушонок: Меня ветер принес.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт №5 «Движение воздуха»

Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!

Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.

Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.

Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?

Давайте проведем еще один опыт.

Опыт№6 «Почему гаснет пламя?»

Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит.

Почему свеча в банке погасла?

В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.

Скажите ребята, откуда берется кислород?

Лягушонок: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?

Воспитатель: Правильно лягушонок!

Дети, какой можно сделать вывод?

Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.

Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.

Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух имеет вес.

5. Воздух движется.

6. Мы дышим воздухом. Он часть природы.

Лягушонок: Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самый умный лягушонок на свете!

Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.

Лягушонок: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР – детский сад «Сказка» ОП «Примокшанский детский сад»

Экологические сказки для детей дошкольного возраста

Бурдаева Елена Александровна

Цель: воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире.

Задачи:

    развивать познавательный интерес к миру природы;

    посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;

    формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;

    формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

    воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;

Предисловие.

Кто дал Земле жизнь?

Кто дал Земле жизнь? Кому ей быть благодарной? Она получила в наследство не больше других: в основном очень маленькое количество кислорода. На этом не проживешь.

Не проживет планета. Не проживет звезда. Не проживет Солнце. А Земля живет. Дышит Земля кислородом!

И все это- из ничего. Буквально из ничего. Своим трудом. Своими заботами.

Вот она, наша Земля.

С большой буквы Земля.

Хотя часто ее пишут с маленькой буквы.

«Вода и воздух»

Жил-был океан, у него было очень-очень много воды и атмосфера-это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения- водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, та как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану- воздух. Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как и без воды. Вот как хорошо иметь друзей!

«Великий спор»

Поспорили как-то раз царица Атмосфера и царь Нептун о том, кто из них важнее. Царица Атмосфера говорит, что без воздуха жить на Земле невозможно. А Нептун говорит, что без воды жить нельзя. Так спорили они долго. Чтобы решить свой спор, они решили спросить у кого-нибудь.

Первыми они повстречали растения. Атмосфера спрашивает:

Скажите, что для вас важнее, воздух или вода? Растения им отвечали:

Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания.

Обрадовался Нептун:

Переглянулись царь Нептун и царица Атмосфера. И решили еще спросить у людей и животных. Но и здесь они услышали то же самое.

И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух и вода.

«Все живое нуждается в воде»

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.

- «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

- «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

- «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

- «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

- «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

- «Да ну заяц, я тебе не верю».

- «А давай проверим»?

- « И как же это мы будем проверять»?

- «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».

- «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!

- « Ежик и ты мне подари цветы».

- «Да запросто на держи».

- «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

- «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

- «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

- «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

- «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?

- «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

- «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

- «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

« Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле»

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, - закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.

Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

«Рябинушка»

Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, и имя ее было неласковое, ее звали Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой, зато меньшенького сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в болото и погубила. Но не удалось ей погубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково «Рябинушкой».

В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября,- время созревания ягод. В этот день ветки с ягодами связывали в пучки, развешивали под крышами домов. Обычай связан с представлением о рябине, как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябина- символ и гарантия счастья и мира в семье, поэтому возле дома старались посадить рябину. Поэтому рябина-любимый персонаж русского фольклора.

«Подсолнечник»

Однажды девочка Маша уронила семечку на землю, прямо рядом сокном своего дома. После того как прошел дождь, Маша заметила небольшой росточек, стала за ним ухаживать, поливать. Но как бы Маша не старалась, росточек с трудом подрастал, и тогда она спросила у папы: «Папа, почему я каждый день поливаю росточек, рыхлю землю, а он не растет?». Тогда папа улыбнулся и ответил:

«Машенька, это же подсолнечник, ему мало воды, он любит свет, а у тебя он в тени. Давай пересадим его, пока он маленький, чтобы подсолнечник лучше освещался солнцем».

Маша с папой аккуратно пересадили растение на солнечную сторону. Маша не могла нарадоваться. Она каждое утро прибегала к своему подсолнечнику и смотрела, не расцвел ли он, и однажды ранним утром Маша увидела «большую желтую шляпку», это был ее подсолнечник. Он повернул головку прямо к солнцу, которое помогло ему выжить и расцвести.

«Шиповник»

Однажды июньским ранним утром «дикая роза» проснулась, расправила свои листочки на стебельках, которые ей очень нравились. Их было много, и они так красиво оттеняли своей зеленью цветы, что роза тщательно следила за их чистотой. И когда шел дождь, наблюдала за тем, чтобы каждый листочек был тщательно вымыт, но особо дикая роза гордилась своими цветами. Но как ими можно было не гордиться! Они действительно походили на настоящие садовые розы. Белые цветы издавали такой аромат, что все ближайшие пчелы слетались, как только заслышат его. Наша дикая роза была более горделивой, чем все остальные растения. Такую же дикую розу, как и она, но с розовыми цветами считала менее привлекательной, чем сама. Да и называть себя велела всем только дикой розой, хотя все больше ее звали под другим именем- шиповник. Роза-царица цветов. Разве могла наша дикая роза променять этот титул на какое-то незвучащее- шиповник.

Итак, роза проснулась, умылась росой, припудрила пыльцой тычинки цветочков и стала ждать гостей.

Множество насекомых прилетали к розе полакомиться пыльцой. Роза угощала, а если ей кто-то не нравился, она прогоняла своими острыми, как у настоящей розы, шипами. Эти шипы служили ей орудием от травоядных животных. Если бы не они, ею бы уже давно поужинала какая-нибудь корова или мимо проходящая лошадь. Так шли дни за днем, пока однажды пчела не сказала дикой розе: «Здравствуй, белый шиповник». Роза так рассердилась, что всем насекомым запретила прилетать к ней в гости. Прошел день, два, красавице стало скучно, а все насекомые были в гостях у розового шиповника. Га третий день роза увидела пролетающую мимо красивую бабочку и позвала к себе.

Ах ты, глупенькая белая роза,- сказала бабочка,- разве ты не знаешь, что насекомые, которых ты прогнала, нужны тебе даже больше, чем ты им. Если они не опылят твои цветы, то у тебя не будет плодов.

Да, но они меня назвали шиповником,- негодующие воскликнула роза.

А ты и есть шиповник и ты должна этим гордиться. Что пользы от садовой розы? Она красива и пахнет, но она не полезна, а ты- шиповник, лекарственное растение. Сочетая в себе красоту садовой розы и полезность для людей в медицине, шиповник намного превосходит обыкновенную розу. Осенью, когда на твоих веточках созреют оранжевые или красные плоды, люди соберут их и засушат. А зимой, когда витаминов будет мало, станут заваривать себе чай и поминать шиповник добрым словом. Да и многие садовые розы являются твоими потомками. Например, такие, как чайные розы.

Ну, мне пора.- И бабочка улетела. А роза позвала к себе гостей.

«О том, как береза и ива остались верны родному дому»

Это было очень давно. В старом заповедном лесу жила маленькая березка. Звали ее Росянка. Почему? Просыпаясь рано утром, она умывалась ночной росой.

Рядом с ней росли другие деревья. Разные. Среди них- дуб и клен. Они гордились своими необыкновенно красивыми резными листьями и ни с кем в лесу не хотелись знаться. Уж очень они важничали. Над Росинкой и дуб, и клен частенько посмеивались, ее листья казались им очень простыми, незатейливыми.

Рядом с Росинкой жила и ива. Называли ее в лесу Пушинкой, потому что оборотная сторона ее листьев была мягка и тепла. С ней зазнайки- соседи не хотели дружить. А Росинке ива понравилась. И они подружились, летом вместе радовались солнышку и дождику. Осенью вместе устилали землю опавшими листьями, чтобы прикрыть от голода свои корни, вместе спали зимой, видели прекрасные сны о весне и лете.

Но вдруг все внезапно изменилось. Снежная королева решила, что северного полюса ей не достать и нужно расширить границы своих владений. И в лес пришла очень долгая зима с сильными морозами и холодными ветрами, а лето стало коротким. Деревья в лесу заволновались, забеспокоились и решили, что лучше уступить Снежной королеве и отправиться туда, где тепло. Посоветовавшись, они пришли к выводу все свои силы вложить в семена и улететь с ветром в теплые Страны.

Но тут раздались голоса Росинки и Пушинки. Они предлагали остаться, ведь здесь их родной дом. Оставить его на произвол судьбы? Особенно в такую трудную минуту? Но их никто не слушал. Все только говорили о том, как хорошо им будет на чужбине, в тепле.

Шли дни, Ветер перенес семена деревьев туда, где было тепло. Дошла очередь и до Росинки и Пушинки- они решительно отказались покинуть родную землю, как ветер их не уговаривал.

И остались они дома, только со временем стали совсем другими, потому что жестокая Снежная Королева решила погубить их и послала лютый мороз, который сковал землю. А ведь в ней- корни, которые кормят и поят дерево.

Но ни Росинка, ни Пушинка не испугались, а перенесли свои корни в верхний слой почвы. Что им это дало? За короткое лето они успели запастись водой и пищей на всю зиму.

Снежная королева и тут не успокоилась, она приказала ветру уничтожить их во что бы то ни стало. Но и теперь подруги не сдались: они лишь пригнули ветви к земле и спрятали их под снегом. При этом ветки их сделались маленькими-маленькими. С того времени Росинка и Пушинка стали называться карликовыми.

Но теперь Снежная королева не смогла спать спокойно: два маленьких деревца не хотели ей покориться! Решила она загубить их жаждой. Но подруги наши подумали-подумали и опять нашли выход- решили уменьшить свои листья, причем березка покрыла их восковым налетом, а Пушинка сделала их еще перистее, чтобы меньше пить воды.

Так и не смогла Снежная королева покорить березу и иву. Очень уж они любили родную землю и очень крепко дружили.

«Трава здоровья»

Шел мальчик Ваня по лесной полянке. Шел, напевая песенку, и не замечал, что топчет он совсем неприглядную глазу травку. Но вдруг он споткнулся о булыжник и разбил коленку. Ушиб так сильно, что появилась кровь. «Что же делать? Ни воды, ни зеленки, ни бинта, - подумал Ваня. –Как быть, обработать мне ранку?»

И вдруг услышал:

Помочь тебе могу я.

А Ваня гневно:

Кто ты такой? И как ты можешь мне помочь?

А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне все равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь чтобы вырасти, мне нужно много времени. Мое маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит свой стебелек. Пройдет время, корешок потолстеет, стебель нальется силой, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь.

Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь,- отвечает Ваня.- Как тебя зовут?

Подорожник.

Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. Дружить и помогать друг другу.

«Дуб»

Однажды в давние времена жил-был король. Он был очень знатен и богат. И была у него дочь, которую он любил больше всего на свете. Однажды заболела принцесса, она перестала пить, есть, с каждым днем становилась слабее. Опечалился король, созвал он всех своих придворных врачей и приказал им любыми способами вылечить дочь. Как не старались мудрецы, но у них ничего не получилось, принцесса продолжала болеть. Случайно мимо проезжал странник, заехал во дворец и узнал о королевской беде.

И сказал он королю: «Я смогу вылечить твою дочь. В твоем саду растет верное лекарство от недуга твоей дочери. Согласно гороскопу друидов, у каждого человека есть свое дерево, так сказать ангел-хранитель. Надо просто постоять под своим деревом и многие недуги отступят назад. Дерево твоей дочери- дуб, это дерево обладает исцеляющей силой за счет содержания фитонцидов».

Повел странник принцессу в сад и сказал: «Встань под дуб, обними его, прижавшись всем телом. Босыми ногами постой на земле, и тебе станет легче».

Через несколько дней принцесса ожила, порозовела, у нее появился аппетит, она стала поправляться. Щедрый король в благодарность предложил страннику руку своей дочери. С тех пор они живут в мире и согласии, счастье и здравии. А под окном растет могучий дуб, за которым бережно ухаживает принцесса и ее родня. Дуб стал другом семьи, он поливают его, окапывают вокруг ствола почву, да так, чтобы не повредить корни.

«Сова»

Пошел однажды Незнайка в лес. Загулялся- глядь, а уже темнеет. Надо быстрее бежать домой. Вдруг прямо перед ним бесшумно на пенек опустилась большая серая птица.

Кто ты?- испугался Незнайка.

Ты птица. Но почему ты тогда летаешь ночью? Ведь другие птицы уже спят.

Видишь ли, Незнайка, я плохо вижу днем, когда ярко светит солнце. Оно ослепляет меня. Но я не вижу и глубокой ночью, как ты думаешь, я летаю вечером, в серых сумерках.

А, вот почему ты такая серая. Но зачем тебе быть серой, тебя ведь тогда никто не увидит? И еще, летаешь бесшумно- тебя никто не услышит.

Я должна быть невидимой и неслышимой, чтобы те мелкие зверьки, мышки, зайчики, птички, на которых я охочусь, меня не услышали. И я одна такая. Так охотятся также кошки и некоторые другие ночные животные.

«Загадочный зверек»

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка- мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок:

Угадай, кто я? А ем я жуков и муравьев

Я подумал и твердо сказал:

Вот и не угадал! Я еще ем ос и шмелей!

Ага! Ты птица- осоед!

Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок!

Гусениц и личинок любят дрозды.

А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.

Тогда ты, наверное, лесная мышь.

И вовсе не мышь. Бывает, я сам ем мышей!

Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

Покажись!- крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.

Покажусь. Только ты признай себя побежденным.

Рано! -ответил я.

Иногда я ем ящерицу. А изредка -рыбу.

Может, ты цапля?

Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Похоже, ты куница.

Не говори мне про куницу. Куница- мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул: «Сдаюсь!» Ветки качнулись, раздвинулись и увидел я белку!

Запомни!- сказала она. -Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух.

А белки грызут не только орехи. Я самый знаменитый зверек в лесу.

Для родителей:
внимательно вместе с ребенком рассмотрите плакат.
На нем закодированы основные свойства воздуха.

  • воздух не имеет формы
  • воздух не имеет цвета
  • воздух не имеет вкуса
  • воздух невидим
  • воздух не имеет запаха.

Что бы это доказать, вам предстоит вместе с ребенком

провести ряд опытов.

Опыт №1 " Воздух не имеет формы"

Вам потребуется:

  • три шарика разной формы.

Цель:

доказать, что воздух не имеет формы.

Ход эксперимента:

Ребенок надувает три воздушных шарика, различной формы.

Что происходит:

Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.

Вывод: воздух не имеет формы.

Опыт № 2 " Воздух не имеет цвета"

Вам потребуется: лист бумаги .

Цель : показать, что воздух прозрачен.

Ход эксперимента : сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

Опыт №3 " Воздух не имеет вкуса"
Ход эксперимента:

Задайте ребенку следующие вопросы: а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Вывод: значит воздух не имеет вкуса.

Опыт №4 " Воздух невидимка"


Вам потребуется:

  • две миски с водой и стакан.
Ход эксперимента:
Возьмите в руки пустой стакан и спросите своего малыша:
Как ты считаешь, этот стакан пустой? Посмотри внимательно, есть ли в нем что-нибудь? А сейчас мы это проверим.
Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А теперь вы снова предлагаете опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Вывод : Воздух - невидимка, но окружает нас везде.

Опыт № 5 " Воздух не имеет запаха"

Вам потребуется:

Давно это было! В одном королевстве жил Звездочет.

Король построил для него высокую башню, на самый верх которой вела тысяча ступеней крутой винтовой лестницы.

Каждый вечер Звездочет поднимался по этим ступеням и в подзорную трубу наблюдал за звездами и созвездиями.

Он великолепно изучил звездное небо, умело составлял карты, которые помогали мореплавателям и путешественникам не сбиться с пути.

Звездочет много лет наблюдал за Солнцем и Луной, умел предсказывать солнечные и лунные затмения, определял, когда наступит неурожайный год.

Раз в неделю он отправлялся в королевский дворец, где молодой король принимал его с неизменным уважением и почетом. Звездочета угощали лучшими винами из королевского погребка, потчевали деликатесами, привезенными из заморских стран. А надо вам сказать, что Звездочет любил вкусно поесть!

После обильной трапезы король расспрашивал Звездочета о его наблюдениях за звездами, ведь они помогали умело править страной. Затем Звездочет отправлялся домой.

Его небольшой белый с красной крышей домик стоял у подножия башни и был окружен чудесным садом, где цвели кусты роз, ограду украшал виноград, а по стенам дома вился темно-зеленый плющ.

«Очень красиво и уютно!» — скажете вы и будете, конечно, правы.

Звездочет был бы совершенно одинок, если бы не его юный друг Анри, которого он приютил, когда у мальчика умерли родители. Звездочет полюбил его как родного сына, вырастил, обучил грамоте.

Анри привязался к мудрому доброму Звездочету всей душой.

Днем он помогал Звездочету по хозяйству, ухаживал за садом. А по ночам, когда немного подрос, стал подниматься на башню, чтобы помочь старику вести наблюдения за звездами, кометами и астероидами, и проявил при этом необыкновенные способности!

Дела в королевстве шли хорошо, и только одно обстоятельство омрачало жизнь молодых короля и королевы: у них не было детей!

Король мечтал о сыне — наследнике престола, а королеве часто снилась милая, прелестная дочурка.

Однажды старый Звездочет занемог: у него разболелись ноги, и он не смог, как ни старался, одолеть тысячу крутых ступеней башни. Анри постарался утешить бедного Звездочета, заварил ему чай с целебными травами, усадил в мягкое кресло, закутал больные ноги теплым пледом.

— Я поднимусь на башню сегодня один и проведу наблюдения, а также сделаю все необходимые расчеты! — решительно заявил юноша. — А вы отдыхайте и поправляйтесь. Не стоит волноваться. Все будет хорошо.

— Ах, милый Анри! — грустно сказал старый Звездочет. — Сегодня первый раз за долгие годы я не поднимусь на башню, не увижу звездного неба: ни созвездий Большой и Малой Медведицы, ни голубой Полярной звезды, ни далекого Сириуса, ни ярчайшей Веги из созвездия Лиры. Знаешь, дорогой мой мальчик, — продолжил он, — иногда мне кажется, что звезды стали мне родными, они мерцают и дрожат, я вижу их далекий свет и чувствую, что они, словно живые, что-то шепчут мне. Я так привык к ним! Но я верю, сынок, что ты справишься со всем не хуже меня...

Бедняга склонил голову на грудь и задремал в мягком кресле у камина. Может быть, ему снилось звездное небо. А Анри быстро одолел крутые ступени лестницы и оказался на самом верху башни.

Едва юноша приник к подзорной трубе, как услышал негромкое потрескивание. Он обернулся и увидел, что к открытой стеклянной террасе башни приближается огромный, прозрачный, изумрудно- голубой шар, светящийся изнутри.

Шар повис в воздухе возле башни, сиянье его померкло, и Анри заметил внутри шара неясные тени. Молодой человек изумленно замер.

Вдруг дверь шара открылась и оттуда вышла прекрасная золотовласая девушка. Она улыбалась. Следом за ней из волшебного шара вышел юноша. Стройные, высокие, они были закутаны в легкие, переливающиеся шелковистые одежды; их головы украшали золотые короны, сверкающие крупными драгоценными камнями.

— Добрый вечер, — ответил ошеломленный ученик Звездочета.

— Мы — близнецы, прилетели к тебе с далекого созвездия Близнецов, чтобы сообщить радостную весть! Знай, что скоро у королевской четы родятся дети: мальчик и девочка — близнецы.

Сердце Анри забилось от радости. Он слушал инопланетян, стараясь не пропустить ни слова.

— Мы давно наблюдаем за вашей страной, нам нравится и ваш справедливый король, и трудолюбивый, неунывающий народ, которым он разумно управляет, — продолжал юноша. — В подарок новорожденным близнецам и всему вашему народу мы оставим свой звездолет — вот этот сверкающий шар. Когда детям исполнится по 10 лет, ты вместе с ними сможешь совершить на нем путешествие по Солнечной системе — познакомиться поближе с Луной, Солнцем, Венерой, Марсом и другими планетами. Пусть люди узнают строение Солнечной системы!

— Путешествие займет у вас всего одну ночь! Ведь наш звездолет мчится в пространстве с огромной скоростью, — добавила инопланетная красавица.

— Но как управлять этим шаром? — поинтересовался Анри.

— Очень просто! — ответила она. — Давай войдем в него.

Юноша-инопланетянин открыл дверь, и все трое шагнули внутрь звездолета. Здесь пахло какими-то удивительными благовониями, все сверкало и переливалось, словно хрусталь, озаренный голубоватым светом.

Анри заметил три удобных кресла. Дотронувшись до них, юноша почувствовал, что они мягкие, будто сделаны из овечьего пуха.

— Вот пульт управления, — сказал инопланетянин, показывая Анри небольшой пульт, на котором поблескивали металлические кнопки.

Он объяснил Анри, как управлять звездолетом. Это оказалось так просто, что справиться с управлением смог бы каждый!

— Но хочу предупредить тебя, — вступила в разговор девушка, — никогда не нажимай красную кнопку! Иначе межпланетный корабль может покинуть пределы Солнечной системы и улететь в бесконечное космическое пространство. Если с вами произойдет что-то непредвиденное, немедленно вызывай нас на помощь! Не пройдет и нескольких минут, как мы окажемся рядом и выручим вас из любой беды, — закончила девушка. — Вот аварийный вызов, — указала она на голубую кнопку.

— Спасибо! Огромное вам спасибо, дорогие близнецы. Я очень взволнован и вашим появлением, и вашим необыкновенным рассказом, и возможностью оказаться за пределами Земли. Все это похоже на чудесный сон! Может быть, я и в самом деле сплю?!

Анри зажмурился, протер глаза и потряс головой. Но и светящийся шар, и инопланетяне не исчезли. Близнецы смотрели на юношу и улыбались, жестами успокаивая его. Он почувствовал, что от них исходит волна какого-то теплого, мягкого и доброго света.

В этот момент Анри стало стыдно за свою невоспитанность! Инопланетяне принесли радостную весть королю и королеве, подарили землянам свой звездолет, а он даже не предложил пришельцам присесть, не угостил ароматным кофе, который всегда брал с собой на башню, чтобы прогнать сон.

Анри решил тут же исправить свою ошибку и предложил юноше и девушке выпить с ним по чашечке кофе с вкусными ватрушками, но те отказались.

— Пойми, дорогой Анри, — сказал юноша, — мы прилетели из другого мира. Мы никогда ничего не пьем и не едим, как это делают люди. А энергию жизни дает нам только свет.

— Свет?! — удивился Анри.

— Ну да! Свет Солнца, свет даже самых далеких звезд питает нас и дает силы жить. Сейчас мы приняли облик земных людей, чтобы стать тебе понятнее и ближе. Но мы можем принимать любой образ: цветка, бабочки, лучей света... Вот, смотри!

Девушка закружилась так быстро, что у Анри зарябило в глазах; переливающиеся одежды на секунду окутали ее с ног до головы.

И вдруг Анри увидел вместо девушки прекрасную зеленую хризантему. Он хотел прикоснуться к ее хрупким лепесткам, протянул руку, но ничего не почувствовал.

А цветок закружился и исчез. Вместо него по полу скользнул луч света.

Анри замер, пораженный увиденным чудом.

Юноша-инопланетянин поспешил успокоить его:

— Сестра превратилась в луч света, сейчас я тоже стану лучом, и мы покинем тебя. Нам пора возвращаться на созвездие Близнецов. Мы всегда путешествуем в пространстве в виде лучей, поэтому звездолет нам не нужен. Он останется у вас.

— Прощай, мы желаем тебе удачи и счастья!

Инопланетяне исчезли — два тонких луча света словно растаяли в голубой ночной темноте.

Анри несколько секунд постоял молча, потом огляделся по сторонам и увидел, что огромный прозрачный шар, слабо мерцая, висит в воздухе возле башни.

«Нужно поскорей рассказать обо всем Звездочету», — подумал юноша и быстро, перепрыгивая через ступеньки, побежал вниз.

Звездочет глубоко спал. Хотя Анри было жаль будить старика, все же пришлось нарушить его сон. Он зажег несколько ярких свечей, и Звездочет нехотя открыл глаза, потом с удивлением посмотрел на ученика.

— Что-нибудь случилось, Анри? — спросил он. — Который час?

— Три часа ночи, дорогой учитель. Я разбудил вас, потому что у нас на башне сейчас побывали пришельцы с созвездия Близнецов. Они оставили нам свой звездолет!

— Ничего не понимаю, — пробормотал старик. — Какие пришельцы? Какой звездолет? Может быть, ты заболел и бредишь? Или я брежу?

— Нет, нет! Дорогой Звездочет, никто из нас не бредит! Все произошло наяву, а не во сне. Если бы вы могли одолеть ступени и подняться на башню, то своими глазами увидели бы огромный светящийся шар звездолета.

— Ну хорошо, — сказал Звездочет, окончательно проснувшись, — рассказывай обо всем по порядку. Только не спеши, не пропусти ничего! И, пожалуйста, свари-ка кофейку покрепче!

Анри рассказал Звездочету обо всем, ничего не пропуская. Тот отхлебнул глоток горячего крепкого кофе и надолго задумался, а потом произнес:

— Однажды я видел огромный светящийся шар. Он подлетел к башне. Внутри него мелькнули какие-то неясные тени. Шар на некоторое время завис возле башни, а потом исчез в темноте. Я думал, что все это просто привиделось мне, так как я был очень утомлен бессонными ночами и работой. Но теперь я понимаю, в чем дело! Пришельцы хотели передать информацию именно тебе, Анри! Ведь ты молод, полон сил, здоровья и через десять лет сможешь совершить межпланетное путешествие. А я, к сожалению, уже стар и болен! И все же я хочу своими глазами увидеть звездолет — чего бы мне это ни стоило, поднимусь на башню!

Анри не стал отговаривать Звездочета, и они вместе, ступенька за ступенькой, стали подниматься на верх башни.

Старый Звездочет шел медленно, его мучила одышка, ноги не слушались старика, но он не сдавался. Анри как мог поддерживал его. Прошло немало времени, прежде чем они оказались на верхней площадке башни.

Прозрачный шар звездолета по-прежнему висел возле террасы.

— Да, это тот самый шар, который я видел однажды ночью.

Звездочет сел в кресло. Он долго и внимательно изучал инопланетный летательный аппарат, потом сказал юноше:

— Анри! Уже светает! Я думаю, тебе следует отправиться в королевский дворец и рассказать королю обо всем. Я напишу записку, чтобы стража пропустила тебя.

Ранним утром Анри пришел ко дворцу и попросил стражу пропустить его к королю. Начальнику стражи он передал записку Звездочета. Юношу тотчас провели в королевские покои, и он рассказал королю о посещении, пришельцев и о том, что скоро у королевской четы родятся дети: мальчик и девочка — близнецы.

Радости короля не было предела.

Анри поведал королю и о чудесном звездолете, рассказал о путешествии, которое состоится, когда близнецам исполнится по 10 лет. Ведь именно через 10 лет ожидается «парад планет», когда планеты, как по команде, выстроятся в один ряд. Не забыл Анри рассказать королю и о болезни старого Звездочета.

Встревоженный король тотчас приказал своим лучшим лекарям отправиться к Звездочету и заняться его лечением.

Прошло время, и в положенный срок у королевы родились близнецы — прелестные мальчик и девочка. Девочку назвали Мари, а мальчика Александром.

В честь рождения детей король устроил пышный бал во дворце, на который съехались короли из соседних государств. Не забыл король пригласить и старого Звездочета, верно служившего ему всю жизнь, и Анри, принесшего королю радостное известие. Он щедро наградил обоих. Звездочету пожаловал орден в виде звезды, усыпанной крупными бриллиантами. А чтобы старый Звездочет не скучал в своем уютном домике у подножия башни, король подарил ему веселую забавную обезьянку по кличке Микки.

Обезьянка скоро привыкла к старику, полюбила кататься у него на плече и лакомиться жареными каштанами в сахаре. В саду у Микки были качели, карусели, разноцветные мячики и игрушки, чтобы малышка не скучала, когда Звездочет писал свою книгу о звездном небе.

Анри же получил в подарок от короля драгоценный перстень.

Все придворные дамы мечтали потанцевать на балу с юношей и из первых уст услышать удивительный рассказ об инопланетянах и их звездолете.

На улицах и площадях городов звучала веселая музыка. Музыканты старались, не жалея сил: зажигательные мелодии сменяли одна другую. Люди танцевали и веселились от души. А столы, расставленные повсюду, ломились от яств.

Праздник удался на славу!

Незаметно пролетело несколько лет. Мари и Александр подросли. Они часто приходили в гости к старому Звездочету и слушали его увлекательные рассказы о звездном небе, рассматривали карты, на которых были изображены созвездия.

Подружились королевские дети и с Анри. Они поднимались с ним на башню, с любопытством рассматривали волшебный прозрачный шар и с нетерпением ждали того дня, когда полетят на нем.

Наконец близнецам исполнилось по 10 лет.

Вечером Анри, Мари и Александр в сопровождении короля, королевы и свиты придворных поднялись на башню. Даже Звездочета, ставшего к этому времени дряхлым стариком, слуги на носилках отнесли на самый верх башни. Впереди них скакала по ступенькам обезьянка Микки. За это время она успела сдружиться с королевскими детьми, особенно с Мари, всегда приносившей ей угощение в золотом мешочке.

Когда стемнело и на небе засверкали звезды, а полная луна выглянула в оконце между облаками, звездолет засветился изнутри изумрудно-голубым светом. Это означало, что он готов к полету.

Король и королева расцеловали детей.

Анри подошел к звездолету и открыл дверцу, приглашая их войти внутрь. Мари и Александр уселись на мягкие сиденья, расположенные рядом.

Анри занял место перед пультом управления. Старый Звездочет уже хотел захлопнуть дверь, но в этот момент Микки соскочила с его плеча и прыгнула на колени к Мари, обняла ее лапками и прижалась к девочке.

— Микки тоже хочет лететь с нами! — воскликнула Мари.

— Анри, дорогой, не прогоняй ее, пожалуйста. Пусть и она полетит с нами. Я буду держать ее на коленях, — попросила девочка.

Анри вопросительно посмотрел на Звездочета, но тот только махнул рукой и захлопнул дверь звездолета.

— Счастливого пути! — только и успели крикнуть провожающие, когда послышалось легкое потрескивание и светящийся шар качнулся и полетел сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее и скоро исчез в темноте.

Едва звездолет тронулся в путь, как зазвучала приятная музыка, а потом послышался нежный женский голос, уже знакомый Анри. Это был голос золотоволосой инопланетянки.

— Дорогие друзья! Анри, Александр и Мари! Вот и наступила самая незабываемая ночь в вашей жизни! Сегодня вы увидите всю Солнечную систему. В центре ее — светящаяся звезда — Солнце, самая близкая к планете Земля. Солнце дает Земле свет и тепло, поэтому на Земле возможна жизнь! Земля вращается вокруг Солнца, но кроме Земли вокруг этого светила вращается еще восемь планет, причем у каждой своя орбита. Куда бы вы хотели полететь сначала?

— Пожалуй, на Луну. Ведь она спутник Земли и находится ближе всего к Земле, — предложил Александр.

— Ну на Луну, так на Луну! — согласился Анри и нажал соответствующую кнопку.

Скоро звездолет подлетел к Луне и дети увидели темные пятна на ее поверхности.

— Это впадины, дно их темное, ровное. Их называют «морями», хотя в них нет ни капли воды, — продолжал рассказ женский голос.

— Ого! Сколько здесь высоких гор, — воскликнул Александр.

— Да! Большую часть поверхности Луны занимают горные хребты, они очень высокие. Большинство представляют собой кольцевые валы, окружающие большие круглые равнины. Это кратеры.

— А давайте облетим Луну вокруг, ведь с Земли мы всегда видим только одну ее сторону, — предложила Мари.

— Давайте, — согласился Анри и направил звездолет к противоположной стороне спутницы Земли.

— Может быть, на Луне живут маленькие человечки-лунатики? — спросила Мари. — Хорошо бы их увидеть!

Через несколько мгновений светящийся шар подлетел к Венере. Планета была окружена облаками, отражающими солнечный свет, и казалась необыкновенно красивой.

— Ах, какая красота! — восхитилась Мари.

— Да! Венера — ближайшая к Земле планета и хорошо видна на небе после захода или восхода Солнца. А вот облака, ее окружающие, состоят из кислоты и очень ядовиты, — объяснил женский голос, — поэтому лучше не подлетать к ней близко.

— А есть ли на Венере атмосфера? — поинтересовался Анри.

— Атмосфера на Венере есть, но состоит она из углекислого газа, для дыхания людей он не пригоден. А давление атмосферы на этой планете так велико, что окажись мы на ее поверхности, оно раздавило бы нас. Кроме того, на Венеру попадает так много солнечных лучей, что на ней стоит невообразимая жара, даже жарче, чем на Меркурии — ближайшей планете к Солнцу.

— Мне бы очень хотелось посмотреть на кольца Сатурна. Звездочет говорил, что эта планета окружена кольцами.

Анри нажал кнопку, и скоро путешественники увидели огромную ярко-желтую планету, окруженную кольцами.

— Да, красивая планета! — воскликнул Александр.

— Сатурн — шестая от Солнца планета. Он относится к очень большим планетам — планетам-гигантам, так же как Юпитер и Уран. Его поверхность состоит из жидкого газа. Сатурн окружают бесчисленные кольца. Они состоят из кусков льда и камней. Плоские кольца Сатурна имеют толщину в несколько километров!

— Как интересно! — хором воскликнули дети. Они внимательно слушали рассказ инопланетянки и одновременно смотрели кругом.

В это время обезьянке Микки наскучило сидеть на коленях у Мари, и она перепрыгнула к Александру. Мальчик угостил озорницу лакомством — сладкими сушеными фруктами, та немного поиграла с ним, а потом стала скакать, кувыркаться и оказалась рядом с креслом Анри. Некоторое время обезьянка рассматривала блестящие кнопки пульта управления. Больше всего ей понравилась круглая красная кнопка. Сладкоежка-обезьянка подумала, что это вкусная конфета, и схватила ее своей маленькой, мохнатой коричневой лапкой. Но «конфетка» не поддалась, тогда обезьянка изо всех сил надавила на кнопку!

Случилось как раз то, о чем инопланетяне предупреждали Анри: космический корабль с огромной скоростью понесся в межпланетном пространстве. Мелькнул зеленоватый Уран, остался позади темно- голубой красавец Нептун.

В этот момент Анри понял, что натворила Микки. Она нажала именно на ту кнопку, о которой предостерегали его пришельцы.

Но Анри не растерялся, он ловко схватил обезьянку и передал ее Мари.

— Держи ее крепче и не отпускай!

А сам нажал на голубую аварийную кнопку.

Инопланетяне, следившие за полетом, тут же получили сигнал, и, не теряя ни секунды, два мощных пучка лучей понеслись по направлению к звездолету. Его надо было во что бы то ни стало успеть перехватить, пока корабль не покинул пределы Солнечной системы.

Через несколько секунд лучи света достигли корабля, уже поравнявшегося с Плутоном. Лучи коснулись звездолета, он засветился розово-красным светом и повернул назад.

— Вам пора возвращаться на Землю! — послышался спокойный женский голос.

Звездолет полетел к Земле.

— Как красива наша Земля из космоса! — воскликнула Мари. — Отсюда видно, что она — шар.

— Видите вон ту яркую полосу, окрашенную всеми цветами радуги? Она отделяет Землю от черного неба. Это горизонт, — пояснил женский голос.

В звездолете снова зазвучала приятная музыка и разлилось благоухание цветов.

— Мы приближаемся к Земле! — воскликнул Анри.

— Смотрите, вот уже плещутся океанские волны и видны горные вершины. Кажется, будто Земля опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который незаметно переходит в бирюзовый, а потом в синий и фиолетовый.., — Анри не успел закончить фразу, как межпланетный корабль плавно подлетел к башне Звездочета.

Дверь открылась, и Мари, Александр, Анри с Микки на руках вышли на террасу, где их ждали взволнованные король, королева, старый Звездочет и вся свита.

— Было так интересно! — хором воскликнули дети. — Теперь мы знаем, как построена Солнечная система, мы видели вблизи многие планеты.

— И все-таки самая лучшая, самая родная планета — наша голубая красавица Земля! — воскликнула Мари.

Король и королева обнимали и целовали детей.

А Микки тут же забралась на плечо старого Звездочета, запустила лапку в карман его куртки в поисках сладостей.

Вам, конечно, не терпится узнать, что же было дальше?

Светящийся шар исчез, словно растворился в бесконечном пространстве космоса.

Анри продолжил свои наблюдения за звездным небом.

Мари и Александр выросли, стали помогать королю управлять страной.

А старый Звездочет написал увлекательную книгу о звездах, созвездиях и планетах Солнечной системы. Рассказы юных путешественников очень помогли ему в этом.

И обещала, предлагаю вашему вниманию историю пузырька воздуха, которую он рассказал мальчику для доказательства того, что давление воздуха важнее и сильнее, чем давление воды и твердого тела.

Когда-то во всём мире стоял покой и тишина, — начал пузырёк, — воздух везде был тёплый и такой приятный. Иногда в нём разливались ароматы пахучих трав и цветов. Давление воздуха, такое большое-большое совсем не чувствовалось, потому что везде было одинаковое. Внутри каждого дерева, цветка, животного и человека тоже ведь есть воздух. И давление снаружи такое же, как и внутри.

Если бы это было не так, то гигантское давление атмосферного воздуха раздавило бы всех в лепешку! — не удержался и хвастливо заметил рассказчик.

Жил в то время на пустынном острове, затерянном где-то в океане, Великий дракон. Жил он там один одинешенек, и не было у него ни одного друга. Солнце, конечно, светило на остров, и луна со звездами дарили свой свет, но пообщаться и поговорить было не с кем. Плавать и летать дракон не умел, поэтому отправиться на поиски друзей он не мог.Но однажды на на остров приплыла маленькая лодочка. В ней сидел мальчик, такой же как ты. — Лукаво улыбнулся пузырек воздуха. — У мальчика сломалось весло, и он плыл туда, куда несло его водное течение, ветра-то в то время ещё не было. Он очень устал и проголодался, а кроме того ему хотелось домой, к маме.

Когда лодку выбросило на берег, мальчик очень испугался Великого дракона, но через какое-то время они стали настоящими друзьями, много разговаривали, играли, мальчик даже научил дракона петь. Но, конечно же, мальчику очень хотелось вернуться домой, к маме. Он пытался смастерить новое весло, но ничего не получалось. Как-то раз, когда дракон раздувал костер к ужину, а мальчик сидел и грустно смотрел на искорки огня, ему пришла в голову удивительная идея.

Послушай, — обратился он к дракону, — вокруг нас полная тишина и покой, а когда ты дуешь на костер, то воздух уже не спокоен, он летит быстро-быстро, раздувая огонь. Что это?

Не знаю, — ответил дракон, — я могу на дерево так дунуть, что оно сломается. Могу сдуть целую гору песка. Когда я дую, получается… получается… Давай назовём это ветер?

Давай, — согласился мальчик, — а что такое ветер и почему он получается?

Ну, наверное, потому, что перед тем, как дунуть, я вдыхаю очень много воздуха, набираю полный рот, полную грудь и даже полный живот. Воздуху становится там тесно, давление, с которым он давит на меня изнутри больше, чем снаружи, потому назад вылетает быстро. Вот и получается ветер. Воздух же из зоны высокого давления попадает в зону низкого давления!

Как здорово! — захлопал в ладоши мальчик, — ты придумал ветер. А сможешь ты на мою лодку дуть так сильно, чтобы она поплыла по морю и доплыла до моего дома?

Наверное, да, — вздохнул дракон, — но тогда мы с тобой больше никогда не увидимся! Я снова останусь здесь один. Но, ты прав, нужно попробовать. Ведь дома тебя ждёт мама.

Чтобы дракону было легче дуть на лодочку и толкать её. мальчик смастерил для лодочки парус. Потом он попрощался со своим другом и сел в лодочку.

Я буду вспоминать о тебе! — закричал мальчик, — может, мы ещё с тобой когда-нибудь увидимся!

Дракон набрал побольше воздуха и дунул, потом ещё и ещё. Чем дальше уплывала лодочка, тем сильнее приходилось дракону дуть, чтобы она продолжала плыть. Скоро лодочка скрылась из виду, а дракон всё дул и дул. Ночь сменяла день, а он всё не прекращал дуть. Дракон очень волновался за своего друга, он остановился только через десять дней, когда совсем выдохся.

Но когда он перестал дуть, ветер не прекратился! Он дул сам! Что за чудо. Оказывается, Великий дракон так перемешал воздух за 10 дней, что теперь давление воздуха больше не было везде одинаковым. Где-то давление стало высоким, а где-то низким. И из мест с высоким давлением дул ветер.

Лучшие статьи по теме