Биология для всех
  • Главная
  • Клетка
  • Как в Средневековье Земля была круглой, а в XXI веке стала плоской. Милетская школа Плоская и точка

Как в Средневековье Земля была круглой, а в XXI веке стала плоской. Милетская школа Плоская и точка




Геоцентрическая система мира (от др.-греч. Γῆ, Γαῖα - Земля) - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира.

Развитие геоцентризма

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты). Первый древнегреческий философ Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественный объект - мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, что Земля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точку зрения Анаксимандра разделяли, однако, пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита: согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.

Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола. Принципиально новый шаг сделал Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этом ему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возникла каноническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческими астрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие учёные (за исключением Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра). Возникло мнение (впервые, вероятно, у Анаксимена или пифагорейцев), что чем больше период обращения светила по небесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков были разногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей - между Луной и Солнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то время как стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед за Демокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры. Это мнение поддерживали эпикурейцы, его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».


Хранится в Национальной библиотеке Франции.

Обоснование геоцентризма

Древнегреческие учёные по-разному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижность Земли. Анаксимандр, как уже указывалось, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса. Его не поддерживал Аристотель, выдвигая контрдовод, приписанный впоследствии Буридану: в таком случае человек, находящийся в центре комнаты, в которой у стен находится еда, должен умереть с голоду (см. Буриданов осёл). Сам Аристотель обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.

Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий и тем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца в день летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше и доводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральность Земли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, а продолжительность с рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всего этого не наблюдается, Земля не может быть смещена к западу от центра мира. Аналогично доказывается, что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнее центра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно. Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в эти дни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если бы Земля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менее шести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земля не может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре. Примерно такие же доводы в пользу центральности Земли приводит и Птолемей в Альмагесте, книга I. Разумеется, доводы Клеомеда и Птолемея доказывают только, что Вселенная гораздо больше Земли, и поэтому также являются несостоятельными.

Страницы из SACROBOSCO "Tractatus de Sphaera" с системой Птолемея - 1550 год

Птолемей пытается также обосновать и неподвижность Земли (Альмагест, книга I). Во-первых, если бы Земля смещалась от центра, то наблюдались бы только что описанные эффекты, а раз их нет, Земля всегда находится в центре. Другим доводом является вертикальность траекторий падающих тел. Отсутствие осевого вращения Земли Птолемей обосновывает следующим образом: если бы Земля вращалась, то «...все предметы, не опирающиеся на Землю, должны казаться совершающими такое же движение в обратном направлении; ни облака, ни другие летающие или парящие объекты никогда не будут видимы движущимися на восток, поскольку движение Земли к востоку будет всегда отбрасывать их, так что эти объекты будут казаться движущимися на запад, в обратном направлении». Несостоятельность этого довода стала ясна только после открытия основ механики.

Объяснение астрономических явлений с позиций геоцентризма

Наибольшей трудностью для древнегреческой астрономии являлось неравномерность движения небесных светил (особенно попятные движения планет), поскольку в пифагорейско-платоновской традиции (которой в значительной степени следовал и Аристотель), они считались божествами, которым надлежит совершать только равномерные движения. Для преодоления этой трудности создавались модели, в которых сложные видимые движения планет объяснялись как результат сложений нескольких равномерных движений по окружностям. Конкретным воплощением этого принципа являлись поддержанная Аристотелем теория гомоцентрических сфер Евдокса-Каллиппа и теория эпициклов Аполлония Пергского, Гиппарха. Впрочем, последний был вынужден частично отказаться от принципа равномерных движений, введя модель экванта.

Отказ от геоцентризма

В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая картина мира. Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической системы планетных движений Коперником, телескопические открытия Галлилея, открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.

Геоцентризм и религия

Уже одна из первых идей, оппозиционных геоцентризму привела к реакции со стороны представителей религиозной философии: стоик Клеанф призвал привлечь Аристарха к суду за то, что он двигает с места «Очаг мира», имея в виду Землю; неизвестно, впрочем, увенчались ли старания Клеанфа успехом. В Средневековье, поскольку христианская церковь учила, что весь мир создан Богом ради человека (см. Антропоцентризм), геоцентризм также успешно адаптировался к христианству. Этому способствовало также буквальное прочтение Библии. Научная революция XVII веке сопровождалась попытками административного запрета этой системы, что привело, в частности, к судебному процессу над сторонником и пропагандистом гелиоцентризма Галилео Галилеем. В настоящее время геоцентризм как религиозная вера встречается среди некоторых консервативных протестантских групп в США.

Честь создателя первого небесного глобуса, равно как и первой географической карты, античная традиция также приписывает Анаксимандру.
Однако идея плоской Земли не была им преодолена. Анаксимандр утверждал, что Земля имеет форму цилиндра, высота которого в три раза меньше диаметра, что люди обитают на одной из его плоских поверхностей. Несмотря на несовершенства и даже отступления (Анаксимандр отказался от идеи Фалеса о том, что Луна светит отраженным, а не собственным светом) система Анаксимандра была огромным прорывом вперед, настоящей революцией. Для того чтобы хоть немного ощутить это, нужно вспомнить, что его учитель Фалес Милетский считал, что Земля плавает в водах безграничного Мирового Океана подобно куску дерева, а ученик Анаксимандра Анаксимен отверг идею сферического мира и вернулся к идее небесной полусферы, накрывающей плоскую, «столообразную» Землю. Вращение небесного полушария Анаксимен, со свойственной ему любовью к аналогиям, сравнивал с поворотом шапочки вокруг головы. Он отрицал то, что заходящие за горизонт небесные тела проходят под Землей, что следовало из концепции Анаксимандра. Просто, говорил Анаксимен, на севере Земля повышается, и светила скрываются за ней, как за горой.
Пойти стопами Анаксимандра, превзойти его и привести к окончательной победе идею сферы, как универсальной формы мироздания было суждено его другому ученику — Пифагору Самосскому, духовному праотцу ордена вольных каменщиков. Именно ему вся античная традиция единодушно приписывает утверждение, о том, что Земля — шар.
Как ученик Анаксимандра Пифагор был знаком с его теорией шарообразных небес и, наверное, видел первый небесный глобус. Возможно, он обратил внимание на явное несоответствие форм небесных сфер и Земли-цилиндра в концепции Анаксимандра. Возможно и то, что к выводу о шарообразности Земли Пифагора привел его особый интерес к геометрии. Еще Фалесу, которого, как говорят, Пифагор застал в живых, и у кого он тоже учился, приписывают фразу: «Прекраснее всего — космос, ибо он творение Бога». Прекраснейшей и совершеннейшей вещи должна соответствовать совершеннейшая форма. Какая из геометрических форм могла быть названа таковой? Пифагорейцы называли сферу, указывая па ее исключительные геометрические свойства, а именно: бесконечное число осей вращения, абсолютную симметрию и равенство точек поверхности, максимальность объема при данной величине поверхности и т.д. Таким образом, сфера как совершеннейшая геометрическая форма была постулирована в качестве основной формы Космоса вообще, и Земли в частности.
Здесь уместно упомянуть, что Пифагор был также и автором теории гармонии или музыки сфер, соединившей астрономические и музыкальные исследования пифагорейцев. Полагая, что «все есть число», Пифагор, очевидно, делал вывод, что размеры и движения небесных сфер связаны определенными математическими соотношениями. Пифагорейцы также открыли, что определенными математическими соотношениями характеризуется и гармонический звуковой ряд. Утверждалось, что каждая небесная сфера издает особый звук. Эти звуки в силу наличия между сферами упомянутых выше соотношений создают музыку, гармония которой совершенна. Говорят, будто, Пифагор мог слышать музыку сфер.

Развитие геоцентризма

Отказ от геоцентризма

В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира . Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником , телескопические открытия Галилея , открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном .

Геоцентризм и религия

Уже одна из первых идей, оппозиционных геоцентризму (гелиоцентрическая гипотеза Аристарха Самосского) привела к реакции со стороны представителей религиозной философии: стоик Клеанф призвал привлечь Аристарха к суду за то, что он двигает с места «Очаг мира», имея в виду Землю; неизвестно, впрочем, увенчались ли старания Клеанфа успехом. В Средневековье , поскольку христианская церковь учила, что весь мир создан Богом ради человека (см. Антропоцентризм), геоцентризм также успешно адаптировался к христианству . Этому способствовало также буквальное прочтение Библии . Научная революция XVII веке сопровождалась попытками административного запрета гелиоцентрической системы, что привело, в частности, к судебному процессу над сторонником и пропагандистом гелиоцентризма Галилео Галилеем. В настоящее время геоцентризм как религиозная вера встречается среди некоторых консервативных протестантских групп в США .

Ссылки

См. также

Литература

  • T. L. Heath, «Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus: a history of Greek astronomy to Aristarchus», Oxford, Clarendon, 1913; reprinted New York, Dover, 1981.

Человечество искало и продолжает искать ответ на вопрос своего происхождения и окружающего его мира.

Древнее понимание мироздания

В древности познания цивилизации были скудными и поверхностными. Понимание природы окружающего мира опиралось на мнение того, что все сотворено сверхъестественной силой или её представителями. Вся древняя мифология несёт в себе отпечаток вмешательства Богов в развитие и жизнь цивилизации. По причине отсутствия знаний о процессах в природе, человек причислял сотворение всего сущего Богу, Высшему разуму, духам.

Со временем, познания человека «приподымали занавес» сокрытого понимания об окружающей нас природе. Благодаря выдающимся учёным и философам различных эпох, осмысление всего вокруг становилось более понятным и менее ошибочным. На протяжении многих веков религия тормозила и пресекала инакомыслие. Все, что не согласовывалось с пониманием «о сотворении мира и человека» искоренялось, а философы и естествоиспытатели физически устранялись, в назидание другим.

устройства мира

По мнению католической церкви, Земля являлась центром мира. Именно такую гипотезу выдвинул во втором веке до нашей эры Аристотель. Эта система устройства мира получила название геоцентрической (от древнегреческого слова Γῆ, Γαῖα — Земля). По мнению Аристотеля, Земля представляла собой шар в центре Вселенной.

Существовало и другое мнение, где Земля представляла собой конус. Анаксимандр полагал, что Земля имеет форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор считали Землю плоской, напоминающей крышку стола.

В более ранний период считалось, что планета покоится на огромном мифическом существе, на подобии черепахи.

Пифагор и сферическая форма Земли

Во времена Пифагора определилось основное мнение, что наша планета все-таки является сферическим телом. Но общество, в своей массе не поддерживало эту идею. Человеку было непонятно, каким образом он находится на шаре и не сползает, и не падает с него. Кроме этого, было непонятно, каким образом Земля поддерживалась в космосе. Выдвигалось большое количество предположений. Некоторые считали, что планета удерживалась сжатым воздухом, другие думали, что она покоится в океане. Бытовала гипотеза, что Земля, будучи центром мира, стационарна и не требует какой-либо опоры.

Эпоха Возрождения богата на события

Спустя столетия, система устройства мира в начале 16 века подверглась серьёзному пересмотру. Большое количество философов и учёных того времени открыто пытались доказать ошибочность представления людей об их месте во Вселенной и природе всего вокруг. Среди них были такие великие умы как: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник, Леонардо да Винчи.

Тяжёлым и тернистым оказался путь становления истины и принятия обществом того, что существует иная система устройства мира. 16 век стал точкой отсчёта в битве за новое мировоззрение выдающихся умов с всеобщим пониманием людей того времени. Беда столь медленного изменения понимания общества крылась в навязывании религией единого понимания природы всего вокруг, носившего чисто божественный и сверхъестественный характер.

Римская инквизиция немедля устраняла инакомыслие в обществе.

Коперник - основоположник первой научной революции

Ещё задолго до Эпохи Возрождения, в третьем веке до нашей эры Аристарх допускал, что имеет место быть иная система устройства мира.

Коперник в своих трудах «О вращении небесных сфер» доказал, что старое понимание о том, что Земля является центром мира и Солнце вращается вокруг неё, в корне неверно.

Его книга, изданная в 1543 году, содержала доказательства гелиоцентризма подразумевает под собой понимание того, что наша Земля вращается вокруг Солнца) мира. Он разработал теорию движения планет вокруг Солнца на начале пифагорейского принципа равномерных круговых движений.

Труд Николая Коперника некоторое время был доступен философам и естествоиспытателям. Католическая церковь осознала, что труд учёного серьёзно подрывает её авторитет и признала труд учёного еретическим, и порочащим истину. В 1616 году его труды были изъяты и сожжены.

Великий гений своего времени - Леонардо да Винчи

За сорок лет до Коперника другой гениальный ум Эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи в свободное время от других занятий делал наброски, где чётко было показано, что Земля не является центром мира.

Система устройства мира Леонардо да Винчи имела отражение в некоторых набросках рисунков, дошедших до нас. Он делал заметки на полях эскизов, из которых следует, что Земля, как и остальные планеты нашей Солнечной системы, вращается вокруг Солнца. Гениальный философ, художник, изобретатель и учёный понимал глубинную суть вещей, опережая своё время на несколько столетий.

Леонардо да Винчи своими трудами внёс понимание, что существует иная система устройства мира. 16 век оказался сложным периодом борьбы понимания мироздания между великими умами и устоявшимся мнением общества того времени.

Борьба двух систем устройства мира

Система устройства мира в начале 16 века рассматривалась учёными того времени в двух направлениях. В этот период сформировалось противостояние двух типов мировоззрения - геоцентрического и гелиоцентрического. И только спустя почти сто лет, стала побеждать гелиоцентрическая система устройства мира. Коперник стал основоположником нового понимания в учёных кругах.

Его труд «О вращении небесных сфер» оказался невостребованным почти пятьдесят лет. Общество на тот момент было не готово к принятию своего «нового» места во Вселенной, лишиться позиции центра мира. И только лишь в конце 16 века гелиоцентрическая система устройства мира Бруно, основанная на труде Коперника, снова взбудоражила великие умы общества.

Джордано Бруно и истинное понимание мироздания

Джордано Бруно выступал против царившей в его период аристотеле-птолемеевой системы устройства мира, противопоставляя систему Коперника. Он её расширил, создав философские выводы, указал на такие некоторые факты, которые сегодня признаны наукой бесспорными. Он утверждал, что звёзды — это отдалённые Солнца, и о том, что во Вселенной имеется бесчисленное количество космических тел, сходных с нашим Солнцем.

В 1592 году он был арестован в Венеции и передан Римской инквизиции.

Впоследствии после семи лет тюремного заключения Римская церковь потребовала Бруно отречься от «неверных» убеждений. После отказа он был сожжён на костре как еретик. Джордано Бруно дорого заплатил за своё участие в борьбе за гелиоцентрическую систему мира. Будущие поколения оценили принесённую жертву великого учёного, в 1889 на месте казни в Риме был возведён памятник.

Будущее цивилизации определяется её разумностью

На протяжении тысячелетий накопленный опыт человечества говорит о том, что полученные знания являются максимально близкими к нынешнему уровню понимания. Но гарантии в том, что они окажутся достоверными завтра, не существует.

Как показывает практика, расширение нашего понимания мироздания наталкивает на мысль о том, что все несколько иначе, чем мы представляли ранее.

Другой ключевой проблемой, проходящей сквозь тысячелетия, является процесс умышленного искажения информации (подобно Римской церкви в своё время) для удержания человечества в «нужном» направлении. Будем надеяться, что истинная разумность человеческого существа победит, и даст возможность следовать цивилизации по верному пути развития.



План:

    Введение
  • 1 Развитие геоцентризма
  • 2 Обоснование геоцентризма
  • 3 Объяснение астрономических явлений с позиций геоцентризма
  • 4 Отказ от геоцентризма
  • 5 Геоцентризм и религия
  • 6 Интересные факты
  • Примечания
    Литература

Введение

Геоцентрическая система мира (от др.-греч. Γῆ, Γαῖα - Земля) - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира и множество современных космологических моделей Вселенной.

«Фигура небесных тел» - иллюстрация геоцентрической системы мира, сделанная португальским картографом Бартоломеу Велью в 1568 году. Хранится в Национальной библиотеке Франции.


1. Развитие геоцентризма

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты). «Отец философии» Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественный объект - мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, что Земля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точку зрения Анаксимандра разделяли пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита: согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.

Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона , рукопись IX века)

Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола. Принципиально новый шаг сделал Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этом ему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возникла каноническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческими астрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие учёные (за исключением Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра). Возникло мнение (впервые, вероятно, у Анаксимена или пифагорейцев), что чем больше период обращения светила по небесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков были разногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей - между Луной и Солнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то время как стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед за Демокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры. Это мнение поддерживали эпикурейцы, его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».

Средневековое изображение геоцентрической системы (из Космографии Петра Апиана, 1540 г.)


2. Обоснование геоцентризма

Древнегреческие учёные по-разному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижность Земли. Анаксимандр, как уже указывалось, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса. Его не поддерживал Аристотель, выдвигая контрдовод, приписанный впоследствии Буридану: в таком случае человек, находящийся в центре комнаты, в которой у стен находится еда, должен умереть с голоду (см. Буриданов осёл). Сам Аристотель обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.

Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий и тем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца в день летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше и доводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральность Земли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, а продолжительность от рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всего этого не наблюдается, Земля не может быть смещена к востоку от центра мира. Аналогично доказывается, что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнее центра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно. Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в эти дни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если бы Земля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менее шести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земля не может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре. Примерно такие же доводы в пользу центральности Земли приводит и Птолемей в Альмагесте, книга I. Разумеется, доводы Клеомеда и Птолемея доказывают только, что Вселенная гораздо больше Земли, и поэтому также являются несостоятельными.

Птолемей пытается также обосновать и неподвижность Земли (Альмагест, книга I). Во-первых, если бы Земля смещалась от центра, то наблюдались бы только что описанные эффекты, а раз их нет, Земля всегда находится в центре. Другим доводом является вертикальность траекторий падающих тел. Отсутствие осевого вращения Земли Птолемей обосновывает следующим образом: если бы Земля вращалась, то «...все предметы, не опирающиеся на Землю, должны казаться совершающими такое же движение в обратном направлении; ни облака, ни другие летающие или парящие объекты никогда не будут видимы движущимися на восток, поскольку движение Земли к востоку будет всегда отбрасывать их, так что эти объекты будут казаться движущимися на запад, в обратном направлении». Несостоятельность этого довода стала ясна только после открытия основ механики.

Схема геоцентрической системы мира (из книги Давида Ганса «Нехмад венаим», XVI век). Подписаны сферы: воздух, Луна, Меркурий, Венера, Солнце, сфера неподвижных звёзд, сфера, отвечавшая за предварение равноденствий


3. Объяснение астрономических явлений с позиций геоцентризма

Наибольшей трудностью для древнегреческой астрономии являлось неравномерность движения небесных светил (особенно попятные движения планет), поскольку в пифагорейско-платоновской традиции (которой в значительной степени следовал и Аристотель), они считались божествами, которым надлежит совершать только равномерные движения. Для преодоления этой трудности создавались модели, в которых сложные видимые движения планет объяснялись как результат сложений нескольких равномерных движений по окружностям. Конкретным воплощением этого принципа являлись поддержанная Аристотелем теория гомоцентрических сфер Евдокса-Каллиппа и теория эпициклов Аполлония Пергского, Гиппарха и Птолемея. Впрочем, последний был вынужден частично отказаться от принципа равномерных движений, введя модель экванта.


4. Отказ от геоцентризма

В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником, телескопические открытия Галилея, открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.


5. Геоцентризм и религия

Уже одна из первых идей, оппозиционных геоцентризму (гелиоцентрическая гипотеза Аристарха Самосского) привела к реакции со стороны представителей религиозной философии: стоик Клеанф призвал привлечь Аристарха к суду за то, что он двигает с места «Очаг мира», имея в виду Землю; неизвестно, впрочем, увенчались ли старания Клеанфа успехом. В Средневековье, поскольку христианская церковь учила, что весь мир создан Богом ради человека (см. Антропоцентризм), геоцентризм также успешно адаптировался к христианству. Этому способствовало также буквальное прочтение Библии.

Лучшие статьи по теме