Биология для всех
  • Главная
  • Экосистемы
  • Сообщение электричество в нашей жизни. Альтернативность электрического тока в повседневной жизни

Сообщение электричество в нашей жизни. Альтернативность электрического тока в повседневной жизни

Альтернативность электрического тока в повседневной жизни человека.

Научно-исследовательская работа

Содержание

I .Введение……………………………………………………………………………….....3

II . Роль электрического тока в современном обществе

2.1. Немного истории. Электрический ток, что это такое? …………..……………....4

2.2. Актуальность выбранной темы исследования……………..…………… ……..….5

2. 3. Электрический ток. Что это такое?....………………………..…….…….……....…6

2.4. Зачем нужно экономить энергию?…………………………………………………9

2.5. Электрический ток в повседневной жизни человека..............................................11

III . Практическая часть

3.1. Оптимальные источники электрического тока……...…………………………..…13

IV . Заключение …………………………………………………………..........................18

V I . Приложение ………………………………………………………………….………20

I . Введение.

«Когда нет жизни, молчит мудрость,

не может расцвести искусство,

не играют силы, бесполезно богатство

и бессилен разум».

(Геродот)

Значение электрической энергии в жизни каждого из нас настолько велико, что его трудно оценить. Сейчас трудно представить современный дом или квартиру, в которой отсутствовали бы осветительные приборы. Мы так привыкли, щёлкнув выключателем, в любое время суток зажигать свет, что с трудом верим, что полтора века назад электрическое освещение отсутствовало. Чем же люди пользовались до него?

Сегодня мы с трудом представляем, как человек больше сотни лет назад мог обходиться без электричества. Ведь электроэнергия для современного общества – это основа всех видов человеческой деятельности. Но немногие из нас задумываются, как это благо цивилизации попадает к нам. Путь его долог по сложным системам электрических коммуникаций в виде проводов и кабелей. Провода и кабели это артерии кровеносной системы питающей электрической энергией промышленные предприятия и организации. Это и тепло в наших квартирах и домах. Все эти элементы транспортировки электрической энергии выполняют второе по значимости после генерирования действие, доставляют электричество конкретно каждому из нас. Оценить значение электрической энергии нашей жизни мы можем только тогда, когда эта энергия внезапно пропадает. Это как большая полноводная река, могучая и сильная, несущаяся с гор, вырвавшись на равнину, начинает делиться на множество речек, ручьев и ручейков.

Но в настоящее время очень остро поднимается проблема нехватки энергетических ресурсов. Ведь человеческая цивилизация очень динамична. Но запасы нефти, угля, газа не бесконечны. Чем больше мы используем эти виды энергетического сырья, тем меньше их остается, и тем дороже с каждым днем они нам обходятся. Существует опасность, что основные виды традиционного топлива будут исчерпаны. Неизбежность топливного дефицита в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.
Гипотеза: Если электрический ток окружает человека повсюду, то какими оптимальными источниками его можно получить.

Целью этого исследования: создание источников электроэнергии своими руками и рассмотреть всевозможные способы использования овощей и фруктов в качестве источника тока.

Задачи исследования :

    Изучить информацию об источниках тока.

    Составить гальванические элементы на основе предметов используемых в повседневной жизни с помощью различных металлов.

Методы исследования:

    Экспериментальный метод;

    Метод наблюдения;

    Метод обработки результатов;

    Метод сравнения.

    Метод эмпирического исследования.

Проблема нахождения чистой энергии в XXI веке стоит остро. В современном мире человечество нуждается в электроэнергии каждый день. Она нужна как большим предприятиям, так и в быту. На ее выработку тратится много средств. И поэтому счета за электроэнергию растут каждый год. Те предприятия, которые могут вырабатывать дешёвую электроэнергию, наносят большой ущерб экологии, который потом отражается на окружающей среде и нашем здоровье. А те предприятия, которые вырабатывают более экологически чистую электроэнергию, как, к примеру, гидроэлектростанции, требуют больших затрат. Поэтому меня заинтересовала данная тема.

II . Роль электрического тока в современном обществе.

    1. Немного истории.

Электрические явления, что это такое?

Начальные знания об электризации трением относятся к глубокой древности. Так, электризация янтаря при трении была известна в VI веке до н.э. греческому философу Фалесу из Милета. Однако историю науки об электрических явлениях можно начать с исследований Вильяма Гильберта, врача английской королевы Елизаветы. Первое сочинение по электричеству и магнетизму Гильберт опубликовал в 1600 году, где описал электризацию трением; здесь же он впервые в истории науки применил термин «электричество» (от греческого слова «электрон», что означает «янтарь»). Гильберт установил, что стекло, смолы и многие другие вещества также электризуются при трении. Натертые шелком или сукном, они притягивают пушинки, соломинки и т.п.

Первую электрическую машину в 1650 году построил немецкий ученый Отто Герике. Сначала он изготовил из серы большой шар. Натирая рукой шар, Герике наблюдал притяжение к нему легких предметов. Для большего удобства ученый установил шар на оси в особом станке. Вращая с помощью рукоятки шар и прижимая к нему ладонь, его можно было наэлектризовать. С помощью этой электрической машины Герике произвел много опытов. Наблюдая притяжение легких тел к наэлектризованному шару, он заметил, что пушинки и кусочки бумаги, коснувшись шара, отскакивали от него. Герике удалось даже заставить пушинку, коснувшуюся шара, плавать над наэлектризованным шаром в воздухе. Но объяснения этому явлению Герике не нашел.

В 1729 году английский физик Стефан Грей открыл существование проводников и непроводников электричества. Испытывая различные тела природы, Грей установил, что электричество распространялось по металлическим проволокам, угольным стерженькам, пеньковой бечевке, но оно не передавалось по каучуку, воску, шелковым нитям, фарфору, которые могут служить изоляторами, предохраняющими от утечки электричества. К числу хороших проводников, как показали опыты Грея, принадлежат ткани тела человека и животных.

Первые приборы для обнаружения электричества и количественного изучения электрических явлений появились в XVIII веке. Один из первых электроскопов в 1745 году построил академик Петербургской Академии наук Георг Вильгельм Рихман. Электроскоп Рихмана состоял из железной линейки, против ребра которой была подвешена льняная нить, внизу имелась шкала. Когда линейка была наэлектризована, нить отталкивалась. С помощью этого прибора Рихман проделал много опытов, особенно по изучению электрического поля вокруг заряженных тел и по электризации металлов.

В 1750-1780 гг. увлечение «электричеством от трения» было всеобщим. Проводились опыты по электризации людей, воспламенению спирта от искры и т.п. Электрическая машина, с помощью которой вы сами проделываете эффективные опыты в физическом кабинете, изобретена в 1870 году Уимшерстом.

2.2 Актуальность выбранной темы исследования

Представить себе жизнь без электрической энергии уже невозможно. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйство, науку и космос, наш быт. Столь широкое распространение объясняется ее специфическими свойствами: возможностью превращаться практически во все другие виды энергии (тепловую, механическую, звуковую, световую и т.п.); способностью относительно просто передаваться на значительные расстояния в больших количествах; огромными скоростями протекания электромагнитных процессе.

В глобальном понимании электроэнергия играет одну из главных ролей в жизнедеятельности, как одного человека, так и всего населения планеты. Еще в древности люди начали добывать энергию. Все началось с добычи огня, ведь огонь это и есть та энергия, которая необходима для жизнедеятельности человека. Самый большой рывок в этой сфере, в сфере производства электроэнергии припадает на эпоху индустриального прорыва, когда промышленность требует все новых и новых мощностей.
Согласно статистическим данным, современный человек употребляет в сто раз больше энергетических ресурсов, чем древний житель. Это связано с тем, что электроэнергия прочно внедрилась в быт современного человека. Так же электроэнергия - это удобство и благо, без которых не видит смысла жизни современный человек и развитие отраслей: сельского хозяйства, научных разработок в области здравоохранения и приборостроения.

Первый скачок в росте энергопотребления произошел, когда человек научился добывать огонь и использовать его для приготовления пищи и обогрева своих жилищ. Источниками энергии в этот период служили дрова и мускульная сила человека. Следующий важный этап связан с изобретением колеса, созданием разнообразных орудий труда, развитием кузнечного производства. К XV в. средневековый человек, используя рабочий скот, энергию воды и ветра, дрова и небольшое количество угля, уже потреблял приблизительно в 10 раз больше, чем первобытный человек.

В современном мире энергетика является основой развития базовых отраслей промышленности, определяющих прогресс общественного производства. Во всех промышленно развитых странах темпы развития энергетики опережали темпы развития других отраслей.

С развитием в 1940 году ядерной физики, учеными было сделано много полезных открытий в области добычи электроэнергии. Так с помощью проведения исследований уже в 1954 году была введена в эксплуатацию первая атомная электростанция. Мощность данной атомной электростанции составила 5мВт.
Создание таких атомных электростанций привило к росту выпуска продукции на производстве. Все механизмы от малого до великого приводятся в движении с помощью электроэнергии. Это намного сокращает время изготовления деталей плюс экономия человеческих ресурсов. Особенно сейчас автоматизированное производство дает больший коэффициент полезного действия, чем человеческие руки.

Не следует забывать, что внедрение альтернативных источников энергии тоже играет немаловажную роль для жизнедеятельности человечества. Это связано с тем чтоб уберечь природу от атомного загрязнения, так как аварии на атомных электростанциях приводят к ужасающим последствиям.
Но есть и обратная сторона медали, при использовании человеком электроэнергии, существует риск облучения и поражения внутренних органов. Так же добыча электроэнергии пагубно влияет на природу и экологию всей территории земли. Особенно это ярко выражается на территории гидроэлектростанций, при которых изменение самого русла реки приводит к изменению водного мира данного водоема.
Но, несмотря на негативные факторы, которые влияют на организм, человечество изобретает все новые и новые технологии и приборы, тем самым облегчая жизнь в целом мире.

2.3 Электрический ток. Источники электрического тока.

Что же такое электрический ток и что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени?

Слово «ток» означает движение или течение чего-то. Электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле. Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока . В настоящее время человечество использует четыре основные источника тока: статический, химический, механический и полупроводниковый(солнечные батареи), но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Раздельные частицы накапливаются на полюсах источника тока, - так называют места, к которым с помощью клемм или зажимов подсоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, другой - отрицательно. Если полюсы соединить проводником, то под действием поля свободные заряженные частицы в проводнике будут двигаться, возникнет электрический ток.

До 1650 года - времени, когда в Европе пробудился большой интерес к электричеству, - не было известно способа легко получать большие электрические заряды. С ростом числа ученых, заинтересовавшихся исследованиями электричества, можно было ожидать создания все более простых и эффективных способов получения электрических зарядов.

Отто фон Герике придумал первую электрическую машину. Он налил расплавленную серу внутрь полого стеклянного шара, а затем, когда сера затвердела, разбил стекло, не догадываясь о том, что сам стеклянный шар с не меньшим успехом мог бы послужить его целям. Затем Герике укрепил серный шар так, чтобы его можно было вращать рукояткой. Для получения заряда надо было одной рукой вращать шар, а другой - прижимать к нему кусок кожи. Трение поднимало потенциал шара до величины, достаточной, чтобы получать искры длиной в несколько сантиметров.

Дело в том, что мощные заряды, которые можно было создавать на телах с помощью электростатической машины Герике, быстро исчезали. Вначале думали, что причиной этого является «испарение» зарядов. Для предотвращения «испарения» зарядов было предложено заключить заряженные тела в закрытые сосуды, сделанные из изолирующего материала. Естественно, в качестве таких сосудов были выбраны стеклянные бутылки, а в качестве электризуемого материала - вода, поскольку ее было легко наливать в бутылки. Чтобы можно было зарядить воду, не открывая бутылку, сквозь пробку был пропущен гвоздь. Замысел был хорош, но по причинам, в то время непонятным, прибор работал не столь уж удачно. В результате интенсивных экспериментов вскоре же было открыто, что запасенный заряд и тем самым силу электрического удара можно резко увеличить, если бутылку изнутри и снаружи покрыть проводящим материалом, например тонкими листами фольги. Более того, если соединить гвоздь с помощью хорошего проводника со слоем металла внутри бутылки, то оказалось, что можно вообще обойтись без воды.

Первый кто открыл иную возможность получения электричества, нежели с помощью электризации трением, был итальянский ученый Луиджи Гальвани (1737-1798). Он был по специальности биолог, но работал в лаборатории, где проводились опыты с электричеством. Гальвани наблюдал явление, которое было известно многим еще до него; оно заключалось в том, что если ножной нерв мертвой лягушки возбудить искрой от электрической машины, то начинала сокращаться вся лапка. Но однажды Гальвани заметил, что лапка пришла в движение, когда с нервом лапки соприкасался только стальной скальпель. Удивительнее всего было то, что между электрической машиной и скальпелем не было никакого контакта. Это поразительное открытие заставило Гальвани поставить ряд опытов для обнаружения причины электрического тока. Один из экспериментов был поставлен Гальвани с целью выяснить, вызывает ли такие же движения в лапке электричество молнии. Для этого Гальвани подвесил на латунных крючках несколько лягушачьих лапок в окне, закрытом железной решеткой. И он нашел, в противоположность своим ожиданиям, что сокращения лапок происходят в любое время, вне всякой зависимости от состояния погоды. Присутствие рядом электрической машины или другого источника электричества оказалось не нужным. Гальвани установил далее, что вместо железа и латуни можно использовать любые два разнородных металла, причем комбинация меди и цинка вызывала явление в наиболее отчетливом виде. Стекло, резина, смола, камень и сухое дерево вообще не давали никакого эффекта. Таким образом, возникновение тока все еще оставалось тайной. Где же появляется ток - только в тканях тела лягушки, только разнородных металлах или же в комбинации металлов и тканей? К сожалению, Гальвани пришел к заключению, что ток возникает исключительно в тканях тела лягушки. В результате его современникам понятие «животного электричества» стало казаться гораздо более реальным, чем электричества какого-либо другого происхождения.

Другой итальянский ученый Алессандро Вольта(1745-1827) окончательно доказал, что если поместить лягушачьи лапки в водные растворы некоторых веществ, то в тканях лягушки гальванический ток не возникает. В частности, это имело место для ключевой или вообще чистой воды; этот ток появляется при добавлении к воде кислот, солей или щелочей. По-видимому, наибольший ток возникал в комбинации меди и цинка, помещенных в разбавленный раствор серной кислоты. Комбинация двух пластин из разнородных металлов, погруженных в водный раствор щелочи, кислоты или соли, называется гальваническим (или химическим) элементом.

Если бы средствами для получения электродвижущей силы служили только трение и химические процессы в гальванических элементах, то стоимость электрической энергии, необходимой для работы различных машин, была бы исключительно высокой. В результате огромного количества экспериментов учёными разных стран были сделаны открытия, позволившие создать механические электрические машины, вырабатывающие относительно дешёвую электроэнергию.

В начале 19 века Ганс Христиан Эрстед сделал открытие совершенно нового электрического явления, заключавшегося в том, что при прохождении тока через проводник вокруг него образуется магнитное поле. Спустя несколько лет, в 1831 году, Фарадей сделал ещё одно открытие, равное по своей значимости открытию Эрстеда. Фарадей обнаружил, что когда движущийся проводник пересекает силовые линии магнитного поля, в проводнике наводится электродвижущая сила, вызывающая ток в цепи, в которую входит этот проводник. Наведённая ЭДС меняется прямо пропорционально скорости движения, числу проводников, а также напряжённости магнитного поля. Иначе говоря, наведённая ЭДС прямо пропорциональна числу силовых линий, пересекаемых проводником в единицу времени. Когда проводник пересекает 100000000 силовых линий за 1 сек, наведённая ЭДС равна 1 Вольту. Перемещая вручную одиночный проводник или проволочную катушку в магнитном поле, больших токов получить нельзя. Более эффективным способом является намотка провода на большую катушку или изготовление катушки в виде барабана. Катушку затем насаживают на вал, располагаемый между полюсами магнита и вращаемый силой воды или пара. Так, в сущности, и устроен генератор электрического тока, который относится к механическим источникам электрического тока, и активно используется человечеством в настоящее время.
Солнечную энергию люди используют с древнейших времён. Ещё в 212 г. до н. э. с помощью концентрированных солнечных лучей они зажигали священный огонь у храмов. Согласно легенде приблизительно в то же время греческий учёный Архимед при защите родного города поджёг паруса кораблей римского флота.

Солнце представляет собой удалённый от Земли на расстояние 149,6 млн. км термоядерный реактор, излучающий энергию, которая поступает на Землю главным образом в виде электромагнитного излучения. Наибольшая часть энергии излучения Солнца сосредоточена в видимой и инфракрасной части спектра. Солнечная радиация - это неисчерпаемый возобновляемый источник экологически чистой энергии. Без ущерба для экологической среды может быть использовано 1,5 % всей падающей на землю солнечной энергии, т.е. 1,62 *10 16 киловатт\часов в год, что эквивалентно огромному количеству условного топлива - 2 *10 12 т.

Усилия конструкторов идут по пути использования фотоэлементов для прямого преобразования солнечной энергии в электрическую. Фотопреобразователи, называемые также солнечными батареями, состоят из ряда фотоэлементов, соединенных последовательно или параллельно. Если преобразователь должен заряжать аккумулятор, питающий, например, радиоустройство в облачное время, то его подключают параллельно к выводам солнечной батареи (рис. 3). Элементы применяемые в солнечных батареях, должны обладать большим КПД, выгодной спектральной характеристикой, малой стоимостью, простой конструкцией и небольшой массой. К сожалению, только немногие из известных на сегодня фотоэлементов отвечают хотя бы частично этим требованиям. Это прежде всего некоторые виды полупроводниковых фотоэлементов. Простейший из них - селеновый. К сожалению, КПД лучших селеновых фотоэлементов мал(0,1...1 %).

Основой солнечных батарей являются кремниевые фото-преобразователи, имеющие вид круглых или прямоугольных пластин толщиной 0,7 - 1 мм и площадью до 5 - 8 кв.см. Опыт показал, что хорошие результаты дают небольшие элементы, площадью около 1 кв. см., имеющие КПД около 10 %. Созданы также фотоэлементы из полупроводниковых металлов с теоретическим КПД 18 %. Кстати, практический КПД фотоэлектрических преобразователей (около 10 %) превышает КПД паровоза (8 %), коэффициент полезного использования солнечной энергии в растительном мире (1 %), а также КПД многих гидротехнических и ветровых устройств. Фотоэлектрические преобразователи имеют практически неограниченную долговечность. Для сравнения можно привести значения КПД различных источников электрической энергии (в процентах) : теплоэлектроцентраль - 20-30, термоэлектрический преобразователь - 6 - 8, селеновый фотоэлемент - 0,1 - 1, солнечная батарея - 6 - 11, топливный элемент - 70, свинцовый аккумулятор - 80 - 90.

В 1989 г. фирмой Боинг (США) создан двухслойный фотоэлемент, состоящий из двух полупроводников - арсенида и антимонида галлия - с коэффициентом преобразования солнечной энергии в электрическую, равным 37 %, что вполне сопоставимо с КПД современных тепловых и атомных электростанций. Недавно удалось доказать, что фотоэлектрический метод преобразования солнечной энергии теоретически позволяет использовать энергию Солнца с КПД, достигающим 93 %! А ведь первоначально считалось, что максимальный верхний предел КПД солнечных элементов составляет не более 26 %, т.е. значительно ниже КПД высокотемпературных тепловых машин.

Солнечные батареи пока используются в основном в космосе, а на Земле только для электроснабжения автономных потребителей мощностью до 1 кВт, питания радионавигационной и маломощной радиоэлектронной аппаратуры, привода экспериментальных электромобилей и самолётов. По мере совершенствования солнечных батарей они будут находить применение в жилых домах для автономного энергоснабжения, т.е. отопления и горячего водоснабжения, а также для выработки электроэнергии для освещения и питания бытовых электроприборов.

2.4 Зачем нужно экономить энергию.

Начнем с хорошо известного всем факта, энергия – основа жизни на земле. Энергия всегда играла важнейшую роль в жизни человека, потому что любые его действия связаны с затратами энергии. Любой человек, любая семья, любое сообщество не могут обходиться без потребления энергии. Человек с давних пор искал все новые способы преобразования энергии для своих нужд и технический прогресс, который он совершил за последние два столетия, преобразил его быт до неузнаваемости. Проделав такой исторический путь и достигнув таких результатов, зачем же нужно экономить энергию? Простому человеку может быть не совсем понятно. В нашем сознании бытует мнение, – если есть средства и оплачивается потребление энергоносителей, то зачем экономить?

Реалии энергетического кризиса: холод в домах, парализация части промышленности и транспорта, рост цен, карточки на нефтепродукты. Топливный кризис стимулировал разработку и внедрение энергосберегающих технологий в больших масштабах. Энергосберегающая техника и технологии в свою очередь способствовали успешному решению экологических проблем.

В наши дни для преодоления экономического кризиса требуется больше кап вложений для добычи углеводородного топлива, что сказывается на постоянном росте цен на топливо и электроэнергию. Как бы ни были сложны экономические преобразования, реализация тех или иных программ по энергосбережению в масштабах государства, это обязательно коснется отдельного человека. И чтобы быть готовым защитить себя и создать комфортные условия для проживания в своем жилище, мы должны заниматься экономией энергии. Главные мотивирующие факторы, которые стимулируют нас двигаться в этом направлении: уменьшение влияния на окружающую среду, повышение комфорта жилья; экономия денег; объем энергоресурсов который остается детям;

поиск и освоение альтернативных источников энергии. Остановимся на них более подробно.

Экономим энергию, уменьшаем влияние на окружающую среду.

Возможности по преобразованию и использованию энергии неузнаваемо преобразили и улучшили условия жизни человека. Однако, с новыми возможностями у нас появились и энергии в несколько тысяч раз, израсходована значительная часть ископаемого топлива, накопленная в земле в течение миллионов лет. Одновременно с увеличением потребления энергии, необратимо загрязняется окружающая среда и повышается влияние «парникового эффекта», который вызывает на земле необратимые последствия. Свидетельство тому участившиеся наводнения, штормы, цунами, землетрясения и засухи. По сравнению с 18-м веком выбросы углекислого газа в атмосферу увеличились вдвое. Если мы признаем, что глобальное потепление это реальность, то должны изменить свое отношение к проблеме потребления первичных энергоресурсов, а значит заниматься реальным энергосбережением и максимальным использованием источников альтернативной энергетики, значит, необходимо экономить энергию.

Экономим энергию, повышаем комфорт жилья.

Глобальное потепление напрямую связано с концентрацией углекислого газа в атмосфере, самый быстрый и дешевый способ его сокращения – повышение энергоэффективности использования энергии. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что большая часть потенциала энергосбережения находится в наших домах, жилых зданиях и сооружениях. Уже сейчас подсчитано, что до 30% энергии, приходящей на душу населения, тратится в домашнем хозяйстве. Почти в каждой семье есть холодильник, телевизор, стиральная машина. Все чаще в наших квартирах появляются компьютеры, посудомоечные машины, кухонные комбайны, электрочайники и другие приборы. Поэтому, разработаны доступные способы экономии энергии в быту. Это, применение новых теплоизоляционных материалов при утеплении стен, окон, дверей, позволяют увеличить температуру в помещении на 2 – 3 0 С, без дополнительного затрата тепла. Установка систем автоматики и регулировки в системах горячего, холодного водоснабжения и отопления, позволяют сократить расходы до 30%. Замена ламп накаливания на люминесцентные и установка бытовых электроприборов класса «А», снижает электропотребление на 20% - 25%. Чтобы повысить комфорт в доме – необходимо экономить энергию.

Экономим энергию, экономим деньги.

Каждая семья формирует свой бюджет, его доходную и расходную части. В расходной части семейного бюджета важную составляющую играют коммунальные платежи. Постоянный рост тарифов на энергоносители и коммунальные платежи вызывают тревогу и озабоченность в каждой семье. Потребление энергию составляет от 8% до 15%. Прогнозы не утешительны, цены на газ и электроэнергию будут расти. Затраты на тепло и электричество в нашем жилье можно сократить наполовину. Как правило, усилия и денежные расходы на энергосбережение в домашнем хозяйстве не только повышают комфорт и делают условия в помещениях более здоровыми.

Понятие «умный дом» это встроенные информационные системы, которые можно установить в доме и с их помощью контролировать бытовые электроприборы. Система контроля сама выбирает подходящий для потребления энергии момент времени. Достаточно настроить панель управления, чтобы оставить работающей технику и оборудование. Тогда система контроля будет включить ее в наиболее выгодный период, когда плата за электроэнергию ниже (здесь идет речь о разнице в цене за электроэнергию по двухставочному тарифу). Строящиеся дома могут использовать возобновляемую энергию: от ветроэнергоустановки, солнечных батарей и т.п. Европейским парламентом принята резолюция, в соответствии с которой, все новые здания, начиная с 2019 года, должны иметь нулевой энергетический баланс. Это означает, что все строящиеся здания будут производить за счет использования возобновляемых источников столько же энергии, сколько ими потребляется. Недалек тот час, когда на всем постсоветском пространстве будут приняты такие же резолюции.

Альтернативные источники энергии неисчерпаемы. Цель поиска альтернативных источников энергии – потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений. То есть, если наступит такой этап в развитии человечества, когда все исчерпаемые источники - нефть, газ, уголь, исчезнут, то оно сможет воспользоваться этими источниками, если запасется хотя бы необходимыми технологиями.

Итак, необходимо экономить энергию. Экономия энергии это не только экономия денег и создание необходимого комфорта, но и забота о детях и нашей планете. Каждый из нас является частью планеты и любое действие или бездействие способно повлиять на развитие событий

2.5 Электрический ток в повседневной жизни человека.

Прирученный электрон доставляет в наши дома и квартиры свет и тепло, связывает нас с внешним миром посредством сети интернет и с помощью телефонной связи. Однако многие из нас даже не задумываются о том, что электрический ток безопасен только до тех пор, пока находиться под «замком» и, вырвавшись оттуда, может стать безжалостным зверем готовым сжечь ваше жилье, а в некоторых случаях способным убить вас.

Электрический ток опасен тем, что человек не может определить своими органами чувств его наличие и зачастую для человека становиться полной неожиданностью. Детская шалость, несоблюдение , беспечность – все это причины тех случаев, когда электричество не помогало, а вредило человеку. Причем не замечать опасности уже вошло в нашу привычку с детства. Скажите, вы задумывались, когда-нибудь вставляя штепсель в розетку о том, что от удара электрическим током вас разделяет всего несколько миллиметров полимера? Вот видите, нет. Даже заведомо зная, что «вилка» или повреждены мы все равно надеемся на русский «авось» и с мыслью «потом изолентой замотаю» включаем прибор в сеть.

Электрический ток опасен для человека, и это мы тоже знаем с детства, но в большинстве случаев нам не объясняют почему, ограничиваясь простым «нельзя». Может быть, именно по этой причине столько детей, движимых простым любопытством, получает серьезные травмы или даже погибают от воздействий электрического тока.

Да что говорить о детях, когда даже не каждый может толково объяснить, чем опасен электрический ток. Ведь вроде бы и информация по данному вопросу открыта и доступна, но все равно расширить свой кругозор нам не хватает, то времени, то желания.

Первое, что нужно знать об электричестве это то, что сила повреждения человеческого организма зависит не от напряжения, а именно от тока, примером тому могут служить, популярные сегодня, биостимуляторы для наращивания мышц и сжигания жировых клеток. Напряжение в данных приборах может достигать 1000 вольт, однако сила тока настолько мала, что человек получает только стимуляцию мышц. Электрический ток бывает двух видов постоянным и переменным. Встретить постоянный ток можно, например, в батарейках или аккумуляторе автомобиля. Четкое разделение на «плюс» и «минус» определяют постоянный ток. С переменным током все несколько сложнее. Дело в том, что полярность при переменном токе меняется с определенной частотой, то есть «плюс» и «минус» меняются местами. Например, стандартом для нашей электрической сети является частота в 50 герц, то есть «плюс» и «минус» поменяются местами 100 раз в секунду. Говорить что один род тока вызовет более плачевные последствия чем другой нельзя, они по разному влияют на человеческий организм и последствия их воздействия зависят от окружающей среды и физического состояния организма человека.

Воздействие постоянного электрического тока на человека, как и переменного так же определяется его силой. При силе тока в 0,6 – 3 миллиампера не ощущается человеком. В 5 - 10 миллиампер вы почувствуете легкий зуд в месте прикосновения с электродом и нагревание.

При воздействии электрического тока в 20 – 25 миллиампер помимо зуда и нагревания участка кожи соприкасающегося с токоведущим элементом вы ощутите сокращение мышц. 50 – 80 миллиампер вызывают сильное сокращение мышц, в некоторых случаях паралич дыхания. 90 -100 миллиампер, при длительном воздействии, является смертельными для человеческого организма, так как вызывают сокращение дыхательных путей, смерть наступает от удушья. Что касается переменного электрического тока то при воздействии на человеческий организм тока силой 0,6 – миллиампера ощущается легкое дрожание пальцев, при воздействии 2 – 3 миллиампер дрожание усиливается. При 5 – 10 миллиампер начинаются сильнейшие судороги, сопровождающиеся острой болью в мышцах, при этом еще вполне возможно самостоятельно оторваться от токоведущих элементов. Воздействие тока 20 – 25 миллиампер характеризуется полным параличом, дыхание становиться затрудненным, освободиться самостоятельно практически невозможно. 50 – 80 миллиампер вызывает трепетание желудочков сердца и паралич дыхательных путей. 90-100 миллиампер останавливают сердечную мышцу, наступает клиническая смерть (см. приложение 1)

III. Практическая часть.

3.1 Оптимальные источники электрического тока.

Об электричестве люди знали уже в 1700 году, но добывать его в гигантских масштабах научились только 100 лет назад. Его добывали из тепла, силы воды, внутренней энергии атома, силы ветра. Электростанций много и каждая наносит вред экологии. На их строительство и обслуживание требуется много средств. Из чего же тогда вырабатывать электроэнергию? В основе принципа электрической батарейки или аккумулятора - это кислота и взаимодействующий с ней металл. Эту кислоту создают в лабораториях. Можно самостоятельно кислотно -щелочную среду, используя предметы из повседневной жизни. Любой продукт используемый нами обогащает нас энергией. Если продуты взаимодействуют друг с другом, то выделяемая мощность увеличивается. Продемонстрируем это явление на следующем опыте:

Приборы: 2 кусочка сахара, медный и цинковый провода, раствор уксусной кислоты, лампочка.

1 шаг :В сахаре делаем небольшие отверстия, чтобы сахар не раскололся. Вставляем в отверстия провода.

2 шаг: Поливаем кусочки раствором уксусной кислоты.

3 шаг : Соединяем контакты лампочки с контактами собранной установки.

Но кислота содержится и в других веществах. К примеру, в лимоне. В нём не так много кислоты, как в аккумуляторе и она не токая мощная, но это кислота. Также кислота содержится в достаточном количестве в картофеле, в апельсинах, в соленых огурцах и помидорах.

Практически в любом фрукте и овоще есть Электричество!! А вы думаете, почему они заряжают вас энергией при употреблении? Для своих исследований мы взяли картофель. Выбрали его потому, что в России картошка – это второй хлеб. В год на одного жителя России приходится 150 кг картошки. Это примерно 37 миллионов тонн в год. То есть запас картошки в России есть всегда. Мы в картошку вставляешь два различных проводника, к примеру, цинк и медь и подключили светодиод,который стал светиться сделали вывод что через картофель идет электрический ток и происходит явление электролиза.
Попробуем создать источник энергии:

1 шаг

Для разведения огня сначала нужно сделать так сказать “электрогенератор”
Для создания нашего генератора нам понадобится: картофель 1 штука, зубочистки 2 штуки, 1 штука и чайная ложка, провода 2 штуки, зубная паста n-нное количество, соль

2 шаг

Провода следует зачистить! Картофель разрезать на две половинки при помощи ножа.

3 шаг

Провода продеть через половинку картофеля. С помощью ложечки сделать в другой половинке картофеля выемку(ямочку) – размер ямочки равен размеру ложечки

4 шаг

Зубную пасту смешать с солью и наполнить ею выемку в половинке картофеля

5 шаг

Соединить 2 половинки(провода с внутренней стороны следует подогнуть, но так чтобы они были обмакнуты в зубную пасту). Половинки картофеля соединить с помощью зубочисток.

6 шаг

Для добывания огня следует намотать кусочек ваты на один из проводов. Подождать пару минут (батарея должна зарядиться). Затем следует поднести провода друг к другу до возникновения искры.

Используя этот эксперимент, исследуем от чего зависит напряжение, какие продукты могут быть альтернативными источника тока.

Эксперимент №1. Найти зависимость напряжения от объёма картофеля.

Приборы: измерительный цилиндр, вода, картофель, пластины из меди, авометр.

План работы:

1. Определить объём клубня

2. Измерить напряжение в клубнях разного объёма

3. Сделать вывод

№ Образец

Объем, V (см³)

Напряжение, U (В)

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец № 4

Вывод: Зависимость напряжения от объёма картофеля, выработанного им, прямая. Чем больше объем, тем напряжение.

Эксперимент №2: Определить зависимость напряжения от массы картофеля.

Приборы: весы, клубни, пластины из меди, авометр.
План работы:

    Определить массу клубня

    Напряжение в клубнях разной массы

    Сделать вывод

№ Образец

Масса, m (кг)

Напряжение, U (B)

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец № 4

Вывод: Зависимость напряжения от массы клубня прямая. Чем больше масса, тем выше напряжение.

Эксперимент №3: Найти зависимость напряжения между сырым клубнем и вареным.

Приборы: клубни картофеля, вода, кастрюля, пластины из меди, авометр.

План работы:

    Измерить напряжение в сыром клубне

    Сварить картофель

    Измерить напряжение в варёном картофеле

    Сделать вывод

№ Образец

Напряжение в сыром картофеле, U (B)

Напряжение в варёном картофеле, U (B)

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец № 4

Вывод: В вареном картофеле напряжение выше, чем в сыром. Это объясняется тем, что в вареном клубне меняется структура соединений.

4: Исследовать какое из веществ даст выше напряжения.

Приборы: клубни картофеля, апельсин, лимон, банка с солеными огурцами, коньяк, пластины меди, авометр.
Я взял продукты с одинаковой массой, т.к. из опыта №2 Мы узнали, что напряжение и сила тока зависит от массы.

План работы:

    Измерить массу нескольких продуктов

    Измерить напряжение на этих продуктов

Продукт

Масса, m (кг)

Напряжение, U (B)

картошка

апельсин

≈ 0,18 кг

огуречный рассол

≈ 0,225 кг

банка огурцов

Вывод: По данным эксперимента, можно судить, что при самой малой мессе из всех используемых продуктов, лимон даёт больше напряжения, чем банка с огурцами при массе 300 г.

Эксперимент №5: Увеличить напряжение картофеля из подручных средств. Создание биотоплива.

Приборы: клубни, сода, зубная паста, пластины из меди, авометр.

План работы:

    Измерить напряжение клубня

    Добавить в картофель зубную пасту с содой.

    Измерить силу тока в полученном экземпляре.

Я взял один клубень картофеля и измерил его напряжение. Затем разрезал клубень пополам, ложкой в одной из половинок сделал ямку. Туда положил зубную пасту, смешанную с содой. Соединил две половинки клубня и измерил напряжение. Результаты записаны в таблице.

№ Образец

Напряжение, U (B)

Масса, m (кг)

Картофель без пасты

Картофель с пастой

Вывод: Практически без изменения массы, было увеличено напряжение. Я создал биотопливо. Таким образом мы доказали, что при смешивании определённых компонентов, можно добиться увеличения напряжения.
Подведём итог проведённых экспериментов. Чем больше объём и масса тела, тем выше будет напряжение. Варёные продукты дают больше электричества, чем сырые. Лимоны даёт больше всего электричества. Если смешивать определённые компоненты, можно добиться увеличения напряжение.
Из проведённых экспериментов, можно сделать выводы и продолжать работу над выделением экологически чистой энергии. Мы можем засаливать картофель и добывать больше тока. Мы можем смешивать измельченные вещества друг с другом, тем самым увеличивая количество кислот в полученном продукте. Актуальность моей работы в том, что в современном мире учёные занимаются проблемой нахождения новых экологически чистых источников энергии.

IV . Заключение.

Современная жизнь немыслима без электричества. Трудно представить, как человек смог бы обходится без электрического тока. Но в настоящее время очень остро поднимается проблема нехватки энергетических ресурсов. Ведь человеческая цивилизация очень динамична. Но запасы нефти, угля, газа не бесконечны. Чем больше мы используем эти виды энергетического сырья, тем меньше их остается, и тем дороже с каждым днем они нам обходятся. Существует опасность, что основные виды традиционного топлива будут исчерпаны. Неизбежность топливного дефицита в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.
Моя работа только первый шаг в изучении данной проблемы. Но мои исследования можно и сейчас использовать в повседневной жизни. Исследования в данной сфере можно продолжать, т.к. они актуальны и просты. Из проведённых экспериментов, можно сделать выводы и продолжать работу над выделением экологически чистой энергии. Мы можем засаливать картофель и добывать больше тока. Мы можем смешивать измельченные вещества друг с другом, тем самым увеличивая количество кислот в полученном продукте. Актуальность моей работы в том, что в современном мире учёные занимаются проблемой нахождения новых экологически чистых источников энергии.

V . Список рекомендуемой литературы:

1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984, с.225

2. О. Ф. Кабардин. Справочные материалы по физике. - М.: Просвещение 1985

3. А. К. Кикоин, И.К. Кикоин. Электродинамика. - М.: Наука 1976.

4. Красновский А.А. Преобразование энергии света при фотосинтезе – Саранск, 1987, с.223

5. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 1999, с.336

5. Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика, 1991г

6. Википедия (http:// ru . wikipedia .org/wiki)

7. Научно-популярное шоу «ГАЛИЛЕО» www . galileo - tv . ru

8. http://"сдалай батарейку .р ф".

9. www.uvasbu.net/ru/articles/article5.html

Приложение

Рис.1

Электричество, неотъемлемая часть нашей жизни, без которой современный человек не представляет своего существования, даже не задумываясь о сути столь важного процесса. Электрический заряд - это особое свойство материи, электричеством или электрическим током называют совокупность явлений, связанных с существованием, движением и взаимодействием заряженных частиц. Электричество - это и направленный поток движения этих частиц, и выделяемая при этом форма энергии, и получаемое с ее помощью освещение, и раздел физики занимающийся изучением этих явлений. Привычное же нам понятие в 1600 году ввел в обиход английский естествоиспытатель, магистр философии и медицинских наук, Уильям Гилберт, по совместительству являющийся главным лекарем королевского двора. Экспериментируя, он заметил свойство янтаря притягивать легкие предметы, получив заряд в результате трения о сукно. Греки называли янтарь электроном, по аналогии электронами ученый назвал заряженные частицы, а само явление, с его легкой руки стало электричеством.

Электрические заряды подразделяются на два вида - положительные и отрицательные, у электронов заряд отрицательный, тогда как положительный заряд прерогатива протонов. Между разноименными зарядами действует сила притяжения, одноименные отталкиваются.

Электроны и протоны не контактируют между собой и с окружающей средой, но вокруг них образуется электрическое поле, действующее на другие тела. Электрическое поле создается любым заряженным телом и воздействует на любое заряженное тело.

Электрические частицы создают не только электрическое, но и магнитное поле, понятия электричества и магнетизма родственные. Собственно, Гилберт изучал именно магнетизм, а появление термина электричества скорее приятный бонус, а не цель, поэтому его детище, в котором впервые упоминается об электричестве, называется «О магните, магнитных телах и большом магните - Земле».

В ходе опыта, нацеленного на выяснение возможностей передачи электричества на расстояние, были выявлены вещества, имеющие большое сопротивление, способные проводить электрический ток (проводники), и тела, его не пропускающие (изоляторы).

Изучением электрических зарядов и связанных с их свойствами и действием явлений занимается электродинамика. Одно из основных ее направлений - квантовая электродинамика, изучающая квантовые свойства электромагнитных полей.

История изучения электричества

Как невозможно ответить на риторический вопрос о первенстве яйца или курицы, так нереально узнать, кто именно открыл электричество. Обратимся к хронологии событий, позволивших человечеству продвинуться в постижении этой науки.

  • Первые упоминания о способности тел приобретать заряд - 700 год, до н. э., Фалес.
  • Появление общей терминологии - 1600 г, У. Гилберт.
  • Первый электростатический генератор - 1663 г, О. Герике.
  • Деление веществ на проводники и изоляторы - 1729 г, С. Грей.
  • Изобретение конденсатора (накопителя) - 1745 г, П. Мушенбрук и Г. Клейст, одновременно, но в разных странах изобрели Лейденскую банку.
  • Появление всемирной теории электричества - 1747 г, Б. Франклин.
  • Переход электричества в категорию изучаемых точных наук - 1785 г, толчком послужило открытие Ш. Кулоном закона о взаимодействии электрических и магнитных зарядов.
  • Доказательство существования напряжения в живых мышечных тканях - 1791 г, Л. Гальвани.
  • Первая батарея (гальванический ток) - 1800 г, А. Вольта.
  • Открытие электрической дуги - 1802 г, В. Петров.
  • Понятие о направлении электрического тока - 1824 г, А. Ампер.
  • Выведение закона о силе тока - 1826 г, Г. Ом.
  • Выведение закона электромагнитной индукции - 1831 г, М. Фарадей, Д. Генри.
  • Выведение законов электролиза - 1834 г, М. Фарадей.
  • Выведение уравнения взаимосвязи между электрическим и магнитным полем - 1873 г, Джеймс Максвелл.
  • Изобретение первой лампы накаливания (угольный стержень) - 1872 г, А. Лодыгин.
  • Доказательство существования электрона (материального носителя электричества) - 1879 г, Д. Томсон.
  • Регистрация электромагнитных волн - 1888 г, Г. Герц.

С приходом двадцатого века мы обогатились неоновой лампой, и несколькими важными теориями (квантовая электродинамика, слабые электровзаимодействия), а сравнительно недавно, уже в веке двадцать первом свершилась первая беспроводная передача электроэнергии, но все самое интересное еще впереди.

Что удивительно, самым известным ученым, практически волшебником, весь мир считает хорватского инженера-изобретателя Никола Теслу. Он не открыл каких-либо основополагающих законов, но их отсутствие перекрыл не только бешеной харизмой, но и множеством научных работ, теорий и полезных изобретений. Считается, что и «Тунгусский метеорит», над которым по сей день ломают головы и ученые, и любознательные энтузиасты, его рук дело.

Роль электричества в природе

До подтверждения Франклином электрической природы молний, не только общественность, но и ученые искренне считали, что как раз в природе электричества-то и нет. При том, что именно оно могло стать одним из факторов, создавших условия для зарождения жизни на планете. Электричество, не только двигатель прогресса, но и основа всего живого - без напряжения, существующего в мышечных тканях, невозможны нервные импульсы, а без них невозможно даже дыхание и движение, не говоря о более сложных жизненных процессах.

Интересно, что некоторые рыбы, за счет электрического импульса добывающие пропитание и защищающиеся от врагов, вырабатывают заряды огромной силы. Они смертельны для крупных хищников, но совершенно безопасны для самих носителей, которые, по сути, являются живыми конденсаторами.

Получение и использование электричества

Электроэнергию в глобальных масштабах человечество получает в основном путем преобразования из механической. Электростанции оснащены огромными турбинами, которые вращает либо вода, либо водяной пар. В первом случае вода проходит сквозь плотину или приводится в движение под влиянием лунных циклов, во втором до состояния пара нагревается в результате процесса горения или в ходе ядерной реакции. Существуют и альтернативные источники, такие, как ветер и солнце, но их доля в общей массе пока незначительна. Выработанная энергия поступает к потребителям по линиям электропередач, так как беспроводной способ пока еще фантастика, хотя и приближенная к реальности.

Если наши предки обходились лучиной и ручной тягой, мы полностью зависимы от освещения, связи, средств передвижения, работающих на электрогенераторах, бытовых приборов, инструментов и другой вспомогательной техники. Без электричества просто невозможно существование и развитие современной цивилизации. Недаром даже в мифологии самые грозные боги, которым поклонялись наши предки, громовержцы, повелевающие молниями - это и Зевс, и Тор, и Перун.

Подведем итоги

Сложно переоценить важность электричества, это явление не просто облегчает нашу действительность, оно в прямом смысле дает жизнь всему живому и обеспечивает взаимодействие всех существ и веществ на планете.

Энергетика – это бескрайняя нива, обрабатываемая человечеством вот уже много лет. Но вот об электричестве стоит поговорить отдельно, ведь благодаря ему у нас ест те блага цивилизации, которые современный человек воспринимает, как должное. Стоит только задуматься, а ведь без электроэнергии у нас бы не было компьютера, мобильников, уютного света домашней лампы по вечерам. Бесспорно – электричество – это одно из главных достижений в жизни человечества.

Благодаря электричеству мы можем выполнять разнообразную работу, привлекая себе на помощь различные машины, технику и механизмы. Например, тали электрические – это незаменимый механизм при работе с различными грузами. Современный производитель дает возможность потребителю приобрести незаменимых помощников по очень выгодной цене, а узнать больше о электрических тальферах можно на сайте компании , которая производит качественное оборудование.

А как же раньше?
Если взглянуть в глубокое прошлое, то, пожалуй, найдутся скептики, которые укажут на то, что человечество очень долго обходилось без электричества. Это так! Однако используемые человеком в те лишенные прогресса времена источники энергии были затратными, объемными, малоэффективными. Сегодня же любой может приобрести кухонный комбайн, который будет выполнять 75% работы за вас во время приготовления завтрака, обеда или ужина, а также легко можно купить оборудование для работы на складах, строительных площадках и прочего http://www.rutelfer.ru , которое будет экономить человеческие ресурсы и обеспечит безопасность выполнения сложных работ.

Роль электричества в жизни человека
Электричество играет огромную роль, как в жизни каждого отдельно взятого индивидуума, так и человечества в целом. Ценность электроэнергии сложно недооценивать, ведь ежечасно и ежеминутно мы купаемся в благах цивилизации, доступных нам благодаря открытию электроэнергии.

Производства, современная бизнес-индустрия, освещение улиц и в домах, работа медицинского и бытового оборудования – все это зависит от наличия электричества.

Даже привычный для нас автотранспорт с каждым десятилетием становится все более электрическим, как качественная альтернатива загрязняющим воздух машинам.

Феномен
Хоть человек раскрыл много тайн природы – он сам остается её главной загадкой. Мир неоднократно слышал о людях, на которых не действует травматичность электричества. Например, не раз показывали передачи на телевидении про пуэрториканца Хосе Айяла, который не только не боится электрического тока, а и способен пальцем бумагу поджечь.

Китаец Ма Сянган – это ещё один человек-феномен, его не бьет током, когда он трогает оголенные провода. Этот мужчина может зажигать лампы своим прикосновением.

наталия ермакова
Конспект открытого занятия «Электричество в жизни людей»

Направление – Социально-личностное развитие.

Образовательная область – Социализация, безопасность.

Интеграция с другими направлениями – Познавательно-речевое;

Образовательная область –«Познание» , «Коммуникация» .

Цель : Формирование у детей элементарных представлений об электричестве , его значении в жизни человека .

Образовательные : Продолжать знакомить детей с электричеством , закрепить правила пользования электроприборами в быту , учить соблюдать меры безопасности.

Развивающие : развивать мыслительную и речевую активность, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.

Воспитательные : Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал к занятию : настольная лампа, таблицы «Правила пользования с электроприборами » , карточки к дидактическим играм «Найди электроприбор » , «Что было раньше» , мяч, мнемо-схема.

Предварительная работа : Рассматривание альбома «Бытовые приборы» , иллюстраций в книжках, чтение сказки «Федорино горе» , отгадывание загадок, чтение рассказов, стихов.

На столе воспитателя настольная лампа, не подключена в розетку.

В. Ребята посмотрите и скажите, что у меня на столе?

Д. Настольная лампа.

В. Зачем, для чего нужна настольная лампа?

Д. Чтобы было светло когда темно, включать ночью.

В. Как включить настольную лампу?

Д. Надо подключить ее к розетке.

В. Подключаю вилку к розетке, лампа загорается.

Почему загорелась настольная лампа и о чем мы будем говорить на занятии , вы узнаете если отгадаете загадку.

Что за зверь сидит в розетке

Из какой сбежал он клетки

Он бежит по проводам и охотно служит нам

По хозяйству помогает. Согревает, освещает.

Как на свет он появился и в розетке поселился. (Эл. ток) .

Д. Эл. ток.

В. Индивидуальные ответы. Что думает Яна, Артем, Уля?

Вы правильно ответили – это эл. ток, который бежит по проводам к каждому дому, в квартиру и живет в розетке, выключателе.

Кто придумал электричество ?

Д. Человек.

В. Как только человек изобрел электричество , изменилась и жизнь людей , появились различные бытовые предметы – Электроприборы . Назовите их.

Д. Холодильник, утюг, микроволновая печь, электоропечь , фен, торшер швейная машинка, миксер, мясорубка, блендер, соковыжималка, стиральная машинка, телевизор, плойка, пылесос.

В. Вы много назвали предметов. Они как добрые волшебники окружают нас и помогают нам.

Электроприборов много .

Что же объединяет все эти предметы, что у них есть общее?

Чтобы правильно ответить на вопрос вам поможет схема.

Выйди к доске Максим покажи и расскажи.

У каждого прибора есть – шнур, вилка и розетка.

В. Ты ответил правильно. Иди, повтори Илья.

Подвожу итог – Электроприборов много , но у каждого есть вилка, шнур, розетка.

Предлагаю детям подойти к столу. На столе карточка с заданием. Соедините точки линией, вы узнаете, какой электроприбор у вас на карточке .

Дети выполняют задание. Спрашиваю, что получилось у Ильи, у Ярослава, у Лизы. К чему вы подключили электроприборы ?

Д. К розетке.

В. Вы хорошо справились с заданием, нашли спрятавшиеся эл. приборы.

Физ. минутка. А теперь пришло время отдохнуть.

Встают в круг взявшись за руки. Идут друг за другом проговаривая слова : «По тропинке я бегу, без тропинки не могу. Где меня ребята нет, не зажжется в доме свет. К дальним селам городам, я иду по проводам. Светлое величество – электричество .

Останавливаются. Проводится игра с мячом «Назови действия электроприборов » .

Утюг – гладит белье, холодильник – хранит продукты, стиральная машина – стирает белье, фен – сушит волосы, миксер – взбивает крем, соковыжималка – отжимает из овощей и фруктов сок, микроволновая печь – разогревает продукты, электровафельница – печет вафли , электрокамин – обогревает комнату, настольная лампа – освещает комнату, пылесос – чистит ковер.

В. Молодцы ребята, вы правильно назвали назначение каждого электроприбора . Садитесь.

Мы с вами живем в современном мире, пользуемся электроприборами , они наши помощники, сберегают наше время, облегчают наш труд. Когда-то очень давно, когда не было изобретено электричество , люди обходились без этих предметов,

заменяли их другими.

Проводится игра «Что есть – что было?»

Это картинки современных электроприборов , к ним надо подобрать предметы их заменяющие раньше. Подойдите к столу, возьмите картинку с предметом заменяющего тот или иной предмет раньше.

Например : стиральная машина (ребенок подбирает карточку с изображением – корыто) . Пылесос – веник. Лампочка – свеча.

Вентилятор – веер. Швейная машина – игла.

В. Как вы думаете, какие предметы удобнее в применении, те что были раньше или те, что есть сейчас.

Д. Мне нравятся современные электроприборы .

В. Я согласна с вами ребята. С изобретением электричества , человек усовершенствовал технику, мы радуемся как с ней удобно, легко. Электроприборы облегчают жизнь человеку . Может ли электричество при помощи которого работают приборы быть опасным?

Д. Может. Загорается. Пожар.

В. Предлагаю детям пройти в «Уголок безопасности» и поговорить об этом.

На мольберте выставлены карточки с правилами пользования электроприборами .

Электричество и электроприборы при неправильном обращении могут быть опасными. Поэтому при обращении сними надо помнить правила.

Ребята вспомните и назовите эти правила.

Уходя из дома вынуть вилки шнуров из розеток.

Нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них,

ударит током.

Нельзя протирать электроприборы влажной тряпкой .

Если нет дома взрослых, нельзя включать электроприборы , это опасно.

Засовывать в розетку посторонние предметы.

электроприборами .

Нельзя вытягивать вилку за шнур, может порваться.

Нельзя играть с розетками.

Не включать плиту без необходимости.

Нельзя включать много предметов в одну розетку.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами .

В. Ребята запомните еще одно важное правило.

Нельзя включать электроприборы без разрешения родителей.

Мы с вами повторили правила пользования электроприборами , запомните их. Электрический ток – опасен !

В. Ребята, есть еще электричество тихое неопасное .

Где же оно живет?

Д. В батарейках.

В. Назовите предметы работающие на батарейках.

Д. Часы настенные, будильник, пульт, фонарик, магнитофон, калькулятор, телефон, игрушки.

В. Люди научились сохранять электричество в батарейках , которое заставляет работать все что вы назвали, в том числе и ваши игрушки.

Итог. Наше занятие подошло к концу , подойдите ко мне. О чем мы с вами говорили.

Д. Об электричестве , электроприборах . Вы очень хорошо занимались, с вами интересно было беседовать.

Я предлагаю вам оценить наше занятие , свои знания.

Если вам было интересно, возьмите желтый электрончик .

Если кому-то что-то было непонятно – возьмите зеленый электрончик .

Поднимите вверх электрончики .

Теперь я вижу, что занятие вам понравилось . Вы молодцы.

Возьмите свои игрушки и поиграйте с ними.

Публикации по теме:

Анализ открытого показа поисково-познавательного занятия «Где живет электричество?» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация». Программные задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Общение людей на расстоянии» МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Тема: «Общение людей на расстоянии». (подготовительная группа) Подготовила и провела:.

Цель: расширять представления детей о правильном питании. Задачи: 1. учить детей различать витамино содержащие продукты; 2. помочь понять.

Конспект открытого занятия по приобщению к здоровому образу жизни детей старшей группы «Витамины и полезные продукты» Открытое занятие По формированию здорового образа жизни Тема: «Витамины и полезные продукты» Цель: 1. Формировать представления детей дошкольного.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание

    Введение

    Цель работы.

    Что такое электричество?

    Почему электричество называется электричеством?

    Где применяют электричество?

    Электричество - двигатель науки.

    Где в природе есть электричество?

    Какое электричество было у древних людей?

    Проведение опыта.

    Заключение.

    Введение.

Почему я заинтересовалась этой темой?

Мне интересно, что такое электричество и можно ли его получить в походных условиях, там, где нет доступных, привычных нам источников электрического тока.

    Цель работы

    Изучить, что такое электричество.

    Рассказать ребятам, что такое электричество и где оно «живет».

    Провести эксперимент по извлечению электричества из овощей и фруктов, оказавшихся под рукой.

    Что такое электричество?

Сейчас трудно представить человеческую жизнь без использования электроэнергии. Оно вырабатывается, например, в батарейках, но главный его источник - электростанции, откуда оно поступает в наши дома по толстым проводам, или кабелям. Попробуйте представить себе, как течет вода в реке. Точно так же движется по проводам электричество. В реке течет вода, а в проводах проходят маленькие частицы, которые называются электронами. Вот почему электричество называется электрическим током. Электрический ток - это упорядоченное движение потока электронов внутри проводника, например, куска проволоки.

Электрически ток движется по проводам только в том случае, если они соединены в замкнутое кольцо - электрическую цепь. Возьмем, например, фонарик: провода, соединяющие батарейку, лампочку и выключатель, образуют замкнутую цепь. Пока по цепи идет ток, лампочка горит. Если цепь разомкнуть - скажем, отсоединить провод от батарейки, - лампочка погаснет.

  1. Почему электричество называется электричеством?

Древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью.

Но термин «электричество» появился без малого 500 лет назад. Английский физик Уильям Гильберт исследовал электрические явления и заметил, что многие предметы, подобно янтарю, после натирания притягивают к себе более мелкие частицы. Поэтому в честь ископаемой смолы он назвал это явление электричеством (от. лат. Electricus (электрикус) - янтарный).

Итак, слово «электричество » происходит от греческого названия янтаря - электрон.

  1. Где применяют электричество?

Сегодня нам трудно представить жизнь без электричества, но электричество постепенно раскрывало перед человечеством все свои тайны. Только в 19 веке люди научились использовать электричество в жизни.

Когда была создана первая лампочка, в жизнь людей вошло электрическое освещение. Потом человечество научилось при помощи электричества передавать на расстоянии звук и изображение, так появились телевизор, телефон, радио и так далее. В каждом современном доме имеется различная бытовая техника, и вся она работает за счет электричества.

Люди научились не только использовать, но и добывать электричество. Так появились электростанции, были созданы аккумуляторы и генераторы.

Ко всему прочему, электричество является двигателем науки . Многие приборы, которые используются учеными для изучения окружающего мира, тоже работают от него.

Постепенно электроэнергия завоевывает и космос. Мощные батареи стоят на космических кораблях, а на планете возводятся солнечные батареи и устанавливаются ветряки, которые получают энергию от природы.

Электричество в современном мире используют повсюду: в медицине, строительстве, промышленности и повседневной жизни. Поэтому электричество играет важную роль в жизни человека.

ВНИМАНИЕ! Электричество опасно для жизни. С электроприборами и розетками следует обращаться очень осторожно. Не лазайте по мачтам линии электропередачи, а еще лучше - не подходите к ним вообще!

  1. Где в природе есть электричество?

Электрические заряды есть также в природе, к примеру, молния — мощный разряд электричества.

Между прочим, нервная система человека функционирует за счет электрических импульсов, которые поступают от раздраженного участка в мозг. Внутри нейронов мозга сигналы передаются электрическим путем.

Но не только человек генерирует в себе электрические токи. Многие обитатели морей и океанов способны вырабатывать электричество. Например, электрический угорь способен создать напряжение до 500 вольт, а мощность заряда ската достигает 0,5 киловатт. К тому же отдельные виды рыб используют электрическое поле, которое создают вокруг себя, с помощью чего легко ориентируются в мутной воде и на глубине, куда не проникает солнечный свет.

    Какое электричество было у древних людей?

4000 лет назад у древних людей было электричество. Во время раскопок недалеко от Багдада нашли глиняный горшок времен месопотамского царства. Внутри были медный цилиндр и железный стержень. Зачем? Археологи терялись в догадках.

Горшок в шутку назвали багдадской батарейкой. Современные батарейки устроены похоже — два разных металла и электролит. В такой же горшок налили уксус в качестве электролита, опустили медный цилиндр и железный стержень — пошел электрический ток.

Такие же горшки с металлическими вставками нашли и в Египте. Получается, об электричестве знали много тысяч лет назад. Для того чтобы сделать простейшую батарейку, не нужен даже горшок. Сосуд с уксусом заменит обычный лимон. Роль железного стержня исполнит обычный шуруп. Вместо цилиндра — медная проволока. Если к устройству подключить вольтметр, батарейка заработает.Некоторые исследователи утверждают, что древние египтяне освещали подземные галереи с помощью электричества. На подземных стенах и потолках нет следов копоти, которые непременно остались бы, если мастера работали бы при свете, например, факела.

На барельефах египетских храмов можно разглядеть в руках жрецов продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри «лампы» вместо спирали извивается змея.

  1. Проведение опыта. Как я зажгла лампочку при помощи овощей и фруктов.

Для изготовления батарейки из овощей и фруктов мне понадобились:

    овощи, фрукты,

    оцинкованные гвозди,

    отрезки медной проволоки,

    провода с зажимами,

    светодиод,

    мультиметр.

В исследуемый плод необходимо воткнуть оцинкованный гвоздь и отрезок толстой медной проволоки (электроды).

Далее следует щупы устройства измерения (мультиметр) присоединить к концам электродов. Мультиметр покажет напряжение в Вольтах, возникающее на концах проводника.Данные измерений сгруппировала. Итак, подопытные овощи и фрукты дают следующее напряжение (В):

Фото

Овощ/фрукт

напряжение (В):

Солёный огурчик

Картошка

Свежий огурчик

В группе моих овощей (фруктов) лидером по полученному напряжению стало яблоко, а свекла очутилась в отстающих. Но напряжения в 1 В оказалось недостаточно, чтобы зажечь светодиодную лампочку. Стала экспериментировать, чтобы это исправить и все-таки получить свет. Я соединила последовательно несколько различных овощей (фруктов) при помощи электродов и проводов. Цепочка из трех яблок дала напряжение 2,93 В. Для примера - две пальчиковые батарейки дают напряжение 3,10 В (см. табл. ниже). Этого достаточно, чтобы засветился маленький светодиод.

Результаты измерений представлены в таблице ниже:

Думаю, если необходимо зажечь настоящую лампочку 220В в светильнике, то для этого понадобится большое количество фруктов, дешевле будет использовать картошку, но и тогда её потребуется целый мешок.

А вот наглядный пример положительного результата моего опыта:

  1. Заключение

В ходе исследования выяснилось, что от данного природного источника питания извлечь много электричества не получится, но для подзарядки батареи мобильного телефона или аккумулятора фотоаппарата и иных приборов, потребляющих небольшой ток, этого будет достаточно.

Источники информации:

    Детская энциклопедия «1001 вопрос и ответ».

    Бескрайний интернет.

    Любимые родители.

Лучшие статьи по теме