Биология для всех
  • Главная
  • Биология
  • "Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!" Внеклассное мероприятие по русскому языку. «Мы сохраним тебя, русская речь?»

"Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!" Внеклассное мероприятие по русскому языку. «Мы сохраним тебя, русская речь?»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Цели : содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.

Учитель: Наш классный час мы посвящаем русскому языку. Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.

Рубрика «Знаете ли вы, что…»

(сопровождается показом иллюстраций).

Учитель: Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому. Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков. В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками. И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

Учитель: Щедрое народное наследство – Я люблю красивый наш язык, Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык. Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь. Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова. В речь и душу каждого народа На правах духовного родства. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком – Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. Я умею говорить по-русски, Потому беседовать могу С братом негром, C докером французским, С другом на кубинском берегу. Наш язык – язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык!

С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин. Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка».

Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.

Рубрика «Игры с русским языком»

1.«Прятки»

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

2. «Беглянка»

Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!

3. «Что за фразеологизм?»

Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.

Я сегодня так устал, что всю ночь спал….

Свои вещи нужно содержать в порядке,….

Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты ….

Лёва …. и начал кричать и топать ногами.

Почему ты не говоришь правду, а всё время ….

Смелым и ….

Я сделал всё правильно и аккуратно так, что ….

4. «Игры с антонимами».

Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.

.едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.

В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.

.дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.

Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.

Ученье - ….., а не ученье - …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Декабрь год …., а зиму …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Подведение итогов.

Продолжите фразы:

Сегодня я понял ….

Сегодня я узнал ….

Сегодня я вспомнил…

Сегодня я поучился…

Учитель: Учите русский - годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда – в нем самом. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! ( А. Ахматова ) Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние. Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.

Ты жеребёнок ещё.

Несуразные вещи.

Покалечилась она.

И дико мне сейчас.

Ябеду не ждал.

Ведь мы летали на метле.

Казнить пленника нельзя помиловать!

Строить здесь нельзя сносить!

Говорить на уроке нельзя молчать!

.едешь, ….будешь.

В одно ухо …., в другое - ….

.дождь растит, ….. гноит.

Волос ….., да ум…..

Ученье - ….., а не ученье - ….

Готовь сани …., а телегу - ….

Декабрь год …., а зиму ….

Цели: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативные умения. навыки исследовательской деятельности, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе.

Оборудование: плакат «Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!» Компьютер, мультимедийный проектор, слайды, видеозапись (опрос прохожих).

Подготовительная работа

Учащиеся разделились на группы, обозначив ряд проблем.

  • I группа подбирает высказывания о языке.
  • II группа проводит лингвистическую экспедицию по городу «Нужно ли говорить правильно?»; задает прохожим вопрос: «Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?
  • II группа проводит эксперимент.
  • III группа проводит акцию «Говори правильно».
  • IV группа проводит исследовательскую работу.
  • V группа исследует работу рекламных агентств, фотографирует названия торговых центров, магазинов, рекламы, готовит слайды.

Затем материал обрабатывается, каждая группа готовит презентацию.

Ход мероприятия

Слайд 1

Учитель.

Если ты хочешь судьбу переспорить
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник. (Слайд 2)
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!

Добрый день, дорогие ребята, друзья русского слова! 2007 год объявлен президентом В.В.Путиным годом русского языка. И сегодня мы посвящаем ему, русскому слову, нашу встречу.

Каждая группа представляет свою работу.

I группа

(Слайд 3)

Ученик (1). Русские писатели, мастера слова восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость.

Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Слайд 4)

Ученик (2). Великий критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат. гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

Ученик (З). «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык» (С.Маршак).

Ученик (4). «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г.Паустовский).

Учитель. Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком? Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS». (Слайд 5) Язык в опасности!

II группа

Ученик. Наша группа провела лингвистическую экспедицию по городу. Прохожим задавали вопрос «Нужно ли говорить правильно?» Все ответили: «Да, нужно говорить правильно!»

Включается видеозапись.

А вот на вопрос «Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?» Ответы были даны разные. (Слайд 6)

И еще нами был проведен эксперимент, в котором и вы сейчас можете поучаствовать. (Слайд 7)

Запишите словами это числительное. Что у вас получилось? (Зачитываются варианты.)

Вот и у прохожих эта цифра вызвала затруднения в произношении.

(Результаты опроса. Слайд 8)

  • в две тысячи седьмом году 15%
  • в двухтысяч седьмом году 75%
  • в двухтысячно седьмом году 10%

75% опрошенных допустили ошибки. Чем это вызвано? Тем, что так говорят почти все. Но ведь эти ошибки повторяются уже седьмой год. Неужели нельзя запомнить?

(Слайд 9)

  • В две тысячи седьмом году.
  • К две тысячи седьмому году.
  • По итогам две тысячи седьмого года.

Это порядковое числительное. При склонении изменяется только последнее слово (седьмой-... седьмого-..., седьмому-..)

III группа

(Слайд 10)

Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Наша группа провела акцию «Говори правильно». В ней приняли участие учащиеся, родители, учителя. Нужно было расставить ударение в следующих словах (Слайд 11) .

Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, звонишь, облегчить, скольких, творог, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр, занята, положил, создали.

Ребята, вы тоже можете принять участие в этой акции, чтобы проверить себя. (Учащиеся расставляют ударение). А теперь послушайте стихотворение. «Между прочим».

Ученица.

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».

Учитель. Может быть, и мы говорим иногда так же, как и герой этого стихотворения.

Ученица читает стихотворение «ТвОрог – творОг».

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?
А может правильнее творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
За полкило творожной массы ».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: « Не осталось!»
Она распродана уже!»

Ученица. Каковы же результаты акции «Говори правильно!» Они огорчили нас. Из 20 предложенных слов – ошибки были допущены – в 8 словах, в 6; в 5 словах.

По результатам акции нами был составлен словарик «Типичные нурлатские ошибки» (Слайд 12)

  • Звонит
  • Баловать
  • Свекла
  • Красивее

Ребята, проверьте себя, нет ли у вас таких ошибок.
- Да, язык наш в опасности. Что же с ним будет в середине или в конце 21 века? (Слайд 13)

Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него чаще.

IV группа

(Слайд 14)

(Слова С.Маршака « Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас»)

Ученик (1). Мы исследовали проблемы засорения русского языка. Почему это происходит?

Наша группа занималась исследованием школьного сленга. Подростки вводят в речь необычные слова: жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику.

Разновидностью жаргонов является молодежный сленг, его употребляют в своей речи и малыши, и подростки.

Идет урок. Контрольная работа. У Марата неоднократно спрашивали «слизать», т.е. списать, на что он отвечал «отвянь», так как у самого ничего не получалось.

Через день на перемене можно было услышать следующее: « Прикинь, мне «4»; « ништяк», «5»-так бурно и образно одноклассники обсуждали полученные за контрольную работу оценки.

На перемене Руслан приглашает Максима в столовую не поесть, а за «хавчиком».

На новогодний праздник Аделя пришла в новом наряде. Действительно, очень красиво. Почему бы так и не сказать! Но со всех сторон несется: «Супер!» «Клево!» «Классный прикид!»

Да, жаргонные слова слышатся и пишутся все чаще. В чем же причина жаргонизации нашей речи? Почему так часто мы употребляем ненормативную лексику?

70% опрошенных на эти вопросы отвечали, что так говорят все, и я буду говорить так же! 20% -утверждали, что так легче общаться, многие слова не понятны взрослым. 10% -отвечали, что им все равно, как говорят.

Сегодня вместо «великолепно» мы кричим «супер», «потрясно».

Нам удалось собрать часто используемые слова в школьной речи. Вот некоторые из них. (Слайд 15-16-17)

Стремно – страшно.
Тормоз – глупый.
Клевый – хороший.

Что самое страшное, такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами. Что же получается, их узаконили. А мы боремся со «словесным мусором» в речи.

Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке.

Ученики читают стихи.

Ученик. Да, все это вызывает улыбку. Но!

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

V группа

Отчет пятой группы сопровождается слайдами

Наша группа наблюдала за тем, как работает рекламное агентство. Нам пришлось походить по городу, понаблюдать за названиями торговых центров, предприятий, изучить рекламы, информационно – рекламный еженедельник «Реал – Курьер». И вот какая картина предстала перед нами. (Слайд 19-25)

Идешь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: кинотеатр приглашает на просмотр фильма под названием «ЖаRа».

Захочется зайти в торговый дом, пожалуйста, «ПерSона» приглашает и предлагает большой выбор товаров. «Эссен» всегда ждет своих покупателей. Что означает слово «Эссен»? Попробуем заглянуть в толковый словарь, но там вы никогда не найдете этого слова, его там просто нет.

Придешь домой, берешь газету, глядь - на первой странице «КурS валют», на другой странице написано TATNEFT , туристическая компания Нурлат Travel предлагает хорошо отдохнуть.

Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Allигатор». Переключаешь канал, идет концерт, на сцену выходит очаровательная девушка и нежным голосом начинает петь. Но тут появляются титры: МакSим. Песня «Нежность». И только теперь понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

Иноязычными словами пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. И, кажется, что с этим нельзя справиться. Но это одно дело. Совсем другое, когда чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. Это же нарушение.

Но почему так делают? Агенты по рекламе используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. Им, кажется, что внимание потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы, что глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. Расчет, вероятно, оправдывается, но какой ценой. Применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка.

Не пришлось бы в близком будущем констатировать этот факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

Учитель. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родными словом.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли».
И этому мы будем учиться.

(Слайд 26)

Ученик. И.С. Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Подготовительная работа:

Форма проведения:

Круглый стол.

Кл. руководитель: Сегодня мы обсудим проблемы «великого, могучего, правдивого и свободного» русского языка. В продолжение тысячелетий народ создавал наш язык. Это один из совершеннейших языков мира. Каждое его слово - результат мыслей и чувств многих поколений.

«Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!», -

писала в суровые годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова. А как сегодня обстоят дела с русской речью, с «великим русским словом»?

(Ответы учащихся и родителей)

Кл. руководитель: О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой -

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".

Ну, ладно б жулик, или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!..

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

"ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".

Ну, ладно б только бюрократ -

Кувшинное тупое рыло.

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

Вот так актер Евгений Весник поделился своей тревогой в «Оде русскому языку». К сожалению, в последние годы строгие нормы нашего родного русского языка игнорируются не только на бытовом уровне, но и в средствах массовой информации, и в государственных учреждениях. На каждом шагу пестрят грамматическими ошибками объявления, афиши и даже статьи в газетах. Нередко по телевизору и радио звучат сленговые, просторечные, вульгарные выражения. Все это не могло не сказаться и на школе, на нас с вами. На каком языке говорим мы сегодня? На каком языке говорят 14 миллионов школьников России?

(Ответы учащихся и родителей)

Безусловно, вы можете возразить, что коверканье языка и употребление сленговых словечек в школьном возрасте - это явление возрастное. C тех пок, как дети стали учиться в школе, они придумывают «свой» школьный язык. Достаточно открыть «Очерки бурсы» Глеба Успенского или «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля, чтобы убедиться — использованием словечек-кодов грешили в школьном возрасте еще прапрабабушки и прапрадедушки. Но этот «особый» язык, уместный в определенной среде и при определенных обстоятельствах, представлял собой элемент игры и не отражался на общем уровне речевой культуры его создателей. А как сейчас? За ответом я обратились к учителям русского языка. Выяснилось, что у 17 % учащихся нашего класса низкий уровень развития речи, у 41 % — достаточный, у 25 % — оптимальный и лишь у 17 % — высокий:

Результат в целом по школе еще более неутешительный: у 30 % учащихся низкий уровень развития речи, у 28 % — достаточный, у 26 % — оптимальный и лишь у 16 % — высокий.

Практически 1/3 учащихся школы не может связно выразить свои мысли. А ведь язык и речь напрямую связаны с мышлением и интеллектом. «Заговори, чтоб я тебя увидел», — сказал Сократ. По тому, как человек говорит, легко определить его умственное развитие, уровень культуры, моральный облик, характер. Деградация языка неизбежно приведет и к деградации личности. Вот почему так важно сегодня защитить свой язык от нахрапистой безграмотности, словарного убожества и штампов. Неслучайно 2007 год объявлен годом русского языка — это проблема государственного значения.

Давайте перечислим негативные явления, которые присутствуют сегодня в речи?

(Ответы учащихся и родителей)

Жил-был этот , как его ,

Ну, значит , и того ,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так ,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать .

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще .

(Э.Мошковская)

(Ответы учащихся и родителей)

(Ответы учащихся и родителей)

Да, действительно, как только мы начинаем следить за тем, что говорим, наша речь становится чище и грамотнее.

(Ответы учащихся и родителей)

Высказывание М. В. Ломоносова : «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».

Иван Сергеевич Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А какие еще высказывания о русском языке вы знаете?

(Ответы учащихся и родителей)

Кл. руководитель Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

К. Д. Бальмонт. "Русский язык"

Вместе с нашей школьной газетой «Антирутин» мы приняли участие в акции «Скажи по-русски!», предлагая жителям нашего города высказать свое отношение к проблеме русского языка, а до этого самостоятельно ответили на вопросы анкеты. Вы стали свидетелями того, насколько тема оказалась близкой и актуальной: число желающих высказать свое мнение и заполнить анкеты значительно превысило количество самих анкет, и бланки оказались исписанными с обеих сторон.

С итогами акции я вас сейчас познакомлю.

Итоги акции «Скажи по-русски!»

Отношение к молодежному сленгу:

36,4 % — отрицательно.

22,7 % — положительно (как же мы без него любимого?! )

36,3 % — равнодушно.

4,5 % — ровно, если эти сленговые слова не являются ругательствами.

Проблему загрязнения русского языка считают серьезной 87,3% опрошенных, остальные 12,7% не видят в этом «ничего страшного». (И правда, что за беда — будем дружно мычать и жестикулировать!)

Методы борьбы за чистоту родного языка (в порядке убывания):

«Штрафы».

«Борьба на государственном уровне, принятие необходимых законов».

«Правильно воспитывать детей».

«Учить в школе русский язык».

«Ограничить бранные слова на телевидении».

«Следить за собственной речью, думать, прежде чем что-то сказать».

«Больше общаться».

«Что есть что?»

Блин — тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке.

Прикол — свая, кол, укреплённые в земле (для причала, привязи).

Абзац — красная строка, отступ в начале строки или текст между двумя такими отступами.

Фишка — фигурка, кружок или кубик для счёта очков, ходов.

Коронка — наружная часть зуба или металлический колпачок, надеваемый на зуб с целью предохранения его от порчи или для укрепления протеза.

Жесть — очень тонкая листовая сталь.

Тема - предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Тачка - ручная тележка (первонач. на одном переднем колесе с двумя длинными ручками).

Баклан - родственная пеликану водоплавающая птица, обычно с чёрным оперением.

Как бы — частица со значением условно-предположительного сравнения.

Типа — производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.

В натуре — то, что существует в действительности.

В принципе — то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки.

На самом деле —- в действительности.

Тащиться — идти или ехать медленно, с трудом.

Парить - подвергать действию пара (для обработки, очистки).

Наш разговор сегодня я закончу словами «Оды русскому языку» Евгения Весника:

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!


Полный текст материала Классный час для учеников и родителей "Мы сохраним тебя, русская речь?.."; 7-11 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ртищевская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области

«Мы сохраним тебя, русская речь»

ученик 9 класса

МОУ «Ртищевская сош»

Руководитель: Семенова Н.Н.,

учитель русского языка и

литературы

План

1. Введение. Народ и язык едины. Обоснование темы. Цели и задачи исследования.

2. Итоги анкетирования в рамках школьного проекта «Русское слово».

3. «Есть слова пострашнее, чем порох…»

4. Из истории возникновения нецензурных слов.

5. Ошеломляющий вывод ученых о влиянии бранных слов на человека.

6. Путь к духовному здоровью

7. Заключение. «Мы сохраним тебя, русская речь…»

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слову. А для этого надо неустанно работать над совершенствованием и обогащением своей речи, бережно относиться к родному языку, понимать, что слово материально. У него есть своя жизнь, своя история, в которой отражается прошлое, настоящее и будущее русского народа. Я очень неравнодушен к современному состоянию родного русского языка, этим и продиктовано мое обращение к исследованию на данную тему.

В годы царствования Петра Первого знание иностранных языков входило в число задач, которые царь ставил перед юношами - «чтобы можно было их от других болванов распознать». Печальная реалия нашего времени - мы общаемся с «иностранцами» - с плохо говорящим на русском языке обществом. Безграмотность становится национальным бедствием. Мы теряем язык. Я обратил внимание, то у летописца Нестора нет слов «народ», «племя», есть только «язык». Народ и язык - понятия нераздельные, как тело и душа. Единственно верный путь процветания народа - понимание и сохранение родного языка. Исчезнет он - исчезнет и нация. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Культура речи - это составная часть общей культуры человека. Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления. Эти вопросы очень актуальны в нашей школьной республике.

Н а дискуссиях, диспутах о русском языке, проводимых в школе, мои сверстники часто задают вопрос: «Не всё ли равно, как говорить? Главное, чтобы тебя понимали!» И мы, как авторы проекта «Чистое слово» терпеливо разъясняем ошибочность и вредность этого тезиса, напоминая прописную истину: нельзя говорить о хорошем плохими словами. Красной нитью в наших мероприятиях проходит высказывание Корнея Чуковского: «Попробуйте хотя бы неделю поговорить на блатном жаргоне – у вас появятся нехорошие мысли, а от нехороших мыслей полшага до плохого поступка…» В рамках названного проекта не раз проводились разного рода конкурсы: сочинений, стенгазет, плакатов, чтецов, связанных с культурой речи, речевым этикетом, этикой поведения в общественных местах, культурой общения в молодёжном коллективе. Мы вместе с учителями боремся за чистое слово, за язык без сорняков и «примесей».Серьезно заставило задуматься над вопросом чистоты русского языка анкетирование учащихся 4 – 11 классов,

Вот каковы его итоги :

    Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?

    никогда – 4%

    редко – 35%

    часто – 61%

    Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

    волнует – 43%

    не волнует – 15%

    никогда не задумывался об этом – 42%

    Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

    свободой слова – 28%

    низким уровнем культуры – 48%

    безнаказанностью за ругань – 24%

    Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что…

    не хватает других, хороших слов – 46%

    это способ самоутверждения в глазах других людей- 40%

    свой вариант: «по-другому меня не поймут» – 14%

    Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

    это бесполезно - 43%

    можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо – 21%

    борьба необходима в любом случае – 36%

    Как бороться со сквернословием?

    системой штрафов – 27%

    воспитанием – 34%

    самовоспитанием – 34%

    свой вариант: «бесполезно» – 5%

    Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

    да - -

    нет – 90%

    свой вариант: «мне всё равно» – 7%

Более обстоятельный анализ вполне откровенных и искренних ответов– тема большого и отдельного разговора. Мы и не ждали от опроса каких-либо сиюминутных результатов. Тем не менее, анкетирование заставило и педагогов и учащихся задуматься над фактическим уровнем своей культуры, образованности, послужило импульсом для повышения требовательности к своей речи, уровню своей грамотности. Результаты непременно будут обсуждены на классных собраниях, хочется надеяться, что это будет способствовать повышению интереса к родному языку, родной культуре, пробудит в классных коллективах желание, стремление внедрить этические нормы взаимоотношений и поведения в целом.

Человек - часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергии которая распространяется в пространстве, в Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, животное встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как ни отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

В рамках проекта мы занимаемся историей возникновения матерных слов. Вот что я нашел в литературе об этом позорном языковом явлении в нашей жизни. Грубые нецензурные слова были внесены в нашу речь не татаро-монголами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” , громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячиу рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на растениях, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

В журнале «Наука и жизнь» за 1992 год я прочитал, что проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. В их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Таковы неопровержимые факты, которые мне удалось найти. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном фоне человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

Бездуховность – вот основная причина как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. До необъятных размеров нужно развить в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора: по какому пути идти? Я бы предложил всем сквернословам хотя бы на месяц отказаться от бранных слов. Уверен, что очень скоро они обретут здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь своих близких. Мне иногда кажется, что я должен стать миссионером, пойти к своим сверстникам и рассказать им о том, что я думаю о нашем подростковом общении, как важно на любом уровне соблюдать его классические нормы. Не думаю, что результаты анкетирования, проведенного в нашей школе, будут сильно отличаться от других. Ф. Абрамов сказал:В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа .

Именно речь, грамотная, красивая, логичная, является тем ручейком, который питает мозг, рождает воображение, создает кладовую памяти, вращает колесо мышления. Ребенок, впитывая слова-образы, постепенно создает для себя картину окружающего мира и выражает свое отношение к нему. И.Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».

В заключение хочется вспомнить бессмертные слова Л.Н.Толстого: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращаясь к своим сверстникам, хочу сказать им, заверить наших учителей:

...Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Навеки.

Глубок смысл этих строк: сохраним слово! Не дом, не жизнь, не родину даже - но: слово. Великое, русское, чистое. Потому что в слове - все. И дом, и жизнь, и родина. И вера.

В слове воплощено духовное богатство народа - вот что необходимо беречь в родном языке. Иначе мы просто выродимся как нация.

Использованная литература

2. Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Просвещение, 1998.

3. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.:, Дет. литература, 1976.

4. Школа чтения. Хрестоматия. Составитель Тихомирова И.И./М: Школьная библиотека, 2006.

5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М., «Высшая школа», 1998.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.

Лучшие статьи по теме