Биология для всех

Упражнение как подготовка к этюду. Тренинг творческой психотехники

Областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Биробиджанский колледж культуры и искусств»

специальность: 51.02.02. Социально-культурная деятельность

КОНСПЕКТ УРОКА

по ПМ 02. Организация и постановка культурно-массовых мероприятий

на тему: «Сценическое внимание»

Автор-составитель:

преподаватель высшей

квалификационной категории

С. А. Кяполайте

г. Биробиджан

2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Сценическое внимание» .

Дата проведения: 29.11.2018

Вид урока: комбинированное

Цель урока: изучение элемента - сценическое внимание

Образовательные:

1. Содействие формированию системы базовых знаний системы К. С. Станиславского;

2. Стимулирование познавательного интереса студентов к теме урока;

3. Содействие формированию профессиональных и общих компетенций студентов колледжа.

Развивающие:

1. Активизация познавательной деятельности;

2. Развитие произвольного сценического внимания в реальной и воображаемой плоскости;

4. Формирование навыков публичного выступления и рационального сочетания коллективной и индивидуальной работы.

Воспитательные:

1. Воспитание чувства сопричастности к наследию и системе К. С. Станиславского;

2. Воспитание интереса к своей будущей профессии.

Время проведения: 90 минут (2 урока).

Междисциплинарные связи: Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; Словесное действие; Сценическая пластика; Грим; Режиссура обряда.

Внутридисциплинарные связи: в развитии внутреннего творческого аппарата артиста работают все элементы психотехники (воображение, общение, внимание, эмоциональная память, правда, вера, задачи, действие и д.р.)

Методическое обеспечение:

ФГОС по специальности 51.02.01 Социально-культурная деятельность,

Рабочая учебная программа,

Методические указания для студентов.

Средства обучения:

1. Методические:

    Хронологическая карта занятия.

    Вопросы по теме занятия.

    Практические задания и упражнения по теме.

2. Информационные:

    Иллюстративный раздаточный материал – репродукции картин;

    Творческие дневники наблюдений студентов.

Данное занятие способствует формированию следующих компетенций:

ОК-1,2,3,6,7,8, ПК 2.2, 2.3, 2.4, 2.5

Исходя из общих и профессиональных компетенций студент должен:

Знать:

Систему обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского;

Специфику работы актера в культурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлениях;

Элементы психофизического действия;

Особенности создание сценического образа.

Уметь:

Проводить психофизический тренинг;

Выявлять детали внутренней и внешней характеристики образа;

Применять навыки работы актера.

Список используемой литературы:

  1. Л. П. Новицкая. Элементы психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. Издательство: Легенда, 2015.

  2. М. Е. Александрова. Актерское мастерство. Первые уроки. Издательство: Лань, Планета музыки, 2014.

  3. В. Полищук, Э. Сарабьян. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров. Издательство: АСТ, Прайм-Еврознак, 2017.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОК/

ПК

1.Организацион-ный момент

Приветствие студентов, проверка готовности группы к занятию, отметка отсутствующих

Мобилизация внимания, создание рабочей атмосферы

1 мин

---

2. Вводная часть

(студенты)

Зачин – творческий пропуск на урок

Реквизит, бутафория, детали костюмов, фонограмма, выгородка

Вызвать интерес к теме, выявить творческие способности.

10 мин

ОК 1,2,3,6,7

ПК 2.2, 2.3

2. Вводная часть

(педагог)

Объяснение темы, постановка цели занятия

2 мин

3. Основная часть

Урок по теме: «Сценическое внимание»

1 – развитие произвольного сценического внимания. Тренинг на усвоение элементов актерского мастерства

Объекты-точки внимания на все пять чувств;

Круги внимания;

Развитие стойкости внимания;

Публичное одиночество

Творческий полукруг

Репродукции картин художников

Дать представление о сценическом внимании.

Сформировать навыки сосредоточения внимания на объекте, партнере.

65 мин

ОК 1,2, 5,8

ПК 2.2

4. Беседа.

Закрепление знаний

Студентам предлагается ответить на вопросы о необходимости изучения элементов сценического внимания и его взаимосвязи с другими элементами актерского мастерства

Активизация мыслительную деятельность студентов, развитие умения логически мыслить и анализировать, умение высказывать собственное мнение

5 мин

ОК 1,2,

3,6,

ПК 2.4.

5.Подведение итогов

Студенты совместно с преподавателем подводят итог урока и делают выводы о достижении цели урока

Развитие умения анализировать учебный материал

мин

ОК 1,2,

3,6,

ПК 2.4.

6.Заключительная часть

Выдача домашнего задания: продолжить вести дневники творческих наблюдений. В обыкновенном увидеть необыкновенное.

Воспитание чувства ответственности и интереса к будущей профессии

2 мин

ПК 2.2, 2.4, 2.5

    Организационный момент. Приветствие, проверка готовности группы к уроку, отметка отсутствующих студентов.

    Вводная часть. Каждый урок начинается с творческого зачина студентов – своеобразного пропуска на урок. У каждого зачина есть свой режиссер, который воплощает свой замысел в разных формах. Студенты представляют свои зачины.

Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

    Основная часть. Урок по теме: «Сценическое внимание».

Наш урок мы начнем с традиционного тренинга на усвоение элементов актерского мастерства. Основная цель тренинга заключается в том, чтобы добиться творческого сценического самочувствия сенсорных умений, то есть совершенствование зрительных, слуховых и других ощущений. Развитие анализаторов: умения сравнивать, различать, находить сходство между различными предметами в том или ином отношении – отношении формы, цвета, ощущений, выработки точных движений и действий.

1 ступень – творческая настройка.

2 ступень – упражнения на мыслительное раскрепощение и свободу.

3 ступень – творческое воображение и фантазия.

Мы с вами разогрели физический аппарат и переходим к основной теме «сценическое воплощение», цель которого – овладение элементами актерского мастерства.

Человеческое внимание в обычной жизни непроизвольно и непрерывно. Это своеобразное приспособление организма к наилучшему восприятию и реагированию, сосредоточенности или действию.

Под влиянием жизненного опыта у человека вырабатывается или воспитывается длительность и устойчивость внимания. Внимание зависит от общих и чисто субъективных взглядов человека, и в какой-то степени от профессии и воспитания. В жизни нередко встречаются рассеянные люди с поверхностным, отрывистым, скользящим и неустойчивым вниманием. Их взгляд мгновенно переходит с одного предмета на другой. Есть люди, которые, наоборот, длительно сосредотачивают свое внимание на одном, интересующем их предмете и с большим трудом переключают его на другие объекты.

В каждой сфере творческой деятельности человека необходимо внимание. Так, сценическое внимание должно быть произвольным, то есть находиться в зависимости от нашей воли, и так же, как в обычной жизни, непрерывным. Ведь в сценической деятельности встречается много различных обстоятельств, которые вызывают рассеянность. Закулисная напряженная атмосфера, волнение публичного творчества, реакция зрительного зала, чувство ответственности перед коллективом, жажда успеха, чувство самолюбия, тщеславия и т.д. – все это влияет на внимание.

К. С. Станиславский говорил, что внимание нужно актеру все время нахождения на сцене, надо быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание и во время пауз. Особого внимания требуют реплики партнера.

Изучение элемента сценического внимания проходит по четырем этапам. Сегодня мы с вами рассмотрим первый этап.

I этап – развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости.

Для этого мы выполним упражнение «Пишущая машинка». Разберем буквы алфавита, где необходимо запомнить, какие буквы выпали вам. Каждая буква обозначается одним хлопком, знаки препинания двумя, точка – тремя.

«Печатаем текст». Внимание – это калитка к творчеству, ко всякому чувству.

* Выполняется практическое упражнение.

Вы поняли, что это очень сложное упражнение, здесь необходимо держать темпо-ритм, следить за текстом,четко прохлопывать свою букву. Чтобы без ошибок выполнить это упражнение, начнем с самых простых действий.

Объекты – точки внимания на все пять чувств. Каждый человек, предмет, на котором мы останавливаем наше внимание, называется объектом внимания.

Упражнение на зрительное внимание. Я раздам вам репродукции картин известных художников и вы должны рассмотреть, что на них изображено. Затем, по памяти, рассказать увиденное.

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Тень»

Упражнение на слуховое внимание. По условной команде необходимо переключиться с одного объекта на другой (коридор, улица, аудитория). По доносящимся звукам включить воображение и фантазию.

Упражнение на осязательное внимание. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под скатертью.

Упражнение на внимание и обоняние. Определить по запаху, какими духами надушены три разных носовых платка.

Упражнение на вкусовое внимание вы должны были сделать дома, проверяя вкус разных продуктов и запомнить, описать их.

В предыдущих упражнениях мы познакомились с объектами внимания в виде точек. Но когда в поле зрения появляется несколько предметов или несколько точек, то, естественно, расширяется и круг внимания.

Круг внимания представляет собой пространство, площадь, заключающую в себе множество отдельных, самостоятельных объектов, ограниченную линиями самих предметов. Взгляд перескакивает с одного предмета на другой, но не выходит из границ, очерченных кругом внимания.

Круги внимания бывают: малыми, средними и большими.

Выполнение упражнения на собирание и удержание внимания при помощи сужения и расширения кругов.

Внимание к объекту в искусстве должно быть чрезвычайно стойким. Искусство не нуждается в скоропроходящем, скользящем, поверхностном, обрывчатом внимании.

Чтобы удержать внимание на объекте, надо оправдать это внимание к объекту, окружить этот объект привлекательным вымыслом воображения и начать действовать.

Упражнение на развитие стойкости внимания. Рассмотреть стул, если бы это был человек. Дать характеристику, определить возрасти профессию. В этом упражнении самое главное, не лениться будоражить свое воображение.

Все предыдущие упражнения были подготовкой к тому, чтобы вы смогли закрепить свое внимание на объекте, наделив его интересным вымыслом воображения, целью и начали действовать. После этого актеру уже не страшна ни черная дыр портала, ни взоры зрителей. На сценическом языке это называется жизнью в «публичном одиночестве» или в «кругу».

«Смотреть в публику, - говорил К. С. Станиславский – трудно. Публика и порог сцены пугают. Переходя порог сцены, вы должны быть собраны! Это надо вырабатывать большое значение творческому воображению, указывая, что действительно надо включать свой круг путем «если бы». Публику не видеть нельзя, но можно отвлечь себя задачей.

4. Беседа. Закрепление знаний.

Работа над развитием элементов внутреннего сценического самочувствия нужна не только профессиональным актерам, но и актерам самодеятельных театральных коллективов.

Главное в актерском мастерстве – создание внутренней жизни человека (жизнь человеческого духа), своими собственными живыми чувствами и передаче этой жизни на сцене в художественной форме.

Поэтому в основу системы К. С. Станиславский положил всестороннее развитие творческой личности актера.

Во всяком искусстве различаются три элемента:

    Создатель – во всех видах искусства человек;

    Материал – краски, глина, мрамор, музыкальные инструменты и т.п.;

    Произведения – спектакль, картина, скульптура, музыкальное произведение.

Во всех видах искусства они разделимы, только в сценическом искусстве они неотделимы.

*Студентам предлагается ответить на вопросы о необходимости изучения элементов сценического внимания и его взаимосвязи с другими элементами актерского мастерства.

Беседа.

5. Подведение итогов. Исходя из ряда проделанных упражнений можно сделать вывод, что сценическое внимание - это п роцесс творческого внимания. Условие правильного внутреннего сценического самочувствия как важный элемент творческого состояния актера. Умение переключать внимание с одного объекта на другой. Внешняя и внутренняя сосредоточенность на заданном объекте.

Выставление оценок за урок.

    Заключительная часть.

Домашнее задание – вести наблюдение за людьми в повседневной жизни, замечая и отмечая интересные типажи, характеры, темпераменты. Фиксировать в творческий дневник достижений.

Впрочем, даже опытный актер, хорошо знающий законы искусства, находясь на сцене, постоянно подвергается опасности оказаться в излишней власти этих объектов. Это в особенности относится к тем случаям, когда актер вынужден держать серьезный творческий экзамен. Например, играя в первый раз ответственную роль, нередко и опытный актер чувствует себя новичком: так же сжимается его сердце, напрягаются мышцы, деревенеет тело, так же внимание его долго не может прикрепиться к нужному объекту. То же самое иногда происходит с опытными актерами, когда они оказываются перед особенно ответственной для них аудиторией. Творческий зажим и актерская сосредоточенностьОписанное состояние актера нередко принимает форму своего рода психофизиологической доминанты, т. е. такой реакции человеческого организма, которая поглощает все его силы, всю его духовную и физическую энергию.

Впрочем, такого рода переживания свойственны не только актерам. Немного найдется людей, которые могли бы похвастаться, что они никогда ничего подобного не испытывали. Вспомним напряженные лица молодых людей, сидящих за экзаменационным столом. Или мучительные страдания неопытного оратора, выступающего перед большой аудиторией. Или поведение юноши в момент решительного объяснения с возлюбленной. Или наши переживания во время беседы с каким-либо особенно выдающимся человеком.

Напряженность, неловкость, смущение, иногда даже страх, связанный с сильным сердцебиением, утрата способности последовательно мыслить и владеть своим вниманием - вот атрибуты этой в высшей степени неприятной психофизиологической доминанты. Характерно при этом, что чем больше человек старается скрыть от других людей свое состояние, чем больше он хочет казаться безразличным, наигрывает равнодушие и независимость, тем заметнее для окружающих его бедственное положение, тем все более жалким и беспомощным выглядит он со стороны.

Когда подобное состояние овладевает актером на сцене, он, разумеется, оказывается совершенно неспособным к творчеству.

Он не в силах сосредоточиться ни на одной творческой задаче, вся его энергия отвлечена на обслуживание этой пагубной для него доминанты. Всякая реакция зрительного зала, так же, как и все, что случается на сцене, действует на него угнетающе. Если артисту нужно по ходу пьесы налить стакан воды из самовара, у него нет сил дождаться, пока наполнится стакан. Заметьте: в самодеятельных спектаклях, если бывает нужно налить стакан чаю, почти никогда не наливают полностью, - полстакана, в лучшем случае две трети.

Находясь в таком состоянии, актер оказывается неспособным выполнить самое простое, самое привычное физическое действие - надеть пальто, завязать галстук, очинить карандаш и т. п. При этом он непременно стремится найти для себя какую-нибудь опору, предмет, к которому он мог бы прислониться, - больше всего он боится остаться беззащитным посреди сцены.

Как же актеру бороться с этой пагубной для творчества доминантой? Каким образом он может ее преодолеть? Очевидно, для этого ему нужно воспитать в себе противоядие, которое могло бы с успехом ей противостоять, с ней конкурировать и, наконец, совершенно ее вытеснить.

Но победить психофизиологическую доминанту можно только при помощи другой психофизиологической доминанты, более сильной. Для этого нужно создать в своей психике, в своем сознании очаг возбуждения, достаточно мощный, чтобы отвлечь на себя нервную энергию, накопившуюся в процессе тяжелых переживаний, связанных с отрицательной доминантой. Таким очагом возбуждения, такой новой, благоприятной для творчества, положительной доминантой является активная сосредоточенность.

Известно, что при активном сосредоточении возбуждение в данном центре не только сопровождается торможением других центров, но еще и стимулируется всякого рода сторонними раздражителями, не вызывающими в то же время обычных реакций. В особенности это относится к третьей, высшей стадии внимания, когда активное сосредоточение приобретает непроизвольный характер, т. е. когда внимание бывает связано с большим интересом к объекту, переходит в увлечение этим объектом.

Известно, что человек, страстно увлеченный чтением книги, становится нечувствительным ко всем прочим воздействиям.

Больше того, всякий сторонний раздражитель умеренной силы, который при отсутствии увлечения мог бы отвлечь человека от чтения, теперь заставляет его еще энергичнее углубляться в содержание книги, т. е. стимулирует процесс внимания.

Задача актера и заключается в том, чтобы научиться создавать в себе доминанту активного сосредоточения. Только активное сосредоточение на высшей ступени его развития (увлеченность объектом, произвольно выбранным) способно победить отрицательную доминанту и обеспечить необходимые условия для творческого акта. Правильный выбор объекта внимания

На чем же должно быть сосредоточено внимание актера в каждый данный момент? Умение правильно выбирать такой объект - необходимое качество артиста.

К. С. Станиславский пишет: "На спектакле одной из заезжих в Москву знаменитостей, внимательно следя за гастролером, я актерским чувством учуял в нем знакомое мне сценическое самочувствие: освобождение мышц в связи с большой общей сосредоточенностью. Я за него ощущал, что все его внимание по ту, а не по эту сторону рампы, что он занят тем, что происходит на сцене, а не в зрительном зале, и что именно это, сконцентрированное на одной точке внимание заставило меня заинтересоваться его жизнью на сцене, потянуться к нему, чтобы узнать, что там его так сильно занимало. В этот момент я понял, что чем больше актер хочет забавлять зрителя, тем больше зритель сидит барином, откинувшись назад, и ждет, чтобы его услаждали, не пытаясь даже принять участие в происходящем творчестве. Но лишь только актер перестает считаться с толпой в зале, как она начинает тянуться к нему, особенно если он заинтересован на сцене чем-то важным и для нее самой"1.

Таким образом, первое требование, которое Станиславский предъявляет к актеру, заключается в том, чтобы актер искал объекты для своего внимания "по ту, а не по эту сторону рампы", "на сцене, а не в зрительном зале".

Но найти такой объект "по ту сторону рампы" невозможно, не поняв и не почувствовав того, что в этот момент происходит в сознании героя. Только в связи с его переживаниями можно понять, что его интересует в окружающей среде и, следовательно, является объектом его внимания в данный момент.

Исходя из этого, можно сказать так: в каждый момент актер должен быть сосредоточен на том, на чем сосредоточен сценический герой по логике его внутренней жизни.

Например, если действующее лицо в данный момент любуется пейзажем через окно, то и актер должен быть активно сосредоточен на том, что он видит в окне; если действующее лицо в данный момент выслушивает то, что говорит его собеседник, то и внимание актера должно быть сосредоточено на словах и мыслях, высказываемых партнером; если герой пьесы что-то обдумывает и вспоминает, то и актер обязан иметь внутренний объект внимания в виде определенного круга мыслей или воспоминаний.

Так решается вопрос о выборе объекта. О непрерывной линии внимания

В действительной жизни всякий человек, проснувшись поутру, тотчас же произвольно или непроизвольно связывает свое внимание с тем или иным объектом. И с этого мгновения процесс его внимания ни на секунду не прерывается в течение всего дня, до той самой минуты, пока он снова не погрузится в сон. То есть дело вовсе не обстоит таким образом, что, покончив с одним объектом, человек в течение какого-то времени не занимает своего внимания ничем и потом только связывает его с новым объектом. Иногда один объект вытесняется другим очень медленно, в результате известной борьбы; иногда, при неожиданном воздействии сильного раздражителя, переключение происходит мгновенно,- однако самый процесс внимания протекает совершенно непрерывно (если, разумеется, не считать случаев патологических, когда оказывается поврежденным самый механизм внимания).

Поэтому и актер, если он хочет убедительно воспроизвести на сцене поведение живого человека, должен прежде всего уметь держать непрерывную линию внимания данного образа - уметь переключать внимание с одного объекта на другой, не создавая никаких разрывов, никаких трещин в этом непрерывно происходящем процессе. Стоит только актеру разорвать непрерывную линию внимания героя, как в образовавшуюся щель немедленно проникает один из трех вредных объектов, с которыми мы познакомились выше. Линия внимания - это цепь, где каждый объект - звено. Разорвать эту цепь - значит разорвать линию своей сценической жизни в качестве образа. Выпадение из образа - неизбежное последствие этого разрыва.

Между тем держать непрерывную линию внимания образа очень трудно, если актер заранее ее тщательно не изучил, если он предварительно не установил определенной последовательности в чередовании объектов и не прочувствовал тех причин, в силу которых внимание его героя переключается с одного объекта на другой.

Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Словом, сценическое творчество постоянно требует полной сосредоточенности всей внутренней и физической природы артиста.

Внимание как аспект сценического искусства


Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (направленное на происходящее в окружающем мире) и внутреннее (сосредоточенность на своих мыслях). Чаще всего в жизни наше внимание непроизвольно и инстинктивно, а движут им безусловные рефлексы: ориентировочный, оборонительный и другие. Произвольным внимание бывает лишь тогда, когда мы заняты чтением учебника, работой над отчётом,запоминанием стиха – в ситуациях, когда целенаправленно работаем над чем-то.

К. С. Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».

Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди как все, им свойственно отвлечение, рассеяность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного предмета на другой – верный признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время нахождения на сцене, какую бы роль он не играл.

Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту внимание – это объективное сосредоточение на предмете или мысли, а в театре – целенаправленный искусственный акт в пределах сценической среды. Оно помогает актёру развить чувство правды, эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы.

Этапы изучения сценического внимания


Л. П. Новицкая, педагог, ученица К. С. Станиславского, говорит о четырёх этапах, которые должен пройти актер, чтобы развить сценическое внимание:

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости


Первая и одна из главных задач – научиться концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики. Упражнения этого блока направлены на развитие внимания органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового.

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости


«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств».

Этими словами Станиславского характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт актер.

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)


Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры в карты, вы можете подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный – действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства.

Для артиста сцены очень важно добиться во время игры такой «одновременности» внимания сразу к нескольким предметам. Ведь быстрое переключение с одного объекта на другой создает у зрителя ощущение целостности и непрерывности действия.

Четвёртый этап. Внимание как средство добывания творческого материала


«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание, тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны охарактеризовать предмет.

Упражнения

1Взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Повторить их позы.

2.По доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в воображении детальную картину происходящего.

3.Возьмите коробку спичек или колоду карт. Вы должны считать количество спичек в коробке, доставая их по одной, или складывать карты по масти, при этом параллельно рассказывая сказку или стих.

Ямщикова Валентина Валерьевна, педагог вокала МБУДО «Ленино Кокушкинская ДШИ» Республика Татарстан, Пестречинский р-н, с. Ленино-Кокушкино.
Целью данного раздела является создание условий для развития сценического внимания у каждого ребенка, занимающегося в группе, оказание помощи в раскрытии творческих способностей средствами театральных тренингов и игр.Раздел «сценическое внимание» включает в себя упражнения и игры для развития многоплоскостного внимания, зрительной, слуховой, осязательной, мышечной памяти, собранности, способности быстро переключаться с одного действия на другое или же концентрироваться на одном.

Дата публикации: 17.09.2018

Пояснительная записка.

Предмет «Основы мастерства актера» является важным для развития ребенка. Он формирует не только творческие способности детей, но и помогает им утвердиться как самостоятельной личности, раскрепоститься, чувствовать себя уверенным в общении. Кроме того, актерское мастерство вырабатывает такие качества у ребенка, как общительность, открытость, ответственность, чувство причастности к общему делу.

Важным разделом в образовательной программе «Основы мастерства актера» является – раздел «Сценическое внимание».

Внимание – сосредоточение на объекте. В жизни каждому человеку присуще внимание (у кого-то более развитое, у кого-то – менее), но жизненное внимание отличается от сценического. В жизни внимание – непроизвольно и инстинктивно, и сосредотачивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. При этом доминирует обычно зрительное, слуховое, осязательное или мышечное внимание.

В каждый момент творчества также возникает непроизвольное внимание, но уже не жизненное, а сценическое. Внимание на сцене – это синтез зрительного, слухового, осязательного, мышечного внимания. Во время действия на сцене – актер должен всесторонне быть внимателен.

Раздел «сценическое внимание» включает в себя упражнения и игры для развития многоплоскостного внимания, зрительной, слуховой, осязательной, мышечной памяти, собранности, способности быстро переключаться с одного действия на другое или же концентрироваться на одном.

Целью данного раздела является создание условий для развития сценического внимания у каждого ребенка, занимающегося в группе, оказание помощи в раскрытии творческих способностей средствами театральных тренингов и игр.

Задачи раздела «Сценическое внимание»:

Образовательные - формирование представления о различных видах сценического внимания,

Развивающие – развитие многоплоскостного внимания и памяти, а также стремления к саморазвитию,

Воспитательные - совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

Раздел «Сценическое внимание» присутствует программе каждого года обучения программы «Основы мастерства актера». Очень важно работать над вниманием непрерывно.

На примере одного занятия рассмотрим механизм работы с детьми над развитием сценического внимания.

Для реализации занятия необходимы следующие условия :

Количество детей от 10 до 15,

Разница в возрасте детей не должна превышать 3 года (например, от 8 до 11 лет, от 10 до 13 лет, от 12 до 15 лет),

Сцена или класс не менее 18 кв. м.

Основными формами и методами организации проведения занятия являются:

Формы организации детей:

Фронтальная,

Групповая,

Формы проведения занятия:

Практическое занятие – игра.

Продолжительность занятия – 45 минут.

План занятия:

1.Приветствие (1-2 минуты)

2.Разогрев - настройка инструмента (2-3 минуты)

3.Цикл упражнений «прислушайся» (8 -12 минут)

4.Цикл упражнений «присмотрись» (12 – 15 минут)

5.Цикл упражнений «почувствуй» (12 – 15 минут)

6.Игра на внимание (10 – 12 минут)

7.Прощание (1 – 2 минуты)

Занятие «Развитие сценического внимания»

Приветствие (1-2 минуты)

Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно опущены вдоль туловища.

Педагог стоит лицом к учащимся.

Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем каждый сам себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева, аплодируем соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами приветствуем всех присутствующих в классе.

Разогрев – настройка инструмента (2 – 3 минуты).

У каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть, валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент, которым он должен владеть в совершенстве – это его тело!

Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть.

Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом слева: похлопаем, разотрем, погладим; затем – с соседом справа.

Теперь инструмент актера готов к выполнению тренинга.

Цикл упражнений «Прислушайся»

Учащимся предлагается занять любое место в классе, принять удобное положение тела, но, соблюдая обязательное условие – пространство класса должно быть полностью заполнено (никаких скоплений нескольких человек в одном месте или наоборот чересчур отдаление друг от друга).

Проделаем упражнение «Послушай себя» (2-3 минуты)

Педагог просит ребят закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на своем теле, что происходит в нем, дает по хлопку команду. Через минуту упражнение останавливается хлопком. В течение одной минуты воспитанники должны прислушаться к себе.

Затем начинается обсуждение, кто и что услышал (или может быть, почувствовал)

Ответы учащихся могут быть следующими: «Хочется кушать», «Гудит голова», «Стучит сердце» и тд.

Ребятам также предстоит по хлопку закрыть глаза, но задача меняется – теперь им надо постараться услышать обстановку вокруг себя, что происходит в данном помещении, вокруг остальных ребят.

После окончания (по хлопку) упражнения – также проходит обсуждение, только теперь педагог просит ребят не повторяться в своих высказываниях.

Так например, ученики могут сказать, что слышали, как работает лампа дневного освещения, кто-то шелохнулся, скрип двери и тд.

После проведем упражнение «Послушай мир вокруг» (2-3 минуты)

Принцип упражнения тот же – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза, по хлопку открывают. Но объектом подслушивания теперь является то, что происходит за пределами класса (а можно, усложнить – за пределами помещения!). после выполнения упражнения происходит обсуждение без повторения уже сказанного кем-то из учащихся.

Чаще всего можно услышать от ребят: «Шум машины», «Топот ног», «Разговоры за дверью» и тд.

Усложняем задачу, постараемся услышать одновременно и то, что происходит внутри нас, и то, что окружает нас, и то, что за пределами нашего местонахождения. Для этого выполним упражнение «Вездеслух» (2-3 минуты) .

Для этого – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза и пытаются поймать своим слухом тот момент, когда шумы могут совпасть. Но этого может и не произойти.

Цикл упражнений «Присмотрись»

После упражнений на развитие слухового внимания перейдем к упражнениям для развития зрительного внимания.

Для этого – педагог просит воспитанников встать и занять произвольные позы, но с условием, чтобы позы отличались от поз своих товарищей. Также ребята должны располагаться так, чтобы им было видно друг друга.

Упражнение «Точная копия» (4-5 минут) заключается в следующем: ведущий, то есть педагог называет два имени: первое имя того, чью позу надо повторить, второе – имя того, кто повторяет позу. Следом делается хлопок, на который все меняют позы. После этого идет проверка точности повторения позы. Затем называется следующая пара имен, также следует хлопок и проверка. Со временем имена называются быстрее, то есть сокращается время наблюдения за позой, которую требуется повторить.

«Цветная память» (4 – 5 минут)

Для следующего упражнения педагогу понадобится 5 карточек разных цветов. В начале условимся: какой цвет что будет обозначать. Начать можно с простых физических действий. Например:

Красный – прыгать,

Желтый – топать,

Синий – хлопать,

Зеленый – приседать,

Фиолетовый – ползти.

Затем ребятам дается задание непрерывно, хаотично двигаться по классу, не взаимодействуя друг с другом, как только поднимается карточка того или иного цвета – выполнять ранее обговоренное задание, при этом продолжая двигаться.

Сначала педагог поднимает по одной карточке, меняя их, затем можно и усложнить, поднимая одновременно несколько карточек. В итоге можно показать все 5 карточек.

«Полоса препятствий» (4-5 минут)

Для выполнения следующего упражнения учащимся необходимо встать в змейку, затылок в затылок. Впередистоящий – ведущий. Задача ведущего – вообразить перед собой препятствие и преодолеть его, задача следующих за ведущим – увидеть препятствие и в точности повторить его на том же месте, точно так же, как и ведущий. При правильном выполнении упражнения, при точном воспроизведении движений ведущего, последний в колонне будет действовать так же, как и первый.

За время выполнения упражнения можно сменить несколько ведущих. А также дать задачу ведущему, где он преодолевает препятствия (например, горы, джунгли, подземелье и пр.). От этого изменится характер движений, они будут более конкретными.

Цикл упражнений «Почувствуй»

Для выполнения следующего упражнения «Хлопки» (4-5 минут) ребятам снова следует занять все пространство класса.

Самый простой вариант выполнения упражнения, с которого всегда стоит начинать – педагог хлопает, дети двигаются на хлопки. Можно условиться так: один хлопок – один шаг. При этом, двигаясь по классу, важно соблюдать следующее условие: занимать все пространство класса.

Несколько усложняя упражнение, можно предложить ребятам двигаться со скоростью в 2 раза быстрее заданной хлопками, в 3 раза медленнее и д.

Хлопки прекращаются – все замирают. Далее педагог поручает вести упражнение одному из учащихся, при этом сам ребенок тоже продолжает выполнять упражнение. В последствие педагог меняет имена ведущих, задачей ребят остается не только точно двигаться в заданной скорости, но теперь и подхватить ту скорость, которая была задана предыдущим ведущим.

Упражнение можно усложнить еще – предложить ведущим самим передавать эстафету, называя имя последователя. Важно отметить, что должна присутствовать непрерывная линия хлопков, передающихся от одного ведущего к другому.

После выполнения упражнения «Хлопки» - выполним упражнение «Фигуры» (4-5 минут).

Для этого – ребятам предлагается на определенный счет (например, на 8) выстроить из себя различные фигуры, при этом, не разговаривая друг с другом, не трогая друг друга руками.

Начнем с простого – это может быть круг, квадрат, треугольник. Каждый раз на построение дается только 8 секунд. Педагог вслух отсчитывает время, на последней секунде – звучит хлопок, после этого фигура становится неподвижной, даже если она не доделана.

Натренировавшись на простых фигурах, можно перейти к более сложным комбинациям. Например, круг и квадрат, два треугольника и пр. Для этого, конечно, группе придется разделиться, но сделать это надо также – на 8 счетов и, не прибегая к помощи слов.

Упражнение «Счет» (4 – 5 минут) вытекает из предыдущего упражнения.

Для этого надо попросить ребят выстроить круг на те же 8 счетов (можно и меньше – на 5, на 3).

Затем педагог называет любое число от 1 до того, числа, которое равно количеству детей, присутствующих на занятии (например, 12 детей на занятии, значит, педагог назвать может число от 1 до 12). Остаться в круге должно именно то число детей, которое назвал педагог, остальные приседают. Упражнение выполняется без договоренности ребят между собой.

Усложняя задание – можно выстроить детей в линию, чтобы они не видели друг друга или же – в круге, но спиной в центр.

«Игра на внимание» (10-12 минут)

Большая часть урока прошла, ребятам немного хочется отдохнуть. Для этого можно провести с ними игру. На внимание!

Например, это может быть игра – «Поход» .

Ведущий – педагог предлагает присесть в полукруг и отправиться в поход.

Для этого с собой что-то нужно взять.

Педагог придумывает принцип, по которому будет отбирать ребят. Но его не рассказывает. Делает первую подсказку. И игра началась. Задача ребят – выяснить, какой же принцип загадал педагог и соответственно быть принятым в поход.

Самый простой принцип – нужно взять с собой предмет, название которого будет начинаться на ту же букву, что и его имя.

Например, имя педагога – Наталья, первая подсказка Педагог Наталья берет с собой в поход носки. Принцип задан. Теперь ребятам нужно догадаться, что же взять с собой, для этого нужно быть предельно внимательным.

Прощание

После игры – педагог просит встать ребят в первоначальный творческий полукруг, выпрямить спину, улыбнуться друг другу и аплодисментами поблагодарить себя за проведенный урок, поблагодарить друг друга и попрощаться.

Материально-техническое обеспечение занятия:

Класс (сцена),

Карточки 5 цветов.

Использованная литература:

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: 1987,

2.Актерский тренинг по системе Станиславского.- М.: 2008,

3.Гиппиус С.В. Актерский тренинг.- СПб.: 2006,

4.Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского.- М.: 2007,

5.Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.: 2003.

Открыв любой учебник по психологии, вы узнаете, что внимание - это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Считается, что феномен внимания впервые появился у животных, в ходе эволюционного процесса и проявился как бдительность, настороженность, готовность к действию по первому сигналу. Это внимание, которое мы, говоря простым языком, можем назвать жизненным. Оно так же, как и у животных инстинктивно и непроизвольно. Произвольное внимание, исторически было связано с процессом труда, потому что человек должен был осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Но нас с вами интересует совсем другое внимание - сценическое.

Что же это такое?

Сценическое внимание является основой внутренней техники актера, это первое, основное, самое главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия и самый важный элемент творческого состояния актера. Актер должен в совершенстве владеть своим вниманием, потому что актерская профессия, предъявляет к работе такие требования, которые просто невозможно выполнить, если не обладаешь способностью управлять своим вниманием. А для того чтобы научиться управлять своим вниманием, все актеры без исключения выполняют специальные упражнения.

Для наилучшего контакта с аудиторией самым оптимальным будет сесть полукругом напротив преподавателя или тренера.

Если коллектив новый, то на первых занятиях можно поиграть в какую-нибудь детскую игру на внимательность.

Затем следует переходить к более сложным упражнениям. Очень много интересных упражнений на внимание можно сделать, работая с обыкновенными стульями, на которых ученики сидят на занятии.

Переходы

Это упражнение тренирует навыки рабочей собранности.

Педагог просит каждого студента посмотреть на своих соседей и запомнить их цвет волос. Потом предлагает ученикам поменяться местами, например, чтобы крайним слева сидел студент с самыми темными волосами, рядом с ним с волосами светлее, а крайним справа - с самыми светлыми волосами. Шумное обсуждение не приветствуется, чем быстрее студенты сориентируются, куда кому надо будет перейти, тем лучше. По хлопку ведущего все быстро меняются местами. Действия должны быть четкими, уверенными, без суеты и лишних движений.

Также можно предложить пересаживаться по списку фамилий в алфавитном порядке, по росту и т. д.

Усложнением данного упражнения могут быть Переходы со стульями или Светофор .

Упражнение Переходы со стульями выполняется аналогично, только оговариваются варианты, как нести стулья: перед собой, над головой, сзади и т. д. Усложнение упражнения - по счету ведущего. Например, ведущий считает до десяти, за это время участники должны успеть совершить переход, при этом, не мешая друг другу, не сталкиваясь и не производя шума. Еще одно усложнение - выполнение задания под ритмичную музыку

Светофор

Преподаватель берет три цветных круга: красный, желтый и зеленый. Студенты продолжают Переходы или Переходы со стульями , но в дополнение, если ведущий показывает зеленый цвет, следует идти и мяукать, если желтый - застыть, красный - идти на месте. Если ведущий не показывает ничего, то участникам следует просто идти.

Творческая площадка

Упражнение выполняется индивидуально - «на сцене» около стола остается один участник, остальные со своими стульями переходят к ведущему в «зрительный зал». Это надо сделать быстро, без суеты и толкотни. Полукруг участников разрывается на 2 дуги, которые образуются по бокам «сцены» (сцена получается по середине), по принципу «Я вижу всех, все видят меня». То же самое выполняется на счет. Творческий полукруг на площадке и разорванный полукруг в «зрительном зале» перед творческой площадкой - это будет два основных и очень удобных расположения стульев на занятиях. Но бывает еще одно расположение стульев на занятиях - это кольцо.

Кольцо

Студенты сидят полукругом. По счету на пять или на десять, ученики должны переместиться со стульями, чтобы получилось большое кольцо, причем сесть на стул следует точно с последним счетом. При этом расстояние между стульями должно быть одинаковым. Упражнение также должно выполняться слаженно, не мешая друг другу. Затем, по команде ведущего, снова перестраиваемся в полукруг, затем - снова большое кольцо. А теперь малое - стул к стулу. Можно также сделать среднее по величине кольцо.

Усложнение упражнения.

Тренировка перемены расположения стульев на счет, например, большое кольцо на счет «десять», малое кольцо - на счет «пять» и т. д. Не забываем, что все должно быть четко, бесшумно, быстро, не мешая соседу.

Фигуры перестановок

Из исходной фигуры Кольцо, по счету перестраиваемся в квадрат, треугольник, восьмерку, лесенку, зигзаг и т. д. Помним, что в каждом упражнении следует добиваться точного распределения движений по времени.

Лучшие места

Участники сидят полукругом. На счет десять участники должны превратить свой полукруг в два ряда стульев и сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами 3-4 метра. Сели. Затем ведущий велит запомнить всех учеников, сидящих напротив и своих соседей. Затем ведущий дает команду посмотреть напротив себя, выбрать (облюбовать себе удобное местечко напротив). Преподаватель называет любые числа, но по договоренности, например на счет «шесть», надо быстро пройти к выбранному месту и сесть. Всем ли удалось сеть на выбранное место? Нет. Теперь осмотритесь и запомните «новых» соседей. На счет «три» следует быстро вернуться на прежнее место. Упражнение можно усложнять аналогичным способом.

Волчок

Участники встают широким кольцом, берут стулья и держат их перед собой, вытянув руки. По команде учителя студенты начинают идти со стульями по кругу. Педагог задает темп: быстрее, чуть медленнее, совсем медленно, а теперь быстро и т. д. При этом важно соблюдать правило, не зависимо от темпа, касаться соседа нельзя. При слове «стоп», все должны быстро сеть на стул лицом к ведущему.

Хлопки

Студенты сидят кольцом. По команде преподавателя «Начали!» ученики начинают по очереди в заданном темпе по часовой стрелке хлопать в ладоши (один хлопок). По команде «Хоп!» хлопки начинаются в обратную сторону (против часовой стрелки). Очень важно во время этого перехода не сбиться с темпа. Ведущий должен следить, чтобы команда «Хоп!» прозвучала до того, как очередной участник начнет делать хлопок.

Отвечай!

Участник один за другим отвечают хлопком на хлопок ведущего, постоянно меняющего силу ударов и темп. Характер хлопков студента должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению. Преподаватель своим хлопком, как будто спрашивает учеников о чем-то, а они отвечают хлопком в том же тоне и с той же силой удара, с какой «задается вопрос».

Усложнение. Преподаватель предлагает студентам «поспорить» с ним, чем тише он хлопает, тем громче студенты должны отвечать, но чем громче прозвучит хлопок учителя, тем тише ответ ученика. Если учитель отступает в споре, ученикам следует наступать и наоборот.

Двойные хлопки

Если участников больше пятнадцати, то упражнение Хлопки можно еще больше усложнить. Для этого выбирают двух ведущих и ставят внутрь кольца.

Сначала первый ведущий, должен медленно отбивать тяжелые хлопки, как удары колокола. Не спеша, постепенно разводя руки, приготовиться хлопнуть. Удар! Пауза. Во время паузы участник, отвечающий на удар первого ведущего, в том же темпе поднимает руки для ответного хлопка. Удар участника. Пауза. Удар ведущего. Пауза. Ответные удары должны идти кольцеобразно, по ходу часовой стрелки. Это означает, что после удара одного из участников, после паузы и удара ведущего должен хлопать левый сосед.

Ведущий должен постепенно изменять общий ритм, то замедлять, то возвращаться к исходному. Остановились.

Теперь удары другого ведущего. Он должен делать хлопки частые, быстрые и негромкие. Ответы на удары второго ведущего должны идти по кольцу в направлении против хода часовой стрелки. Остановились.

А теперь оба ведущих хлопают одновременно, а участники должны отвечать и одному и другому.

Усложнение этого упражнения можно сделать дополнительными командами каждого ведущего "Хоп!", после которых должно изменяться направление хода ответных хлопков: те, что шли по часовой стрелке, идут теперь против часовой, справа налево, а те, что шли справа налево, идут слева направо.
Четкое выполнение данного упражнения свидетельствует о хорошо натренированном рабочем внимании и чувстве партнера, что очень важно для каждого актера.

Харитонова Светлана Андреевна
Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе «Искусство театра»

Аннотация.

В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие сценического внимания » для учащихся 1 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра » предмет «Актерское мастерство» и приводит примеры упражнений на их развитие .

Ключевые слова.

Театральное творчество , актерское мастерство, сценическое внимание , упражнения, навыки.

1. Введение.

2. Основная часть занятия .

3. Заключение.

4. Список использованной в работе литературы.

Введение.

В настоящее время у детей наблюдается большой интерес к театральному творчеству . Это объясняется несколькими факторами :

Желание детей самовыразиться, самореализоваться;

Стремление к коллективному творчеству, где ребенок может раскрыть себя;

Расширение круга общения;

Интерес ребенка подкрепляется желанием и возможностями родителей.

Дети с большим удовольствием приходят на обучения в детскую школу искусств .

С 2018 года в образовательном учреждении реализуется дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра » .

Учебный предмет является основным в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское искусство » , использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.

Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества , с выразительностью и содержательностью сценического действия ; способствует выявлению творческого потенциала учащегося .

Главным направлением первого года обучения по предмету «Основы актерского мастерства» в 1 классе по 5-летней программе является приобщение детей к театральному искусству , что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.

Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством , привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей, а это возраст 10 – 12 лет – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий .

Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.

В перечень тем 1 года обучения входит работа учащихся над сценическим вниманием .

Основная часть занятия .

В жизни внимание – непроизвольно и инстинктивно. Движут им различные безусловные рефлексы : ориентировочный («что это такое?» , оборонительный («это для меня опасно!» ) и многие другие, еще не классифицированные современной психологией. В жизни непроизвольное внимание сосредоточивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. В основе этого явления может лежать ориентированный («что это такое?» , оборонительный («это для меня опасно!» ) или какой-нибудь другой рефлекс. При этом обычно доминирует зрительное, слуховое, осязательное или мышечно-двигательное внимание . В каждый момент творчества, будь то репетиция, или спектакль, возникает непроизвольное внимание , но уже не жизненное, а сценическое , потому что на спектакле актер видит сидящих в зале зрителей, а на репетиции (и даже на уроке) явно разделяются представления «я на сцене » и «те, кто на меня смотрит» . Значит, жизненное внимание , присущее нормальному человеку, как-то преображается, когда этот человек вступает на сценические (или аудиторные) подмостки? Действуют какие-то иные закономерности, примиряющие жизненные проявления со сценической обстановкой и с характером реакций.

Сценическое внимание – очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия . Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве .

Развить сценическое внимание помогут различные актерские упражнения. Рассмотрим некоторые из них!

Упражнение «С чего начнем?»

Прежде всего позаботимся о том, чтобы в аудитории, куда придут ученики, стояли бы вдоль стен стулья в достаточном количестве и были бы стол и стулья для педагога. Вот вошли ученики. - Садитесь. Сели – кто где. - Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга? Кто прячется? Попробуйте отыскать такое размещение стульев в аудитории, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас. Выстраиваете стулья в линию? Но так вам хорошо будут видны только ваши ближайшие соседи. Дружные поиски приводят к верному решению : напротив стола педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается : «я вижу всех, меня видят все» . - А ровный ли у нас полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями? Расстояния проверяются, стулья переставляются. Предоставим это ученикам. С внимания начинается действие . Внимание – к тому , что вокруг нас, что нам надо обследовать, чтобы узнать : что меня окружает? что понятно? что опасно? как надо вести себя? что надо делать?

Упражнение «Переходы»

Тренируем навыки рабочей собранности : Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева – был бы ученик с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами. Пересядьте по алфавиту фамилий! По алфавиту имен! По росту! Бесшумно! Четко! Легко! Никаких лишних движений – только целесообразные!

Упражнение «Переходы со стульями»

Так же как и в прежнем упражнении, нужно меняться местами, но – переходить вместе со своими стульями. При переходе – держать стулья в условленном положении : перед собой, сбоку, над головой. Сначала – без ограничения времени. Потом по счету. Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет «раз» встаете и начинаете переходы. На счет «десять» садитесь на новом месте. Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт. Полная тишина!

Упражнение «Кольцо»

Воспитывая навыки творческого самочувствия, потренируем и эту перестановку. Ученики сидят в полукруге. По счету (на «десять» или на «пять» ) надо переместиться со стульями так, чтобы получилось самое большое кольцо, какое только возможно в аудитории. Точнее распределяйте свои движения по времени. Сесть нужно с последним счетом. А расстояния между стульями везде получились одинаковыми? Снова – в полукруг. Снова – в большое кольцо. Внимание к соседу ! Не мешать ему, переставляя свой стул! Следите за его движениями, действуйте одновременно с ним! По счету (на «десять» или на «пять» ) превратим большое кольцо в малое – стул к стулу. Потренируем и создание среднего кольца, промежуточного по величине между большим и малым. Потренируем перемену расположения стульев в произвольном порядке : Большое кольцо, на счет «пять!» . Малое, на счет «десять!» Большое, на счет «двадцать три!» . Среднее, на счет «три!» . Бесшумность, четкость, завершенность – постоянные требования.

Упражнение «Лучшие места»

Ученики – в полукруге. На счет «десять» превратите полукруг в два ряда стульев, чтобы сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами – метра четыре. Начали! Запомните товарищей, сидящих напротив вас. Запомните и своих соседей. Посмотрите напротив – не правда ли, там удобнее сидеть? Выберите себе хорошее местечко… Теперь внимание ! Когда услышите цифру «семь» , быстро идите к облюбованному месту и садитесь. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Всем удалось сесть там, где хотелось? Не всем? Ну, ничего! Осмотритесь, запомните новых соседей. Назовем это размещением № 2. На счет «три» вернемся на прежнее место. Раз! Два! Три! Пока я считаю от одного до двадцати, переходите не спеша, к размещению № 2. Раз! Два! Три! Стоп. Вы уже на полдороге? Рано! Надо было гораздо медленнее идти. Вернитесь обратно. Снова начнем…Двадцать! Сели. На счет «два» вернитесь на прежнее место. Раз! Два! Когда услышите цифру «семь» , займите какое – нибудь место напротив. Заранее договариваться нельзя! Раз! Два! Семь!

Заключение.

Первая и одна из главных задач педагога – научить учащихся концентрироваться , сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики.

Навыки, полученные в процессе обучения, будут реализоваться учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров , концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.

Список использованной в работе литературы.

1. Полный курс Актерского мастерства / Константин Станиславский , Сергей Гиппиус. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 768 +(16) с.: ил. – (Театральные опыты )

2. Сергей Гиппиус «Тренинг развития креативности » СПб : Издательство «Речь» , 2001

3. Интернет ресурсы

Лучшие статьи по теме