Биология для всех

Чернышевский основные идеи. Педагогические идеи Н.Г

Цель:

Вопросы: Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

Задание к выполнению СРС №47: Написать сочинение на тему:«Утопическая картина общества будущего в снах Веры Павловны».

Форма контроля: сочинение.

График сдачи СРС №47: 16 неделя.

Литература:

Основная:

Дополнительная:

Тема 48: Деятельность писателей круга «Современник».

Цель: способствовать углубленному изучению данной темы; уметь выделять основное в произведениях автора, делать содержательный анализ;выработать навык отбора критической литературы по изучаемой теме.

Вопросы: Статья Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?».

Задание к выполнению СРС №48: Конспект критической статьи Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?».

Для выполнения данного задания знать содержание художественных текстов, подготовить выборку статей из журналов «Новый мир» и «Новое литературное обозрение» (на кафедре, у лаборанта, в библиотеке филиала), что даёт возможность непосредственно ознакомиться с критическими статьями по данной теме и совершенствовать умение составлять тезисы статьи.

Суть самостоятельной работы студентов, которые проводятся по общепрофессиональным дисциплинам, заключается в том, что они должны быть приближены к самостоятельной работе специалиста на производстве, в школе и в других сферах, куда они будут распределены после окончания вуза.

Такое пристальное внимание к самостоятельной работе обусловлено тем, что специалист по окончании вуза трудно входит в трудовой ритм, что на первых порах сказывается не только на работе, но и на правильности выбора своей профессии.

Поэтому будущий специалист должен уже со студенческой скамьи иметь навыки самостоятельной работы. Такая работа должна проводиться через организацию самостоятельной работы.

Со стороны преподавателя даётся график выполнения СРС, где по определённым дням проверяются домашние задания, конспекты и другие виды самостоятельные работы.

Форма контроля: конспект.

График сдачи СРС №48: 16 неделя.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

Дополнительная:

1. Бабенко В. Г. Музы русской литературы [Текст]: литературная критика/ В. Г. Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 344 c.: ил.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.

П ублицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы.

Выходец из семьи саратовского священника, Чернышевский тем не менее был хорошо образован. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в духовную семинарию.

«По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования» , - писал в своей статье советский литературовед Павел Лебедев-Полянский.

Не закончив семинарский курс, Чернышевский в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.

Николай Гаврилович с интересом читал сочинения крупнейших философов, начиная с Аристотеля и Платона и кончая Фейербахом и Гегелем, экономистов и теоретиков искусства, а также труды естествоиспытателей. В университете Чернышевский познакомился с Михаилом Илларионовичем Михайловым. Именно он свел молодого студента с представителями кружка петрашевцев. Членом этого кружка Чернышевский не стал, однако нередко бывал на других собраниях - в обществе отца русского нигилизма Иринарха Введенского. После ареста петрашевцев Николай Чернышевский записал в своем дневнике, что посетители кружка Введенского «о возможности восстания, которое бы освободило их, и не думают».

Окончив университетский курс в 1850 году, молодой кандидат наук получил распределение в Саратовскую гимназию. Свою должность новый учитель использовал в том числе для пропаганды революционных идей, за что прослыл вольнодумцем и вольтерьянцем.

«У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость бог знает на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою, - я такие вещи говорю в классе».

Николай Чернышевский

После женитьбы Чернышевский вернулся в Санкт-Петербург и был определен учителем во второй кадетский корпус, но его пребывание там, несмотря на все педагогические заслуги, оказалось недолгим. Николай Чернышевский ушел в отставку после конфликта с офицером.

Первые литературные произведения будущий автор романа «Что делать?» начал писать в конце 1840-х. Переехав в 1853 году в Cеверную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». Через год, окончательно покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришел в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым. Николай Чернышевский был одним из идеологов превращения журнала в трибуну революционной демократии, что отвернуло от «Современника» ряд авторов, среди которых были Тургенев , Толстой и Григорович. При этом Чернышевский всячески поддерживал Добролюбова , которого в 1856-м привлек в журнал и передал ему руководство отделом критики. С Добролюбовым Чернышевского связывала не только общая работа в «Современнике», но и схожесть ряда социальных концепций, один из самых ярких примеров - педагогические идеи обоих философов.

Продолжая активную работу в «Современнике», в 1858 году литератор стал первым редактором журнала «Военный сборник» и привлек в революционные кружки некоторых русских офицеров.

В 1860-м в свет выходит главный философский труд Чернышевского «Антропологический примат в философии», а год спустя, после оглашения Манифеста об отмене крепостного права, автор выступает с целым рядом статей, критикующих реформу. Формально не являясь членом кружка «Земля и воля», Чернышевский тем не менее стал его идейным вдохновителем и попал под тайный надзор полиции.

В мае 1862 года «Современник» закрыли на восемь месяцев «за вредное направление», а в июне под арест попал сам Николай Чернышевский. Положение литератора ухудшило письмо Герцена к революционеру и публицисту Николаю Серно-Соловьевичу, в котором первый заявлял о своей готовности издавать журнал за границей. Чернышевского обвинили в связях с революционной эмиграцией и заключили в Петропавловскую крепость.

Следствие по делу «врага Российской империи номер один» продолжалось около полутора лет. За это время был написан роман «Что делать?» (1862–1863), опубликованный во вновь открывшемся после перерыва «Современнике», неоконченный роман «Повести в повести» и несколько повестей.

В феврале 1864 года Чернышевский был приговорен к каторжным работам сроком на 14 лет без права возвращения из Сибири. И хотя император Александр II сократил каторгу до семи лет, в целом критик и литературовед пробыл в тюрьме более двух десятилетий.

В начале 80-х годов XIX века Чернышевский вернулся в центральную часть России - город Астрахань, а в конце десятилетия, благодаря стараниям сына, Михаила переехал на родину в Саратов. Однако через несколько месяцев после возвращения писатель заболел малярией. Умер Николай Гаврилович Чернышевский 29 октября 1889 года, похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Чернышевский Николай Гаврилович - видный общественный деятель XIX века. Знаменитый русский писатель, критик, ученый, философ, публицист. Самое известное его произведение - роман «Что делать?», который оказал очень большое влияние на общество своего времени. В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве автора.

Чернышевский: биография. Детство и юность

Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиреем местного Александро-Невского кафедрального собора, происходил из крепостных крестьян села Чернышева, отсюда берет начало и фамилия. Первое время обучался дома под надзором отца и двоюродной сестры. Был также у мальчика француз-гувернер, обучавший его языку.

В 1846 году Чернышевский Николай Гаврилович поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение. Уже в это время начинает складываться круг интересов будущего писателя, которые позднее найдут отражение в его произведениях. Юноша изучает русскую литературу, читает Фейербаха, Гегеля, философов-позитивистов. Чернышевский осознает, что главное в человеческих поступках - это польза, а не отвлеченные идеи и бесполезная эстетика. Наибольшее впечатление на него произвели работы Сен-Симона и Фурье. Их мечта об обществе, где все равны, показалась ему вполне реальной и достижимой.

Окончив в 1850 году университет, Чернышевский возвратился в родной Саратов. Здесь он занял место учителя словесности в местной гимназии. От учеников он нисколько не скрывал своих бунтарских идей и явно думал больше о том, как преобразить мир, нежели об обучении детей.

Переезд в столицу

В 1853 году Чернышевский (биография писателя представлена в этой статье) решает бросить преподавание и перебраться в Петербург, где начинает публицистическую карьеру. Очень быстро он стал самым видным представителем журнала «Современник», куда его пригласил Н. А. Некрасов. В начале своего сотрудничества с изданием Чернышевский сосредоточил все свое внимание на проблемах литературы, поскольку политическая ситуация в стране не позволяла открыто высказываться на более животрепещущие темы.

Параллельно с работой в «Современнике» писатель в 1855 году защищает диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он отрицает принципы «чистого искусства» и формулирует новое воззрение - «прекрасное - есть сама жизнь». По мнению автора, искусство должно служить на благо людям, а не превозносить самое себя.

Эту же мысль Чернышевский развивает в «Очерках гоголевского периода», опубликованных в «Современнике». В этом труде он проанализировал самые известные произволения классиков с точки зрения озвученных им принципов.

Новые порядки

Столь необычными взглядами на искусство и прославился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что у него были как сторонники, так и ярые противники.

С приходом к власти Александра II политическая обстановка в стране резко изменилась. И многие темы, которые раньше считались запретными, стало разрешено обсуждать публично. Кроме того, вся страна ждала от монарха реформ и значительных перемен.

«Современник», возглавляемый Добролюбовым, Некрасовым и Чернышевским, не остался в стороне и участвовал во всех политических обсуждениях. Активнее всех печатался Чернышевский, который старался высказать свое мнение по любому вопросу. Кроме того, он занимался рецензированием литературных произведений, оценивая их с точки зрения полезности обществу. В этом отношении от его нападок сильно пострадал Фет, вынужденный в итоге покинуть столицу.

Однако наибольший резонанс получило известие об освобождении крестьян. Сам Чернышевский воспринял реформу как начало еще более серьезных изменений. О чем часто писал и говорил.

Арест и ссылка

Творчество Чернышевского привело к аресту. Случилось это 12 июня 1862 года, писатель был взят под стражу и заключен в Петропавловскую крепость. Обвиняли его в составлении прокламации под названием «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это воззрение было написано от руки и передано человеку, который оказался провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало перехваченное тайной полицией письмо Герцена, в котором было высказано предложение выпускать в Лондоне запрещенный «Современник». При этом Чернышевский выступал в роли посредника.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий тайной полиции, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. Одновременно с этим Чернышевский не оставил свое призвание и продолжал писать. Именно здесь им был написан роман «Что делать?», позднее изданный частями в «Современнике».

Вердикт писателю был вынесен 7 февраля 1864 года. В нем сообщалось, что Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ, после которых он должен будет навсегда поселиться в Сибири. Однако Александр II лично сократил время каторги до 7 лет. В общей сложности в заключении писатель провел более 20 лет.

За 7 лет Чернышевского не раз переводили из одной тюрьмы в другую. Он побывал в Нерчинской каторге, Кадаинской и Акатуйской тюрьмах и Александрийском Заводе, где до сих пор сохранился дом-музей имени писателя.

После окончания каторжных работ, в 1871 году, Чернышевского отправили в Вилюйск. Через три года ему официально было предложено освобождение, но писатель отказался писать ходатайство о помиловании.

Взгляды

Философские взгляды Чернышевского на протяжении его жизни были резко бунтарскими. Писателя можно назвать прямым последователем русской революционно-демократической школы и прогрессивной западной философии, в особенности социал-утопистов. Увлечение в университетские годы Гегелем привело к критике идеалистических воззрений христианства и либеральной морали, которую писатель считал «рабской».

Философию Чернышевского называют монистической и связывают ее с антропологическим материализмом, так как он акцентировал внимание на вещном мире, пренебрегая духовностью. Он был уверен, что естественные потребности и обстоятельства формируют нравственное сознание человека. Если удовлетворить все потребности людей, то личность расцветет и не будет никаких нравственных патологий. Но чтобы этого достичь, нужно серьезно изменить условия жизни, а это возможно только через революцию.

Его этические нормы базируются на антропологических принципах и концепции разумного эгоизма. Человек относится к миру природы и подчиняется ее законам. Чернышевский не признавал свободы воли, заменяя ее принципом причинности.

Личная жизнь

Довольно рано женился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократовна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то предпочла тихого и неловкого Чернышевского всем своим поклонникам. В браке у них родились два мальчика.

Семья Чернышевского жила счастливо до тех пор, пока писателя не арестовали. После того как его отправили на каторгу, Ольга Сократовна навестила его в 1866 году. Однако ехать в Сибирь вслед за мужем отказалась - ей не подходил местный климат. Двадцать лет она прожила одна. За это время у красивой женщины сменилось несколько любовников. Писатель нисколько не порицал связей жены и даже писал ей о том, что женщине вредно долго оставаться одной.

Чернышевский: факты из жизни

Приведем несколько примечательных событий из жизни автора:

  • Маленький Николай был невероятно начитан. За свою любовь к книгам он даже получил прозвище «библиофаг», то есть «пожиратель книг».
  • Цензура пропустила роман «Что делать?», не заметив в нем революционной тематики.
  • В служебной переписке и документации тайной полиции писателя называли «врагом Российской империи номер один».
  • Ф. М. Достоевский был ярым идейным противником Чернышевского и откровенно с ним спорил в своих «Записках из подполья».

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Последние годы жизни и смерть

В 1883 году Чернышевскому разрешают переехать в Астрахань. К этому времени он уже был больным человеком преклонных лет. В эти годы за него начинает хлопотать сын Михаил. Благодаря его стараниям писатель в 1889 г. переселяется в Саратов. Однако в этом же году он заболевает малярией. Скончался автор 17 (29) октября от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Память о Чернышевском жива до сих пор. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

Новый год уже через три дня! От этой мысли хочется кричать букву "А". Мне всегда не хватает времени. А хочется, чтобы кругом, все было красиво и нарядно. Как хорошо, что на свете есть чудесные люди, делящиеся своими идеями, как это сделать легко и быстро, своими руками.. Надеюсь они порадуют и вас. С наступающим!

Какой же праздник без сладостей

Мармеладные фигурки в банке сахара. Для глазок и пуговок можно использовать посыпку на торт и глазированные семечки



Сладкое украшение. Положите около пяти круглых леденцов в форме круга. Следующий круг конфет намочите водой или сиропом чтобы он приклеился к нижнему кругу.. Украсьте корицей или сахарной пудрой. Дайте высохнуть часа два-три.




Печенюшки - это лучшие игрушки на ёлку. Вот только, украшать они будут не долго)


Сапожки из сосиски. Из одной сосиски получается одна пара.

Снеговики


О нет... Они тают! В разогретую до 400 градусов духовку положить зефир на крекер. Накрыть противень фольгой чтобы зефир не потемнел. Выпекать 11 мин. В это время разрисовать головы снеговиков. Водрузить головы на нагретый зефир и надавить. Остывших снеговиков можно украсить как хочется.

Если вы умеете готовить то , для вас еще одна идея печенюшки тающего снеговика



Из шерстяных помпонов можно сделать такого чудесного снеговика в шляпе их войлока. Добавить петельку на шляпу и он станет украшением на елку.


Нечто похожее на снеговика. Возможно выйдет красивее если использовать круглые моточки ниток.

Забавные рожицы для снеговика Можно распечатать и приклеить на верхний клубок белых ниток.


Снеговикам на улице можно на румянить щёчки. Смешивая пять капель красного пищевого красителя с чашку воды, затем с помощью распылителя нанести на щеки снеговика.
Второй снеговик из шариков мороженного в кокосовой стружке.

Ёлочки



Елочки из старых журналов. Невероятно эффектно при минимуме затрат. На фотографии справа Первая леди Америки учит детей делать такие ёлочки. Здесь видео мастер-класс по изготовлению таких елок от Марты Стюарт.








А это очень простые елки, но в большом количестве из них получается красивый еловый лес. Их особая прелесть подарки внутри. Авторы сделали свой лес в пяти размерах и из нескольких оттенков зеленого. Если ёлки будут из плотной бумаги, то для склейки лучше использовать двухсторонний скотч и дополнительно укрепить шов изнутри обычны скотчем. Шаблон конусов.

Это чудесный пример новогодней лотереи.



Распечатайте первую страницу шаблона , потом с обратной стороны этого же листа страницу с фоновым рисунком. Вырежьте полоски, склейте в указанных местах. Стрелочка с кружочком означает начало прокола. через эти места проденьте деревянную палочку. на верхушку приклейте яблочки. Воткните елочки в кексы.



Елка из конфет. Нам понадобится конус из пенополистирола. зубочистки и мягкие конфеты.
Второй вариант проще, но не так красив.


В создание этой ёлки наверно будет вовлечена вся ваша семья. Берем фартук (лучше белый), краски по ткани и руки всех размеров.








Украшения на елку



Кто нибудь догадался, что это макароны?)

Конструкции снежинок ограничены лишь вашей фантазией. Только используйте хороший сильный клей. Для сушки выложите снежинки на вощенную бумагу. Периодически двигайте их, чтобы предотвратить прилипание к бумаге. Когда высохнут их можно покрасить, но переусердствуйте иначе макароны размякнут и потеряют "товарный" вид. В конце можно легонько пройтись по ним кисточкой с клеем и посыпать блестками.



Гирлянды из шишек и других природных материалов. Веревку тоже лучше использовать из природного волокна. Например в этом варианте шнур из конопли.





Милые украшения от Марты Стюарт.




Открытки





Очень простые 3D открытки



Используйте детский рабочий труд) Конечно, если у вас есть дети) Разве такие открытки можно купить? Бабушки и дедушки будут счасливы.
сюда . Склеить два больших помпона вместе. Скачать и распечатать шаблоны для ног и ушей, вырезать. Использование шаблонов в качестве лекала, вырезать 2 формы уха из розового войлока, и 2 ноги из белого.





Список новогодних желаний на катушке от ниток.

Желаю чудесного нового года!

Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии, особенно Л. Фейербаха. Свои теоретические воззрения Чернышевский целиком подчинял делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства. Из всех утопистов он наиболее близко подошел к научному социализму, свои надежды возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесно связан с революционным демократизмом. Чернышевский развивал дальше свои теоретические воззрения по сравнению с Белинским и Герценом. Он давал более глубокое материалистическое и диалектическое обоснование педагогической теории. Чернышевский прямо говорил: все, что существует, есть материя, без материи нет и не может быть сознания.

Чернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единства человеческого организма и психической деятельности человека. Вместе с тем он прекрасно понимал, что такое единство не исключает, а предполагает конкретные различия между ними. «На человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам»-говорил Чернышевский. После общей характеристики теоретического воззрения Чернышевского перейдем к раскрытию его конкретных педагогических идей.

Состояние образования и школы

Обращаясь к воспитанию как к одному из главнейших факторов, обуславливающих развитие и формирование человеческой личности, Чернышевский с особой силой отмечал то неблагополучие в области воспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно-крепостнического строя в России, те пороки, какими была проникнута «просветительная» политика правительства крепостников и официальная система воспитания.

Что же касается способов обучения, то они, по характеристике Чернышевского, стояли на таком низком уровне, что мало чем отличались от дрессировки, вследствие чего убивали в детях любознательность, притупляли их ум и заглушали всякое малейшее проявление самостоятельности детского мышления.

Неудовлетворительное состояние школьного преподавания, по его мнению в значительной степени объяснялось отсталостью педагогической теории и реакционной сущностью официальной педагогики, являвшейся теоретической основой современной ему системы обучения. Но главную, основную причину он видел в неблагоприятных обстоятельствах, который тормозили развитие просвещения в целом. Под этими обстоятельствами подразумевались социально-экономические условия крепостной России.

Обучение и воспитание (его задачи и содержание)

Очень существенным является вопрос о задачах воспитания. Предшественники Чернышевского- Радищев, Белинский и Герцен-выдвигали идею подготовки человека-борца, революционера. Эта идея горячо поддерживалась Чернышевским и получила свое выражение в сформулированной им цели воспитания, сводившейся к тому, чтобы подготовлять человека, всегда думающего об общей пользе, активного участника в «гражданских делах».

Идеал человека, активного общественного деятеля, Чернышевскому представлялся как личность высоко идейная и всесторонне развитая в физическом и духовном отношениях.

Требование о всестороннем развитии личности, по Чернышевскому, диктуется двумя обстоятельствами: во-первых, правильным, материалистическим взглядом на природу человека как на единое, неразделенное целое двух присущих ей сторон: телесной и духовной, и, во-вторых, правильно понятыми «настоятельными жизненными потребностями».

Надо сказать, что самую главную общую жизненную потребность Чернышевский видел в том, чтобы каждый человек в полную меру своих сил и способностей мог трудиться, мог приносить максимум пользы общему благу.

Руководствуясь общей задачей-всестороннего развития человека, Чернышевский выдвигает некоторые требования к общеобразовательной школе. В частности он говорил что школа должна позаботиться о том, чтобы всем содержанием и организацией своей работы, всеми разнообразными средствами содействовать всемерному укреплению и развитию физических сил и здоровья учащихся и сделать их вполне образованными людьми.

Чернышевский очень строго подходил к отбору и содержанию учебных предметов. Он считал что отбор предметов должен происходить опираясь на современное состояние науки и настоящие, а не кажущиеся потребности современной жизни.

Как материалист Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение естественных наук. Он рассматривал их как могучее средство воспитания правильных представлений о явлениях окружающей природы, как средство борьбы с суевериями и предрассудками.

Но при всей высокой оценке наук о природе, Чернышевский первостепенную роль отводил все же наукам о человеке. Среди наук о человеке на первый план он ставил родной язык, литературу и историю.

«Изучить родной язык необходимо это не подлежит спору», Антология педагогической мысли России XVIII в./сост.И. А.Соловков.- М. : Педагогика, 1985. - 480 с.- писал Чернышевский в статье «Высший курс русской грамматики, составленный Владимиром Стоюниным».- Но с какой целью и в каком направлении должен каждый из них изучать его?» - спрашивал он и тут же отвечал: «Конечно, для того, чтоб уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Разумеется, свои мысли надо уметь выражать устно и письменно и вполне грамотно. И в этом отношении очень важная роль принадлежит грамматике.

Но для того чтобы учащиеся общеобразовательной средней школы овладели родным языком в такой степени, чтобы могли свободно пользоваться им для устного и письменного выражения своих мыслей, притом для вполне грамотного выражения, нужно ли изучать целый ряд филологических тонкостей: законы родного языка, его историческое развитие и место и т.д. Чернышевский придерживался в этом вопросе отрицательной точки зрения.

В решении задач эстетического воспитания Чернышевский отводил особо видное место художественной литературе и музыке.

Прекрасное и красота в человеке, писал Чернышевский, немыслимы без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека. Среди средств физического воспитания Чернышевский отводил видное место ежедневно проводимым физическим упражнениям, а также прогулкам.

Физические упражнения и другие средства развития и закаливания организма он расценивал положительно и с точки зрения воспитания воли.

Педагогическое наследие Н. Г. Чернышевского-ценный вклад в золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно-демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в домарксистский период в истории педагогики.

В работах Чернышевского содержались основные положения революционно-демократической педагогики. В них давался ответ по таким кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и разделение труда умственного и физического, роль наследственности и среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и дидактические принципы построения школьного учебника и др.

Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль в истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы.

Лучшие статьи по теме