Биология для всех

На что похожа буква ю рисунки. Буква ю, ю и звуки, которые она обозначает

Класс: 1

Цели:

  • познакомить учащихся с гласной буквой Ю, ю;
  • развивать речь, логическое мышление, память;
  • воспитывать трудолюбие, дружбу

Наглядность и оборудование: карточки, учебники, демонстрационная таблица.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Постановка целей и задач урока

На доске гласные буквы

а и
о е
ы я
у ё

– Назовите гласные, которые обозначают твердость согласных.
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных.
– Почему буквы е, я, ё называют особенными? (обозначают 2 звука)

е [ й? э]
я [ й? а]
ё [ й? о]

– Сегодня на уроке вы узнаете еще одну, четвертую, особенную гласную букву.
– Отгадайте загадку:

Закружится на острой ножке.
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок. (Юла)

На доске предметная картинка с изображением юлы. Слово напечатано.

– Произнесем слово юла, разделим на слоги.
– Сколько слогов в этом слове?
– Определим, на какой слог падает ударение?
– Произнесем слово 2 раза по-разному.(ю"ла, юла")
– На какой слог падает ударение?

На доску вывешивается схема.

– Медленно произнесем первый слог слияния [ й? у]
– Какой вывод можно сделать? (буква ю обозначает 2 звука)
– Буква ю обозначает 2 звука в начале слова и после гласных.

2. Игра «Кто внимательный?»

– Хлопайте в ладоши, если услышите ю в словах: Юра, яблоко, юмор, яма, юла, улица, юбка, Елена.

3. Физкультминутка

4. Знакомство с новой буквой

– А сейчас вы познакомитесь с буквой Ю, ю.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква ю, с кольцом.
К тиграм смело встал лицом.

– На что похожа буква ю? (Ответы детей)
– Когда мы называем эту букву, то произносим 2 звука [ й? у]. Если эта буква находится в начале слова или после гласной, то при чтении надо просто назвать букву.

5. Чтение слов

а) с доски

пой – пою
рисуй – рисую
играй – играю
читай – читаю

б) с учебника с. 171

6. Выразительное чтение колыбельной песни на с. 170

– Найдите в этой песне слова с буквой ю.

7. Разгадывание загадки на с.171

Юбки шью и брюки шью,
Одеваю всю семью (Иголка)

8. Работа по картинке. Ответы на вопросы .

– Кто на картинке? (Ёж)
– Что делает ёж? (Гладит брюки)
– Можно ли ежа назвать трудолюбивым? (Ответы детей)
– А какую работу вы можете выполнять по дому? (Ответы детей)

9. Физкультминутка

10. Игра «Доскажи словечко»

На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (юла)

Любят хрюшки букву ю:
Без неё не скажешь … (хрю)

11. Чтение текста на с. 172. Ответы на вопросы

– У кого была юла?
– Кто попросил юлу?
– Что ответил Юра?
– Как запела юла?
– Что можно сказать о Юре?

III. Итог урока

– О какой букве узнали на уроке?
– Чем она особенна?

Стихи про букву Э

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

(А. Шибаев)

Эге-гей! - крикун кричит,

Изо рта язык торчит.

(Г. Виеру)

Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

(В. Степанов)

Это - Э с открытым ртом

И большущим языком.

Взял я лук и крикнул: -

Эх! Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

(Е. Тарлапан)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Э" в следующих стихотворениях:

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: "Эй!"

Эта будет буква Э

Энергичная вполне:

Экскаватор, эшелон,

Элеватор, электрон.

Эхо слышно тут и там -

Эхо ходит по горам.

Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: "Да-да-да-а-а!"

Мама! - слышится с холма.

Эхо тоже крикнет: "Ма-а-а!"

Это маму звал малыш.

Эхо, ты кому кричишь?

(Г. Виеру)

Задание 2. Слепите букву "Э" из пластилина и сделайте её из сушек и соломки.

Буква Ю

Говорят дети про букву Ю

"Буква Ю - это колобка привязали к палочке, чтобы он не укатился" (Вера, 5 лет).

"Буква Ю похожа на ключик Буратино" (Настя, 6 лет).

"Буква Ю - это шарик зацепился за палочку, улететь не может, или кто-то катит снежный ком, снеговика строит" (Олег, 6 лет).

Вся согнулась буква Ю,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою -

Старой бабкою с клюкою.

(Б.Заходер)

На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

(В. Степанов)

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась... буква Ю.

(А. Шибаев)

Ходит пешком

Калач с посошком.

(К. Тарлапан)

Палка, палка и кружок

Нарисуй меня, дружок!-

Улыбнулась буква Ю,-

Я тебя благодарю!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ю" встречается в следующих стихах:

В пути, в неведомом краю,

Нам компас - лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря,

в Южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

(С. Маршак)

Вьюн, жюри, сюита, люлька,

Лютик, нюня, юг, люблю.

Тюль, тюлень - слова мне Юлька

Назвала, где буква Ю.

(А. Мохорев)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ю" и сделайте её из сушек и соломки.

Буква Я

Говорят дети, на что похожа буква Я

"Буква Я похожа на завязанный поясок" (Вера, 5 лет).

"Буква Я - это колобок на лапках убегает от бабушки и дедушки" (Настя, 6 лет).

"Буква Я похожа на хвастливую особу, грудь колесом, ножкой топает, а ещё буква Я похожа на яблочко на ножках" (Олег, 6 лет).

Стихи про букву Я

Я - бродяга с рюкзаком,

Путешествует пешком.

(Г. Виеру)

Куча яблок на прилавке...

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

(Б.Заходер)

Отвернула Я головку,

Влево ножку ставит ловко.

Буква Я пустилась в пляс -

Удивить хотела нас!

(Е.Котова)

Я выходит на дорожку

Я стоит отставив ножку,

Полюбуйтесь, вот и я,

Рада видеть вас, друзья!

Я похожа на артиста,

космонавта, хоккеиста!

(Н.и С.Гордиенко)

Всем известно буква Я,

Самая хвастливая.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я

Я не только буква

Я - буква, слог и слово!

(А. Шибаев)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Я" в этих стихотворениях:

В алфавите буква "Я"

Самая последняя,

Но бывают ребятишки,

Что её балуют слишком,

"Я" у них на первом месте,

Целый день их видишь вместе,

Слышно только "Я хочу",

"Я умею", "Я могу",

"Я главнее", "Я умней"...

Нет у якалок друзей!

Не забудьте, буква "Я"

Нам нужна не для себя!

(В. Аношина)

Яблоко вон на дорожке,

Мы ему прикрепи ножки.

Получилась буква Я

Самая красивая.

А эта буква оттого

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд передний.

Не могут ждать у нас в стране

Почета, славы, чести

Те, у которых "я" да "мне"

Стоят на первом месте!

Народ толково и не зря

Расставил буквы букваря.

(С. Маршак)

Задание 2. Слепите букву "Я" из пластилина и сделайте её из соломки и сушки.

Заключение

Я уверена, что прочитав эту книгу и выполнив все задания, ребенок без труда будет узнавать буквы, и вы сможете перейти к следующему этапу обучения чтению.

Из букв ребёнок быстро научится составлять слоги. Только тогда, когда ребёнок научится управлять слогом, можно плавно перейти к чтению. Эта система взаимосвязана, нежелательно пропускать какой-либо из этапов. Также этот процесс не может быть проведён поспешно. Развитие должно продвигаться естественным путём.

Желаю успехов на данном этапе знакомства со звуками и буквами русского алфавита.

Скачать –

Посмотрите с ребёнком ролик о букве на 2 слайде. Когда буква “ю” стоит в начале слова, она обозначает два звука – [й"], [у]. Назовите слова с этими звуками в начале (юг, южный, юла).

Придумайте свои слова с буквой Ю в начале слова.

Почитайте стихи на 3, 4 слайдах. Пусть ребёнок назовёт слова, где в начале слышатся звуки [й"], [у]. Юля – произнесите медленно слово, чтобы было ясно слышно, что в начале слова два звука [й" у]. Задайте вопрос: какую букву будем писать, если слышим эти звуки в начале слова? букву Ю. Напишите букву в альбоме. Придумайте, на что похожа буква. Дорисуйте букву до образа. Попробуйте выучить одно из стихотворений.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Обсудите с ребёнком содержание фрагмента. Следите за речью ребёнка. Помогите правильно построить предложения. Назовите слова с новыми звуками. Напомните ребёнку, что звуки [й"], [у] обозначаются буквой “ю”.

Прочитайте стихотворение на 6 слайде. Сравните вариант предложенный автором со своим рисунком “На что похожа буква”. У кого получилось лучше?

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Тренинг для Сall-центров “Обслуживание англоговорящих клиентов”. Программа построена по принципу “2 в 1”, то есть участники одновременно формируют навыки клиентского обслуживания и увеличивают запас активных английских фраз и выражений. Для типовых ситуаций разработаны алгоритмы оптимальных ответов на английском языке, которые сотрудники могут использовать в работе в качестве стандарта обслуживания.

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].

Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

Буква «Ю»


Веселые стихи

Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.

Юнга вел корабль умело,

И вперед смотрел он смело.

Юрка катит снежный ком.

Вьюга кружит за окном.

Юру я не узнаю…

С комом он, как буква Ю .

В. Степанов

Юра тащит вкусный груз –

Замечательный арбуз.

На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

В. Степнов

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился –

Целый день юлой крутился.

Ф. Бобылев

* * *Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю .

А. Шибаев

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама!»

Значит, я для дочки шью.

Любят хрюшки букву Ю :

Без нее не скажешь: «Хрю!».

В пути, в неведомом краю

Нам компас – лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря, в южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву Ю .

Пословицы и поговорки

1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Скороговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Найди слово».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

Ирина Гурова

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить с буквой «Ю».

Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза; анализа словесного состава предложения с предлогом.

Упражнять в восстановлении смысла деформированной фразы, в составлении простого распространённого предложения с предлогами.

Продолжать учить решению ребусов.

Корекционно-развивающие:

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, буквенный гнозис, мышление, пространственные представления.

Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, графических навыков.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.

Материал:

Волчки из картона по количеству детей, юла; схема-профиль артикуляции звуков [j], [у]; таблица с изображением буквы «Ю» и соответствующих картинок; карточки с напечатанными заданиями; цветные карандаши; карточки с напечатанными слогами и словами для чтения; мяч; материал «схема предложения»; доска, мел.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики. Постановка цели занятия.

Дети сидят за столами. У каждого волчок из картона. Логопед предлагает запустить свои волчки, понаблюдать за тем, как красиво смешиваются цвета во время их вращения.

Логопед: «Ребята, волчок – это маленькая юла. А у меня – большая, настоящая (показывает). Слово «юла» начинается с буквы «Ю». Сегодня мы с ней познакомимся.

II. Характеристика звуков [j], [у] по артикуляционно-акустическим признакам.

Логопед объясняет, что буква «Ю», как и буквы «Я», «Е», «Ё» обозначает два звука, когда находится в начале слова и в середине после гласного.

III. Знакомство с буквой «Ю». Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений.

Рассматривание буквы (обсуждение: из каких элементов она состоит и как они расположены).

Любит ли буква «Ю» солнышко? (не любит, так как «смотрит» вправо).

Чтение стихотворений о букве «Ю»:

1. Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква «Ю». (А. Шибаев).

2. Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву «Ю» (Ф. Бобылёв).

3. На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель,

Он, как буква «Ю», с кольцом

К тиграм смело встал лицом. (В. Степанов)

На что ещё похожа буква «Ю»? (ответы детей).

Найдите букву «Ю» среди других букв, возьмите её и обведите пальчиком.

Раскрасьте букву «Ю» на своих карточках красным карандашом.

IV. Чтение слогов с буквой «Ю». Игровое упражнение «Спускаемся в лифте».

Логопед напоминает детям, что буква «Ю», обозначает два звука - [j], [у], когда находится в начале слова и в средине после гласного. Далее объясняет, что буква «Ю» смягчает согласный, после которого находится. В этом случае она обозначает один звук – [у].

После этого проводится игровое упражнение «Спускаемся в лифте» (чтение слоговых рядов, выложенных из букв на доске и расположенных в направлении сверху вниз):

1. ЮЛ, ЮК, ЮТ, ЮН, ЮМ, ЮХ, ЮФ, ЮС, ЮЛ, ЮР;

2. АЮ, ОЮ, ИЮ, ЭЮ, УЮ, ЫЮ;

3. ПЮ, КЮ, ТЮ, НЮ, МЮ, СЮ, ЛЮ и др.

V. Развитие общей моторики, слухового восприятия, внимания. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям внимательно слушать слова. Если в слове есть буква «Ю», то нужно поднять руки, а если нет – присесть на корточки: «Юнга, мир, кот, юг, юрта, юбка, мел, юноша, кисть, юла, Юпитер…»

VI. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Выполнение заданий на карточках (материал выполнен в программе «Microsoft Word» и распечатан на цветном принтере).

Выполнить звуко-слоговой анализ слов «Юра» и «Люба» (нарисовать схемы цветными карандашами под соответствующими картинками).

Напечатать слова под схемами.

Вписать пропущенные буквы «Ю» в слова. Прочитать предложение.


VII. Чтение слов с буквой «Ю».

1. Юг, юнга, юрта, каюта, мою, купаю, катаю.

2. Люда, изюм, плюс, ключ, изюм, клюква.

VIII. Восстановление смысла деформированных фраз. Работа над предложением с предлогами. Упражнение с мячом «Слова поссорились» или «Предложение рассыпалось».

Логопед бросает детям по очереди мяч и называет слова. Дети возвращают мяч, составляя предложение, находят в нём слово с буквой «Ю».

Птицы, осень, улетать, юг, на. – Осенью птицы улетают на юг.

Весна, прилететь, юг, с, птицы.

Света, шкаф, юбка, убрать, в.

Юля, из, пакет, достать, изюм.

Стул, юла, под, лежать.

Юра, клюква, болото, найти, на.

Проводится анализ одного предложения по выбору детей: «Какое первое слово в предложении? Какое второе слово? Назовите третье слово. Есть ли ещё слова в этом предложении? Сколько всего слов?» На доске выкладывается схема предложения.

IX. Развитие навыков звуко-буквенного синтеза, мышления. Выполнение занимательного задания на карточке, решение ребуса.

Логопед снова предлагает взять карточки и обращает внимание на новое задание:

Буквы в коробках перемешались. Составить из букв слова, напечатать их под коробками и соединить с соответствующими картинками.


Логопед при детях рисует на доске ребус и предлагает его решить. Ответ: «Вьюга».

X. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

С какой буквой вы познакомились?

Что вы узнали о букве «Ю»?

Какие задания у вас хорошо получились?

Что было трудным для вас?

Даётся дифференцированная оценка деятельности воспитанников.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч»

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: - дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане; - формировать навыки.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] - [З`]. Буква З» Тема: «Звуки З – З`. Буква З». Цель: Закрепить у детей представление о звуках [З] и [З`], познакомить с буквой «З» Задачи: Образовательные.

Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [б] и буква Б» Тема занятия: «Звук [б] и буква Б». Цель: закрепление правильного произношения звука[б]. Задачи: 1. Совершенствование звукобуквенного.

Лучшие статьи по теме