Биология для всех
  • Главная
  • Биология
  • Симонова информационная теория эмоций. «Информационный подход» (в философии) и «информационная теория эмоций» П.В

Симонова информационная теория эмоций. «Информационный подход» (в философии) и «информационная теория эмоций» П.В

К разряду когнитивистских может быть отнесена и информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход В. П. Симонова был реализован в формуле

Э = f[П, (И п - И c), ...],

Э – эмоция, ее степень, качество и знак;

П – сила и качество актуальной потребности (потребность также имеет свой знак; потребность, вызывающая мотивационное возбуждение, имеет отрицательный знак. – Е. В.);

(Ип - Иc) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта;

Ип – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;

Иc – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Теория дифференциальных эмоций Томкинса

В своей теории американский психолог Сильван Соломон Томкинс (1911-1991) рассматривает специфику отдельных эмоциональных переживаний. Теория допускает существование десяти основных (фундаментальных) эмоций. Они имеют: 1) специфический нервный субстрат, 2) характерные нервно-мышечные комплексы, 3) отличное от других феноменологическое качество. Для различения эмоций необходим учет этих трех факторов. Ниже приводится краткая характеристика основных эмоций.

1. Интерес-волнение - положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлеченность и любознательность по отношению к объекту интереса.

2. Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Радость - максимально желаемая эмоция, однако, скорее, является побочным продуктом действий и условий, чем результатом стремления испытать ее; состояние радости связано с чувством уверенности и собственной значимости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление способствует освобождению от предыдущей эмоции и направляет на объект, вызвавший удивление, все когнитивные процессы.

4. Горе - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. - Переживая страдание человек падает духом, чувствует одиночество, недостаток контактов с людьми, жалость к себе.

5. Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Гнев связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, чувством храбрости и уверенности в себе.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение вызывает стремление избавиться от чего-либо или кого-либо.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Презрение может служить средством подготовки к встрече с опасным противником; связано с чувством собственного превосходства; “холодная” эмоция, ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым эта эмоция относится. Гнев, презрение и отвращение часто идут рука об руку и поэтому называются враждебной триадой.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое информацией о реальной или воображаемой опасности; связан с неуверенностью и дурными предчувствиями.

9. Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Стыд вызывает желание спрятаться, исчезнуть; может быть связан с чувством бездарности.

10. Вина связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за любых ошибок, а чувство вины возникает при нарушениях морального, этического или религиозного характера в ситуациях, в которых субъект чувствует свою личную ответственность за происходящее.

Фундаментальные эмоции, образуя устойчивые сочетания, приводят к образованию всевозможных аффективных комплексов типа тревожности, депрессии, любви и враждебности.

В теории Томкинса шесть аффектов представляют собой биологическое наследие и имеются и животных. К ним относятся: интерес, радость, удивление, горе, гнев, страх. Остальные аффекты появляются эволюционно позже.


Лекция 14. Эмоции и личность

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга своей эмоциональностью и общей эмоциональной направленностью.

Эмоциональность личности.

1. Эмоциональность - это совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т. П. Качественные характеристики эмоциональности выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

К основным компонентам эмоциональности относятся: эмоциональная возбудимость, эмоциональная отзывчивость, сила эмоций, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность.

Эмоциональная возбудимость , под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители.

При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность, тревожность.

Тревожность – это склонность к переживанию тревоги в угрожающей ситуаци, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Она характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. В отличие от страха, предмет которого всегда ясен, тревога не имеет такого предмета. Тревога вызывается неопределенной угрозой.

К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость , восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия – социальные события общение, окружающих людей. Эмоциональная отзывчивость на переживания другогочеловеканазывается эмпатией. Человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как его устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

Сила эмоций. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными. От силы эмоций зависит энергизация деятельности.

Эмоциональная устойчивость - сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, обеспечечивающие к стабильность деятельности.

Эмоциональную устойчивость субъекта определяют два фактора: 1) латентное время появления эмоционального состояния (чем позднее появляются эмоции, тем выше устойчивость); 2) сила воздействия, необходимая для вызова эмоциональной реакции (чем больше должна быть сила такого воздействия, тем выше эмоциональная устойчивость).

Эмоциональная лабильность - подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнить отношения с окружающими, так как личность проявляет себя как импульсивная, реактивная, плохо управляющая собой и своими состояниями.

Лабильности противопоставляется эмоциональная ригидность , которая характеризуется инертностью эмоций, трудностью переключения с одних эмоций на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных ситуаций и обстоятельств человек продолжает переживать вызванные ими эмоции;

Информационная теория эмоций П.В. Симонова

Оригинальную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов (1966, 1970, 1986). Он считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П.В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»:

Э = - П (Ин - Ис),

где Э – эмоция; П – потребность; Ин – информация, необходимая для удовлетво­рения потребности; Ис – информация, которой субъект располагает в момент воз­никновения потребности.

Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции, так как произведение

Э = 0 (Ин - Ис) тоже ста­новится равным нулю. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин - Ис) = 0, т.е. если человек обладает необходимой для удовлетворения потреб­ности информацией (Ис = Ин). Важность разности (Ин - Ис) Симонов обосновы­вает тем, что на ее основании строится вероятностный прогноз удовлетворения по­требности. Эта формула дала Симонову основание говорить о том, что «благодаря эмоциям обеспечивается парадоксальная на первый взгляд оценка меры незнания» (1970, с. 48).

В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоко­вероятных событий (т.е. на то, что в прошлом чаще встречалось). Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмо­ций.

Однако в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение по удовлетворению потребности, нуж­на другая тактика реагирования на сигналы. Отрицательные эмоции, как пишет Си­монов, возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Например, эмоция страха и тревоги развиваются при недостатке сведений, необходимых для защиты, т.е. при низкой вероятности избегания нежелательного воздействия, а фрустрация – при низкой вероятности достижения желаемой цели.

Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувстви­тельности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагиро­ванию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рас­сматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирова­ние на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно и незакономерно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игно­рирование которого может стоить жизни.

Все эти рассуждения П.В. Симонова вряд ли могут вызвать серьезные возраже­ния. Дело, однако, в том, что он пытается все случаи возникновения эмоций «вогнать в прокрустово ложе» своей формулы и признает свою теорию единственно верной и всеобъемлющей.

Достоинством своей теории и основанной на ней «формулы эмоций» Симонов (1970) считает то, что она «категорически противоречит взгляду на положительные эмоции, как на удовлетворенную потребность», потому что в равенстве Э = - П (Ин - Ис) эмоция окажется равной нулю при исчезновении потребности. С его точки зрения, положительная эмоция возникнет только в том случае, если поступившая информация превысит имевшийся ранее прогноз относительно вероятности достижения цели – удовлетворения потребности, т.е. когда Ис будет больше Ин. Тогда, например, спортсмен, при истинности этого постулата, в случае успеха, т.е. удовлетворения потребности стать победителем соревнований или побить рекорд, не должен испытывать никаких эмоций, если этот успех им ожидался. Радоваться он должен только успеху, т.е. когда прогноз был хуже, чем получилось. В противном случае у человека не будет ни радости, ни торжества, если он окажется у цели, достижение которой за­ведомо не вызывало сомнений. И действительно, чего, например, радоваться спорт­смену – мастеру, победившему новичка?

Таким образом, П.В. Симонов пытается опровергнуть теорию «редукции драйва» западных психологов (Hull, 1951 и др.), согласно которой живые системы стремятся к уменьшению потребности, а устранение или уменьшение потребности приводит к появлению положительной эмоциональной реакции. Выступает он и против взгля­дов П.К. Анохина, который, по существу, придерживается теории «редукции» при изложении своей «биологической» теории эмоций.

По Анохину (1976), «положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия... точно совпадает с аппаратом акцептора действия». Наоборот, «несовпа­дение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ведет к возникновению отрицательной эмоции».

С точки зрения Симонова, удовлетворение витальных потребностей, устраняя отрицательные эмоции, лишь способствует появлению положительных эмоций, но не вызывает их. Если под влиянием отрицательной эмоции человек или животное будут стремить­ся к скорейшему удовлетворению обусловившей данную эмоцию потребности, то с положительной эмоцией все обстоит гораздо сложнее. Поскольку ликвидация по­требности неизбежно ведет к исчезновению положительной эмоции, «гедонический принцип» («закон максимизации») побуждает человека и животное препятствовать отсутствию потребности, искать условия ее поддержания и возобновления. «Поло­жение парадоксальное с точки зрения теории редукции влечения», – пишет Симо­нов (1970) .

Отмечая различия между положительными и отрицательными эмоциями, Симонов указывает, что поведение живых существ направлено к минимизации воздействий, способных вызвать отрицательные эмоции, и к максимизации положительных эмоциональных состояний. Но минимизация имеет предел в виде нуля, покоя, гомеостаза, а для максимизации, считает он, такого предела нет, потому что теоретически он представляет собой бесконечность. Это обстоятельство, полага­ет Симонов, сразу же исключает положительные эмоции из сферы приложения тео­рии «редукции драйва».

Критический анализ теории П.В. Симонова. Начало серьезному критическому рассмотрению теории П.В. Симонова положил Б.И. Додонов (1983). Правда, значи­тельная часть его критики направлена против данных П.В. Симоновым уничижительных оценок заслуг психологии в изучении эмоций. Но все же, несмотря на некоторую горячность в отстаивании приоритета психологии по ряду моментов, Додонов дает и конструктивную критику. Он справедливо отмечает, что «формуле эмоций» ее автор дает ряд несовпадающих толкований, прежде всего, потому, что он вольно обращается с такими понятиями, как «информация», «прогноз», «вероятность», заимствованными из кибернетики, что привело к искажению понимания их сути и связанных с ними закономерностей.

Все эти, казалось бы, мелкие неточности приводят людей, придерживающихся четкого понимания кибернетической терминологии, к непониманию того, что хочет сказать П.В. Симонов. Именно неоднозначность трактовки Симоновым «формулы эмоций» и самой теории позволяет ему, как справедливо отмечает Додонов, легко парировать всякую критику в свой адрес. Додонов также находит логические несовпадения в ряде приводимых Симоновым примеров.

Поскольку многие моменты теории Симонова остались вне поля зрения Додонова, критическое рассмотрение этой теории и «формулы эмоций» дано и в одной из работ (Ильин, 2000). Эта критика осуществлена по двум направлениям. Пер­вое – это теоретические позиции П.В. Симонова, отразившиеся в его «формуле эмо­ций».

Слабости этой позиции относительно возникновения эмоций, особенно положи­тельных, видны невооруженным глазом. «Формула эмоций» не только не обладает указанным Симоновым достоинством, но и противоречит здравому смыслу и реаль­но наблюдаемым фактам.

Прежде всего следует остановиться на положении, что «нет потребности – нет и эмоции». С этим трудно спорить, если иметь в виду изначальное отсутствие потребности. Од­нако отсутствие потребности и исчезновение потребности при ее удовлетворении, т.е. достижении цели – психологически разные ситуации. Особенно это касается социальных потребностей. Одно дело – первоначальное отсутствие потребности, а отсюда – и отсутствие процесса мотивации, наличия цели. Нет их – нет повода и для возникновения эмоции. Другое дело, когда в результате имевшейся потребности и развернувшегося мотивационного процесса достигается обусловленная ими цель. В данном случае удовольствие возникает вследствие устранения потребности, а не ее отсутствия.

Вопреки утверждениям Симонова люди испытывают радость и при ожидаемом успехе, т.е. при удовлетворении своих потребностей (желаний). Симонов сам отме­чает, что «неудовлетворенная потребность необходима для положительных эмоций не менее, чем для отрицательных» (1981). А это значит, что главное в возникно­вении эмоций – не недостаток или избыток информации, которой обладает человек, и даже не наличие потребности, а значимость ее удовлетворения для субъекта .

Так, в ряде случаев наличие социальной потребности (необходимости что-то делать) и от­сутствие для этого возможностей не только не вызовет отрицательную эмоцию, но приведет к положительной эмоции. Достаточно вспомнить, как радуются школьни­ки, когда из-за болезни учителя срывается урок. И совершенно по-другому отнеслись бы школьники к срыву урока в том случае, если бы речь шла о консультации к пред­стоящему экзамену.

Ряд неясностей возникает и по поводу «избыточной информации». Зачем она нужна, если для удовлетворения потребности достаточна Ис, равная Ин? Почему шахматист должен радоваться только в том случае, если у него есть несколько вари­антов постановки мата; разве он не может радоваться только одному пути достиже­ния цели, найденному им?

А что такое «избыточная информация»? Та, которая не нужна уже для достиже­ния цели или построения прогноза? А если она нужна для прогноза, то почему она «избыточная»? И не может ли случиться так, что эта «избыточность» (например, наличие многих равноценных вариантов достижения цели) только помешает шахма­тисту достичь успеха, так как он начнет выбирать из них лучший и попадет в цейт­нот? В результате вместо положительной эмоции информационная избыточность вызовет отрицательную эмоцию.

Об этом пишет и Симонов: «Эмоции целесообраз­ны только в ситуации информационного дефицита. После его ликвидации эмоции могут стать скорее помехой для организации действий, чем фактором, благоприят­ствующим их эффективности» (1970). Поэтому в определенных условиях до­стоинства эмоций диалектически превращаются в их недостатки. Из этого высказы­вания Симонова должно следовать, что при избыточной информации возникающие положительные эмоции безусловно вредны для организации поведения человека. В чем же тогда их роль? Понять все эти противоречивые высказывания трудно.

Кроме того, во многих случаях положительный эмоциональный фон на предстоя­щую деятельность (азарт) возникает как раз в связи с неопределенностью прогноза вследствие недостатка или вообще отсутствия информации. С другой стороны, опыт­ному шахматисту, обладающему «сверхинформацией», скучно играть с новичком. Как пишет Симонов, «стремление к сохранению положительных эмоций диктует активный поиск неопределенности, потому что полнота информации "убивает на­слаждение"» (1970) .

В более поздней работе Симонов (1987), полемизируя с Додоновым относительно того, являются ли эмоции ценностью, обсуждает случаи, когда человек испытывает положительные эмоции от ситуации риска. «Субъект наме­ренно создает дефицит прагматической информации, низкую вероятность достиже­ния цели, чтобы в финале получить максимальный прирост вероятности...» [с. 82]. Странно, однако, что, утверждая это, автор не замечает, что он вступает в противоре­чие со своей формулой эмоций, согласно которой положительная эмоция возникает вследствие избыточности информации.

И разве не противоречит он себе, когда пишет: «Нужно до конца уяснить себе, что эмоции есть лишь вторичный продукт скрывающихся за ними потребностей, лишь индикаторы степени их удовлетворения» (1981). Под­черкну, что речь не идет о том, что эмоции являются индикаторами вероятности удовлетворения потребности, на чем настаивает автор; речь идет о степени ее удов­летворения. Разве после таких заявлений логично отвергать теорию редукции драйва?

Признавая наличие сложных, бимодальных эмоций, в которых присутствуют как положительные, так и отрицательные переживания человека («Мне грустно и легко, печаль моя светла...»), Симонов далее не пытается объяснить их с точки зрения «фор­мулы эмоций». Да и как это сделать, ведь не может же у человека быть одновременно и дефицит, и избыток прагматической информации. Правда, он пытается объяснить двойственность переживаний тем, что у человека сразу актуализируется несколько потребностей с разной вероятностью их удовлетворения, но это лишь общая фраза, никак не раскрываемая автором.

В связи с развернувшейся полемикой Симонов пишет: «...мы каждый раз подчер­киваем, что наша формула представляет структурную модель, в предельно краткой и наглядной форме демонстрирующую внутреннюю организацию эмоций» (1981).

Но и в понимании формулы как структурной модели, показывающей внутреннюю организацию эмоций, Симонов опять не точен. С одной стороны, он утверждает, что эмоции и потребности – это разные феномены. С другой стороны, называя свою формулу структурной, он тем самым включает потребности (да и информацию тоже) в структуру эмоции.

Так, он считает, что основными составляющими эмоциональных реакций яв­ляются «сила потребности и прогностическая оценка эффективности действий, на­правленных на ее удовлетворение» (1970). Что последнее утверждение Симо­нова не случайно, подтверждается и его фразой «трансформация потребности в эмо­циональное возбуждение» (1970); подчеркну, что речь идет не о появлении эмоционального отклика (возбуждения) при возникновении потребности, а о транс­формации (преобразовании, превращении) последней в эмоцию .

В другой своей ра­боте он снова повторяет, что «...формула наглядно воспроизводит сложную внутрен­нюю структуру эмоций, взаимозависимости эмоций, потребности и вероятности ее удовлетворения...» (1987). Хотя в этой же работе у него можно найти и точное высказывание относительно соотношения эмоции, потребности и вероятностного прогноза: «В отличие от концепций, оперирующих категориями "отношение", "зна­чимость", "смысл" и т.п., информационная теория эмоций точно и однозначно опре­деляет ту объективно существующую реальность, тот «эталон», который получает субъективное отражение в эмоциях человека и высших животных: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения».

На самом же деле соотношения между эмоцией, с одной стороны, и потребностью и информацией – с другой, не структурные, а функциональные, и поэтому более пра­вильная формула та, которую сам Симонов (1970) представил в общем виде:

Э = f(П, ΔИ…),

где ΔИ = Ин - Ис.

Эта формула обозначает только зависимость величины эмоций как от величины потребности, так и от дефицита или избытка информации, и ничего больше. Об этом он сам пишет совершенно четко: «эмоция есть отражение мозгом человека и живот­ных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического, ранее приобретенного индивидуального опыта» (1981). Следует отметить, что в дан­ном случае он говорит лишь об отражении мозгом потребности и вероятности, а не о том, что та и другая являются структурными компонентами эмоции .

Из последней формулы уже не обязательно следует, что если (Ин - Ис) равно нулю, то эмоции нет. Она может либо иметь место, либо нет. Кроме того, из определения эмо­ции, данного Симоновым, следует, что обозначаемая им зависимость эмоции от потреб­ности и информации имеет только одностороннее направление – от причины (потреб­ность и информация) к следствию (эмоция), но вовсе не следует, что между эмоциями, потребностями и вероятностью удовлетворения последних существуют взаимозависи­мости, т.е. что П = f(Э) или f(Ин - Ис) или что (Ин - Ис) = f(Э, П). Это тот случай, когда причина и следствие не могут меняться местами. Хотя, вопреки логике, и пос­ледние два варианта рассматриваются автором.

Он полагает, что, согласно формуле, эмоционально возбужденный субъект склонен преувеличивать дефицит информации, т.е. ухудшать прогноз, и что возрастание дефицита информации во многих случаях (однако не во всех!) угнетает потребность, ослабляет ее. Это следует из равен­ства П = Э: (Ин - Ис): чем больше дефицит, тем при постоянной величине эмоции будет меньше частное от деления Э: (Ин -Ис) и соответственно меньше П. Но ведь при увеличении дефицита информации должна возрастать, как утверждает Симонов, и отрицательная эмоция, тогда частное от деления должно оставаться постоянным. Как видим, и в этом случае «формула эмоций» вступает в противоречие с логикой, развиваемой ее автором.

Учитывая однонаправленность функциональной зависимости эмоций от потреб­ности и прогноза, из формулы не следует и противоположное его утверждение, что эмоции усиливают потребность. Какое же утверждение справедливо? Если оба, то при каких условиях и почему это не отражено в формуле, не пояснено в тексте?

Вообще, утверждение Симонова, что эмоции усиливают потребность, довольно рискованное. Ведь если следовать ему, не забывая «формулу эмоций», то взаимоот­ношения между ними должны выглядеть следующим образом: потребность приво­дит к появлению эмоции, эмоция усиливает потребность, но чем сильнее потребность, тем, по формуле, больше эмоция, однако чем больше эмоция, тем больше она усили­вает потребность, и т.д. до бесконечности. Возникала бы система с положительной обратной связью, которая непременно приводила бы нервную систему к срыву.

Возможно, что эмоция возникает не для усиления потребности, а для усиления активности мотивационного процесса и побуждения, направленного на удовлетво­рение потребности. Б.И. Додонов правильно подметил, что в «формуле эмоций», исходя из рассуждений Симонова, следовало бы П заменить на М (мотив).

Из формулы должно также следовать, что потребность влияет на прогнозирова­ние (оценку) вероятности достижения цели. Спрашивается – почему? И разве не сам автор утверждает, что прогноз зависит от разности (Ин – Ис), т.е. от информации, а не потребности? Вызывает сомнение и утверждение автора, что «для огромного мно­жества эмоций характерно прогнозирование вероятности достижения цели (удовлет­ворения потребности) на неосознаваемом уровне» (1983).

Критика «формулы эмоций» как инструмента измерения интенсивности эмоци­онального напряжения. Первоначально П.В. Симонов считал, что эта формула мо­жет быть как структурной, т.е. показывать, что именно составляет основу эмоции, так и количественной, т.е. выражать и интенсивность эмоции. Автор отмечает, что его формула «это отнюдь не чисто символическая запись факторов, взаимодействие ко­торых ведет к возникновению эмоционального напряжения. Формула отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональных реакций от силы потреб­ности и размеров дефицита или прироста информации, необходимой для ее удовлет­ворения» (1970).

Опуская неточности, допускаемые автором (информация не может удовлетворить биологическую потребность, она лишь исполь­зуется для построения плана удовлетворения потребности), отметим главное: с по­мощью этой формулы, как полагает Симонов (1970, 1983), можно измерять интен­сивность эмоций (правда, пока лишь самых простых). Для этого нужно лишь изме­рить величину потребности, а также необходимую и наличную информацию. Однако здесь и становятся особенно очевидными как теоретические, так и практические слабости «формулы эмоций».

Совершенно не ясно, как можно определить Ин в каждом конкретном случае. Откуда мозг и человек знают, какой должна быть Ин, – из генетической памяти? Чаще всего человек может лишь осознавать, что он не знает, как достичь цели, а не сколько Ис ему не хватает, чтобы ее достичь. Ведь наличие знания, что нужно иметь и делать для удовлетворения потребности – это частный случай поведения человека в стереотипных ситуациях. Во многих случаях человек вынужден принимать реше­ния и действовать в неопределенной среде, заранее не зная Ин. А не зная эту величи­ну, нельзя определить и разность между нею и Ис.

Кроме того, чтобы эмоция полу­чила отрицательное значение, нужно, чтобы знак минус сопутствовал не потребнос­ти (сама по себе потребность не может быть ни отрицательной, ни положительной, эту окраску она получает при возникновении эмоции), а разности между Ин и Ис. Но это будет только в том случае, если в формуле будет записано (Ис - Ин). Тогда при Ин > Ис разность действительно станет отрицательной, как и все произведение П(Ис - Ин).

Имеются в этой формуле и другие логико-математические неувязки. Одной из них, например, является утверждение Симонова, что положительная эмоция будет возникать и в том случае, если будет уменьшаться разность между Ин и Ис, т.е. если будет повышаться вероятность достижения цели. Но ведь, согласно его же заявлению и «формуле эмоций», чем ближе (Ин - Ис) будет к нулю, тем меньше будет отрица­тельная эмоция, и только.

Ситуация появления положительной эмоции при возрас­тании вероятности достижения цели (если генезис эмоций рассматривается в дина­мике) не укладывается в предложенную им «формулу эмоций», так как при любом дефиците информации, даже если он прогрессивно уменьшается, эмоция, согласно формуле, все равно должна иметь отрицательный знак. По Симонову получается, что чем меньше отрицательная эмоция, тем больше положительная эмоция (получа­ются некие компенсаторные отношения между положительными и отрицательными переживаниями). Но ведь он подчеркивает специфичность положительной эмоции и механизмов ее возникновения по сравнению с отрицательными эмоциями. Где же в этом случае истина?

П.В. Симонов и сам понимает всю сложность осуществления возможности изме­рения эмоционального напряжения с помощью предложенной им формулы. Отсюда его оговорки: «Разумеется, наша формула идеализирует и упрощает реальную слож­ность изучаемых явлений»; «Существование линейной зависимости эмоционально­го напряжения от величины потребности и дефицита (или прироста) информации несомненно представляет лишь частный случай реально существующих отношений. Кроме того, здесь, конечно, участвует фактор времени, индивидуальные (типологи­ческие) особенности субъекта и множество других, в том числе неизвестных факто­ров» (1970; 1983).

Но в то же время Симонов пишет: «После всех огово­рок и разъяснений мы будем настаивать на том, что "формула эмоций" отражает не только логические, но и количественные соотношения между эмоцией, потребностью и прагматической информацией, определяющей вероятность достижения цели (удов­летворения потребности)» (1970).

Через десять с небольшим лет под влиянием обрушившейся на него критики (Бехтель, 1968; Додонов 1978; Ломов, 1971; Парыгин, 1971; Путляева, 1979; Раппопорт, 1968; и др.), в которой отмечалось, что «формула эмоций» не является всеобъемлющей и количественной в строгом смысле, Симонов (1981) вынужден написать: «Ра­зумеется, у нас нет универсальных единиц измерения потребностей, эмоций и праг­матической ценности информации» (1981).

Таким образом, «формула эмоций» не может служить для измерения степени эмо­ционального напряжения.

Странно, что, проводя эксперименты на людях, которые должны были подкрепить информационную теорию эмоций, Симонов совершенно игнорировал самоотчеты испытуемых и больше доверял изменению КГР и ЧСС при предъявлении испытуе­мым тех или иных раздражителей. Но можно ли любое изменение этих показателей непременно считать доказательством возникновения эмоции? Ведь они реагируют и на интеллектуальное напряжение, которое в экспериментах Симонова не исключа­ется.

Пытаясь доказать недоказуемое, любым фактам он дает только те объяснения и делает из них только те выводы, которые укладываются в его «теорию». Например, ссылаясь на данные М.Ю. Кистяковской (1965), он утверждает, что удовлетворение витальных потребностей (голод, жажда) ведет к покою и дремоте младенца, а не к положительным эмоциям. Но разве первое мешает второму? И откуда известно, что у младенца при утолении голода и жажды не появляется положительный эмоцио­нальный тон ощущений? Может быть, об этом у него можно узнать?

Не убеждают в правоте формулы и многие из «жизненных» примеров, приводи­мых Симоновым для подтверждения его теоретических выкладок относительно ме­ханизма появления эмоций, в частности – положительных. Например, почему при обнаружении собственного заблуждения человек должен смеяться над ним, как пишет автор, «с высоты только что приобретенного знания», а не досадовать? Разве шах­матист, анализирующий проигранную партию и обнаруживший ошибку, весело сме­ется над своим промахом? Но если это и так, то это будет смех сквозь слезы.

Или другой пример с летчиками, впервые испытывающими состояние невесомо­сти. В первые секунды им кажется, что они терпят катастрофу, но затем, поскольку они видят, что самолет не падает, у них возникает эмоция радости. Как считает Си­монов, это происходит потому, что они получили сверхинформацию, что ситуация не опасна. Но причем здесь наличие прагматической информации (т.е. информации о том, как спастись) и тем более сверхинформации, если в это время летчик ничего не делал и не планировал делать, а был просто пассивным наблюдателем происходя­щего с ним в состоянии невесомости?

Рассматривая эту теорию, нельзя не отметить подчас вольное обращение Симо­нова с основными понятиями, раскрывающими его формулу, что существенно за­трудняет понимание того, о чем конкретно идет речь.

Много неясного в использовании автором таких понятий, как «прагматическая информация», «прагматическая неопределенность». В одном случае это «истинный объем предстоящей деятельности» (1970), в другом – информация о том, как удовлетворить потребность, т.е. о средствах и способах достижения цели.

«Дефицит или избыток информации» вдруг становится у него идентичным «про­гнозу», хотя очевидно, что прогноз вторичен по отношению к информации. Так, утверждая, что положительные эмоции «возникают в ситуации избытка прагматиче­ской информации (т.е. информации о том, как удовлетворить потребность) по срав­нению с ранее существовавшим прогнозом (при "мгновенном срезе")» (1987), он некорректно противопоставляет информацию прогнозу. Информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности (Ис), у него превращается в гипотезу, достижение цели (подкрепление правильности прогноза) он рассмат­ривает как увеличение вероятности правильности гипотезы, не указывая, что это име­ет значение для будущего (для настоящего увеличение вероятности прогноза уже не имеет значения, так как потребность удовлетворена).

Существенно затрудняет вопрос и то, что Симонов не разделяет два случая воз­никновения эмоций – по поводу прогноза в процессе мотивации и по поводу реаль­ного достижения или не достижения цели при действиях, направленных на удовле­творение потребности. Кроме того, следовало бы четче обозначать, в каком случае речь идет о возникновении эмоционального тона ощущений, а в каком – об эмоции, так как эти явления не равнозначны. Например, человек еще не начал удовлетворять потребность в воде, но уже обрадовался, потому что нашел в пустыне объект удов­летворения потребности – воду в колодце. Нахождение объекта вызывает эмоцию. Когда же человек начнет пить, т.е. удовлетворять потребность, то у него возникнет эмоциональный тон ощущений – удовольствие, наслаждение.

Итак, можно сделать следующие выводы. Теория эмоций, названная П.В. Симо­новым «информационной», объясняет некоторые частные случаи возникновения эмоций в процессе мотивации, а именно при построении вероятностного прогноза удовлетворения потребности. Поэтому скорее она должна была бы называться «мотивационной». Справедливости ради надо отметить и то, что «формула эмоций» встретила у ряда авторов поддержку (Горфункель, 1971; Смирнов, 1977; Шингаров, 1970; Шустик и Сержантов, 1974). Д. Прайс и Дж. Баррелл (Price, Barrell, 1984) даже подтвердили в одном из экспериментов с самооценкой существование зависимости между эмоцией, силой потребности и вероятностью ее удовлетворения.

Собственно, это и не требует особого подтверждения, так как зависимость эмоций от двух других факторов очевидна. Вопрос в том, могут ли предложенные Симоновым гипотеза и формула объяснить все случаи возникновения эмоций, может ли эта зависимость считаться общим законом человеческих эмоций.

Эта теория игнорирует эмоциональные реакции, не связанные с мотивационным процессом (например, возникающие при достижении цели, т.е. удовлетворении по­требности), или эмоции, возникающие без участия интеллектуальной деятельности и сравнения Ин с Ис (например, испуг, возникающий мгновенно и осознаваемый нами постфактум).

«Формула эмоций» порой просто вступает в противоречие с ре­альностью. Она не является ни количественной, ни структурной; это функциональ­ная формула, показывающая зависимость величины эмоции от силы потребности и наличия прагматической информации, используемой при прогнозировании достиже­ния цели. Объясняя возникновение положительных эмоций, автор исходит из маги­ческой силы придуманной им формулы, а не из реально имеющихся фактов. Отсюда появление в его теории сверхинформации, практическую необходимость которой для прогноза он не обосновывает, а рассуждает по принципу: она необходима, потому что этого требует «формула эмоций».

В то же время оказывается, что положительные эмоции, исходя из того, что пишет Симонов, могут возникать не только при избыточ­ной информации, но и при простом уменьшении дефицита информации, т.е. при улучшении прогноза. Вообще, создается впечатление, что, когда автор забывает про пресловутую «формулу эмоций», он высказывает разумные и логически непротиво­речивые суждения о причинах и роли положительных и отрицательных эмоций.

Теория эмоций информационная

Концепция, согласно коей эмоции определяются некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно надобных для удовлетворения потребности, с текущей информацией. Вероятность достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизовать - усилить, продлить, повторить положительные эмоции и минимизовать - ослабить, прервать, предотвратить отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного.

Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали общим законом человеческих эмоций.

Теория эмоций информационная позволяет использовать регистрируемые правления эмоций - мимику, голос, изменения физиологических функций и активности электрической мозга как индикаторы потребности субъекта и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций с позиций этой теории привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей - витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных - потребности в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребности в преодолении препятствий на пути к цели (именуемой обычно волей). Среди социальных различаются потребности «для себя», осознаваемые субъектом как права, и потребности «для других», осознаваемые в качестве обязанностей.

В ходе экспериментальной разработки теории эмоций информационной:

1 ) выявлены структуры мозга головного, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза состояний эмоциональных;

2 ) проанализированы закономерности и механизмы появления стресса эмоционального, его роль в формировании заболеваний невротических и психосоматических.

Теория эмоций информационная позволила предложить методы диагностики степени напряжения эмоционального у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и пр.), и меры профилактики этого напряжения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "теория эмоций информационная" в других словарях:

    Теория эмоций информационная - Концепция, согласно которой эмоции определяются актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Теория представлена в 1964 г. отечественным физиологом П.В. Симоновым. Им же предложена… …

    теория эмоций информационная (теория эмоций П.В. Симонова) - отечественная информационная теория эмоций на десятилетия опередившая подобные выводы зарубежных ученых. Ее суть: эмоция есть отражение (функция от) какой либо актуализированной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ - концепция, согласно которой степень эмоционального напряжения Э количественно зависит от степени потребности (влечения, мотивации) П а также разности между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности (Ип), и информацией … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Когнитивная теория эмоций - Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций … Википедия

    - (Симонов П.В., 1964). Возникновение эмоций рассматривается в связи с адекватностью информационного запаса организма реальной ситуации. Возникновение эмоций – способ компенсации недостаточности информации, например, эмоции оборонительной доминанты … Толковый словарь психиатрических терминов

    Симонова информационная теория эмоций - (Симонов, 1964) – рассматривает эмоции в качестве реакции организма на ситуацию информационного дефицита. Положительными, согласно теории, являются эмоции, которые связаны с устраняющими этот дефицит впечатлениями, отрицательными эмоциями – с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы:

Э = П × (Ис - Ин),

где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Из формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин - отрицательный. Основной смысл информационной теории эмоций П. В. Симонова, в отличие от биологической теории эмоций П. К. Анохина в том, что необходимо знать не только достижимость или не достижимость результата, но еще и его вероятность. В информационной теории эмоций выделяется несколько функций эмоций. Переключающая функция эмоций . Эмоции и являются тем параметром, на основе которого принимается решение. «Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель. С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция – об удалении от него, субъект стремится максимизировать первое состояние и минимизировать второе...». Подкрепляющая функция эмоций . В теории функциональных систем под подкреплением понималась санкционирующая афферентация и вызванная ей положительная эмоция, возникающие при достижении цели и получении результата целенаправленный поведенческий акт, таким образом, заканчивается последней санкционирующей стадией. При этом удовлетворяется ведущая потребность и поведенческий акт заканчивается. Однако их главное биологическое значение состоит в том, что они способны полностью ликвидировать центральные и периферические последействия предшествующих отрицательных эмоций. Таким образом, для подкрепления необходимыми являются два фактора – мотивационное возбуждение и положительная эмоция, означающая увеличение вероятности достижения поставленной мотивацией цели, при, возможно, еще не достигнутой цели. Участие оценки вероятности в эмоциях сразу же делает подкрепление более локальным и точным. Компенсаторная функция эмоций. При возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты. Замещающая функция эмоций. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли. Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели.

Часть I
ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

П.В. Симонов. Информационная теория эмоций

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга.

Информационная теория эмоций... не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоции , и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных.

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, - писал Павлов , - в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание , что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П.К. Анохин . При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаратнвным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П.К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» - универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего но принципу: вредно - неприятно, полезно - приятно.

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации - минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что сценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию (Тихомиров).

Переключающая функция эмоции особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе».

ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование, существование, угашение и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением «Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т.п.), которое придает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю» (Асратяй).

Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. В зависимости от их интенсивности, функционального состояния организма и характеристик внешней среды приятными могут оказаться самые разнообразные «индифферентные» раздражители - световые, звуковые, тактильные, проприоцептивные, запаховые и т.п. С другой стороны, животные нередко отказываются от жизненно необходимых инградпентов пищи, если она невкусная. У крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок (т.е. минуя вкусовые рецепторы), хотя такой рефлекс вырабатывается при введении в желудок морфина, который очень быстро вызывает у животного положительное эмоциональное состояние. Тот же морфии благодаря его горькому вкусу перестает быть подкреплением, если его вводить через рот.

Мы полагаем, что результаты этих опытов хорошо согласуются с данными Т.Н. Ониани, который использовал прямое электрическое раздражение лимбических структур мозга в качестве подкрепления для выработки условного рефлекса. При сочетании внешнего стимула с раздражением структур мозга, вызывавшем у сытой кошки еду, питье, агрессию, ярость и страх, после 5-50 сочетаний удалось выработать только условную реакцию избегания, сопровождавшуюся страхом. Условных рефлексов еды и питья получить не удалось.

С нашей точки зрения, результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов.

КОМПЕНСАТОРНАЯ (ЗАМЕЩАЮЩАЯ) ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т.д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности - борьбы или бегства - остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».

Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных реакции к реагированию по принципу доминанты А.А. Ухтомского. В.П. Осипов не случайно назвал «эмоциональной» именно первую стадию выработки условного рефлекса - стадию генерализации.

Наиболее важная черта доминанты заключается в способности отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизни субъекта. Интересно, что онтогенез как бы повторяет динамику перехода от доминанты к условному рефлексу. Только что вылупившиеся цыплята начинают клевать любые контрастирующие с фоном предметы, соизмеримые с величиной их, клюва. Постепенно они обучаются клевать только те, которые могут служить кормом.

Если процесс упрочения условного рефлекса сопровождается уменьшением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминантного (генерализованного) реагирования к строго избирательным реакциям на условный сигнал, то возникновение эмоций ведет к вторичной генерализации. «Чем сильнее становится потребность, - пишет Ж. Нюттен , - тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти эпграмм, а с другой стороны, снижает критерии «принятия решения» при сопоставлении этих энграмм с наличными стимулами. Так, голодный человек начинает воспринимать определенные стимулы в качестве ассоциирующихся с пищей.

Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической неопределенности. При устранении этой неопределенности субъект может превратиться в «пуганую ворону, которая и куста боится». Вот почему эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркиваем, что эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти знграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу
П -Э/(И Н - И с) , вытекающему из формулы эмоций.

В иных ситуациях положительные эмоции побуждают живые существа нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматической неопределенности, способных привести к застою, к деградации, к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М, 1981, с.4, 8, 13-14, 19-23, 27-39

Лучшие статьи по теме