Биология для всех
  • Главная
  • Экосистемы
  • Доржи банзаров - первый бурятский ученый. Биография Кто был первым бурятским ученым

Доржи банзаров - первый бурятский ученый. Биография Кто был первым бурятским ученым

История шахматнасчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия. Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников. Превращение шахмат в международный вид спорта С ХVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность. Первый шахматный журнал «Паламед» начал издавать в 1836 году французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне. В 1837 году шахматный журнал появился в Великобритании, в 1846 - в Германии. В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-го) и турниры (с 1851-го). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. В последствии это звание оспорил Пол Морфи(США), выигравший в1858 годуматч со счётом +7-2=2, однако после ухода в1859 годуМорфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в1866 годуВильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём». Первымчемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот жеВильгельм Стейниц, победивИоганна Цукертортав первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Единственным механизмом, способным принудить чемпиона играть с претендентом, было общественное мнение: если сильный, по общему признанию, шахматист долгое время не мог добиться права на матч с чемпионом, это рассматривалось как признак трусости чемпиона и он, спасая лицо, оказывался вынужден принять вызов. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу. Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использоватьконтроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре английским шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном (T.B.Wilson) были изобретены специальныешахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». Благодаря введению контроля времени возникли специальные формы шахматных турниров с сильно укороченным лимитом времени: «быстрые шахматы» с лимитом порядка 30 минут на игру каждому игроку и «блиц» - 5-10 минут. Впрочем, широкое распространение они получили гораздо позже. Шахматы в XX веке В конце XIX - начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была созданаМеждународная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад. До 1948 годасохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До1921 годачемпионом оставалсяЭмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по1927 -Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 -Александр Алехин (в 1935 годуАлехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в1937в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году). После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ.Первый официальный чемпионат мира по шахматамбыл проведён в1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили взональные турниры, победители зональных соревнований выходили вмежзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие вкандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира. Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграласоветская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городеСССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и дораспада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад). В 1993 году Гарри Каспаров, бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт, ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию -ПША, и сыграли матч под её эгидой. Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман, которые на тот момент имели наивысший шахматныйрейтингпосле Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в2000 годуи отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004. До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов. Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода. Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием -компьютерные шахматыдостигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеруDeep Blue. Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баздебютовитаблицы малофигурных окончанийещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практикиоткладывания партий. Сократилось иотводимое на партию время: если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов. Современное состояние и перспективы После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 годувосстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира сталВладимир Крамник(Россия), выигравший этот матч. До 2013 года чемпионом мира был Вишванатан Ананд, победивший вчемпионате мира 2007 года. В2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. В 2010 годупроведён очередной матч, в котором приняли участие Ананд иВеселин Топалов; Ананд вновь отстоял звание чемпиона. В 2012 годупроведён матч, в котором приняли участие Ананд и Гельфанд; Ананд отстоял звание чемпиона в тай-брейке. В2013 годуАнанд уступил звание чемпиона мира Магнусу Карлсену, досрочно победившему вматчесо счётом 6½:3½. Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира. Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры.

Банзаров Доржи (около 1822, Кутетуевский улус Забайкальской области, ‒ 1855, Иркутск), первый бурятский учёный-востоковед. Родился в семье казака-бурята. В 1846 окончил Казанский университет, был учеником О. М. Ковалевского . В 1847‒48 жил в Петербурге, занимаясь научными исследованиями в Азиатском музее . В 1850‒55 служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Вост. Сибири. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами; Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Б. составляют главным образом филологические исследования. Основной труд Б. ‒ «Чёрная вера, или Шаманство у монголов» (1846) ‒ первая научная работа о шаманизме. Именем Б. назван (1947) Бурятский педагогический институт в Улан-Удэ.

Соч.: Собр. соч., М., 1955 (библ.).

Лит.: К столетию со дня смерти Д. Банзарова (Материалы научных сессий и статьи), Улан-Удэ, 1955.

  • - Бурят.-тибет. традиц. ученый, лама. Род. в Удинском сомоне Хоринского аймака. До 1932 жил в Хоринском дацане, откуда дважды выезжал в Тибет для изучения буддийской философии. Получил там духовный сан "Доромбо-лама"...
  • - Монголовед-лингвист, историк и политолог; поэт, публицист. Учился в Улюнской приходской школе, Баргузинском городском и Верхнеудинском РУ. В 1907 уехал в Томск и поступил на общеобразовательные курсы Технол...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - БАНЗА́РОВ Доржи – бурятский ученый-этнограф и востоковед. Окончил Казанский ун-т, представив дисс. "Черная вера или шаманство у монголов", являющуюся первой научной работой о шаманизме...

    Философская энциклопедия

  • - Доржи - востоковед, первый бурятский ученый. Родился в семье бурятского казака в Кутетуевском улусе Забайкальской области. В 1846 окончил Казанский ун-т, где был учеником О. М. Ковалевского...

    Советская историческая энциклопедия

  • - ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, принадлежал к древнему роду Урянхай, буддист по вероисповеданию, ум. 2-го марта 1855 г. В 1835 г., по ходатайству тайши селенгинских бурятских родов,...
  • - ориенталист, бурят, писатель...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Банзаров, ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, буддист, принадлежал к древнему роду Урянхай...

    Биографический словарь

  • - ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, буддист, принадлежал к древнему роду Урянхай...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Доржи, первый бурятский учёный-востоковед. Родился в семье казака-бурята. В 1846 окончил Казанский университет, был учеником О. М. Ковалевского...

Уро­женец Забайкалья кроме родного и русского языков в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, калмыцкий, тибетский и немец­кий. Автор более 25 работ, монголовед был назначен в Иркутске чиновником по особо важ­ным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. И увы, именно здесь блестящий уче­ный обрел свой покой.

Наука и «Черная вера»

Доржи Банзаров родился в 1822 году в Иче­туйской долине, в семье сибирских погранич­ных казаков. Кроме него в семье было еще четы­ре сына - Лочон, Дзондуй, Бадма и Харагшан. Отец, Банзар Боргонов, был урядником-пяти­десятником (офицером) бывшего Ашехбатского полка, исповедовал буддийскую веру.

Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку 9-летний сын всего за один год окончил Харанцайское приходское учили­ще. После этого, в сентябре 1833 года, его от­дали в Троицкосавскую войсковую русско-мон­гольскую школу.

В 1835 году по ходатайству тайши Селенгин­ской степной думы Банзаров в числе четырех бурятских мальчиков был направлен на учебу в 1-ю Казанскую гимназию. Именно за период учебы в гимназии он кроме родного и русского в совершенстве овладел монгольским, маньч­журским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в ла­тинском, тюркском, и английском. В 1842 году совет гимназии за отличные успехи в учебе на­градил Банзарова золотой медалью.

После окончания гимназии, в том же 1842 году, Банзаров поступил на восточное отделение философского факультета Казанского универ­ситета. Университет открыл Банзарову мир на­уки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику мон­гольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буд­диста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского - «Путешествие Тулишеня Аюб хану». Первые публикации молодого ориенталиста были вос­торженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских гу­бернских ведомостях».

В 1846 году Доржи окончил университет, за­щитил диссертацию «Черная вера, или Шаман­ство у монголов». Кроме этого, составил «Маньч­журско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). Особое место в научных трудах занимает исследова­ние такого памятника, как «Чингисов камень». Памятник древнемонгольской письменности представляет собой плоскую гранитную плиту, ее нашли на берегу реки Кыркыра - одного из притоков Амура. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Окончив Казанский университет со степе­нью кандидата, Банзаров по Высочайшему по­велению в августе 1849 года получил разреше­ние поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, полагавшимися при ученой степени. На основании данного разрешения генерал-губернатор Восточной Сибири опреде­лил Банзарова на должность чиновника особых поручений ГУВС и произвел в чин коллежского секретаря.

12 апреля 1850 года, после 15-летнего пребы­вания в Европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка - боль­шого чиновника да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чество­вали в каждом улусе. К сожалению, отец Банза­рова уже умер и не мог порадоваться успехам сына.

Что жизнь, что смерть - легенда

Вернувшись в Иркутск, Доржи Банзаров по­лучил должность титулярного советника. В это время он занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников, и привлекал их к ответственности. Но, несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географические карты, совер­шил поездки в Тункинский край для исследо­вания происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с мон­гольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.

Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться таланту Банзарова. Он умер 27 фев­раля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в «Иркутской летописи 1661- 1940 гг.» Ю.П.Колмакова:

«...27 февраля 1855 года в Иркутске скончал­ся Доржи Банзаров - известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управле­ния Восточной Сибири (ГУВС).

Достоверная причина смерти Банзарова не­известна. Один из его современников, Юмды­лык Ломбоцыренов, автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хроники родов селенгинских), писал, что Банзаров пристрастился к вину. Однако на родине ученого записана иная леген­да. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил Бан­зарова ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд, и наказал своему кучеру, чтобы он, как бы­вало раньше, повез его прежде молиться в цер­ковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Дор­жи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказыва­ют, на похоронах Доржи Банзарову таки было присвоено звание генерала ».

Когда Доржи умирал, рядом с ним были его ученик Холзан Мозоев и лама. О кончине Банза­рова правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И.С.Сельский сооб­щил генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву.

В начале марта состоялись похороны Бан­зарова. Тело его было воздвигнуто на погре­бальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился Гомбо-лама в яркой одежде. Следом в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними - представите­ли местной власти, горожане и буряты. Про­цессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и двинулась по Жандармской к Острож­ному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После совершения религиозных це­ремоний тело предали земле. Увы, вскоре моги­ла была затеряна.

Жизнь коротка - история вечна

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои оригинальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фоль­клорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятско­го народа, выдвинувшего из своей среды даро­витого ученого.

К научным трудам Доржи Банзарова и се­годня обращаются многие ученые - не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высо­ко чтит память своего первого ученого. Его име­нем названа улица в родном улусе. В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский пединститут, ныне госуниверситет. Перед зда­нием института установлен памятник.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Казани и селе Кырен Тункинского района.

Происходил из бурят-казаков. Отец — отставной пятидесятник Ашебагатского казачьего полка Банзар.

В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавской русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии.

В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.
В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках.

Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.

В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

В 1847—1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».
В 1848—1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.
В 1850—1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите.

В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».
В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.

Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами; Н. А. Бестужев написал его портрет.

В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне — Бурятский государственный университет.
В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).
В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева. Инициатором создания памятника выступил Матвей Чойбонов, видный религиозный и общественный деятель Бурятии, генерал казачьих войск. Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района.

Памятник создан бурятским скульптором Геннадием Васильевым. Скульптура из искуственного камня, высотой 2,5 метра. Постамент построен жителями села Нижний Ичетуй.

Доржи Банзаров изображен в иркутский период его жизни, в правой руке держит перо, в левой раскрытую книгу. На мраморной плите золотыми буквами высечена надпись: “Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков”. В конце надписи расположено четверостишье народного поэта Бурятии Баира Дугарова.

Всероссийский музей А.С. Пушкина запустил масштабную акцию, приуроченную к юбилею знаменитого русского писателя. УСЛОВИЯ: До 1 июня опубликуйте видеоролики или фотопоздравления в социальных сетях под хэштегами #СДнемРожденияПушкин220#HappyBirthdayPushkin220 Акция завершится 1 июня. Лучшие фото- и видеоматериалы покажут во дворе знаменитого дома на набережной реки Мойки, 12, в день рождения Александра Пушкина. Также материалы будут размещены на официальном […]

94 1

» , » В Оке прошел час науки, посвященный Доржи Банзарову

В Оке прошел час науки, посвященный Доржи Банзарову

20 ноября в Центральной межпоселенческой библиотеке прошел час науки, посвященный 195-летию со дня рождения первого бурятского ученого Доржи Банзарова. На мероприятии побывали дети со всех школ района — участники районной олимпиады по русскому языку и литературе, посвященной памяти отличника народного просвещения Зои Будаевны Галсановой.

Час науки открылся презентацией видеоряда «Бурятский Ломоносов», которая познакомила участников мероприятия с биографией ученого. Ребята узнали много интересных моментов из жизни ученого. Первому бурятскому ученому судьбы отмерила 33 года жизни, поэтому и его научное наследие в количественном отношении не очень велико. Однако его вклад в науку весом по своему значению и широте охвата различных проблем. Им написан целый ряд интересных и оригинальных исследований, касающихся различных отраслей востоковедения. Самой значительной публикацией ученого является труд «Черная вера или шаманство у монголов». Школьникам рассказали о его тяге к знаниям, о годах учебы в Казанском университете, о памятниках, установленных в память об ученых. В конце мероприятия школьники ответили на вопросы викторины.

В библиотеке оформлена книжная выставка «Первый бурятский ученый Доржи Банзаров». На выставке представлены издания, посвященные жизни и научному наследию ученого: А.С. Шофман «Казанский период жизни и деятельности Доржи Банзарова», Н.В. Ким «Доржи Банзаров», Б. Санжиев «Доржи Банзаров. Изучение научного наследия», материалы научных сессий и статьи, книги Чимита Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» и «Вдали от родных степей».


Лучшие статьи по теме