Биология для всех
  • Главная
  • Человек и здоровье
  • Что такое дидактические упражнения. Упражнение как психологическое, дидактическое и методическое понятие

Что такое дидактические упражнения. Упражнение как психологическое, дидактическое и методическое понятие

Рождение ребенка-событие радостное и волнительное. Но, время не стоит на месте и маленький человечек растет, развивается, постепенно приобретает умения и навыки которые генетически заложены от природы. Первые годы жизни имеют свою особенность.

За очень короткий промежуток времени развитие может сравнится с тем, которое в последствии приравнивается за десятилетнее обучение в школе. Естественные навыки, такие как ходьба, бег, прием пищи, умение пользоваться чашкой, ложкой-заслуга родителей. Ведь именно они выступают первыми наставниками и учителями маленькой крохи. Для правильного и логически точно выстроенного обучения, которое в последствии будет эффективно, принято использовать дидактические игры и дидактические упражнения.

Дидактические игры их суть

Дидактические игры-это форма обучения детей раннего возраста, считается ведущей системой в образовании малышей . Такая методика дает отличный результат, если воспитатель обладает информационной базой и четко представляет схему работы с детьми, может определить степень усвоения информации малышами. В дидактической игре существует определенный свод правил, структура хода, а также градация оценок действий детей.

Такая игра требует наличие коллектива или группы участников. Учебный процесс предполагает наличие задачи или нескольких взаимосвязанных задач, которые необходимо решить прибегнув к выполнению разнообразных заданий.

Примером такой игры, можно условно назвать внутриклассовые соревнования . Педагог заранее формирует интересный и увлекательный сценарий игры, составляет список задач и генерирует конечную цель. Дети должны разделится на небольшие группы, каждая из которых взаимодействуя внутри своего коллектива, должна решать каждую задачу и продвигаться в разгадке финального вопроса.

Наличие системы оценивания и присваивания очков добавляют естественное чувство азарта, активируют интерес. Таким образом, нестандартный подход в изучении нового материала, может дать положительный итог в усвоении трудной и непонятной детьми информации.

С точки зрения удобства для педагога, он может самостоятельно делать акценты, подчеркивать те или иные факты, подводить детей к аналитической деятельности и логическому мышлению.

Существует несколько признаков дидактической игры:

  1. Обязательно наличие игровой атмосферы, ситуации, процесса.
  2. Игра имеет собственную структуру и формат.
  3. Есть свод правил.
  4. Есть определенный сценарий.
  5. Существует система мотивирования и оценивания.
  6. Игра имеет собственную логически построенную цепочку из решений.

Чаще всего педагоги и воспитатели в собственной практике применяют несколько типов дидактических игр. Одними из наиболее популярных считаются такие, как:

  • Игровая аналитика.
  • Игровое знакомство.
  • Игровое проектирования.
  • Игровой анализ поставленной проблемы или сложной ситуации.
  • Игровое познание новых технологий и процессов.

Дидактическую игру вполне реально продумать воспитателю или учителю самостоятельно, исходя из той задачи которую необходимо донести детям. Сценарий, формат и иные нюансы лучше всего подбирать индивидуально исходя из возрастных особенностей обучающихся и от их умственных способностей.

Дидактическое упражнение

Одной из составляющих учебного процесса можно считать дидактическое упражнения. Это такой вид упражнений, цель которых обучение, они содержат в себе выполнение одной задачи или одного действия. Они могут проходить и в отдельности от основного процесса обучения, их возможно дублировать и повторять в зависимости от ситуации с целью закрепления тех или иных знаний.

Отличие дидактической игры от упражнений

Основным схожим параметром можно считать тот факт, что игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку и призвана быть частью процесса обучения и приобретения новых знаний. Отличием дидактической игры, можно считать ее комплексность, обязательное наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. А вот дидактическое упражнение может быть лишь этапом игры, ее частью. Упражнение вполне реально проводить в индивидуальном порядке, в разное время, отдельно от процесса обучения. Оценки за выполнение таких задач, как правило, не нужны.

Самостоятельная работа №1

Тема: Система дидактических принципов.

Понятие о дидактическом принципе. Характеристика дидактических принципов.

Принцип сознательности и активности.

Принцип наглядности обучения.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип прочности.

Принцип доступности.

Принцип научности.

Принцип связи теории с практикой.

3. Понятие о системе дидактических принципов.

Раскрыть понятие о дидактических принципах, их значении.

Охарактеризовать каждый из дидактических принципов (предложенные в источнике правила необходимо сгруппировать).

Раскрыть понятие о системе дидактических принципов, ее значении.

Деятельностный подход в дидактике позволяет выявить основные компоненты учебного процесса – задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебной деятельности и контроля, средства, формы и результаты обучения. К каждому из этих компонентов обучения, как и к процессу в целом, должны быть предъявлены определенные основополагающие требования, которые являются принципами обучения. При таком подходе становится ясной определенная последовательность принципов, повышается их значение для повседневного использования в деятельности учителей.

Дидактические принципы (принципы обучения) – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями.

Дидактические правила – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели.

("1") Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Данные компоненты взаимосвязаны, ни один из них не универсален и его изолированное применение не дает необходимых результатов.

Необходимость совершенствования системы дидактических принципов в данный период объясняется прогрессом в изучении закономерностей обучения.

Используемая литература:

Вайндорф-, Крившенко: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат., 2004. – 254 с.

Педагогика: Учебное пособие для студентов / Под ред. . – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

Принцип сознательности и активности.

Требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение учеников к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность учащихся, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Необходимо:
- добиваться четкого понимания учащихся целей и задач предстоящей работы.
- использовать активные и интенсивные методы обучения.
- логически увязывать неизвестное с известным.
- учить учащихся находить причинно-следственные связи.

Принцип наглядности.

Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

Используется:
- как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, яркий и образный показ того, что необходимо усвоить; как источник знаний;
- по мере взросления человека более в символическом виде, чем в предметном; в различных видах и в меру, т. к. чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;
- для эстетического воспитания.

Принцип систематичности и последовательности

Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Необходимо:
- формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи.
- использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала.
- осуществление межпредметных связей.
- координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.

Принцип прочности.

Предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.

Необходимо:
- проявление учащимися интеллектуальной познавательной деятельности .
- использование разнообразных подходов, форм, методов обучения, т. к. однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения.
- активизировать мысль учащихся, ставить вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей.

Принцип доступности.

Требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

Необходимо:
- в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к трудному, от близкого к далекому.
- объяснять простым, доступным языком.
- использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы.

Принцип научности.

Предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, научные знания, а также использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Использование:
- логики и языка изучаемой науки;
- основных понятий и теорий в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой;
- методов конкретной науки; научных методов познания природных и общественных явлений.

Принцип связи теории с практикой.

Предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.

Необходимо:
- опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся.
- показ области применения теоретических знаний.
- изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений.
- решение задач и упражнений на основе производственных отношений.

("2") Самостоятельная работа № 2 Тема: Основные дидактические системы .

Дидактическая система

Преимущества

Недостатки

Дидактика Гербарта

Высшая цель воспитания – формирование нравственной личности, морально сильного характера; главная задача школы – забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание – дело семьи; сущность воспитывающего обучения – сочетание обучения с дисциплиной, объединение знаний с развитием чувств и воли учащихся; этапы обучения: ясность – ассоциация – система – метод.

Передача ученикам уже готовых взглядов, подлежащих заучиванию; активным в учебном процессе должен быть учитель, а ученикам отводится пассивная роль; схема урока, основанная на одинаковых для всех «формальных ступенях», т. е. обучение «целиком вербальное»; учитель должен следовать методическим установкам, не может делать никаких поблажек ученикам или приспосабливать программу к их требованиям и интересам; допускались физические наказания.

Дидактика Д. Дьюи

Этапы концепции «полного акта мышления»: ощущение трудности – ее обнаружение и определение – формулировка гипотезы – логическая проверка гипотезы – последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу. Принцип активного учения, когда учитель помогает учащимся преодолевать трудности. Применение ориентировочных программ. Преобладание теоретических и практических занятий, на которых осуществляется самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Формальный характер ступеней обучения относится ко всем учебным предметам и ко всем уровням учебной работы, обучение «сплошь проблемное». Учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений. Фрагментарные курсы, отрывочные «проекты» не могут обеспечить ни преемственности, ни систематичности в обучении.

Новая дидактика.
Концепция обучения « через совершение открытий» (Джером Бруннер).

Учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, должны самостоятельно формулировать неизвестные им до этого обобщения, а также приобретать умения и навыки их практического применения, выявлять закономерности, выходящие за рамки изучаемого материала.

Не выявлено.

Используемая литература:

Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574с.

Самостоятельная работа №3

Тема: Преподавание и учение как компоненты дидактической системы.

Понятие о преподавании как компоненте дидактической системы. ("3") Понятие об учении как компоненте дидактической системы. Деятельность учителя и ученика в разных видах обучения.

Раскрыть понятие «преподавание», выявить:

Условия реализации преподавания.

Задачи управления учебно-познавательной деятельностью.

Раскрыть понятие «учение», выявить:

Качества деятельности учения.

Продукты учения.

Структуру учения.

Преподавание – один из смыслообразующих компонентов процесса обучения. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Этапы деятельности преподавателя: разъяснение учащимся целей и задач обучения, ознакомление обучаемых с новыми знаниями, управление процессом осознания и приобретения знаний, умений, управление процессом познания научных закономерностей и законов, управление процессом перехода от теории к практике, организация творческой и исследовательской деятельности , проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся.

В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности учителя, который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме, также обязательно наличие активного процесса учения.

Предмет педагогического труда – формирование личности человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом.

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как предмет деятельности преподавания в структуре обучения характеризуется прежде всего тем, что исходное задание для сиюминутного выполнения сталкивает ученика с целью, которую ему необходимо достичь в конце изучения темы урока и системы уроков по теме в целом. Чтобы достичь такого уровня управления, учитель, организуя обучение, каждый раз определяет, в какую деятельность учащихся надо включать знания, подлежащие усвоению. Для этого необходимо: ставить обоснованные учебные задачи; создавать благоприятные условия для принятия этих задач учащимися; давать четкое инструктирование им о способах предстоящей деятельности; оказывать обучающимся своевременную необходимую и достаточную помощь; побуждать их любознательность, любопытство, чувство долга и ответственности.

Учение – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания, умения и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

Основными качествами деятельности ученика являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их разрешения.

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются его содержание и форма. Содержание деятельности учения, и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика, имеет объективно-субъективную природу. В деятельности обучающегося отражаются предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Этапы деятельности учения: создание положительной мотивации учения, восприятие новых знаний, умений; анализ, синтез, сопоставление, систематизация; познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей; приобретение умений и навыков, их систематизация; практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; самоконтроль, самодиагностика достижений.

Конечный эффект любой деятельности – преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. В продуктах учебной деятельности – знаниях, опыте деятельности – отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личные отношения, оценки, способы применения.

Охарактеризовать преподавание и учение в различных видах обучения. Заполнить таблицу.

("4") Используемая литература:

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть , обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств учащихся, и вариативная часть , обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. В учебном плане присутствуют следующие компоненты:

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.

Нацианально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.

Школьный компонент отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Базисный учебный план служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов.

Используемая литература:

Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. ред. -Бад; Редкол.: , и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.: ил.

("7") Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. . – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608с.

Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / , ; Под ред. . – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576с.

Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574с.

Самостоятельная работа № 5

Тема: Методы и средства обучения .

Дать понятия о методе обучения (рассказ и беседа, демонстрация и иллюстрация, лабораторный и практический методы, методы работы с книгой, упражнение, методы программированного обучения).

Охарактеризовать каждый метод обучения, данные занести в таблицу.

Подходы к классификации методов обучения.

Выявить факторы и способы выбора методов обучения.

Дать определения понятиям «Средства обучения», «Идеальные средства обучения», «Материальные средства обучения». Классификация средств обучения, выяснить их роль в педагогическом процессе.

Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наиболее обоснованные классификации методов обучения :

Традиционная классификация. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Выделяются следующие методы: практический (опыт, упражнение), наглядный (иллюстрация), словесный (беседа, лекция), работа с книгой (чтение, изложение), видеометод (просмотр, обучение).

Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.

Классификация методов по типу познавательной деятельности (,). Общий признак: тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности, напряженности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Классификация методов обучения по дидактическим целям. Две группы методов: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Классификация, предложенная академиком. Выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учеников. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает содержание образования и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Когда же выбор методов и средств оказывается стандартным в любых условиях, независимо от специфики решаемых задач, то эффективность обучения оказывается ниже ожидаемой.

("8") Характеристика методов обучения .

Метод

Суть

Условия применения

Монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Основная функция: обучающая.

При рассказе учитель должен: пользоваться простым и доступным языком, иметь четкую логику изложения, подкреплять другими методами обучения (иллюстрация, обсуждение), учитывать место и время проведения, а также возраст и возможности учащихся.

С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к применению уже известных им знаний и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Основная функция: побуждающая.

Педагог должен: определить тему беседы, подобрать наглядные пособия, подготовить вопросы (краткие, четкие, содержательные), продумать методику организации и проведения беседы, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, поддерживать контакт с учениками.

Демонстрация

Наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый предмет; надо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумать пояснения при демонстрации явлений; привлекать самих учеников к нахождению нужной
информации в наглядном пособии.

Иллюстрация

Предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт и т. п.

Лабораторный метод

Учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Особенности

Учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические задания.

Требует большой подготовки; могут принимать участие ученики разных классов, учителя, представители науки, искусства и производства.

Бывают индивидуальными и групповыми; текущими, тематическими и обобщающими; при заочной и вечерней формах обучения – проводятся систематически и регулярно.

Мероприятия заранее планируются, выбирают лучших школьников для участия в них.

Цель

Экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений.

Обобщение и рассуждения о материале по какому-либо разделу программы.

Оказание помощи ученикам по освоению учебного материала.

Стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности.

Суть

Овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой и другими техническими средствами.

Направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний учащихся.

Проводятся для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета; также излагаются требования, предъявляемые к ученикам на зачетах и экзаменах.

Выявление и развитие более способных и одаренных учащихся; можно судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Вспомогательная форма

Практикум

Конференция

Консультация

Олимпиада, конкурс

("11") Самостоятельная работа № 7

Тема: Методы и формы контроля за результатами обучения .

Раскрыть понятия о методах контроля за результатами обучения, изучить функции, принципы и виды контроля.

Составить описание методов:

Устного контроля

Письменного контроля

Практического контроля

Дидактических тестов

Наблюдения

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Контроль выполняет взаимосвязанные функции : образовательно-развивающую, обучающую и воспитательную. Образовательно-развивающая функция проверки знаний выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая функция заключается в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу ответа ученика или усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля сводится к приучению учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т. е. способствует самооценке. Учитель не просто регистрирует знания учащихся, а на основе анализа достижений каждого ученика имеет возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей и общественность об успехах или недостатков обучения.

Индивидуальный характер контроля, требующий осуществление проверки работы каждого ученика, его личной учебной работы, не допускающий подмены результатов учения.

Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.

Разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его функций, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам.

Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

Объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя.

Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля.

Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

("12") На различных этапах обучения используются различные виды контроля . Предварительный контроль направлен на выявление знаний учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса. После завершения работы обязательно анализируются допущенные учащимися ошибки. Для ускорения анализа используются образцовые тесты с правильными ответами, очень важно достичь при этом осознания причины возникновения ошибок. Если текущий контроль осуществляется с помощью автоматизированных устройств (ЭВМ, тренажеров, перфокарт), то необходимо обратить внимание на предотвращение возможности запоминания учащимися неправильных ответов. Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, проводится с целью систематизации знаний. Этот вид контроля проходит на повторительно-обощающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям – устным и письменным зачетам. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, средней школы .

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

В зависимости от специфики организационных форм различают:

Фронтальный контроль, при котором на вопросы учителя по небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся класса. Это позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала.

Групповой контроль, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий.

Индивидуальный контроль, который широко применяется для основательного знакомства учителями со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся. Учитель обращает внимание на обстоятельность и осознанный характер ответа учащегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых им положений, умение применять усвоенные знания.

Комбинированный контроль (уплотненный опрос), когда достигается удачное сочетание индивидуального контроля с фронтальными групповым. Данная форма контроля предоставляет возможность использовать программированные средства для проверки знаний.

Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения. С помощью самопроверки учащийся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач.

Используемая литература:

Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов/ , ; Под ред. . – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 200с.

Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.– 574 с.

Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 200с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов./ Под ред. .- М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов./ Под ред. .- М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

Методы контроля

Метод

Суть

Место применения

Условия

Устный
контроль

Выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся, проходит в виде устной беседы.

Применяется на всех этапах обучения.

Преподавателю необходимо поддерживать контакт с учениками, следить за ходом их мыслей и действиями, корректировать ответы.

Письменный
контроль

Осуществляется в форме письменного опроса.

Контрольные работы на уроках, домашние задания.

Самостоятельность выполнения работ, вариативность заданий, наблюдение учителя за работой учащихся.

Практический контроль

Проверка умений и навыков учащихся и применения усвоенных ими знаний.

Лабораторные работы, производственная практика, практические опыты, физические упражнения.

Стимулирование у учащихся стремления к систематической самостоятельной работе, повышение интереса к учению и чувства ответственности за порученное дело.

Дидактический тест

Тест обученности – это совокупность заданий, ориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Разновидность психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности.

Тесты должны быть: краткосрочные, однозначные, информационные, стандартные.

Наблюдение

Позволяет установить отношение ученика к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях.

В течение всего времени обучения.

Учитель должен вести специальные записи в личных тетрадях или дневниках, которые способствуют объективному определению динамики развития и подготовки учащихся.

("13") Самостоятельная работа № 8

Тема: Основные идеи инновационной педагогики в России (1980 – 2000 гг.)

Дать определение понятиям: «Организация учебного процесса», «Гуманизация образования», «Персонификация образования»

Оптимизация (от лат. Optimum – наилучшее) – процесс выбора из множества возможных. Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. ()

Пути оптимизации: по методике : цель – включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков. Принципы: учить детей мыслить вслух с самого первого дня учения (комментированное управление); опережать программу, т. е. соответствующим образом организовывать обучение; использовать опорные схемы; применять перспективное изучение (постепенность и тренировка); поощрять переживание успеха у учащихся, т. к. это первостепенное условие становление личности человека.. Активный ответ – обязательное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка. Перспективное изучение – это попутное включение в уроки трудных и наиболее важных вопросов курса путем их приближения к изучаемому в данный момент материалу. Работа по решению задач проходит интересно, четко, разнообразно, оперативно. По методике : данная экспериментальная методика исходит из того, что все дети, без исключения, способны успешно овладеть школьной программой. Работа над новым материалом: первый этап – развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем темы урока; второй этап – сжатое изложение учебного материала с использованием опорных схем; третий этап – изучение опорных сигналов каждым из учеников; четвертый этап – работа с учебником и листом с опорными сигналами в домашних условиях; пятый этап – письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; шестой этап – ответы по опорным сигналам; седьмой этап – постоянное повторение и углубление ранее изученного материала. Глубокое понимание теоретических вопросов рождает желание испробовать свои силы в деле, а время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, позволяет, увеличив количество решаемых задач, разобрать (подробно, всесторонне) их типы, возможные пути решения. Первейшая заповедь педагога-наставника – создать на уроке обстановку всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического контроля.

Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Гуманизацию образования следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности учеников. Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей. Пути гуманизации : дифференциация учебно-воспитательной деятельности; индивидуализация процессов воспитания и обучения; создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого ученика; формирование гомогенных классов и параллелей; комфортность учебно-воспитательной деятельности; психологическая безопасность, защита учащихся; вера в учащегося, его силы и возможности; принятие учащегося таким, каким он есть; обеспечение успешности обучения и воспитания; изменение целевой установки школы; обоснованность уровня развития каждого ученика; переориентация внутренних личностных установок учителя. ()

: Необходимые личностные качества педагогов: учителя должны быть «людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть»; должны понимать детей; им необходимо быть оптимистами; учителя «обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада». «Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными».

Наиболее общие и значимые идеи и подходы современной дидактики.

Личностный подход предполагает стремление выявить и сформировать личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, развить лучшие черты и нейтрализовать негативные индивидуальные проявления каждого ученика. Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Социальная направленность и коллективистский подход означают нацеленность педагогического процесса на формирование общественно ценных отношений. Целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса связан с единым комплексным планированием, преодолением «мероприятийного» характера деятельности, заформалированности общения. Необходим также поиск эффективных форм интеграции содержания учебных предметов, гуманитарного и естественного образования, а также образования, науки, производства, искусства, жизненного опыта. Оптимизационный подход предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил учащихся и педагогов. Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов. Творческий, инновационный подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого учащимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов и форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины, неустанного педагогического экспериментирования. ()

Используемая литература:

Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

("14") , . Педагогический словарь: Для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. – 320с.

Педагогический поиск / Сост. . – М.: Педагогика, 1987. – 544 с.

Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов / , ; Под ред. . – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576с.

Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – 574с.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;

определение количества играющих;

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

объяснение хода и правил игры;

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);

проведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей незаметен, т.к. они учатся играть.

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова, воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. Наглядность в виде игры, прежде всего, и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры. Начальный показ игровых действий воспитателем, "пробный ход" в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек - все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игру и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядном действии, в движении. При объяснении игры, игровых действий и правил педагог наглядно, на примере, показывает детям, особенно младшего возраста, как нужно выполнять то или иное игровое действие.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровых действий, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач.

При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представление, расширяет опыт. Речь должны быть понятной детьми, образной и вместе с тем, краткой, подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешают развитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленные направляющие вопросы воспитателя. Разрушает игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя довести их до сознания детей, его желания выправить игру.

Вывод: В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам - в этом их развивающая роль.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: "Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра, она не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей". (7, 318).

Игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, воспитанию правильных взаимоотношений между детьми (воспитание коллективизма).

Дидактические игры четкой классификации и группировки по видам пока не имеют. Их различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Но эти игры имеют четкую структуру: дидактическая задача, игровая задача - цель игры для детей, правила игры, игровые действия, результат.

Дидактические игры создает педагог - в этом характерная особенность этих игр. Они помогают усвоению математических представлений.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П.Усова, В. Н. Аванесова). Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспро­изводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Све­тофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усво­ением правил уличного движения. Сущность второй функ­ции дидактической игры заключается в том, что дети усва­ивают новые знания и умения разного содержания. Так, на­пример, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И. С. Фрейд- кин) дошкольники учатся ориентироваться по компасу, ис­пользовать модели (схемы маршрута).

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием. Напри­мер, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточ­нения знаний о родном городе - игра-путешествие, для обо­гащения представлений о декоративно-прикладном искус­стве - игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путеше­ствие в прошлое». Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Бабушка За- гадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как все­гда, все путает, а дети его исправляют. Роль может «испол­нять» и игрушка. Например, Петрушка просит детей на­учить его вежливым словам, правилам поведения.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, кото­рое является прологом всякого познания (вдруг воспита­тель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух).

На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотво­рений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элемен­тов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разло­жить картинки»).

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее реше- Словесные ния Выше отмечалось, что словесные ме-

методы тоды и приемы сочетаются с наглядными,

игровыми, практическими методами, делая последние бо­лее результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, не­достаточно только почитать, рассказать - необходимо по­казать сами предметы или их изображение. По мере накоп­ления детьми опыта объем наглядного материала может сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преиму­щественно в словесной форме.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передают­ся в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, ху­дожниках; о родном городе и т. п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (расска­зы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки, В.А.Осее­вой и др.). Очень интересны для дошкольников рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Как я училась читать», «Игры моего детства», «Моя лю­бимая игрушка», «Мои друзья» и др.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воз­действие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. Свобод­ное владение учебным материалом дает педагогу возмож­ность непринужденно общаться с детьми, замечать их ре­акцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя ми­мику, жест, речевые выразительные средства.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвуч­но личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание. Немаловажное значение для восприятия рас­сказа имеют художественность его формы, новизна и нео­бычность информации для детей, выразительность речи взрослого. Если рассказ отвечает этим требованиям, то по­буждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержа­ния не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному по­вествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сде­лать вывод об эффективности проделанной работы.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно- познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наи­более существенном.

Способность понимать рассказ, т. е. умение слушать, от­кликаться на содержание, отвечать на вопросы, элемен­тарно пересказывать, складывается на третьем году жиз­ни. В младших группах рассказ сопровождается демонст­рацией наглядного материала (предметы, их изображения). Так уточняются образы героев, облегчается восприятие последовательности событий. Наглядный материал ис­пользуется и в обучении детей среднего и старшего возра­ста, когда в рассказе повествуется о событиях, которых не было в личном опыте детей (подвиги русских богатырей, космические полеты и т.п.). В таких случаях словесные образы опираются на зрительные. Но в старших группах не рекомендуется злоупотреблять наглядным материалом: следует приучать детей к мышлению на основе слова, раз­вивать умение учиться изустно, без опоры на наглядность, когда речь идет о тех объектах, которые им знакомы по прошлому опыту.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеют­ся некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, кото­рым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняют­ся, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе при­вивает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказы­вания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внима­ния, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о кото­рых идет речь.

Беседа - диалогический метод обучения, который пред­полагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача пе­дагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А. Флерина).

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные - начиная со средней группы.

Лучшие статьи по теме