Биология для всех
  • Главная
  • Биология
  • Основные задачи практических занятий. Виды лекций и типы семинарских (практических) занятий Виды методы проведения практических занятий

Основные задачи практических занятий. Виды лекций и типы семинарских (практических) занятий Виды методы проведения практических занятий

– помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

– научить студентов приёмам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчётов, графических и других видов заданий;

– научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;

– упрочить образовавшиеся на лекции связи и ассоциации путём повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины (однообразные стереотипные повторения не приводят к осмыслению знаний);

– формировать умение учиться самостоятельно, т. е. овладеть методами, способами и приёмами самообучения, саморазвития и самоконтроля;

– обеспечивать развитие творческой активности личности студента, его научного мышления и речи; способствовать росту обучающихся как творческих работников;

– проверить знания студентов – средство достаточно оперативной обратной связи.

Требования к практическому занятию

1. Научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой.

2. Не только должно строго чередоваться во времени с лекцией, но и быть с ней методически связанным проблемной ситуацией.

3. Должно готовить обучающихся к очередной лекции.

4. Нельзя ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач: обучающиеся всегда должны видеть связь курса с практикой; больше показывать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и принципиальных научных концепций и положений.

5. Чем ближе лекционные сведения к материалу, рассматриваемому на практическом занятии, тем легче преподавателю вовлечь студентов в творческий поиск.

6. Чёткая согласованность подачи материала на лекции и на практическом занятии как в определении понятий, так и в изложении последовательности отдельных фактов, сокращений, обозначений и т. д.

7. Научить студентов коллективной работе, формировать групповое мышление.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с изучения исходной документации (учебной программы, тематического плана и т. д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия. У преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объёме работ, который должен выполнить каждый обучающийся.

Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.

Требования к подготовке преподавателя к практическому занятию:

– просмотреть текст лекции;

– выделить понятия, положения, закономерности, которые необходимо проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях;

– подобрать вопросы, контролирующие знания на понимание обучающимися теоретического материала;

– выбрать материал для примеров и упражнений;

– подбирая задачи и логические задания, представлять дидактическую цель: какие навыки и умения применительно к какой задаче развивать, каких усилий это потребует от обучающихся, в чём должно проявиться творчество студентов при решении данной задачи;

– выполнить или решить подобранные задачи и тесты самим преподавателем (предварительно решить и методически обработать);

– подготовить выводы из решённой задачи, подготовить итоговое выступление;

– планировать время как для решения простейших, распространённых примеров, так и для более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки;

– поддерживать ощущение увеличения сложности выполняемых заданий, что ведёт к осознанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует познавательную деятельность;

– учитывать подготовку и интересы каждого студента, чтобы студенты были заняты напряжённой творческой работой, и каждый получил возможность проявить свои способности;

– вначале давать студентам лёгкие задачи, которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения способов действий, данных на лекции для осмысления и закрепления; решение задач по образцу;

– затем предлагать задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, предполагающую умение дать анализ целесообразности данного способа действия, высказать свои соображения по поводу условий задачи, гипотез, полученных результатов, т. е. развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся;

– затем предлагать ещё более сложные задачи, т. е. комплексные, предназначенные для контроля глубины изучения материала или курса – вначале требующие отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем – полностью продуктивной (творческой);

– подобрать иллюстративный материал, необходимый для решения задач, продумать расположение рисунков и записей на доске и т. д.;

– создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке плана проведения практического занятия для каждой группы с учётом её подготовленности.

В какой форме целесообразно составить план? В той, наверное, к которой привык сам преподаватель. Он включает общие исходные данные для проведения практического занятия и содержательную часть. Необходимо отметить в плане следующее:

– сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий,

– сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы задать;

– какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности; на что обратить внимание в той или иной задаче;

– как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче (тесту);

– кого опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач;

– какие задачи предложить для решения на местах без вызова к доске;

– какие задачи предложить «сильным» студентам;

– какие задачи задать для самостоятельного решения дома.

(Лекции Соломатиной+ответы прошлых лет серым из Инета)

Семинар

Функции семинара:

· текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов;

· овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения;

· обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера;

· выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.);

· выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже коррекции.

3 типа семинарских занятий:

· Просеминар (1курс) Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.

· Собственно семинар (2-4 курсы). Цель – сформировать у студентов исследовательских подход к материалу.

· Спецсеминар (5 курс). Цель – приучить студентов работать в группах в рамках научной школы

Формы семинарских занятий:

· вопросно-ответная система;

· развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам
плана семинарского занятия;

· устные доклады студентов с последующим их обсуждением;

· обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных от­дельными студентами;

· теоретическая конференция в группе или на потоке;

· семинар-диспут;

· семинар пресс-конференция;

· семинар-панель;

· комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений;

· решение тестовых задач и упражнений, социологических кроссвордов;

· семинар по материалам социологических исследований, прове­денных студентами под руководством преподавателя;

· семинар-видеонаблюдение реальных практик;

· контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением;

· семинар-коллоквиум.



Критерии оценки качества семинарского занятия (С. Кисельгоф)

3) организация семинара;

4) активность студентов;

5) стиль проведения семинара;

6) подготовленность преподавателя и его мастерство;

7) отношение преподавателя к студентам;

8) отношение студентов к преподавателю и к изучаемому предмету.

Метод мозговой атаки (А.Ф. Осборн) - мыслетехнический метод социальной инженерии, направленным на стимулирование творческой активности и сплочение группы.

Учебная игра - разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс.

Социологический турнир - форма занятий, которая придает учебному процессу соревновательный характер, возбуждает у студентов дополнительную энергию и содействует развитию навыков интеллектуальной коллективной деятельности и публичных выступлений.

Лабораторный практикум - практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования.

Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

(Можно еще сказать, что Бордовская, Реан в своей книге Педагогика приводят разные примеры задач и метода «ситуаций» для учеников с целью их душевного, интеллектуального развития)

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Если на лекции основное внимание студентов сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Как правило, практические занятия ведутся параллельно с чтением всех основных курсов. Главной целью практических занятий является усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

По дидактической цели различают практические работы иллюстративные и исследовательские; по характеру деятельности учащегося – количественные, качественные, комплексные; по характеру организации проведения – фронтальные и звеньевые; по содержанию практические работы могут включать различные виды технологических и трудовых операций.

Формы проведения практических занятий:

Лабораторные работы

Семинарские занятия (однако, семинары могут быть направлены и на преимущественно теоретическую подготовку)

Практикумы

Лабораторное занятие – это форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ. Основные дидактические цели лабораторных работ – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, проверка формул, ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с приборами, аппаратурой и другими техническими средствами для проведения опытов. В соответствии с дидактическими целями определяется содержание лабораторных работ: изучение свойств веществ, их качественных характеристик, количественных показателей, изучение устройства и работы приборов, оборудования, их испытание, снятие характеристик и т. д. В отличие от лабораторных работ, семинарские занятия не нацелены на самостоятельную работу. Кроме того, для проведения семинарского практического занятия, чаще всего, не требуется умения обращаться со специальными техническими средствами.

Методы проведения лабораторных работ:

Наблюдение

Измерение и вычисление

Сравнение

Эксперимент

Семинарское занятие – занятие, которое проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе работы над учебной и научной литературой. Организация семинара (если он направлен преимущественно на практическую подготовку) должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия.

Методика проведения семинарских практических занятий:

Решение практических задач

Семинар по материалам исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя, либо других реальных исследований и материалов

Семинар-видеонаблюдение реальных практик

Проведение кейсов

Практикум – вид учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих от студента применения как научно-теоретических знаний, полученных при изучении различных учебных курсов, так и практических навыков, приобретенных на семинарских практических занятиях и лабораторных работах. Проводится практикум обычно в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности. Таким образом, главное отличие практикума от других форм учебных занятий – это его междисциплинарный и комплексный характер. Кроме того, практикум выполняется учащимися по заданию учителя (не под контролем учителя, как лабораторные работы), но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Все виды практикумов в зависимости от дидактической цели и соответствующие методы:

Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания (работа с учебниками, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера)

Закрепление и уточнение знаний (система упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных)

Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач (решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.)

Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации (написание сочинений, рефератов, подготовка докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.)

Таким образом, все виды практических занятий имеют общую цель – усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений и т.п. Они отличаются друг от друга, в основном, только по форме проведения и степени участия в них педагога.

Наряду с семинарскими, в вузе широко используются практические занятия, проводимые в различной форме в соответствии со спе­цифическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин.

Понятию «практическое занятие» нередко придают очень широкое толкование, понимая под ним все занятия, проводимые под руковод­ством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретичес­ких знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине учебного плана. К практическим занятиям относят не только упражнения в решении задач по общенаучным курсам, но и за­нятия по общеинженерным и специальным дисциплинам, лаборатор­ные работы и даже занятия по изучению иностранных языков. Различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебной нагрузки в вузе.

Практические занятия - метод репродуктивного обучения, обеспечи­вающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Раскроем сущность и содержание практического занятия, его организа­цию и планирование.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по ре­шению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция. В связи с этим вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, как их распо­ложить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить, в организации обучения в вузе далеко не праздные. Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель стремится к тому, чтобы это давало целостное представление о предме­те и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.

В системе обучения существенную роль играет очередность лекций и практических занятий. Лекция является первым шагом подготовки сту­дентов к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Аналога лекция среди других видов занятий не имеет. Хотя каждое прак­тическое занятие, будучи занятием в традиционном плане развивающим, закрепляющим и т.д., может активно выполнять функции подготовитель­ного занятия к последующему активному восприятию лекции.



Таким образом, лекция и практические занятия не только должны строго чередоваться во времени, но и быть методически связаны про­блемной ситуацией. Лекция должна готовить обучающихся к практиче­скому занятию, а практическое занятие - к очередной лекции. Опыт под­сказывает, что чем дальше лекционные сведения от материала, рассмат­риваемого на практическом занятии, тем тяжелее лектору вовлечь сту­дентов в творческий поиск.

Однако следует подчеркнуть, что очень серьезно, особенно на пер­вых порах обучения, опасна несогласованность лекций и практических занятий, когда лектор и преподаватель, ведущий практические занятия, рассказывают об одних и тех же вопросах с разных точек зрения, основы­ваясь на разных определениях, сокращениях и обозначениях, а иногда даже на разной последовательности изложения отдельных фактов. Это может запутать обучающихся, нанести тем самым вред усвоению курса, снизить его эффективность, сделать процесс восприятия материала бо­лее трудным.

Практические занятия по любой учебной дисциплине - это кол­лективные занятия. И хотя в овладении теорией вопроса большую и важ­ную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее большое значение при обучении имеют кол­лективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, от­крыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.

Педагогический опыт показывает, что нельзя на практических заня­тиях ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач, построения графиков и т.п. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учеб­ной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает её с практикой жизни. В та­ких условиях задача преподавателя состоит в том, чтобы больше показы­вать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и прин­ципиальных научных концепций и положений.

Цели практических занятий:

помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и
других видов заданий;

научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами,
пользоваться справочной и научной литературой;

формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать метода­
ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Всистеме профессиональной подготовки студентов практические за­нятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятель­ное обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их зна­ния, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выс­тупают важным средством достаточно оперативной обратной связи. По­этому практические занятия должны выполнять не только познаватель­ную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающих­ся как творческих работников.

На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явле­ниям или предметам реального мира, формируются еще непрочные ас­социации и аналогии. Физическая основа практических занятий состоит в упрочении образовавшихся связей и ассоциаций путем повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины.

Повторные действия в процессе практического занятия достигают цели, если они сопровождаются разнообразием содержания учебного материа­ла (изменением исходных данных, дополнением новых элементов в учеб­ной задаче, вариацией условий ее решения и т.п.), рационально распре­деляются по времени занятия. Как известно, однообразные стереотип­ные повторения не приводят к осмыслению знаний.

С учетом выполняемых функций к практическому занятию, как и к другим методам обучения в вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с дру­гими видами учебных занятий и практикой.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия на­чинается с изучения исходной документации (учебной программы, те­матического плана и т.д.) и заканчивается оформлением плана проведе­ния занятия.

На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объеме работ, который должен выполнить каждый обучающийся. Далее можно приступить к разработке содержания практического заня­тия. Для этого преподавателю (даже если он сам читает лекции по этому курсу) целесообразно вновь просмотреть содержание лекции с точки зрения предстоящего практического занятия. Необходимо выделить по­нятия, положения, закономерности, которые следует еще раз проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях. Таким образом, произ­водится отбор содержания, подлежащего усвоению.

Важнейшим элементом практического занятия является учебная за­дача (проблема), предлагаемая для решения. Преподаватель, подбирая примеры (задачи и логические задания) для практического занятия, дол­жен всякий раз ясно представлять дидактическую цель: привитие каких навыков и умений применительно к каждой задаче установить, каких усилий от обучающихся она потребует, в чем должно проявиться твор­чество студентов при решении данной задачи.

Основной недостаток практических занятий часто заключается в том, что набор решаемых на них задач состоит почти исключительно из про­стейших примеров. Это примеры с узкой областью применения, которые служат иллюстрацией одного правила и дают практику только в его при­менении. Такие примеры необходимы, без них не обойтись, но в меру, чтобы после освоения простых задач обучающиеся могли перейти к ре­шению более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки.

Если студенты поймут, что все учебные возможности занятия исчер­паны, интерес к нему будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятие так, чтобы обучающиеся постоянно ощущали увеличение сложности выполняемых заданий. Это ведет к осознанию собственного успеха в учении и положительно моти­вирует их познавательную деятельность.

Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его про­тяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, по­исками правильных и точных решений, чтобы каждый получил воз­можность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планиро­вании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важ­но учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать не­обходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы обу­чающегося. При такой организации практического занятия в аудитории не возникает мысли о том, что возможности его исчерпаны.

Рекомендуется вначале давать студентам легкие задачи (логические задания), которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требу­ющую простого воспроизведения способов действия, данных на лекции для осмысления и закрепления в памяти. Такие задачи помогают контро­лировать правильность понимания обучающимися отдельных вопросов изученного материала небольшого объема (как правило, в пределах од­ной лекции). В этом случае преобладает решение задач по образцу, пред­ложенному на лекции.

Затем содержание учебных задач усложняется. Предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действий, но и дать анализ его целесообразности, высказать свои соображения, относящиеся к анализу условий задачи, выдвигаемых гипотез, полученных результатов. Этот тип задач по отдельным вопросам темы должен развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся.

В дальнейшем содержание задач (логических заданий) снова усложняется с таким расчетом, чтобы их решение требовало в начале отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем - полностью продуктивной (творческой). Как правило, такие задачи в целом носят комплексный характер и предназначены для контроля глубины изучения материала темы или курса.

Выстраивая систему задач постепенно возрастающей сложности, преподаватель добивается усвоения студентами наиболее важных методов и приемов, характерных для данной учебной дисциплины.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и Г изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа - костяк предстоящего заня­тия;

выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, пре­
подаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения, забо­тясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);

решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача,
предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);

подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;

распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

Практическое занятие проводится, как правило, с одной группой, поэтому план на его проведение может и должен учитывать индивиду­альные особенности обучающихся данной группы. Это касается рас­пределения времени, сложности и числа задач, предлагаемых для ре­шения.

Создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке пла­на проведения практического занятия.

В какую форму целесообразно облечь его рабочий план? По-видимо­му, целесообразна та форма, к которой привык сам педагог. Практика работы вузов показывает, что такой план может включать общие исход­ные данные для проведения занятия и содержательную его часть.

В плане проведения практического занятия должны быть даны ответы на следующие вопросы.

♦ Сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий?

♦ Сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы необходимо задать?

♦ Какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности?

♦ На что обратить внимание в той или иной задаче?

♦ Как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче?

♦ Кого нужно будет опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач?

♦ Какие задачи можно предложить для решения на местах без вызова к доске?

♦ Какие задачи предложить «сильным» студентам?

♦ Какие задачи задать для самостоятельного решения дома?

План практического занятия отрабатывается преподавателем на ос­нове определенного замысла, зафиксированного в тематическом плане изучения дисциплины.

Рассмотрим порядок проведения практического занятия. Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопро­сов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и поря­док проведения занятия. Затем иногда полезно на экране в быстром тем­пе показать кадры, использованные лектором на предшествующем заня­тии, и тем самым восстановить в памяти обучающихся материал лек­ции, относящийся к данному занятию.

Затем рекомендуется поставить перед студентами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие. Методически правильно контрольный вопрос ставить перед всей группой, а затем после некото­рой паузы вызывать конкретного студента.

Практическое занятие может проводиться по разным схемам. В одном случае все обучающиеся решают задачи самостоятельно, а преподаватель, проходя по рядам, контролирует их работу. В тех случаях, когда у боль­шинства студентов работа застопорилась, преподаватель может как бы прервать их и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод).

В других случаях задачу решает и комментирует свое решение вызван­ный к доске студент под контролем преподавателя. Но и в этом случае задача педагога состоит в том, чтобы остальные студенты не механичес­ки переносили решение в свои тетради, а проявляли максимум самосто­ятельности, вдумчиво и с пониманием существа дела относились к разъяс­нениям, которые делает их товарищ или преподаватель, соединяя об­щие действия с собственной поисковой деятельностью.

Во всех случаях важно не только решить задачу, получить правильный ответ, но и закрепить определенное знание вопроса, добиться прираще­ния знаний, проявления элементов творчества. Обучающийся должен не механически и бездумно подставлять знаки в формулы, стараясь полу­чить ответ, а превратить решение каждой задачи в глубокий мыслитель­ный процесс.

Основная задача любого педагога на каждом практическом занятии, наряду с обучением своему предмету (дисциплине), - научить человека думать. Именно здесь у преподавателя имеется много возможностей про­явить свой педагогический талант. Он прежде всего должен добиваться знания методов изучаемой науки.

Очень важно приучить студентов проводить решение любой задачи по определенной схеме, по этапам, каждый из которых педагогически целе­сообразен. Это способствует развитию у них определенных профессионально-значимых качеств личности.

Особое место среди практических занятий, особенно в технических вузах, отводится так называемым групповым занятиям, на которых изуча­ют различные образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практи­ческого использования.

Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:

♦ соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;

♦ максимальное приближение действий студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;

♦ поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от зна­ний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;

♦ использование при работе на тренажерах или действующей технике фактических документов, технологических карт, бланков и т.п.;

♦ выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.

Раскроем более подробно сущность, назначение, особенности, по­рядок подготовки и проведения в вузе подобного вида практических заня­тий.

Подготовка преподавателя к практическому занятию на технике начина­ется с изучения исходных документов по организации учебного процесса на кафедре. На их основе у преподавателя должно сложиться представле­ние о целях и задачах занятия, объеме работ, который предстоит выполнить обучающимся, уровень, до которого нужно довести их умения и навыки.

На каждое практическое занятие, как правило, разрабатывается спе­циальное задание обучающимся, призванное обеспечить методическое со­провождение их подготовки к работе на технике. Формы подобных зада­ний могут отличаться друг от друга в зависимости от требований, выра­ботанных в конкретном вузе, дидактических целей занятия, а также осо­бенностей его проведения. Но существуют общие подходы к разработке подобных заданий, на которых следует остановиться подробнее.

Как правило, специальное задание для обучающихся состоит из двух основных разделов и приложения. В первом разделе указываются учебные вопросы, к отработке которых должны быть подготовлены обучающиеся. Вопросы определяются тематическим планом и охватывают содержание работ на всех учебных точках. Во втором разделе указывается, как сту­дентам организовать самостоятельную подготовку к занятию, что изу­чить, что исполнить, к чему быть готовым, на каких учебных точках предстоит работать. Кроме того, указываются общий порядок и место (места) проведения занятия, а также меры безопасности.

Приложениями к заданию оформляются выдержки из руководств, пособий и инструкций (в том числе по технике безопасности), графи­ки работ на учебных точках и другой необходимый справочный мате­риал.

Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.

При формулировании дидактических и воспитательных целей заня­тия, которые приводятся в первом разделе задания, необходимо акцен­тировать внимание не только на привитии студентам умения выполнять что-либо, но и закреплении и расширении их теоретических знаний. Ос­новным содержанием второго раздела является либо расчет учебного времени, либо график работы обучающихся на учебных точках. С учетом конкретных условий (продолжительность учебного времени, количество учебных вопросов или точек), как правило, выделяемое время для отра­ботки учебных вопросов (работы на учебных точках) жестко не связано с продолжительностью академического часа, и в связи с этим не предус­матриваются специальные перерывы между ними. Для отдыха и переклю­чения внимания обучающихся с одного объекта на другой используется время смены учебных точек или перехода от одного учебного вопроса к другому.

В методических рекомендациях руководителю занятия указываются порядок разработки учебно-методических Материалов, определения со­става учебных групп, последовательность смены рабочих мест. Кроме того, в них определяются организация подготовки обучающихся и учебных то­чек к занятию, методика проверки знаний по технике безопасности (про­ведению инструктажа) и соблюдению режима работы технических средств, указываются рациональные методы работы, выполнения опе­раций и действий на технике.

В качестве приложений обычно используются те же документы, кото­рые предусматриваются заданием на практическое занятие.

Рабочим документом преподавателя является план проведения заня­тия. В нем, как правило, отражается краткое содержание (тезисы) всту­пительной части: проверка готовности к занятию, объявление темы, учебных целей и вопросов, инструктаж по технике безопасности, рас­пределение по учебным местам и определение последовательности рабо­ты на них.

В основной части плана выделены последовательность действий обу­чающихся и методические приемы преподавателя, направленные на эф­фективное достижение целей занятия, а также на активизацию познава­тельной деятельности обучающихся.

Параллельно с разработкой учебно-методических материалов произ­водится подготовка техники и учебных мест к отработке практических за­дач, подбору и заказу необходимой документации (схем, бланков и т.п.).

С руководителем учебной лаборатории согласовываются следующие воп­росы: какая техника и к какому времени должна быть подготовлена, ка­кие контрольно-измерительные приборы должны быть на рабочих мес­тах, какие данные должны быть представлены обучающимся на рабочих местах, какой технической документацией их обеспечить и т.п.

Технический состав лаборатории за несколько дней до начала заня­тия в соответствии с общим замыслом проведения проверяет его реали­зуемость на практике. Основной задачей является проверка работоспо­собности техники и соответствие ее технических характеристик установ­ленным нормам, а также проверка наличия и готовности контрольно-измерительных приборов. В ходе проверки фиксируются особенности эк­сплуатации и состояние техники. Результаты проверки докладываются ру­ководителю занятия. По согласованию с ним может проводиться частич­ная корректировка замысла с учетом выявленных особенностей практи­ческого использования техники. Корректировку целесообразно произво­дить для всех учебных групп с отражением сделанных изменений в соот­ветствующей документации.

Практическое занятие в учебных группах может проводиться как од­ним, так и двумя преподавателями с привлечением инженерно-техни­ческого персонала лаборатории. Второй вариант можно считать более предпочтительным с учетом наличия нескольких рабочих мест и необхо­димости индивидуализации обучения.

Раскроем особенности проведения практического занятия на технике.

В начале занятия объявляются его тема, учебные цели и вопросы, осуществляется мотивационная подготовка обучающихся к предстоящей работе. Далее обязательно проводится инструктаж по технике безопас­ности. Преподаватель указывает меры предосторожности и правила безопасности при работе с электроустановками, источниками электромаг­нитных излучений, ядовитыми жидкостями и т.д. Обращается внимание на недопустимость вскрытия блоков, их замены, нарушения порядка выполнения операций по эксплуатации аппаратуры, указанного в эксп­луатационной документации. После инструктажа обучающиеся расписы­ваются в «журнале инструктажа по технике безопасности».

Целесообразно проверить теоретические знания обучающихся по изу­чаемым образцам техники, сформированные на лекциях и в период са­мостоятельной подготовки.

После проверки знаний двух-трех обучающихся преподаватель объяв­ляет порядок проведения занятия. Выполнение всех структурных компо­нентов разбивается на этапы, для осуществления операций каждого эта­па определяется конкретное время. Учебные вопросы, основные этапы занятия, время, выделяемое на их выполнение, рекомендуется записать на доске.

Практическое занятие требует деления учебной группы на подгруппы (бригады). Это деление производится преподавателем накануне согласно заданию. В каждой подгруппе назначается старший из числа наиболее под­готовленных студентов. При этом на доске также целесообразно указать порядок взаимодействия подгрупп при отработке учебных вопросов (рас­пределение по рабочим местам, порядок смены и т.д.).

Основную часть занятия составляет практическая работа на местах. Обучающиеся выполняют действия на технике, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направ­ляет их деятельность на достижение учебных целей.

В процессе занятия руководитель показывает методы, способы и при­емы выполнения действий, объясняет их последовательность, взаимо­связь, предостерегает от характерных ошибок (но не следует чрезмерно увлекаться показом своих действий). В некоторых случаях допускаемые обучающимися ошибки могут быть им хорошим, надолго запоминаю­щимся уроком. Главное, чтобы замеченные ошибки не приводили к на­рушениям техники безопасности, поломкам материальной части, к из­лишним затратам энергии, средств и материальных ценностей.

Для активизации работы целесообразно подготовить несколько про­блемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней студентов.

При организации практического занятия необходимо продумать сис­тему контролирования формируемых уровней знаний, систему оценок, выработать единые критерии для всех руководителей по определению сте­пени овладения нормативными действиями.

В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведе­ния итогов, которые желательно подводить сначала по подгруппам: указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся, - а затем со всей учебной группой. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершен­ствования умений и навыков в период самостоятельной работы.

После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоя­тельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практичес­кое занятие заканчивается.

В интерактивной форме

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения и интерактивных методов в процессе обучения.

Предлагаемое методическое пособие содержит указания изучения дисциплины на основе методов интерактивного обучения, технологический процесс и рекомендации практического применения методов в структуре занятия.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В ходе изучения дисциплины предполагается использование ряда интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

· творческие задания;

· работа в малых группах;

· тестирование;

· разминки;

· дискуссии;

· обратная связь;

На лекционном занятии любой студент должен быть готов участвовать в мини-дискуссиях, задавать вопросы лектору и отвечать на его вопросы по теме лекции. Таким образом, происходит активизация работы на лекциях, которые перестают быть исключительно монологом преподавателя.

Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям заключается в обязательном выполнении студентом всех видов заданий по теме каждого занятия. Студент должен быть готов к ответу на вопросы по плану занятия, надежно усвоить основные понятия и категории, ответить на вопросы для самопроверки и письменно выполнить проблемные задания.

При использовании интерактивных методов преподаватель регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести:

· конкретному обучающемуся:

Опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

Развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

Освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

· учебной группе :

Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

Формирование ценностно-ориентационного единства группы;

Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

Развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

· системе преподаватель - группа

Нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

Формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.

Технология проведения практического занятия

в интерактивной форме

Практические занятия по дисциплине проводятся в форме семинаров и творческих заданий.

План проведения практического занятия:

1.разминка;

2.работа в малых группах;

3.дискуссия;

4.подведение итогов.

1.Разминка

Цель: актуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на практическом занятии.

Задачи:

· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;

· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

Методика осуществления

Вопросы для разминки формулируются по теме занятия. Разминка проводится на практических занятиях перед делением на подгруппы.

Регламент разминки зависит от темы занятий и на практических занятиях может составить 10 – 15 мин., т.е. 2 – 3 вопроса, по 10 – 15 секунд на каждый ответ, обсуждение 5 минут.

При проведении разминки на практических занятиях выявляется степень готовности студентов к объявленной теме. Важным моментом является то, что студенты должны знать, что отвечать на поставленный вопрос придется каждому с кратким обоснованием. При этом ответы «Я согласен с предыдущим ответом», «Мне так кажется», «Мы так решали похожую задачу на предыдущем занятии» и т.п. не принимаются. Встречающаяся здесь трудность состоит в повторении после двух, трёх, максимум четырёх, оригинальных ответов уже сказанного. Все равно правильный ответ будет окончательно сформулирован на этапе подведения итогов.

1. Работа в малых группах

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Цель: продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.

Задачи:

· Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.

· Формирование ценностно-ориентационного единства группы.

· Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

Методика осуществления

Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться

в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.

Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Каждая малая группа прорабатывает творческое задание в течение отведенного времени и готовит выступление с испольэованием наглядного материала (схем, таблиц, рисунков) представленного в форме презентации.

Заслушиваются выступления, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию.

2. Дискуссия

После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.

Дискуссия предусматриваетобсуждение вопроса или группы связанных вопросов с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность.

Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.

3. Подведение итогов

Преподаватель дает оценочное суждение о работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.


РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Вопросы для обсуждения:

1.Экономическая заинтересованность предприятий и предпринимателей в создании безопасных технологий и средств производства.

3. Анализ и оценка опасностей в сфере труда.

4.Социальная и экономическая эффективность охраны труда.

5.Формирование социального и экономического эффекта.

ТЕМА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Задание 1. Определение износа и остаточной стоимости пропорциональным методом.

Остаточную стоимость машин в данном случае рассчитывают по методике, при использовании которой износ определяют пропорционально сроку службы машины или детали.

Расчет ведут по формулам

где - стоимость машины первоначальная;

Иф - экономическая оценка физического износа машины или потеря стоимости, у.е.;

t - фактический срок использования машины на момент определения износа, лет, га, км, мото-ч.;

Т - амортизационный (нормативный) срок службы в тех же единицах;

СИ ф - степень износа, %;

С л - стоимость машины ликвидационная.

Определение остаточной стоимости деталей и машинпроводится поформуле:

C oc = C пн - И Ф,

где С ос - стоимость остаточная, у.е.

Порядок выполнения задания

1. Выбрать вариант задания из таблиц 1, 2.

2. Определить износ и остаточную стоимость детали.

3. Определить износ и остаточную стоимость машины.

4. Построить график зависимости износа и остаточной стоимости от срока службы.

5. Проанализировать результаты расчетов, сделать выводы.

Исходные данные (А): Определить износ и остаточную стоимость детали через 150, 250, 350 и400тыс. км. Первоначальная стоимость детали Спн у.е., полный ресурс - 450 тыс. км; ликвидационную стоимость равна нулю.

Таблица 1 - Варианты задания

Исходные данные (В) : Трактор первоначальной стоимостью Спн тыс. у.е.прослужил n лет и выработал за это время t тыс. мото-ч.; на момент выбраковки стоимость всех пригодных для дальнейшего использования материалов составляет 15 % первоначальной стои­мости, а затраты на доставку - 4 %; полный ресурс трактора до списания – 11 тыс. мото-ч. Определить износ и остаточную стоимость трактора.

Таблица 2 - Варианты задания

Показатели Варианты
Спн
n
t

Задание 2. Сравнительная оценка способов начисления амортизации

Единой методики проведения практических занятий не существует, каждое учебное заведение использует собственные разработки. Однако основных положений придерживаются все. Проводят практическое занятие преимущественно в такой последовательности: вступительное слово преподавателя, объяснения непонятных студентам вопросов, запланирована практическая часть, завершающее слово преподавателя.

Для каждого занятия чрезвычайно важной является вступительная часть. Чем она более динамична, тем быстрее студенты настроятся на восприятие новой дисциплины и будут готовы к творческой работе. Важное напоминание основных требований, правил на занятии, объявления задание на следующее занятие с короткой аргументацией. Это следует делать с учетом того, что в начале занятия студенты внимательны и сконцентрованиши.

Преподаватель напоминает студентам цели и задачи занятия, определяет формы работы на уроке, время на проведение отдельных видов деятельности, то есть предоставляет занятию конструктивно прагматичный характер, привлекает аудиторию.

Иногда практические занятия начинают с короткого обобщения главных научно-теоретических положений, которые должны служить исходным моментом в работе студентов. Чаще всего это делает преподаватель, поскольку определить самое важное, точно сформулировать научно-теоретические положения или охарактеризовать методы работы студенту не всегда удается. Однако иногда такое обобщение поручают делать студентам, заранее предупредив их об этом.

После обобщения преподаватель должен дать ответы на отдельные теоретические вопросы, возникшие у студентов в процессе подготовки к занятию. Важно, чтобы этот процесс не затянулся. Преподаватель в таком случае может также предложить студентам обратиться к учебнику, учебного пособия, перенести объяснения на консультацию. Действия преподавателя зависят от сложности вопроса, наличии литературы.

После освещения теории вопроса переходят к собственно практического занятия. Обычно по каждой теме лекционного курса на практические занятия выносят индивидуализированные темы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту шире применить полученные знания, а с другой - подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Для преподавателя такие комплексные задачи служат также способом проверки уровня усвоения учебного материала студентами.

Однако, индивидуализируя задачи, преподаватель должен установить определенный средний уровень, который бы соответствовал задачам высшей школы и непрерывно от занятия к занятию по мере педагогической целесообразности рос. При этом студент должен чувствовать шаг за шагом повышения уровня своей подготовки. Иначе практические занятия будут ему неинтересными. Индивидуализируя задачи, необходимо сохранять целостность системы практических занятий, их взаимосвязь и последовательность, рассматривать их как единое целое, подчиненное содержания лекций. Каждое занятие должно представлять собой тематически завершенную звено учебной программы.

Несмотря на то, что на подведение итогов занятия нужно 3-5 минут, преподаватель может заранее спланировать время на рассмотрение каждого вопроса, проблемных заданий, упражнений, ситуаций, то есть соблюдать регламент, дисциплинирует студентов, приучает к экономии времени. Отсутствие регламента разрушает схему занятия, приводит к потере логики, взаимосвязей.

Практические занятия должны быть разнообразными. Если студенты поймут, что все их учебные возможности исчерпаны, то резко снизится уровень мотивации. Необходимо организовывать практические занятия так, чтобы студенты чувствовали рост сложности задач, приводило бы положительные эмоции от собственного успеха в обучении, способствовало бы творчества, поискам.

Важное значение в процессе практических работ имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал. Поэтому при разработке задач и плана практического занятия следует учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта, не удручать самостоятельности и инициативы студентов.

В процессе подготовки и проведения практического занятия выделяют (В. Литвинюк) пять этапов.

На первом этапе преподаватель отвечает на вопросы, которые возникли у студентов в процессе выполнения их индивидуальных домашних заданий. Иногда на вопросы отвечают специально организованные группы студентов. Поэтому все студенты сдают свои домашние задания. их проверку осуществляют следующим образом: вызванным к доске двум-трем студентам предлагают выписать из домашнего задания определенную решенную задачу или пример. Студент в течение 5-7 минут характеризует основные моменты. Это приучает студентов к четкости и последовательности ответа. Допущены ошибки сразу же исправляют. Другие студенты в это время решают предложенные преподавателем новые задачи.

Второй этап - проверка теории. Студенты пишут небольшую контрольную работу продолжительностью 8-10 минут. Оценку ее объявляют на следующем занятии. Проводят также опрос с формулировки определений и теорем.

На третьем этапе преподаватель объявляет тему нового занятия, его цели и значение в курсе. Первая задача, которую решают по этой теме, является типичной и рассматривается в качестве примера. После анализа задачи к доске вызывают студентов. Цель этого этапа состоит в том, чтобы научить студентов математического метода решения задач по теме, убедиться, ицо большинство студентов тему усвоили. Ответы студентов, которые работают у доски, следует оценивать.

Четвертый этап длится 2-4 минуты. Это объявление домашнего задания: тема практического занятия с детальным планом. Индивидуальное домашнее задание состоит из двух частей: первая - задачи по изученной теме, объем которых не превышает 70% от решенных в аудитории, вторая - проверка домашнего задания другого студента из предыдущей темы с целью повторения изученного.

Пятый этап является завершением практического занятия. На этом этапе преподаватель дает самостоятельную работу по изученной теме. При написании самостоятельной работы возможные беседы студентов между собой. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Активность студентов на практических занятия, растет при условии, что их деятельность осуществляется в процессе поиска путей дополнительного усвоения теоретических знаний. В них формируются практические навыки и умения в области решения прикладных задач, построения схем, графиков, чертежей, выполнение расчетно-графических задач, закрепляются и совершенствуются уже имеющиеся умения, развивается способность самостоятельно использовать весь багаж знаний для совершенствования определенных действий и тому подобное.

В учебном процессе используются две формы проведения практических работ:

Фронтальная, при которой после выкладки на лекции теории все студенты группы выполняют одновременно одну практическую работу на одинаковом оборудовании; в таком случае имеется единый план и одинаковая последовательность действий для всех студентов группы;

Индивидуальная, при которой студенты группы, разделены на бригады, выполняющие разные по тематике, содержанию и планом практические работы. К такой форме прибегают при отсутствии надлежащей материальной базы для реализации фронтальной работы студентов.

Обе формы проведения практических занятий имеют преимущества и недостатки. К преимуществам фронтальной формы проведения

практических занятий ученые (Б. Мокин, В. Папьев, А. Мокин) относят:

Непосредственная связь с изученным учебным материалом, способствует формированию практических умений и навыков; реализуется принцип систематичности и последовательности;

Благоприятные условия работы преподавателя: фронтальный инструктаж перед работой и в процессе ее выполнения; подготовка учебно-материальной базы, контроль за ходом работы, проверка его результатов, возможность обсуждения результатов работы группы на текущем или следующем занятии.

К недостаткам фронтальной формы проведения практических работ эти ученые относят:

Простое оборудования (приобретение сложного оборудования, то есть 25-30 однотипных комплексов для одноразового использования в группе нецелесообразно экономически, а также создает сложности по их размещению в лаборатории)

Возможность возникновения психологического дискомфорта у студентов в случае если по каким-то причинам перед практическим занятиям не состоялась начитка теоретического материала.

Единственным преимуществом индивидуального практикума является возможность -использование сложного современного оборудования, которое вуз имеет в одном экземпляре, а основным недостатком является то, что некоторые практические работы студенты должны выполнять тогда, когда им по тематике этих работ еще не было подано теоретического материала и его нужно изучить самостоятельно.

Итак, фронтальную форму проведения занятия можно использовать для работ ознакомительного или познавательного характера, а для более сложных практических работ, которые требуют значительных затрат времени и использования дорогостоящего оборудования, целесообразно проводить практические работы в форме индивидуального практикума циклического характера, при котором студенты работают на одном и том же оборудовании бригадами по графику, что позволяет выполнить все запланированные работы, предусмотренные учебной программой.

На практических занятиях студентам следует придерживаться принципа максимальной самостоятельности. Они должны самостоятельно выполнить работу, оформить протокол и дать интерпретацию результатов. Конечно, при возникновении существенных трудностей в процессе работы студенты могут консультироваться у преподавателя.

Оценки, полученные за отдельные практические занятия, преподаватель учитывает при выставлении итоговой оценки по дисциплине. Оценка работы студентов в процессе занятия способствует контролю и активизации учебно познавательной деятельности.

Каждое занятие целесообразно заканчивать кратким выводом и рекомендациями преподавателя относительно дальнейшей работы. В таком случае практические занятия вместе с лекциями способствовать созданию перспективы в работе студентов.

Важное значение для практических занятий имеет использование активных методов обучения: неимитацийних (дискуссии, экскурсии, выездные занятия), имитационных неигровых (анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, разбор документации, действия по инструкции), имитационных деловых, ролевых игр, игрового проектирования.

Эффективность практического занятия во многом зависит от умения преподавателя владеть вниманием студентов, внедрять элементы состязательности между ними, осуществлять дифференцированный подход при подборе групп для совместной деятельности на практических занятиях, обеспечивать прямое руководство (планирование, специальное конструирование задач, контроль) и опосредованное (влияние на мотивы, установки, цели студента).

Лучшие статьи по теме