Биология для всех
  • Главная
  • Биология
  • Моббинг — что это? Что такое УУД? Версия для родителей Что такое в школе.

Моббинг — что это? Что такое УУД? Версия для родителей Что такое в школе.

«Что такое школа?»

Внеклассное мероприятие

во 2классе

Подготовила

Учитель начальных классов

МОУ «Вейделевская СОШ»

П.Вейделевка

Белгородской области

Дугина Валентина Михайловна

Цели:

Развитие познавательных интересов;

Развитие творческих способностей;

Воспитание уважительного отношения к тому, что рядом;

Воспитание чувства доброты, товарищества, коллективизма;

Воспитание культуры поведения;

Повторение литературных произведений;

Создание положительной мотивации к чтению.

Задачи:

  • Выяснить желание детей учиться;
  • Дать исторические сведения о происхождении названия «школа»;
  • Дать сведения из истории нашей школы;
  • Провести анкетирование детей;
  • В игровой форме проверить выполнение летнего домашнего задания;
  • Вспомнить и закрепить правила поведения в школе.

Оборудование :

  • у каждого учащегося по три смайлика;
  • памятка о правилах поведения в школе;
  • призы: расписание уроков.

Внеклассное занятие.

Тема: « Что такое школа? Это…»

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Очень радостно и приятно снова видеть вас в нашем классе. Я вижу, что вы хорошо отдохнули за лето, подросли и окрепли. Надеюсь, вы накопили много сил для предстоящего учебного года. Новые силы вам очень пригодятся!

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Что такое школа?»

Конечно же, вы все знаете ответ на этот вопрос.

Ответов может быть много и они самые разные.

Чуть позже мы выслушаем все ответы.

А сейчас у меня к вам такой вопрос. Очень уж мне хочется узнать, с каким настроением вы начинаете учебный год? Для этого мы сейчас проведём такой эксперимент.

У вас у каждого на парте лежат по три смайлика. Если внимательно на них посмотреть, то мы заметим, что каждый из них выражает своё настроение. Вы выберите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению, и только его вы прикрепите к доске. Выбор должен быть честным и правдивым, поэтому у всех смайлики одинаковые и не подписанные.

После выполнения этого задания, мы увидим настроение нашего класса в целом.

Соскучился по школе, пришёл с радостью.

Пришёл потому что надо.

Не хочу идти в школу.

Подведение итогов.

Итак, картина ясна. В нашем классе преобладает настроение.

Опрос: Что такое школа?

Дети:

  • Большое и красивое здание.
  • Работа моей мамы.
  • Место, где всегда интересно.
  • Место, где я каждый день вижу своих друзей.
  • Учебное заведение.
  • Моё детство.
  • Место, где нас учат уму-разуму.
  • Уроки и перемены.

Учитель:

Конечно же, все вы правы!

Беседа об истории происхождения школы.

Но я хочу вам рассказать о том, что слово «школа» произошло от греческого «сколе».

А означает это слово - досуг, то есть свободное время. А не уроки. Как же так?

А всё дело в том, что древние греки именно в свободное от работы время проводили беседы со своими учениками о разных мудрецах и их науках. Так что досуг (свободное время) проходил интересно. Потом ребят начали обучать чтению, письму и счёту, а также поэзии и гимнастике. Вот так и началось то, что мы теперь называем школой.

А знаете ли вы, ребята, историю своей школы?

Наша школа была образована в 1995 году (17 лет назад). До этого в этом здании был детский сад. Я знаю, что родители некоторых наших учеников, когда были маленькими, ходили в этот детский сад.

Наша школа называется начальной. Кто знает, почему?

Анкетирование учащихся.

А теперь я хочу проверить, что вы ещё знаете о своей школе.

Для этого предлагаю ответить на вопросы:

1. Какой адрес у нашей школы?

2. Как зовут директора школы?

3. Помните ли вы, как зовут вашего классного руководителя?

4. Какие предметы преподаются в школе?

5. Как зовут учителя музыки?

6. Как зовут учителя ИЗО?

7. Какие ещё помещения, кроме учебных классов, есть в школе?

8. Сколько всего учеников в твоём классе, вместе с тобой?

9. Во сколько начинается первый урок в твоей школе?

10. Сколько учебных четвертей составляют весь учебный год?

Повторение правил поведения в школе.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас вспомнили правила поведения в школе. (опрос учащихся)

Вы правильно назвали правила. Я надеюсь, что вы их будете помнить и всегда

выполнять. Но если вдруг кто-то забудет, то у него будет возможность вспомнить, так как памятку с правилами я вам сейчас вручу всем.

Памятка.

1. На занятия не опаздывать.

2. В школу приходить опрятным.

3. Быть вежливым, придя в школу со всеми поздороваться.

4. Никогда не забывать на урок учебные принадлежности.

5. Не забывать дома сменную обувь.

6. На уроках и переменах вести себя дисциплинированно.

7. Говорить на уроке только с разрешения учителя.

8. Занятия в школе не пропускать.

9. Не стесняться выяснять у учителя или у одноклассников

Непонятные тебе вопросы.

10. В школе поддерживать чистоту и порядок, беречь школьное

Имущество.

Золотое правило:

Всегда приходить в школу с выученными уроками,

с полностью выполненным домашним заданием.

Ну, а раз главным правилом школьника является выполнение домашнего задания, то сейчас я и проверю, как вы справились с летним домашним заданием.

Кто помнит, какое задание было вам дано?

Замечательно! Проверим!

Если вы читали, то вам не составит труда разгадать мой кроссворд

Кроссворд

По горизонтали:

1. Милый старичок, который живет в каждом доме и охраняет его? (Домовой.)

2. Рогатое существо с длинным хвостом, которое только и думает, как бы навредить людям? (Черт.)

3. Он оставил без пищи стариков. Трое пытались поймать его, но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал... Кого? (Колобка.)

4. Найдя пятачок, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь. Кто ее спас? (Комар.)

5. Носатая тетка, к имени которой всегда добавляют слово «болотная»?

(Кикимора.)

6. Без этого парнокопытного животного не обходится большинство сказок. (конь)

7. Девушка необычной красоты, но с хвостом, которая живет в озере?

(Русалка.)

8. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства. Однако, зазнавшись, захотела занять место своего благодетеля и вновь обеднела. Кто же по профессии был муж этой дамы? (Рыбак.)

9. Сообразительное пушистое домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? (Сапоги.)

10. Кличка сказочного коня. (Сивка)

11. Как зовут большого начальника в подводном царстве? (Водяной)

12. Сказочный житель леса, помощник старухи, имя которой только что отгадали? (Леший.)

13. Тощий старик, который прятал секрет своего бессмертия сундуке?

(Кощеи Бессмертный.)

14. Мужское имя в сказках. (Иван)

По вертикали: ВТОРОКЛАССНИКИ.

Молодцы, ребята! Весь кроссворд вы разгадали. А это говорит о том, что вы летом были дружны с лучшим другом – книгой.

- А теперь проверяю как вы выполнили вторую часть летнего домашнего задания.

Проверка таблицы умножения.

Правильно решив примеры, прочитаете слово:

2 3= 3 5= 5 5= 9 9=

5 2= 4 4= 4 2=

(слово – молодцы)

Вас ждут призы (детям дарятся красочные расписания уроков)

Подведение итогов.

Я поняла, что за лето вы много читали, многое узнали, выучили таблицу умножения. Поэтому вы с честью можете называть себя ВТОРОКЛАССНИКОМ.

В этом году вас ждут новые открытия, много интересного и увлекательного.

Мне хочется надеяться, что школа, если ещё не стала, то обязательно станет для вас вторым домом. Место где вас всегда ждут, вам всегда рады, где много друзей, где и взрослые, и сверстники всегда готовы помочь.

Любите свою школу, берегите её, старайтесь сделать её ещё красивее и уютнее.


В последние годы одной из наиболее популярных тем, касающихся обучения, стала проблема индивидуализации. Многие ученики и их родители слышали о существовании форм образовательного процесса, отличающихся от традиционной классно-урочной системы.

Сегодня школьники вправе получать образование по индивидуальному маршруту, который может быть осуществлен по принципу дистанционного получения знаний, экстерната, а также индивидуального обучения в школе. Многие слышали об этих видах занятий, однако не все могут похвастаться доскональным знанием вопроса. В данной статье будет рассмотрена сущность обучения по индивидуальному учебному плану в школе, а также достоинства и недостатки такой формы.

Для чего это нужно?

Получение образования, организованного по собственному маршруту, призвано обеспечить усвоение знаний умений и навыков, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, лицами, нуждающимися в особом подходе.

Существование такого вида прохождения школьной программы обеспечивает осуществление конституционного положения о всеобщем праве на получение образования. Поэтому такое обучение предоставляется ребенку на бесплатной основе, как и образование стандартного типа.

Также наличие в стране подобной услуги говорит о том, что российская система образования учитывает интересы и потребности людей с ослабленным здоровьем и дает им возможность получать знания наряду с прочими гражданами, согласно установленным стандартам.

Кто может рассчитывать на обучение по индивидуальному плану в школе?

Кроме детей, имеющих рекомендацию на получение такого рода образования от медицинской комиссии, есть еще несколько групп школьников, которые могут быть переведены на уроки в режиме, когда общение происходит один на один с учителем. Можно назвать следующие категории детей, нуждающихся в подобной образовательной услуге:

  • Лица, не выполняющие учебную программу на удовлетворительную оценку. Если ребенок не успевает по одному или более предметам, то обучение проблемным дисциплинам может быть переведено в индивидуальный режим.
  • Особо одаренные дети, способные осваивать программу по какому-либо предмету в сжатые сроки, а также имеющие необходимые задатки для прохождения углубленного курса.
  • Школьники, занятые в различных секциях, кружках самодеятельности, которые регулярно участвует в различного рода спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, концертах и так далее. Такие дети имеют право заниматься с педагогами индивидуально, поскольку регулярные длительные перерывы в учебе не позволяют им успешно усваивать курс в классном коллективе.
  • Дети, имеющие другие причины на обучение в школе в индивидуальной форме.

Хроническая неуспеваемость

Школьники, которые неудовлетворительно учатся по одному или нескольким предметам в силу каких либо причин, могут быть переведены на индивидуальный режим. Также на такую форму получения образования могут рассчитывать лица, у которых ввиду психологических особенностей личности не получается выстраивать отношения с коллективом детей. В этом случае в учебный план, рассчитанный на конкретного школьника, кроме обязательных дисциплин, включаются также занятия с психологами и необходимые комплексы мер по устранению хронической неуспеваемости.

После преодоления сложившихся проблем и компенсации отставания от остального класса такой ребенок может быть переведен обратно на традиционное обучение.

Кроме перечисленных детей с проблемами здоровья, а также психологическими особенностями личности, индивидуальное обучение в школе может быть рекомендовано и тем ребятам, которые отличаются неудовлетворительным поведением, но в силу определенных причин не могут быть отправлены для получения образования в специальные учреждения.

В прохождении особого образовательного маршрута для таких школьников, безусловно, больше плюсов, чем минусов. Во-первых, находясь на подобном обучении, ребенок не чувствует своей неполноценности по отношению к одноклассникам. Во-вторых, если речь идет о хулиганах, чье поведение мешает другим детям получать знания, то здесь положительный результат перевода ученика на индивидуальный режим тоже очевиден.

Кроме того, общение один на один с педагогом в большинстве случаев положительно сказывается на успехах школьника. Если вовремя осуществить переход на подобную систему, то можно избежать таких негативных последствий, как накопление многочисленных академических задолженностей и повторное обучение в одном и том же классе.

Одаренные дети

Индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья и по причине психологических особенностей личности, как было сказано выше, не является единственной разновидностью такого образования. В особом подходе нуждаются также дети, обладающие различными талантами и одаренные в какой-либо области. В педагогической психологии существует даже особый раздел, посвященный изучению личностных характеристик подобных учеников.

Их отличие от среднестатистических детей состоит в не только в том, что они обладают отличными задатками для деятельности в какой-либо сфере, но нередко и значительным отставанием по другим образовательным предметам. Поэтому такие школьники часто нуждаются не только в ускоренном углубленном прохождении курсов по одной или нескольким дисциплинам, но также и в корректировке самостоятельных занятий по некоторым предметам.

Также известно, что подобные личности нередко являются более уязвимыми с психологической точки зрения. Общение в коллективе часто приносит им различные отрицательные эмоции.

Поэтому задача педагогов состоит не только в раскрытии их таланта и содействии дальнейшему развитию такого ребенка, но и в помощи родителям в выборе правильного образовательного маршрута для их сына или дочки.

О спорт, ты - жизнь!

Другой категорией учеников, которые могут рассчитывать на индивидуальную программу обучения в школе, являются те, кто уже в столь раннем возрасте начал профессиональную карьеру. Как правило, это спортсмены, участники различных крупных соревнований регионального и международного уровня, а также ученики музыкальных школ, участвующие в разного рода конкурсах. Такая деятельность связана с регулярными поездками, а значит, ребенку необходимо делать более или менее продолжительные перерывы в обучении. Но, как говорят некоторые эксперты в области образования, сегодня уже прошли те времена, когда спортсмены представляли собой группу людей со значительными недостатками в образовании.

Современный атлет - это человек, не только обладающий необходимыми физическими данными, но и обширными знаниями по ряду научных дисциплин. Специальная информация, безусловно, необходима им для достижения наилучших результатов в соревнованиях.

Ведь если спортсмен не только прекрасно подготовлен физически, но и будет иметь теоретическую базу, то это ускорит его профессиональный рост.

Другие причины

В законе об образовании упомянута еще одна категория лиц, которая может рассчитывать на построение индивидуального маршрута образования. Этот пункт обозначен коротким словом "другие".

Хотя в тексте закона не уточняется, кто может быть отнесен к данной категории, но можно предположить, что сюда следует причислить, например, тех, для кого обучение в коллективе неприемлемо по религиозным взглядам. Либо по программе индивидуального обучения учащихся в школе могут заниматься дети военных или других лиц, чья деятельность связана с постоянными переездами из одного региона в другой, а, соответственно, ребенок вынужден часто менять образовательные заведения.

Разновидности индивидуального обучения

Существует несколько вариантов индивидуального построения образовательного маршрута. Причем каждый из них может иметь ряд вариаций. Далее будут рассмотрены основные типы такого получения образования.

  • Индивидуальное обучение на дому (школа не посещается). Такая программа лучше всего подходит для детей с медицинскими ограничениями по здоровью. Инвалиды с нарушением двигательного аппарата испытывают большие трудности при дальних перемещениях. Не всегда здание школы находится в шаговой доступности от дома такого ученика. Поэтому наиболее благоприятным и результативным будет получение образования в домашних условиях.
  • Индивидуальное обучение учащихся в школе. Такой вариант больше всего подходит для всех остальных лиц, чья потребность в подобном обучении не связана с ограничениями по здоровью. В таком случае экономится также личное время педагогов, поскольку их рабочий график мало отличается от занятий с детьми, получающими образование в коллективе.

О разновидностях этих двух типов индивидуального обучения речь пойдет в следующих главах.

Другие особенности процесса

Согласно действующему законодательству, количество часов, отводимых для работы с учеником, находящимся на индивидуальном маршруте, не должно превышать восьми часов в неделю в начальной школе и двенадцати в средних и старших классах. Соответственно, для таких детей получение знаний связано с большой долей самостоятельной работы. На первый взгляд это является одним из недостатков подобного образовательного процесса. Однако развитие умения самостоятельно работать с учебными пособиями, а также черпать необходимую информацию из других источников, несомненно, является важным навыком для всей последующей жизни человека.

Именно о развитии подобных образовательных компетенций и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте. На данном этапе развития отечественной педагогики ученые говорят о необходимости привития человеку именно навыков получения знаний. А, соответственно, индивидуальное обучение в полной мере соответствует запросам современного общества.

Научно-технический прогресс на службе у образования

Кроме того, ограниченное число академических часов может быть компенсировано за счет использования современных технических средств, таких как интернет и разнообразные носители информации. В законе сказано, что индивидуальное обучение ребенка в школе может проходить и дистанционно, посредством использования Всемирной паутины. Также информация может быть предоставлена ему на других носителях, таких как компакт-диски с записями различных учебных программ и аудио- и видеоверсиями уроков.

В электронном виде нередко осуществляется и промежуточное тестирование школьника.

При подобном способе получения образования ребенку нет необходимости прерывать занятия даже при регулярных поездках на какие-либо соревнования или концертные выступления.

Он может самостоятельно планировать свой учебный график, подстраивая его под расписание других видов деятельности.

Нормативная основа

Какими законами индивидуальное обучение в школе регламентировано?

Прежде всего, о наличии в школе подобной услуги должно быть сказано в ее уставе. Этот документ, в свою очередь, основывается на положениях Законов об образовании и о индивидуальном обучении в школе. Также действие подобного вида маршрута получения знаний утверждено серией других документов, таких как письма министерства образования и прочих.

Необходимые действия родителей

Немаловажным вопросом является и такой: как перевести ребенка на индивидуальное обучение в школе?

Итак, если ваши сын или дочка нуждаются в подобной образовательной услуге, то следует написать заявление на имя директора той школы, в которую он ходит.

Необходимо помнить, что такое получение образования возможно уже с первого класса. То есть школьник может начать свое обучение уже по индивидуальной программе. В этом заявлении нужно перечислить предметы, которые в обязательном порядке изучаются на данной ступени образования. Также можно упомянуть о пожеланиях, которые выдвигает ребенок и его родители.

К таким запросам можно отнести, например, просьбу осуществлять индивидуальное обучение в начальной школе по какому-нибудь предмету в углубленной форме. Здесь может быть перечислен ряд причин для ускорения прохождения программы или наоборот для его замедления. При этом нужно быть готовым к тому, что за подобные дополнительные услуги учебное заведение попросит оплату в определенном размере. Обучение обязательным предметам должно проходить бесплатно.

Если школа отказала

Индивидуальное обучение ребенка в школе должно быть непременно одобрено администрацией заведения. Если в получении такой образовательной услуги отказано, то родителям школьника не стоит отчаиваться. Они могут обратиться в местное отделение министерства образования. Если отказ получен по той причине, что в уставе данного заведения нет положения об индивидуальном обучении в школе, то вышестоящие чиновники могут обязать директора внести в этот документ соответствующий пункт.

Образовательные центры

Кроме обучения по индивидуальному учебному плану в школе, возможно также получение дополнительного образования в специальных центрах. Такие учреждения предоставляют возможность не только лицам школьного возраста, но и другим гражданам получать знания по программам, осуществляемым в данный момент.

В последнее время наиболее популярными курсами в центрах индивидуального образования являются школы иностранного языка.

Порядок занятий

Организация индивидуального обучения в школе осуществляется согласно следующему порядку. Когда заявление, составленное родителями, подписано директором учебного заведения, происходит разработка плана, а также расписания занятий.

Составление первого из перечисленных документов ведется совместно с родителями или законными представителями школьника. При этом обычно учитываются личные пожелания ребенка, его интересы, замечания родственников. Также принимается во внимание состояние здоровья обучающегося.

В соответствующих документах указывается количество предметов, необходимых для прохождения в рамках курса. При составлении рабочих программ в школах России по индивидуальному обучению по каждому из предметов назначаются педагоги. Предпочтение отдается тем специалистам, которые работают с данным классом, то есть с тем учебным коллективом, к которому приписан ребенок. Если в учреждении не хватает кадров, то школа привлекает к этой работе внештатных сотрудников.

По каждой дисциплине определяются даты, когда должны проводиться зачеты и контрольные работы. Если индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья прерывается на время пребывания ребенка в медицинском заведении, то пропущенные уроки по заявлению родителей подлежат обязательной компенсации, то есть их время переносится на другие даты.

В случае, если педагог находится на больничном, назначают замещающего специалиста, или уроки переносят до выздоровления учителя.

Работа по государственным стандартам

Все школьники, находящиеся на индивидуальном обучении, также как и их ровесники, проходящие традиционный маршрут образования, сдают экзамены, в том числе и итоговые, получают отметки, имеют такое же количество выходных и каникул, как их товарищи. Поэтому их аттестат ничем не отличается от документов, выдаваемых школьникам после окончания традиционной программы.

Работа с документами

Что касается документации на школьника, проходящего индивидуальный курс обучения, то она включает в себя классный журнал, заводимый на одного ребенка, а также школьный дневник. Ответственность за ведение первого документа возлагается на педагога, второй же заполняется самим учеником. Школьный журнал в этом случае имеет все те разделы, которые предусмотрены при групповой системе обучения. С определенной периодичностью этот документ должен проверяться руководством школы. Его небрежное ведение влечет за собой принятие дирекцией учебного заведения соответствующих мер по отношению к педагогу.

По каждому из предметов школьник, проходящий обучение, осуществляемое по данному образовательному маршруту, должен иметь ученическую тетрадь, которая проверяется педагогом, преподающим дисциплину.

Проблемы и их решения

Многие дети, обучающиеся по принципу взаимодействия с педагогом один на один, делают это вынужденно, поскольку состояние здоровья не позволяет ходить в обыкновенную общеобразовательную школу. Поэтому таким ребятам может требоваться не только особый подход со стороны учителей, но и психологическая помощь. Специалистов в данной области должна рекомендовать к работе с таким ребенком школа, к которой он прикреплен.

Кроме того, нередко помощь требуется не только детям, но и их родителям. Так, с целью повышения качества знаний об особенностях индивидуального образования, с законными представителями таких школьников регулярно проводятся педагогические собрания, а также лекции на интересующие родителей темы.

Нередко вопросы, обсуждаемые на таких мероприятиях, поднимаются и самими педагогами.

Заключение

Данная статья была посвящена проблемам индивидуального обучения детей в российских школах. Такой тип получения знаний может осуществляться как в образовательном учреждении, так и на дому ребенка. Сегодня в распоряжении детей, нуждающихся в подобном подходе, есть многочисленные технические средства, во многом облегчающие прохождение ими образовательной программы.

В первых главах этого материала был затронут вопрос о том, кто имеет право на получение подобного рода образования. Также приведены нормативные документы, регламентирующие осуществление индивидуального обучения в России.

Важной частью статьи является глава о том, какие действия должны быть предприняты родителями детей, которые нуждаются в индивидуальном плане обучения в школе. При наличии всех необходимых документов, а также заявления на имя директора школы, обычно перевод обучающихся на такой вид получения образования осуществляется в течение нескольких месяцев.

Индивидуальное обучение, наряду с другими его видами, является полноправной формой получения образования.

Поэтому после окончания подобного курса школьники получают аттестат государственного образца.

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Историческая справка

В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Нормативная база

Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

  • Федерального базисного учебного плана (2004 год).
  • Концепции модернизации отечественного образования.
  • Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.

В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

  • информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
  • приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
  • рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.

Структура обучения

Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

  • элективные;
  • профильные;
  • общеобразовательные базовые.

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

  • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
  • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
  • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
  • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
  • создают непрерывную профориентационную работу;
  • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
  • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.


Требования к курсам

Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

  • содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
  • ребенок должен иметь право его выбора;
  • курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

Разновидности курсов

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

  • предметно-ориентированные;
  • межпредметные.

Пример электива «За рамками учебниками химии»

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.


Предназначение электива

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

Цели курса:

  • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
  • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
  • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
  • профессиональная ориентация.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • способы решения разных типов задач;
  • формулы, необходимые для поиска ответа на вопрос;
  • основные и альтернативные способы решения химических заданий;
  • физико-химические величины.
  • самостоятельно подбирать рациональный вариант решения;
  • оформлять задачу в соответствии с требованиями.
  1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
  2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
  3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
  4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
  5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
  6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
  7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
  8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
  9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
  10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
  11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
  12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
  13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
  14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
  15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
  16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
  17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
  18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
  19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
  20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
  21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

Заключение

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

В этой статье мы расскажем о таком явлении как моббинг. Давайте разберёмся, что же это такое?

Моббинг – это часто встречающееся поведение в обществе, в котором оказывается как правило коллективное воздействие на жертву, или группу людей подверженных этому явлению. Будь то какая-то компания, стандартный класс в школе или просто детская площадка, везде можно встретиться с этим давлением. В наше современное время даже появилось понятие – как кибермоббинг — это давление в сети интернет.

Физическое или моральное насилие в любом обществе не приемлемо

Если вы вдруг стали жертвой этого самого действа, то необходимо немедленно перейти к его искоренению. Потому что это в первую очередь подрывает собственную самооценку и урезает ваше развитие как личности. Как противостоять моббингу – читайте в нашей статье.

В чём же причина моббинга на работе? Это связано не только с жертвой, но и с людьми которые являются провокаторами. Как правило могут быть завязаны рабочие моменты и подчинение руководству, услужливость и как правило в некоторых компаниях, не любят таких людей. И придумывают различные способы мести и наказания.

Проявляется моббинг в давлении на этого самого человека. Здесь может быть и необоснованная критика со стороны коллектива, и распространении сплетней, зачастую ложного характера. Часто встречаются насмешки, игнорирование, оскорбления прямо в лицо, запугивания и даже физическое воздействие.

Бывает так же что давление оказывается со стороны начальника на подчинённых, это называют боссмоббингом. Как правило руководитель таким образом хочет повысить собственный авторитет, и упростить подчинение. Как у нас говорят:

«Боятся, значит уважают»

В группу риска могут попасть люди из категории «белые вороны», они просто другие и часто думают что лучше других, без особых на то причин.

Моббинг в школе

Особенно жестоки дети бывают в переходном возрасте

В младших и средних классах очень распространено такое развлечение – как издевательство над каким то одним учеником всем классом. Моббинг в школе – очень часто встречающееся явление. И это неотъемлемая часть развития детей, волей неволей находится человек который не сможет за себя постоять или проявит слабость в какой либо ситуации. Потом конечно будет об этом долго сожалеть. Потому что постоянные насмешки, угрозы, причинение материального вреда, спланированные «приколы» всем классом над одним человеком не дадут ему нормальной жизни. Что же делать в таких ситуациях? Как избавится от моббинга? Об этом чуть ниже.

Я считаю, что школьный моббинг – самый опасный, потому что на этом этапе идёт формирование психики человека. И поступки которые он совершает закладывают внутреннее поведение на следующие этапы жизни. Хотя, вспоминая свой класс, могу привести пример, который опровергает моё же мнение.

У нас в классе был мальчик, над которым все издевались и он ничего не мог с этим поделать очень долгое время. Но встретив его много лет спустя, уже после того как мы все закончили институты и университеты, мнение моё несколько поменялось.

Мы были на одном модном показе, где тот самый мальчик Олег подошёл ко мне, поздоровался и рассказал, что он сейчас дизайнер, всё у него хорошо, он отлично выглядел, с ним была красивая девушка. И Его уже не тревожили те проблемы что остались в прошлом.

Моббинг на работе и в коллективе

Коллеги с более слабым характером могут поддаваться давлению со стороны коллег

Как уже говорилось ранее о моббинге на работе, здесь опасность заключено больше в рабочем процессе. Так как отвлечение на такого рода поведение, говорит о низком уровне развития людей и тут уже должен задуматься работодатель. Ведь потери будет нести в первую очередь он сам.

Снижение эффективности работы сотрудников и все вытекающие из него последствия. Вот чем может грозить это для компании.

Если вы хотите избавиться от моббинга от лица руководителя, но незамедлительно примите ряд мер которые помогут избавиться от данного вида развлечения в коллективе.

Моббинг бывает двух видов – это вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный – это давление со стороны начальства.

Горизонтальный – это давление группы людей внутри коллектива на какое то одно лицо.

Профилактика

Если вникнуть в происхождение этого слова, то мы увидим – моббинг происходит от английского слова – «tomob» что означает — нападать толпой или окружать. Если взять животный мир, то там происходит межвидовая коллективная борьба. То есть это явление генетического характера. На примере ворон, нападающих коллективно на потенциального врага, например кота или прохожего. Но у людей такой вид воздействия проявляется внутри вида, как вы считаете хорошо это или плохо? Террор или травля в коллективе приводит не к самым приятным последствиям.

В России отношение к этому вопросу не так серьёзно, но в Европе, другое отношение – если человек подвергся такому нападению со стороны других сотрудников, то работодатель платит немалые деньги в качестве компенсации пострадавшему. Существуют даже специальные клиники, в которых проводится лечение.

Последствия

Моббинг – это одно из разновидностей эмоционального насилия, наряду с буллингом.

На эту тему даже пишут книги, например – книга «Насилие на работе» была издана в 1998 г. В ней идёт сравнение на том же уровне что и ограбление и изнасилование.

Сами же последствия моббинга в первую очередь скажутся на здоровье человека – как психическом так и физическом. Поэтому нужно отнестись к этому серьёзно. Иначе это может привести к нервным срывам, депрессиям, дезориентации в обществе и другим более серьёзным последствиям.

Все болезни от нервов – считают опытные специалисты, и зачастую люди которые подвергаются таким эмоциональным нападениям постоянно находятся на больничных. Это связано с ослаблением иммунитета, а он в свою очередь ослабляется из за постоянного невроза.

Последствия жестокого обращения с людьми могут быть более серьезными чем неуверенность в себе или депрессия

Вместе с тем падает производительность труда, страдают отношения в коллективе.

Решать вам нужно вам это или нет. Будь вы руководителем, жертвой моббинга или самим моббером.

Как бороться с моббингом?

И вот мы подошли к самому главному, как противостоять моббингу? И как с ним бороться?

В случае возникновения подобных проблем необходимо принимать шаги по противостоянию такому поведению окружающих

В первую очередь, нужно понять саму причину. Не поняв причины, мы можем стучаться о бетонную стену долгие годы. Я думаю это всем понятно.

Если это моббинг в организации, то попробуйте посмотреть на это со стороны, как всё началось и какие ошибки были допущены жертвой. Если это были шутки, сначала безобидные, а потом всё сильнее и сильнее, то здесь нужно в первую очередь, сначала принять это, попробовать посмеяться вместе, а затем, тоже пошутить в ответ. Раз коллективу это нравится, то почему бы и не дать ему то, что он хочет. Но нужно всё обыграть с сарказмом и иронией.

Во вторых – нужно это принять и построить в голове план, желательно сделать на короткий, средний и длинный периоды времени. Постарайтесь оценить свои возможности, на что вы сможете пойти, готовы ли вы дать отпор. Если ситуация критическая, то конечно работу лучше поменять. Как правило на престижной работе такое явление не распространено. Так как все мы люди цивилизованные, и насмешки над более слабыми людьми – это признак недалёкого ума.

Как говорится – всё в нашей голове, и мы способны на что угодно, стоит лишь захотеть!

Как мне в детстве говорил мой дядя:

«Люди в космос летают, а ты уравнение не можешь решить…»

Я думаю это из той же серии.

Попробуйте проявить себя поступками, которые достойны уважения.

В школе, одним из самых простых способов избавления от моббинга является запланированное действие какого либо одноклассника, который имеет хорошую репутацию в классе. Если он заступится за ученика, на которого оказывается давление, его будут только больше уважать, и издеваться над жертвой тоже перестанут. Потому что одному дать отпор тяжело, ведь буллинг это – коллективное влияние.

  1. Если давление оказывается со стороны руководства – бегите из этой «шаражки», ни к чему Вам такое рабочее место;
  2. Если давление со стороны других сотрудников – смотрите по ситуации, сможете ли вы с этим совладать, дать отпор, найти союзника, совершить поступок, который перевернёт ситуацию;
  3. В школе – определите зачинщика, оцените ситуацию, если по силам самостоятельно, то накажите своим методом;
  4. Если самостоятельно не получится, то договоритесь с человеком из класса вам помочь, он от этого только приобретёт, его будут больше уважать, ну а вас перестанут терроризировать.

Грамотное умение управлять поведение других людей помогает достичь больших успехов в жизни и карьере

Вот и всё, спасибо за внимание!

Поступление в школу

Коррупция в школах начинается с приёма детей в первые классы. Такое происходит, в основном, в городах, где есть возможность выбора школы. Многие родители стремятся записать своих детей в лучшие школы, как результат возникает конкурс и желание повлиять на результаты зачисления.

Как это выглядит: любая просьба заплатить «вступительный взнос» при приеме ребенка в первый класс (сумма варьируется от 2000 руб. до 300 000 руб. (и более). Средняя сумма взятки за поступление в престижную районную школу составляет порядка 20 тыс. рублей. Расходы на элитную школу выше на порядок в среднем, от 150 до 250 тыс. рублей.

Способы противодействия:

  1. Вернуться к территориальному принципу набора в школы, когда первоклассник может пойти в школу только в том районе, где он зарегистрирован.
  2. Оставить текущий принцип набора, но разработать новые четко регламентированные правила приема в школу.

Сдача ЕГЭ

Коррупция также коснулась и новой государственной экзаменационной системы ЕГЭ, через которую необходимо пройти, чтобы поступить в университет.

Известно немало случаев подтасовки результатов, фальсификаций, нарушения процедуры его проведения. Причем часто в этом участвуют сами учителя. Они помогают исправить результаты ЕГЭ, подсказывают, открывают информацию и даже порой решают за учеников экзаменационные задания.

Так, в Ростовской области 70 учителей были пойманы с поличным, когда выполняли задания в экзаменационных листах своих учеников. Каждый из них заплатил им по 40000 рублей. Бывают случаи, когда ученики покупают аттестаты напрямую у экзаменационной комиссии.

Способы противодействия:

  1. Строжайший контроль государственных и правоохранительных органов над сдачей ЕГЭ, выборочные проверки, совершенствование технологии проведения экзамена и мониторинг системы.
  2. Введение системы комбинированных экзаменов тесты и устные экзамены.
  3. Сдача ЕГЭ при помощи компьютерных терминалов, исключающих возможность подтасовки на местном уровне.

Школьные поборы

Родителей нередко просят дать денег на приобретение нового оборудования, учебников, покупку продуктов питания или оплату ремонтных работ в учреждении.

Как это выглядит: требование классных руководителей на родительских собраниях внести наличными без каких-либо квитанций крупную денежную сумму на ремонт классов, на их оборудование компьютерной техникой, покупку учебных материалов, книг, мебели, телевизоров, отопление и так далее. Проходящие по заявлениям проверки часто не выявляют коррупционной составляющей, так как родителей вынуждают подписывать бумаги о «добровольности» пожертвований.

Помните, что выплата крупных денежных средств наличными директору или преподавателямявляется нарушением закона . Если вы выплачиваете незначительную сумму денег преподавателю, классному руководителю, например, на билеты в театр, подарки детям и прочие незначительные траты, перед вами должны в любом случае отчитаться, как и куда были потрачены ваши деньги. Существует тонкая грань между коррупцией, поборами в школе и незначительной материальной добровольной финансовой помощью классу (билеты в театр, подарки детям и пр.), которая не нарушает закон.

Варианты противодействия:

  1. Отказ от получения наличных денег и переход к перечислению средств на счета, открываемые для добровольных взносов родительскими комитетами.
  2. Отказ родителей от подписания заявлений о добровольности пожертвований.

Лучшие статьи по теме