Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Более частные единицы, чем орфограммы, - опознавательные признаки орфограмм. Более крупные орфографические единицы - орфографические правила.
Орфограммой называется «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный, или, другими словами, это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу».
Таблица 17
Опознавательные признаки орфограмм
Тип орфограммы | Опознавательные признаки |
гласные буквы согласные буквы | - безударность; Шипящие и Ц перед гласными; Конец слова; Стечение согласных; Н перед гласными в конце слова |
не обозначающие звуков Ь неразделительный | - мягкие согласные; Шипящие на конце слова; - [ца] на конце глаголов |
Ь и Ь разделительные | - звук [а] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и |
заглавные буквы | - начало предложения, текста; Наличие собственных имен и собственных наименований |
дефис | - сложные слова; Приставки кое~, в-, по, Суффиксы -нибудь, -либо, -что; Частицы -то, -кѳ. |
слитные и разделительные написания (пробел) | - не, ни, бы, же; предлоги, сложные слова |
чёрточка (при переносе) | конец строки |
Орфограмма содержится не в каждом слове, не на любой границе слов, например, в словах дом, тар, лак и между словами красивый цветок, человек читает орфограмм нет.
Чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки. Примеры опознавательных признаков орфограмм можно найти в таблице, составленной М.Т. Барановым.
После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует указать условие выбора правильных написаний в словах, т.е. определить, что необходимо написать в том или ином случае.
Условия выбора - это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые способствуют определению, какие буквы следует писать.
В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных О и £ в суффиксе прилагательных -ОВ (-ЕВ) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формулируется таким образом «В суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е». Например: ежовый, грошовый, сторожевой, плечевой.
Фонетические особенности слов - это позиция и характер фонемы (ударение, безударность, мягкость, озвончение и оглушение), например: далёкий (даль), дружок, деревья, большой, низкий.
Словообразовательные особенности - это в какой части слова находится орфограмма или слово является однокоренным, например: прекрасный, жучок, сад - садовый.
Морфологические условия указывают на часть речи и ее признаки: долг (сущ., II скл., им.п.), использует (глаг., I спр., 3 л. ед.).
Синтаксические условия указывают на связь слов, например:
Смысловые условия определяют значение слова или значение части" слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прйбрежный (близость).
1. Что является основной орфографической единицей?
2. Что называется орфограммой?
3. Содержится ли орфограмма в каждом слове?
4. Используя таблицу 18, охарактеризуйте опознавательные признаки орфограмм.
5. Что называется условием выбора орфограмм?
6. Какие бывают условия выбора, что они включают в себя и на что указывают?
О Упражнение 75
Перепишите текст, подчеркните слова с орфограммами. Назовите тип орфограммы, опознавательный признак и условие выбора.
Лесной ручей
Я иду по берегу своего любимого ручья самой ранней весной. На мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и оттого она журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.
Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук и гудит, будто травы растут под музыку.
А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск.
И под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.
ОПриведите примеры орфограмм, объяснение которых предусматривает 2-3 и более условий выбора.
Ш Особой проблемой в регламентации норм письменного языка является разграничение орфографических и неорфографических ошибок. Некоторые написания, внешне похожие на орфографические ошибки, фактически являются ошибками речи. К ним относятся: 1) неправильное образование форм: «будующий», «жаждующий» (по аналогии с формой «следующий»), «ездиет» (по аналогии с «думает»), «ехай» (по аналогии с чихай);
2) употребление другого по значению слова, хотя оно сходно по звучанию с требуемым по смыслу: «поддернутые дымкой» вместо «подернутые дымкой», «невежда» вместо «невежа»; 3) отражение просторечного произношения: «сурьезный», «теле- визер», «проздравляю».
Приведенные примеры - это неправильность не только письменной, но прежде всего устной речи.
В отличие от них подлинно орфографические ошибки не сопровождаются неправильным произношением, потому что и при принятом написании (сижу на траве, жизнь, касаться), и при неправильном («сежу на траве», «жызнь», «косаться») приведенные в скобках слова читаются (произносятся) правильно.
Орфографические ошибки неоднородны по своей природе. Их можно разделить на: 1) собственно орфографические («любаваться», «равесники», «с табой», «прекрастный», «говарит»); 2) графико-орфографические («жызнь», «ципочки», «чяща»);
3) грамматико-орфографические («держутся», «к Марие», «с Репином»), В последних случаях для выбора правильного написание недостаточно знать только орфографическое правило: при применении правила нужно опираться на грамматику.
Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в
Воспользуйтесь формой поиска
§ 18. Орфограммы и их признаки
релевантные научные источники:
- Пальцевая дерматоглифика и физические способности
Абрамова Тамара Федоровна | Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. Москва - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 9.06 Мб
03.00.14 - Антропология по биологическим наукам. Актуальность проблемы. Возможность раннего распознавания и прогностической оценки фенотипических проявлений генотипа - одна из ведущих составляющих
- Поощрение как метод правового регулирования
Киселева Ольга Михайловна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. САРАТОВ - 2000 | Диссертация | 2000 | Россия | docx/pdf | 4.06 Мб
Специальность 12.00.01 - Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений. Актуальность темы исследования. Специфика развития современных общественных
- Шпаргалка по Теории государства и права России
| Шпаргалка | 2016 | Россия | doc | 0.11 Мб
1. Понятие, признаки и функции государства. 2. Теории происхождения государства - теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет
- Ответы на экзаменационные вопросы по курсу «Аграрное право»
| Шпаргалка | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб
- Анатомия, физиология, патология человека. Ответы на вопросы к экзамену
| Ответы к зачету/экзамену | 2017 | docx | 1.49 Мб
1. Предмет изучения анатомии, физиологии и патологии человека. Связь их с педагогикой, психологией, невропатологией и другими дисциплинами. Роль знаний с анатомии, физиологии и патологии человека для
Опознавательные признаки орфограмм
Тип орфограммы | Опознавательные признаки |
Буквы: гласные | безударность, шипящие и ц перед гласными |
согласные | конец слова, стечение согласных, Н перед окончанием и суффиксом |
ъ и ь | мягкие согласные, шипящие на конце слова, звук [й] после согласных и перед гласными, [ца] на конце глаголов |
начало предложения или теста, наличие собственных имен и собственных наименований, |
|
сложные слова, приставки кое -, в -, по -, суффиксы - нибудь , - то , - либо , частицы - то , - ка |
|
Слитные и раздельные написания \пробел\ | Н е, ни , бы , же ; предлоги; |
Черточка | Конец строки |
Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами.
Памятка
Как научиться грамотно писать
1. Нужно научиться чувствовать ударение, не чувствуя ударения, нельзя обнаружить безударную гласную.
2. Нужно научиться выделять морфемы, иначе не будешь знать, какое правило нужно применить.
3. Нужно научиться определять часть речи, без этого невозможно применить правило.
4. Нужно научиться различать смысловые особенности слов, иначе можно ошибиться в подборе проверочного слова.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прочитайте. Какую роль в письменном общении играет почерк?
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
Будь другом, напиши письмо. А то я не умею…
Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
(В.Гончаров)
Объясните пословицу
IV .Закрепление ЗУН
Сочинение-рассуждение
Задача: развитие творческих способностей, выявление уровня знаний учащихся.
Обязательно ли нужно быть грамотным?
Почему нужно быть зорким?
Зачем нужно знать пунктуацию и орфографию?
Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского "Слово о словах" и напишите сочинение-рассуждение «Для чего нужно быть грамотным?»
"...Вспоминается мне малень-кий, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечест-венной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрелка и странная надпись: "Оптека". Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ру-гали чудака, который такую над-пись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за уг-лом, на улицах городка, по кото-рым свистели фашистские пули? Если там и верно "аптека" - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это нам было очень нужно. Если же "оптика" - так ни очки, ни фотоаппараты нас в этот момент не инте-ресовали. "И как только грамотный человек может такое написать?" - ворчал майор.
V . Подведение итогов урока
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Что нового вы узнали на уроке?
Над чем заставил задуматься вас урок?
Какие цели для себя поставили?
VI . Домашнее задание
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Доработать сочинение.
VII . Рефлексия
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Упражнение «Плюс-минус - интересно».
П (понравилось) | М (не понравилось) | И (интересно) |
Урок № 2
Тема урока: Правописание приставок
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них.
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
(К.И.Чуковский)
Цель: совершенствование навыка правильного написания слов с трудными приставками.
Задачи :
Образовательные : обобщить и углубить знания о правописании приставок, повторить группы приставок, правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при- .
Развивающие : совершенствовать умение правильно писать гласные и согласные в приставках, различать на письме приставки пре- и при, формировать орфографическую зоркость, обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках.
Воспитательные : работать над устойчивостью внимания учащихся.
Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, творческая работа (мини-рассказ).
Оборудование урока: Презентация. Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по русскому языку 4 часть
I . Организационный момент
Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы
II . Проверка домашнего задания
Задача: установление правильности выполнения задания всеми учащимися
Сочинение-рассуждение
III . Актуализация.
Задача: актуализировать опорные знания
Угадай фразеологизм . (Прикусить язык, зарубить на носу). На какие правила вы видите примеры?
Самостоятельное формулирование темы урока.
Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
– Вот видите, как важно…
Беседа о приставках
Каждая часть слова имеет свою смыслиночку. Для русского языка самые большие возможности представляет образование новых слов с помощью приставок. Например: бегать – добегать – забегать - отбегать и т.д.
Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.
В русском языке существует много приставок. Попробуйте их вспомнить и написать, никуда не подглядывая. Заодно проверите свою память. Если вам придет в голову больше сорока приставок, можете считать, что у вас превосходная память. Если приставок тридцать - тоже неплохо, ну а если меньше - не огорчайтесь, ведь знать и вспоминать - не одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью, только они почему-то не очень захотели у вас «вспоминаться». Вам необходимо тренировать свою память, больше учить наизусть стихотворений.
IV .Обобщение и систематизация ЗУН
Задача: углубить знания о правописании приставок.
Работа с обобщающей таблицей. Составление опоры .
Продолжим разговор о приставке
Какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при- , пре- )
Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).
Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с- . Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка (например, отдать[ аддат’]).
А вот приставки на з- , с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).
С точки зрения орфографии все приставки в русском языке делятся на три основные группы:
1) приставки, которые всегда пишутся одинаково;
2) приставки, написание которых определяется особенностями произношения слова (местом ударения или качеством следующего за данной приставкой звука);
3) приставки пре-
и при
-
, правописание которых зависит от их значения.
Приставки, не изменяющиеся на письме
Гласные и согласные в приставках в- (во- ), вы- , до- , за- , над- (надо- ), не- , недо- , о- , об- (обо- ), от- (ото- ), па- , пере- , по- , под- (подо- ), пра- , пред- (предо- ), про- , с- (со- ), су- , у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: в стать, от дать, про думать, пред стать, с бивчивый, об суждение.
Приставки, оканчивающиеся на -з (-с )
В приставках на -з (-с ) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з , перед глухими - с :
из- (ис- ) | изгиб - истекать |
раз- (рас- ) | разделить - расписать |
без- (бес- ) | безжалостный - бессердечный |
воз- (воc- ) | возразить - воскликнуть |
вз- (вс- ) | взгорок - вскормить |
низ- (нис- ) | низвергать - нисходить |
чрез- (черес ) | чрезмерный - чересчур |
Словарная работа
Запомните: в приставках раз- (рас- ) - роз- (рос- ) под ударением пишется О, без ударения - А:розвальни - развалить; роспись - расписка; исключение: розыскной
Приставки пре- , при-
Приставка пре-
имеет следующие значения:
1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
2) синонимичность приставке пере-
: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
Приставка при-
обозначает:
1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.
Словарная работа
Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:
предать
(друга) - выдать (ср. предатель
)
придать
(значение) - добавить
претворить
(в жизнь) - воплотить
притворить
(дверь) - прикрыть
презирать
(врага) - ненавидеть
призреть
(сироту) - приютить
пребывать
(в городе) - находиться
прибыть
(в город) - приехать
преступить
(закон) - нарушить
приступить
(к делу) - начать
Во многих случаях приставки пре-
,
при-
тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
Словарная работа
Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.
V . Закрепление ЗУН
Задача: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала по теме, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Задания Приставки
(Приставки на з - с. Даны варианты заданий. Учащиеся сами выбирают виды упражнений)
Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.(1б)
П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.
Упражнение № 2. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.(1 б).
Без-
или бес-
(срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);
раз-
или рас-
(формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);
воз-
или вос-
(кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);
из-
или ис-
(черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).
Упражнение№ 3. Составьте словосочетания или предложения с данными словами. (1б)
Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.
Упражнение №4 . Мозговая атака .
Сколько приставок в данных словах? (2б)
Водопровод, мясоперерабатывающий, переподготовка, предопределение, перерасчет.
Дифференцированная работа. Работа по каточкам.