Биология для всех
  • Главная
  • Клетка
  • Религия в школе: правовой аспект. В российских школах появится новый образовательный стандарт среднего общего образования г

Религия в школе: правовой аспект. В российских школах появится новый образовательный стандарт среднего общего образования г

«Я был причастен к принятию стандартов образования в 2004 г., - говорит Владимир ФИЛИППОВ, ректор РУДН, министр образования в 1998-2004 гг. - Тогда учебная нагрузка на учеников была снижена на 15% и впервые появилась профильная школа - по 13 направлениям. Новые стандарты более взвешенные и прогрессивные. Определены не только набор дисциплин, но и требования к обеспечению образовательного процесса (например, учитель старших классов должен уметь работать с электронной почтой и Интернетом, мультимедийным оборудованием. - Ред.). Есть новые интегрированные курсы. К примеру, если ребёнок не хочет изучать чистую физику, биологию или химию, он может выбрать естествознание, дающее общие представления о естест­венно-научной картине мира. То, что дали старшеклассникам возможность выбора профиля и сохранили общее образовательное пространство в стране за счёт шести , - это тоже большой плюс. А иначе что было бы, если бы одна школа учила одному, а другая - другому?..»

«Обязательных предметов в старших классах должно быть не больше половины, - не соглашается Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования ВШЭ. - Вариативная модель обучения - это вовсе не наше изобретение. На Западе школьники в 15 лет заканчивают «обязаловку», и далее начинается профильное, прикладное образование. Человек должен ещё во время обучения в школе научиться формировать долгосрочную программу образования. Умение выбирать, мыслить сегодня важнее заучивания. Но у нас вариативный стандарт был принят в сильно смягчённом виде под давлением профессионального лобби - педагогов, которые боятся остаться не у дел, если их предметы дети не выберут. Большой плюс новых стандартов - исследовательский проект. Старшеклассник должен уметь самостоятельно что-то делать, получать результаты и защищать их».

Вопрос, как понять, работает по новым стандартам или детей в ней учат по старинке, а углублённое изучение означает лишь формальное увеличение учебных часов по тому или иному предмету, - пока остаётся открытым. «В стандартах нет чётких, понятных для всех критериев оценки работы образовательных учреждений, не прописано, за что и какую они несут ответственность, - утверждает Виктор ПАНИН, председатель комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. - Должен быть постоянный мониторинг в школе: не устарели ли методики, насколько квалифицированны кадры, соответствует ли современной ситуации материально-техническое обеспечение и т. д.»

Бесценные услуги

В новом документе Мин­обрнауки обучение детей в школе названо «образовательной услугой», которая предоставляется учебными учреждениями по заказу учредителя. И некоторые школы уже начали требовать от родителей подписывать договор на оказание таких услуг. Таким образом нас плавно подводят к тому, что учёба наших детей станет платной? «Нет, - заверили «АиФ» в Министерстве образования. - Всё, что прописано в стандарте, должно быть бесплатно». Читаем документ: не более 37 учебных часов в неделю, то есть по 7-8 уроков в день, включая предметы по выбору и дополнительные курсы, а также 700 часов внеурочных занятий за два года. Все факультативы, которые в эту схему не укладываются, могут делать платными.

Стандарты приняты, но всеобщее введение их намечено лишь к 2020 г. Ещё не написаны программы и , не подготовлены кадры. Важно, чтобы это делалось планомерно и серьёзно. Ведь на кону - будущее наших детей.

На сегодняшний день осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании» 2012 года и на базе дошкольного образования, разработанных в соответствии с Законом.

Новое дошкольное образование, как один из уровней в системе общего образования в РФ. В связи с этим изменились и нормативные требования к дошкольному образованию - оно получило свой стандарт.

Положения Стандарта отличаются от существовавших прежде государственных требований в отношении:

  • общей структуры дошкольной образовательной программы;
  • условий реализации образовательной программы.

Ограничения оценивания по стандарту дошкольного образования РФ

Современный дошкольный образовательный стандарт по своей структуре практически идентичен стандартам, предусмотренным для других уровней общего образования. В том числе, содержит определенные ограничения на области применения стандарта и на процедуры, принятые в общей системе образования.

В частности, согласно ст. 12 (часть 2) Закона, стандарт дошкольного образования РФ не является основой для объективного оценивания подготовки обучающихся в соответствии с установленными требованиями образовательной деятельности.

Это обусловливает первое ограничение законодательства в отношении оценки результатов дошкольного образования. А именно - на основе новых образовательных стандартов дошкольного образования не могут выстраиваться какие-либо объективные процедуры оценивания.

Следующее ограничение в отношении аттестационных процедур в системе дошкольного образования определяет ст. 64 (часть 2), которая исключает проведение промежуточных и итоговой аттестации.

Стандарты дошкольного образования РФ: педагогическая диагностика

Новые образовательные стандарты дошкольного образования предлагают пересмотреть сложившуюся 20-летнюю традицию проведения различных диагностик, проводимых, как правило, с управленческими целями или для изучения качества результатов.

Широко также использовалась система психолого-педагогического мониторинга, веденная в 2008-2009 году федеральными государственными требованиями. Такой методикой пользовались на уровне учреждений дошкольного образования, муниципальных и региональных образовательных организаций.

На сегодняшний день государственный Стандарт дошкольного образования РФ предусматривает совершенно иной подход к реализации образовательной дошкольной программы и организации процесса педагогических измерений.

В части определения условий, необходимых для реализации основной образовательной программы, Федеральный Стандарт дошкольного образования РФ возвращает и вводит понятие «педагогическая диагностика». Понятие «мониторинг» также параллельно используется в отношении результатов образовательной деятельности

Вместе с тем, стандарт четко регламентирует функции педагогической диагностики в системе дошкольного образования:

  • индивидуализация образования - один из важнейших принципов современной организации образования в дошкольном секторе;
  • оптимизация работы с группой детей - выбор и разработка наиболее эффективных образовательных программ.

Организация педагогической диагностики по Стандарту дошкольного образования РФ предполагает различные практические подходы. Насколько успешным будет их использование, зависит от подготовленности самого педагога, от выбранной им модели диагностирования, от того, насколько педагогическая диагностика используется в управлении образовательной деятельностью.

Использование результатов диагностики по Стандарту дошкольного образования РФ

Многие организации по старинке пытаются проводить диагностику детей в процессе аттестации педагогов дошкольного образования. Однако такой подход к организации аттестации не поддерживает действующая законодательная и нормативная база.

Новые образовательные стандарты дошкольного образования определяют систему условий психолого-педагогического направления, необходимых для организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении. И основанием для проведения аттестации и собственно оценки образовательной деятельности должно служить выполнение этих самых условий.

А педагогическую диагностику следует использовать, как средство улучшения и оптимизации, и ее результаты могут использоваться только непосредственно в работе с детьми - в конкретной образовательной группе.

Использование результатов педагогической диагностики (мониторинга) при переходе из детсада в начальную школу, так же как и их широкая публикация нарушает сами принципы диагностирования.

В соответствии с положениями новых образовательных стандартов дошкольного образования в отношении проведения педагогической диагностики, использование этого средства организации образовательной деятельности не предполагает получения разрешения от родителей. Заключается договор между родителями и дошкольным учреждением на образовательную деятельность. А педагогическая диагностика является составляющей этой деятельности, средством коррекции и оптимизации образовательного процесса.

Для корректировки образовательного процесса в дошкольной организации используется также диагностика психологическая. Однако это направление не относится к функциональным обязанностям воспитателей по принципам Стандарта дошкольного образования РФ, не соответствует их образованию и должности, которую они занимают в детском саду.

Психологическая диагностика, как средство дополняющее диагностику педагогическую, осуществляется в связи с особенностями конкретной дошкольной организации.

Муниципальный этап краевого профессионального конкурса "Учитель года Красноярского края"

Стартовал муниципальный этап краевого профессионального конкурса "Учитель года Красноярского края".

Сроки проведения:

  • приём документов с 26.01 по 02.02.2916 г.;
  • первый (заочный) этап с 03.02 по 11.02.2016 г.
  • второй (очный) этап с 18.02 по 10.03 2016 г.

О порядке организации и проведения муниципального этапа конкурса см.

03.02.2016 г. Завершен прием регистрационных материалов на участие в муниципальном этапе конкурса

Определилось 7 конкурсантов.

К участию в заочном туре приступают:

ФИО, адрес личного интернет-ресурса

Андреева Наталья Валерьевна,
учитель русского языка и литературы

24 февраля в городском Дворце творчества детей и молодежи состоялось открытие очного тура муниципального этапа краевого конкурса «Учитель года Красноярского края». Дворец творчества радушно принял у себя участников конкурса и зрителей. В зале царила праздничная атмосфера. Несмотря на естественное волнение, участники конкурса достойно прошли первое очное испытание - «Визитная карточка». Зрители активно и доброжелательно встречали конкурсантов, а на сцене вместе с ними выступали коллеги, родители и ученики. Фотографии этого события можно увидеть .

Остапенко Ж.А.

Выталкивающая сила.

математика

Торшина Т.В.

Решение задач на движение.

Головко О.Ю.

Инструментальный концерт: состязание или согласие.

Кирьян Е.Г.

Обучение косвенной речи.

математика

Валейко Е.А.

Решение задач на движение

литературное чтение

Яблокова Е.И.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Знакомство с произведением.

русский язык

Андреева Н.В.

Орфоэпия

2 марта конкурсантам предстоит конкурсное испытание "Мастер-класс", которое будет проводиться в актовом зале МБОУ Школа №106. Приглашаем учителей города посетить мастер-классы участников конкурса. Мероприятие начнется в 14:00. Каждому участнику дается 20 минут на представление своего мастер-класса и 5 минут для ответов на вопросы.

Проведена жеребьевка и определена последовательность выступлений:

  1. Яблокова Е.И.
  2. Валейко Е. А.
  3. Остапенко Ж.А.
  4. Торшина Т.В.
  5. Андреева Н.В.
  6. Кирьян Е.Г.
  7. Головко О.Ю.

Обнародован проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Проект новых школьных стандартов обсуждался в при поддержке комиссии по образованию совместно с Российским общественным советом по развитию образования. В обсуждении принимали участие не только члены Общественной палаты, но и представители Российской академии образования, институтов и школ. Документ разработан рабочей группой Института стратегических исследований, готовые тезисы были представлены в , а ведомство, в свою очередь, отправило этот проект на общественную экспертизу.

«В современной школьной практике никакие стандарты не действуют. До 2004 года школы работали по стандартам 98-го года, но потом обязательные стандарты были отменены и им на смену пришли федеральные компоненты, которые дали школам свободу выбора. В итоге они стали ориентироваться на конъюнктурную ситуацию, на то, что требуют сегодня от деятельности школы в области духовно-нравственного воспитания, в области результативных показателей по ЕГЭ, и на ряд других ориентиров. Но общие правила как таковые отсутствовали», — пояснил «Газете.Ru» один из участников общественных обсуждений, член-корреспондент Российской академии образования, президент Общественного института развития школы .

Новый стандарт состоит из трех блоков.

Личностный блок отвечает за морально-нравственное воспитание, межпредметный блок отвечает за социальную активность и коммуникабельность школьника, а предметный регулирует непосредственно процесс овладения знаниями по предметам.

«Если раньше школы не отвечали за воспитание ученика, то новый проект распределяет обязанности и ответственность между учеником, учителем, родителем и организациями управления образования», — считает главный редактор издательства «Просвещение», член рабочей группы Маргарита Леонтьева.

Проект нового стандарта предусматривает для старшеклассников возможность сосредоточиться на профильных предметах и отказаться от тех, которые не будут соответствовать выбранному профилю.

По замыслу разработчиков, в учебный план будут входить обязательные для изучения учебные предметы и курсы (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и «предметные области» для изучения по выбору.

Всего стандарт предусматривает шесть областей, каждая из которых содержит несколько предметов: «общественные науки» (история, обществознание, география, экономика), «естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология и экология), «математика и информатика» (математика, алгебра и начала математического анализа, геометрия и информатика), «русский язык и литература, родной язык и литература» (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература), «иностранный язык» (иностранный язык и второй иностранный язык) и «курсы по выбору» («искусство, или предмет по выбору школы, или один курс из обязательных предметных областей»).

Разработчики проекта стандарта предлагают к обязательному изучению один-два учебных предмета из каждой предметной области. При этом три-четыре учебных предмета из всех обязательных предметных областей изучаются на профильном уровне и три-четыре на базовом уровне. Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся.

В ходе обсуждений эксперты отмечали наряду с положительными моментами и отрицательные. «Плюс в том, что стандарт хоть какой-нибудь появится; хорошо, что в нем на старшей ступени школьник и его семья смогут выбирать, какие предметы будут изучать, а от каких можно будет отказаться, но, с другой стороны, появляется такой новый предмет, как «Россия в глобальном мире», притом что наша школьная программа в старших классах и так перегружена предметами. Еще один плюс, что в этом стандарте «Родной язык» и «Русский язык» уравнены в правах, но при этом допускается возможность, что в старших классах изучение русского языка необязательно, а значит, может быть отменено», — рассказал «Газете.Ru» еще один участник обсуждений, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук .

При обсуждении минусов главной претензией к проекту стандарта являлось отсутствие механизма, который бы позволил определить названные в нем критерии и действовать в соответствии с ними.

«Стандарт говорит о том, что мы теперь ориентируемся не на знания, а на компетентность школьника, на его достижения в целом, на его способность результативно действовать в нестандартной ситуации; но, как вычислять эти ориентиры, не прописано», — считает Каспржак.

С ректором отчасти согласна и Маргарита Леонтьева, хотя она считает, что выход из этой ситуации все же есть. «Все личностные результаты, в том числе и воспитательные, не персонифицируются. К примеру, как измерить любовь к Родине? Государство должно разработать систему мониторинговых исследований и таким образом отслеживать, что происходит», — уверяет она.

В день обсуждения проекта образовательного стандарта в Российской академии образования обсуждался вопрос определения качества образования. В обсуждении проекта концепции создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) приняли участие руководители вузов, ведущие эксперты, чиновники из Минобрнауки и сами сотрудники Российской академии образования. Представители системы образования и раньше задумывались о создании некой единой шкалы, которая могла бы давать представление о качестве образования, основанное не только на результатах оценок школьных знаний и ЕГЭ. Но активная работа началась с директивы сверху. «Седьмого сентября подписано распоряжение правительства, где был утвержден план по развитию образования, в котором есть пункт по оценке качества. В Российской академии образования была создана рабочая группа, которая и подготовила проект концепции создания системы», — объяснил причину начала активных мероприятий по созданию нормативной базы ОСОКО вице-президент Российской академии образования, глава рабочей группы . Впрочем, как следовало из дальнейших обсуждений, концепция пока довольно зыбкая и не предлагает каких-либо решительных шагов. Участники дискуссии были единодушны в одном: нужна адекватная оценка, которая будет основана на отслеживании развития школьника по всем параметрам; но механизм этого отслеживания должен быть очень корректным.

Руководитель центра оценки качества образования ИСМО РАО, рассказала, что предлагается оценивать учебный процесс в школах по трем направлениям, которые включают образовательные программы, образовательные организации и их системы и индивидуальные достижения учащихся. Причем, по замыслу разработчиков, в процессе мониторинга и определения качественных показателей должны участвовать не только представители системы образования, но и родители учащихся, а также представители общественных организаций.

В целом концепция получила одобрение, но работа по ее совершенствованию будет продолжена в 2011 году. Ректор призвал разработчиков не отталкивать тот положительный опыт, который уже был накоплен, и не принимать «сверхмер». «При формировании современной системы оценки качества нам необходимо соединить позитивный опыт прошлого и современные наработки. Нам не нужно принимать сверхмеры, потому что, как правило, это оказывается несостоятельным. Мы должны обратить внимание на повседневную рутинную работу, имея перед собой цель повышения качества образования», — заявил он в своем выступлении.

«Учитель года России» - это самый престижный конкурс педагогического мастерства. Ежегодно в нем принимают участие талантливые, инициативные и творческие педагоги, которых объединяет искренняя и безграничная любовь к профессии и детям, стремление постоянно учиться, совершенствоваться, расти. Именно такие педагоги своими оригинальными идеями, разработками задают дальнейший вектор развития кузбасского образования, определяют его завтрашний день.

За годы существования конкурса менялись испытания, порядок его проведения, но цель оставалась неизменной - выявление, поддержка и поощрение талантливых учителей, повышение социального статуса педагога и престижа педагогического труда, распространение инновационного опыта.

А.В. Чепкасов , кандидат филологических наук, доцент,

начальник департамента образования и науки Кемеровской области

("Бюллетень. Учитель года - 2015")

В этом году в областном этапе конкурса «Учитель года России» принимало участие 35 высококвалифицированных педагогов, успешно прошедших муниципальный этап. Честь нашего города достойно представила Екатерина Александровна Кордешова , учитель истории и обществознания нашей школы .


Впереди у наших «охотников» за удачей были многочисленные конкурсные испытания. Сразу после праздничного открытия «Учителя года» они показали мастер-класс, в последующие дни - проводили открытое занятие, защищали образовательный проект, стали участниками педагогических дебатов по актуальным проблемам российского образования. Конечно, каждому хотелось победить и у каждого был шанс на победу.

Темы мастер-классов были разнообразны: «Грамматика – крепкий орешек», «Никто не создан для войны», «Экономика экономии, или как бизнес экономит свои и чужие деньги», «Живое слово», «Песни на уроках английского языка в начальной школе» и многие другие.

С поставленной задачей конкурсного испытания «Мастер-класс» абсолютно все конкурсанты справились. Ведь им каждый день приходится работать с самой строгой публикой – детьми! Все представленные мастер-классы получились очень яркими, эмоциональными и разнообразными.

Второй день конкурса для его участников начался с открытых уроков. «Уроки французского» - рассказ о хорошем учителе и, конечно, не только об уроках французского, но, прежде всего, - об уроках жизни и уроках доброты, которые главный герой пронес через всю жизнь.

Одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку, как может, борется за свое существование, не теряя при этом чувства собственного достоинства. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне ребенок открывает для себя мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать (бескорыстно н незаметно). Он, конечно, выучил французский - единственный предмет, который ему не давался, но главное -получил уроки духовного взросления, без которых невозможно стать Человеком.

Наверное, именно таких уроков мы получили от Учителя.

Главные герои этого дня были - учителя и дети. Его декорации гостеприимный лицей № 62 г. Кемерово, который как всегда тепло принял конкурсантов. Отдельное спасибо ученикам - они поддержали педагогов поднятыми руками, горящими глазами и грамотными ответами. Некоторые уроки даже закончились аплодисментами!

На уроке Кордешовой Е. А. (Новокузнецкий ГО), в 10 «В» учащиеся сравнивали политический процесс с часами, в котором все механизмы должны работать слаженно. Рефлексия проходила в виде флэш-моба. Каждый ребенок должен был оценить и «принять на себя» те суждения, которые высказывал педагог. Екатерина Александровна использовала метод синектики – сравнения.

В конце этого дня проходили педагогические дебаты, которые продолжились и на следующий день.

Ведущими «Педагогических дебатов» были члены регионального Клуба «Учитель года Кузбасса» Олег Викторович Петунии и Наталья Валерьевна Наконешнюк , Сергей Александрович Иванов и Наталия Владимировна Клещерова .

О роли учителя в современной школе рассуждал А. Ю. Лисов , учитель физики из Беловского городского округа. Алексей Юрьевич уверен: «Учитель был, есть и будет. Учитель - это ветер, направляющий корабль. Для ученика учитель - это светило, без которого ребенку не обойтись. Только учитель может воспитать достойного ученика». Т. В. Кудашкина считает, что все школьные предметы в XXI веке должны быть сохранены, ведь именно благодаря им у ученика формируется общая картина мира.

Подводя итог разговора по первой теме, О. В. Петунии подчеркнул, что в классно-урочной системе обучения заложен огромный потенциал. Это основа, а вот «начинка» современного образования должна соответствовать требованиям общества.

Вторая тема для обсуждения - «Стандарты в жизни школы: свобода или ограничения? ». Ведущая Н. В. Клещерова предложила конкурсантам формат свободной беседы. Поэтому обсуждение получилось бурным и открытым. Конкурсанты разделились на две группы: одни отстаивали мнение о том, что стандарт дает свободу педагогу, а другие уверены, что он ограничивает деятельность учителя.

В заключение участники дебатов пришли к выводу, что если учитель талантлив, то для него в ГОСТах нет никаких ограничений.

В первой группе конкурсантов «Педагогические дебаты» провели Елена Ивановна Ильина и Сергей Александрович Москаленков. В качестве разминки педагогам предложили ответить на вопрос, каков он, успешный учитель. Мнения были такие: «Успешный учитель - это.. .успешные ученики»,«.. .творческий учитель»; «...человек, которому в жизни удается очень много»;«.. .тот, к которому хотят идти на урок и не забывают после окончания школы»; «...это учитель, который работает на результат».

Ведущие разделили участников на две команды, объявив тему дискуссии: «Успешный учитель сегодня: грамотный технолог или талантливый импровизатор? ». Четыре конкурсанта выбрали роли грамотного технолога, четверо - талантливого импровизатора. В ходе разговора они высказывали свои мнения о том, например, что импровизировать на уроке надо, но в определенных рамках, которые ограничиваются технологиями; технологии надо знать, чтобы импровизировать; импровизация - не легкомыслие, если она хорошо подготовлена. Но и выбранная педагогическая технология, и талантливая импровизация должны быть нацелены на ученика. Способность к импровизации зависит от знаний учителя, степени его владения современными педагогическими технологиями. Конкурсанты предложили ввести в программу повышения квалификации учителей тренинги по обучению импровизации!

Активное обсуждение вызвал вопрос второй части педагогических дебатов: «Совместимы ли широкая доступность к образованию и качество образования? », который предложили Инна Якубовна Бережнова и Наталья Александровна Поварич. Участники дискуссии говорили о несовместимости доступности и качества образования; о том, что качественное образование невозможно без учителя, несмотря на широкие возможности дистанционного обучения. Волновали аудиторию вопросы образования детей с особыми потребностями, качества обучения в отдаленных от города поселках. Все остались едины во мнении о том, что всё зависит от учителя!

Лучшие статьи по теме