Биология для всех
  • Главная
  • Клетка
  • Построение профиля местности по заданной линии. Построение профиля местности Как сделать профиль в географии

Построение профиля местности по заданной линии. Построение профиля местности Как сделать профиль в географии

Двадцать восьмое задание ЕГЭ по географии предполагает работу с картами и планами местности. В нем необходимо строить профиль рельефа местности по прямой АВ; на профиле также нужно обозначать условным знаком какой-либо объект, изображенный на карте.

Инструкция по построению профиля

Для того чтобы построить профиль, нужно начертить профильную линию, соединяющую точки А и В, и приложить к ней край листа бумаги, на котором необходимо отметить горизонтали, через которые проходит линия АВ. Отметки горизонталей нужно подписать (на карте указано, с каким интервалом они проведены, также дается значение одной горизонтали, поэтому подписать их совсем не трудно). Этот край листа нужно приложить к горизонтальной линии на бланке, где строится профиль. Нужно перенести сделанные отметки на него вот таким образом, проведя перпендикуляры к вертикальной линии в аналогичных значениях:

После этого получившиеся точки нужно соединить плавной кривой линией. Это и будет профиль рельефа. В данном задании важно учитывать масштаб: если, например, по масштабу карты в 1 см 100 м, а в нашем рисунке в 1 см должно быть 50 м, то расстояние между двумя соседними вертикалями мы будем отмечать в два раза больше. Часто просят отметить на профиле родник; как правило, он располагается между двумя соседними высотами – в таком случае их нужно соединить не прямой линией, а вогнутой.

Разбор типовых вариантов задания №28 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Постройте профиль рельефа местности по линии АВ. Перенесите основу для его построения на бланк ответов 2, применяя горизонтальный масштаб 1 см = 50 м и вертикальный масштаб 1 см = 5 м. Знаком «Х» отметьте положение родника.

Готовый профиль для данного условия выглядит примерно так:

Длина горизонтальной линии – примерно 80 мм, расстояние от вертикали до родника – примерно 29 мм. Склон на участке 1 должен быть круче, чем на участке 2. Если все эти условия соблюдены и форма профиля схожа с эталоном – ученик получает 2 балла за это задание. Если же профиль схож с эталоном, но расстояние и крутизна склонов не совпадают с указанными параметрами – ставится 1 балл. В других случаях баллы за задание 28 не ставятся.

Инструкция

Далее переходят к описанию урбанистических данных. Перечисляют наиболее крупные населенные пункты, примерную численность, социально-экономические постройки (заводы, места разработки добычи полезных ископаемых и т.д.). Также указывают наиболее важные социальные построения (театры, музеи, памятники регионального или областного значения).

Обратите внимание

Перед началом описания любой местности нужно указать буквенно-цифровой код карты, территорию которую она отображает, ее характер и цели, для которых она используется.

Источники:

  • Топографическая подготовка командира

Геодезия (от греч. geo – земля и daio – разделяю) – наука, занимающаяся определением формы и размеров Земли, измерением объектов, расположенных на ее поверхности, для составления планов и карт. Она тесно связана с такими естественными науками, как геофизика, астрономия и гидрография.

Без геодезии вы не сможете определить границы объектов по заданным . Таких, например, как земельные наделы, выдаваемые в частную собственность. Сейчас, когда границы земельных участков в документах указаны в определенной системе координат, без геодезистов при их оформлении просто не обойтись. Только они могут вынести эти границы «в натуру».

Если вы собираетесь осваивать и строить дом, после того как определены границы, вам необходимо будет составить подробный план участка. Его вы получите, заказав геодезическую съемку. Масштаб плана обычно равен 1:500, он должен быть таким подробным, чтобы все характерные особенности местности и

Разделы:

ЦЕЛЬ: научиться определять абсолютные и относительные высоты по картам, строить профили рельефа.

  • закрепить понятия “рельеф”, “срединно-океанический хребет”, “ложе океана”, “глубоководный желоб”, “остров”, “горы”, “равнины”;
  • построить профиль рельефа дна океана и профиль рельефа суши по физической карте;
  • продолжить формирование умения составления характеристики географического объекта;
  • проверить уровень усвоения основных понятий и определений.

ХОД РАБОТЫ

I. Вступительное слово учителя.

Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью, а направление на карте, вдоль которого строится профиль, - профильной линией.

Порядок выполнения практической работы:

  1. Провести профильную линию.
  2. Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб. (горизонтальный масштаб, как правило, принимается равным масштабу карты, вертикальный масштаб – в зависимости от высоты, глубины географического объекта, превышение между самой высокой и самой низкой точками). Для того чтобы, наглядно показать характер неровностей вертикальный масштаб принимается крупнее (в 1 см – 1 км). Если же масштаб будет очень мелким, линия профиля становится сглаженной, вследствие чего теряется наглядность.
  3. Лист бумаги прикладывают нижним или верхним обрезом к профильной линии и из каждого пересечения ее с горизонталью проводят перпендикуляр до той линии, которая соответствует отметке данной горизонтали.
  4. На пересечении вертикальных линий с соответствующими на плане горизонталями поставить точки на основу.
  5. Точки пересечения этих линий с линиями высот соединяем от руки плавной кривой и получаем профиль рельефа земной поверхности.

II. Практическое задание 1. (выполняется учащимися под руководством учителя с использованием презентации PowerPoint c анимацией)

  1. Построить профиль Индийского океана по экватору, используя шкалу глубин.
  2. Провести анализ изменения глубин океана по экватору.
  3. Сопоставить данные об изменениях глубин океана и определить местонахождение океанических хребтов, материковой отмели, материкового склона.
ЗОНА ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (восточная) СРЕДНЯЯ ГЛУБИНА, м
1 42-43° 0-200 светлый
2 43-45° 2000-4000 светло-голубой
3 45-65° 4000-6000 голубой
4 65-75° 2000-4000 светло-голубой
5 75-89° 4000-6000 голубой
6 89-91° 2000-4000 светло-голубой
7 91-97° 4000-6000 голубой
8 97-98° 2000-4000 светло-голубой
9 98-100° 0-200 светлый

В результате анализа данных таблицы учащиеся устанавливают, что 1, 9 – зоны шельфа, 3, 5, 7 – зоны наибольшей глубины, 4, 6 – зоны океанических хребтов. Следует обратить внимание учащихся на резкое изменение глубин при переходе из 1-й во 2-ю и из 8-й в 9-ю зоны и еще раз объяснить понятия "материковый склон" и "ложе океана".

III. Практическое задание 2 (выполняется учащимися с частичной помощью учителя) . Работа выполняется на интерактивной доске и в тетрадях учащихся.

  • Построить профиль Южной Америки по экватору, используя шкалу высот.
  • Провести анализ изменения высот материка по экватору.
  • Сопоставить данные об изменениях высот материка и определить местонахождение гор, возвышенностей и низменностей.
ЗОНА ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (западная) СРЕДНЯЯ ВЫСОТА, м ЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ
1 79-81° 0-200 зеленый
2 78-79° 200-500 желтый
3 76- 78° 500-5000 коричневый
4 69-76° 200-500 желтый
5 61-69° 0-200 зеленый
6 58-61° 200-500 желтый
7 56-58° 0-200 зеленый
8 53-56° 200-500 желтый
9 51-53° 0-200 зеленый

IV. Анализ проделанной работы и вывод:

построение профиля местности помогает лучше представить многообразие форм рельефа и, следовательно, влияние рельефа местности на ее климатические особенности, на распределение растительного и животного мира (презентация PowerPoint c анимацией “Влияние рельефа на распределение осадков”)

Литература:

  1. Атлас. Планета Земля – 6 класс М., Просвещение 2003
  2. Е.Ю.Мишняева, О.Г. Котляр Планета Земля – 6 класс тетрадь-практикум М., Просвещение 2007
  3. В.И.Сиротин “Практические работы по географии 6-10 класс М., АРКТИ-ИЛЕКСА 1998

Построение профиля рельефа местности

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение колодца с ветряным двигателем.

Построение профиля следует начинать с построения осей координат. Согласно условиям задачи, горизонтальный масштаб профиля в 1 см 50 м – в два раза крупнее масштаба карты. Это означает, что любые расстояния при переносе из с карты на профиль будут удваиваться.

Измеряем по карте расстояние между точками А и В. Расстояние на карте между точками А и В равно 4 см, то есть длина горизонтальной оси профиля составит 8 см.

Построение профиля следует начинать с построения осей координат.

Точка А расположена между горизонталями 140 и 145 м (поскольку горизонтали проведены через 5 метров). Ближе к горизонтали 140 м, таким образом ее высота примерно 142 м. Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.

Определяем положение начальной и конечной точек профиля

Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.

Определяем положение начальной и конечной точек профиля

Точка В располагается на горизонтали 155 м. Отмечаем точку В на правой вертикальной оси.

Ближайшая к точке А горизонталь по линии профиля имеет высоту 145 м. Расстояние до нее 3 мм. Таким образом становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.

Определяем координаты следующей точки по линии профиля

Следующая точка линии профиля имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.

Определяем координаты следующей точки по линии профиля

Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 6 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 12 мм от левой вертикальной оси.

Определяем координаты следующей точки по линии профиля

Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 24 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 48 мм от левой вертикальной оси.

Определяем координаты колодца с ветряным двигателем

Колодец располагается на высоте приблизительно 156,5 м (в непосредственной близости от него мы видим абсолютную отметку г. Голая 156,9. Колодец находится на расстоянии 31 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты колодца. Он расположен на высоте 156,5 м и находится на расстоянии 62 мм от левой вертикальной оси.

Соединяем полученные точки

При построении профиля следует помнить, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклон поверхности и менее крутыми становятся склоны.

Чем меньше расстояние между горизонталями, тем больше уклон поверхности и более крутыми становятся склоны.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Использование алгоритма построения профиля рельефа местности Рузаева Ирина Викторовна, учитель географии МБОУ СОШ №6 Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение родника. 1 2 3 4 5 6 7 Приложили край листа бумаги к линии, соединяющие заданные точки, отметили черточками горизонтали через которые проходит наше направление, подписывая их отметки. 155 м 150 м 145 м 150 м 145 м 1 2 3 6 4 155 150 145 5 145 7 150 145 Постройте профиль рельефа местности по линии А–В, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50 м и вертикальный масштаб - в 1 см 10 м. Укажите на профиле знаком «X» положение геодезического знака 214,0. Постройте профиль рельефа местности по линии А–В, используя горизонтальный масштаб - в 1 см 50м и вертикальный масштаб - в 1 см 10 м. Укажите на профиле знаком «X» положение геодезического знака 218,5. Алгоритм построения профиля рельефа местности 1. Внимательно прочитайте задание 2. Обратите внимание на масштаб плана и масштаб будущего профиля, через сколько метров проведены горизонтали 3. Прочертите на карте профильную линию (маршрут движения от А-В) 4. Определите расстояние в сантиметрах между точками, вычислите, какому расстоянию на местности оно соответствует 5. Изобразите это расстояние на листе бумаги в нужном масштабе. 6. Приложите к ней полоску бумаги, перенесите на ее край короткими черточками места горизонталей, пронумеруйте и подпишите их высоты 7. Подпишите на полоске бумаги у горизонтальных линей высоты, соответствующие высотам горизонталей на карте 8. От всех точек, обозначающих места пересечения профильной линии с отметками высот горизонталей, опустить перпендикуляры 9. Соедините точки пересечения плавной линией, которая и изобразит профиль местности Дополнительные рекомендации 1. Для выполнения задания на построение профиля с использованием топографической карты вначале следует определить числовые значения горизонталей (высоту каждой горизонтали в метрах), затем – расстояние между этими горизонталями вдоль линии профиля 2. Следует помнить, что реки всегда протекают в понижениях рельефа. По направлению к реке высоты будут уменьшаться (спуск), по направлению от реки – увеличиваться (подъем) 3. Если указано, что горизонтали проведены через 5 метров, следовательно, высоты горизонталей будут отличаться на «5»; если указано, что горизонтали проведены через 2,5 метра – высоты горизонталей будут отличаться на «2,5» 4. Для удобства отрезки в 1 см по вертикали можно разделить пополам, а потом еще раз каждый отрезок пополам

Лучшие статьи по теме