Биология для всех
  • Главная
  • Материалы 
  • Самые страшные морские катастрофы XX века. Разное тут всё Компьютерная катастрофа на стыке 20 21 веков

Самые страшные морские катастрофы XX века. Разное тут всё Компьютерная катастрофа на стыке 20 21 веков

Нельзя жить прошлым, грезить о будущем, нужно ценить настоящее, радоваться каждому прожитому дню. Ужасы, которые постигли человечество в ХХ веке невозможно забыть. Самые трагические события, шокирующие уроки судьбы вы найдете в нашем обзоре.

Катастрофы на воде

Гибель тысячи людей на водных просторах вызвана разными причинами: человеческий фактор, конструкционные ошибки, военные действия, природные стихии. Рассмотрим наиболее масштабные по количеству жертв трагедии, которые произошли в прошлом веке на воде:

1. «Гойя». На военном судне, конфискованном немцами после занятия ими норвежских территорий в период Великой Отечественной войны, погибло 7 000 человек. 16 апреля 1945 года в мощный корабль с русской подводной лодки была направлена торпеда, в результате чего «Гойя» затонуло в Балтийском море.

2. «Вильгельм Густлофф». Немецкое судно названо в честь нацистского партийного лидера. На момент постройки считалось самым крупным кораблем в мире. До войны его использовали как средство для отдыха. Затонуло судно 30 января 1945 года. Причина – атака советских военных с подводной лодки. Точный состав пассажиров неизвестен, но согласно официальной версии погибло 5 348 человек. На борту были женщины и дети.


3. «Монблан». 6 декабря 1917 года в канадской гавани произошел взрыв военного французского корабля, который столкнулся с судном «Имо» (Норвегия). В результате пожара удалось уцелеть немногим. Смертность – 2 000 человек (опознано 1 950 человек), а причина – банальный человеческий фактор. Не считая доядерную эпоху, этот взрыв был мощнейшим в истории человечества. Об ужасной трагедии можно посмотреть фильм, снятый в Канаде в 2003 году – «Разрушительный город».


4. «Бисмарк». Немецкий линкор потоплен британской авиацией 12 июня 1944 года в ходе войны. Количество жертв составило 1 995 человек.



Гибель "Титаника"

На момент ввода в эксплуатацию судно считалось самым огромным на земле. Корабль-гигант затонул в первом рейсовом плаванье 15 апреля 1912 года, столкнувшись с айсбергом.

Ужасы и смерть в воздухе

В середине ХХ века авиаперевозки набрали массовый характер. Активное развитие пассажирской авиации привело к превышению гибели человек в небе по сравнению с «водной» смертностью. Вот список «ярких» трагедии, унесших жизни многих ни в чем не виноватых людей:

1. Столкновение на Тенерифе. Катастрофа произошла 27 марта 1977 года. Место события – Канарские острова (Тенериф). Роковая «встреча» двух лайнеров стала причиной гибели 583 человек. 61 человеку удалось спастись в трагедии. Для периода ХХ века данная авиакатастрофа является самой масштабной по количеству гражданской авиации.


2. Катастрофа под Токио. 12 августа 1985 года японский лайнер через 12 минут после своего взлета потерял управление, лишившись вертикального стабилизатора. На протяжении 32 минут экипаж боролся за спасение самолета в воздухе, но столкновение с горой Оцутака повлияло на разрушительный исход событий. Погибло 520 человек, а выжило всего 4. Катастрофу называют самой крупной в истории «одного самолета».


3. Чархи Дадри (город в Индии). Авиационное крушение произошло в результате столкновения флагманского и казахстанского лайнеров на высоте 4 109 метров. Погибли все пассажиры, включая экипаж обоих самолетов (всего 349 человек).


4. Воздушный крах под Парижем. 3 марта 1974 года широкофюзеляжный авиалайнер, построенный турецкой компанией, унес жизни 346 человек. Через несколько минут после взлета внезапно открылась дверь грузового отсека.


Взрывная компрессия разрушила все системы управления. Самолет пикетировал и врезался в лес. Проведенное расследование указало на несовершенство запорного механизма в отсеке. После, во многих авиакомпаниях были проведены изменения в конструкциях самолетов во избежание катастрофических повторений.


5. Теракт под Корком. По направлению к Лондону флагманский перевозчик Индии стал жертвой жестокого теракта. Буквально за несколько минут до прилета на борту самолета случился взрыв и все находившиеся в нем погибли (329 человек). В истории Канады это крупнейший теракт.

Трагедии на земле

Некоторые трагедии, случившиеся в прошлом столетии на земле, до сих пор вызывают беспокойство и опасение, продолжая уничтожать здоровье и жизни простых жителей, а именно:

1. Бхопальская катастрофа. Техногенная трагедия является крупнейшей в истории. На химическом заводе в Индии произошла авария (1984 год). Погибло 18 000 человек. 3 000 из погибших стали жертвами мгновенной смерти, а остальные умерли в последующие месяцы и годы после трагедии. Причину ужасного события установить не удалось.


2. ЧАЭС. 26 апреля 1986 года произошла крупная смертоносная авария, взрыв на Чернобыльской атомной станции (Украина). Выброс в воздух огромного количества радиоактивных веществ послужил гибели сотен человек, причем не сразу, а постепенно.


3. Piper Alpha. На нефтяной станции в 1988 году погибло 167 человек (члены персонала), 59 человек – оказались счастливцами, им удалось выжить, В нефтедобывающей отрасли данная катастрофа является наиболее крупной.


Помимо техногенных трагедий в ХХ веке произошло множество других шокирующих событий - воин, общее количество миллионных жертв которых теперь уже не сосчитать: Первая мировая (1914-1818 гг.), Гражданская война в России (1917-1923 гг.), Вторая мировая (1939-1945 гг.), Корейская война (1950-1053 гг.).

Природные катаклизмы

1. Циклон «Бхола». Бедствие произошло в 1970 году. Тропическая стихия охватила несколько территорий Пакистана и Бенгалии, стерев с лица земли города и мелкие деревни. Выяснить точное количество умерших граждан исследователям не удалось (примерно 5 000 000 человек).


2. Вальдивское землетрясение (1960 год - Чили). Вызванное в результате цунами не уберегло многих невинных жителей. Число жертв достигло нескольких тысяч человек. Помимо смерти природное явление нанесло пострадавшим территориям внушительный ущерб (оценка стоимости – $500 млн).


3. Мегацунами на Аляске (1958 год). Землетрясение, оползни, обрушение камней и льда в воду, самое высокое мировое цунами. Стихия насчитывает жертвы в размере 5 000 000 человек.


Цунами на Аляске

Крупнейшие катастрофы XX века. «Титаник» и «Вильгельм Густлов»
Едва ли не самой знаменитой морской катастрофой прошлого века слало кораблекрушение круизного лайнера «Титаник» в 1912 году. В результате погибло 1 523 человека.

Однако эта катастрофа далеко не самая большая если смотреть на количество погибших. Величайшей морской катастрофой произошедшей когда-либо можно назвать потопление советской подлодкой во время Второй мировой войны (в январе 1945 года) лайнера «Вильгельм Густлов».
По самым скромным оценкам, потери составили около 9 500 человек.

«Атомная бомба» Голифакса
6 декабря 1917 года. В то утро в гавань канадского портового города Галифакс вошел французский военный транспорт «Монблан», направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо. Во время входа в порт, «Монблан» столкнулся с норвежским грузовым пароходом «Имо», который как раз покидал Галифакс.
В трюмах французского транспорта находилось… 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для войны с Германией! В результате столкновения на «Монблане» вспыхнул сильный пожар.
После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля.
А на набережной города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар.
В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв до дна обнажил залив – вода под кораблем словно расступилась.
Десятки стоящих в порту судов утонули. Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены.
Все что осталось от корабля-бомбы, так это 100-килограмовый кусок корпуса, который улетел аж за 22 километра!

Единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.

Крупнейшие катастрофы XX века. Г орький час «Максима Горького»

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени – «Максим Горький». Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи.
Самолет поражал воображение. Длина – более 30 метров, размах крыльев – 63 метра, 8 моторов. Самолет мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день на его борту самолета находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров – сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Через несколько минут после взлета в «Максима Горького» врезался истребитель сопровождения.
Пилот истребителя ошибся в выполнении сложного маневра. Ему специально для прессы приказали выполнить «мертвую петлю» вокруг гигантского самолета… Показуха стоила жизни 47 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Суперпожар на супердирижабле
6 мая 1937 года в Нью-Джерси (США) произошла катастрофа немецкого супердирижабля «Гинденбург». Дирижабль имел невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода!
Это был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания.

Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. «Гинденбург» выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк. Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Пламя за 34 секунды полностью уничтожило «гордость и величие Германии». Трагедия унесла жизнь 35 человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей.

Дирижабля загорелся во время стыковки с причальной мачтой.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смерть адмирала
И все же крупнейшая катастрофа в истории воздухоплавания произошла 4 апреля 1933 года. Во время шторма в Атлантическом океане потерпел катастрофу дирижабль «Акрон», принадлежавший Военно-морским силам США. Из 76 человек, находившихся на борту, погибли 73.
«Акрон» был одним из самых больших в мире дирижаблей.

Так он мог перевозить пять самолетов. Когда Акрон пролетал мимо маяка Барнегат в Нью-Джерси, поднялся сильный ветер. Дирижабль снизился и при ударе об воду разрушился. Погибло 73 человека. Удалось спастись только трем. Эта катастрофа стала конечной точкой службой дирижаблей на флоте. Ведь главный сторонник этого, адмирал Моффет, погиб на «Акроне».

Крупнейшие катастрофы XX века. Жертвы Мерседеса
Крупнейшая авария в истории автогонок произошла в 1955 году в Ле-Мане (Франция). Mercedes-Benz за рулем которого был известный гонщик Пьер Левег врезался в трибуны на высокой скорости и взорвался. 83 человека погибли, в том числе и Пьер Левег.

Крупнейшие катастрофы XX века. Боинг в Боинг
27 марта 1977 года в аэропорту Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации.

А крупнейшая авиакатастрофа в истории советской авиации произошла 10 июля 1985 года. В результате ошибки экипажа, Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» вошел в штопор и разбился возле города Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту…

Крупнейшие катастрофы XX века. 73 секунды «Челленджера»

28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль «Челленджер» с семью астронавтами на борту. К этому событию было привлечено особое внимание. Телевизионщики транслировали этот старт прямо с космодрома.

В составе экипажа были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой.
На 73-й секунде полета, на высоте 17 000 метров из-за неполадок в двигателях «Челленджер» взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение.

Через 15 лет, 1 февраля 2003 года во время возвращения с орбиты развалился еще один американский космический челнок Шаттл-Колумбия. Все семь членов экипажа на борту погибли.

Крупнейшие катастрофы XX века. Исчезнувший район
4 июня 1988 года мощный оглушительный взрыв раздался на северо-западной окраине города Арзамас.
Взорвались три вагона грузового поезда № 3115, следовавшего в Арзамас-16 из Дзержинска. В вагонах находилось около 118 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. В результате взрыва чудовищной силы с лица земли было сметено 1530 жилых домов, образовалась огромная воронка диаметром 52 метра и глубиной 26 метров (высота девятиэтажного дома).

Взрывная волна подняла в воздух все в районе полукилометра от эпицентра. В считанные секунды с лица земли был стерт целый микрорайон Железнодорожников.
По самым приблизительным подсчетам в тот день пострадали 1500–2000 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смертоносное облако
4 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв газа, который сочился из трубы проходящего рядом трубопровода.

По официальным данным 573 человека погибли (по другим данным – 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших – 181. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

PS.
Нельзя не упомянуть и еще об одной катастрофе, которая произошла 11 сентября 2001 года. Утром этого дня группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет упал в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл, что в Пенсильвании. Тогда в самолетах погибло 246 человек. Всего же в результате глобальной атаки террористов жертвами стало 2977 человек. Кадры тех событий облетели весь мир.

Двадцатый век «богат» на такие события, как кровопролитнейшие войны, разрушительные техногенные катастрофы, сильнейшие природные катаклизмы. Эти события страшны и количеством человеческих жертв, и размером ущерба.

Самые страшные войны 20 века

Кровь, боль, горы трупов, страдание – вот что принесли войны 20 века. В прошлом веке произошли войны, многие из которых можно назвать страшнейшими и самыми кровопролитными за всю историю человечества. Масштабные военные конфликты продолжались на протяжении всего двадцатого века. Некоторые из них были внутренними, а в некоторых принимали участие несколько государств одновременно.

Первая Мировая война

Начало Первой Мировой войны практически совпало с началом века. Её причины, как известно, были заложены в конце девятнадцатого века. Интересы противоборствующих союзнических блоков столкнулись, что привело к началу этой длительной и кровопролитной войны.

Тридцать восемь из пятидесяти девяти на тот момент существовавших в мире государств были участниками Первой Мировой войны. Можно сказать, что в неё был вовлечён практически весь мир. Начавшись в 1914-ом, она окончилась только в 1918-ом году.

Гражданская война в России

После того как в России произошла революция, в 1917-ом году началась Гражданская война. Она продолжалась вплоть до 1923-го года. В Средней Азии очаги сопротивления удалось погасить только в начале сороковых годов.


В этой братоубийственной войне, где между собой сражались красные и белые, погибло только по скромным подсчётам около пяти с половиной миллионов человек. Получается, что Гражданская война в России унесла жизней больше, чем все наполеоновские войны.

Вторая Мировая война

Войну, начавшуюся в 1939-ом году и окончившуюся в сентябре 1945-го года назвали Второй Мировой. Она считается самой страшной и самой разрушительной войной двадцатого века. Даже по осторожным подсчётам в ней погибло не менее сорока миллионов человек. Предполагается, что число жертв может достигать семидесяти двух миллионов.


Из семидесяти трёх на тот момент существовавших государств мира в ней принимали участие шестьдесят два государства, то есть около восьмидесяти процентов населения планеты. Можно сказать, что эта мировая война самая мировая, если можно так выразиться. Вторая Мировая война велась на трёх континентах, в четырёх океанах.

Корейская война

Война в Корее началась в конце июня 1950-го года и продолжалась до конца июля 1953-го года. Это было противостояние между Южной и Северной Кореей. По сути, данный конфликт являлся опосредованной войной между двумя силами: КНР и СССР с одной стороны и США с их союзниками с другой.

Корейская война стала первым военным конфликтом, где две сверхдержавы столкнулись на ограниченной территории, не применяя ядерного оружия. Война окончилась после подписания перемирия. Официальных заявлений об окончании этой войны нет до сих пор.

Самые страшные техногенные катастрофы 20 века

Техногенные катастрофы время от времени происходят в разных уголках планеты, унося человеческие жизни, разрушая всё вокруг, нанося зачастую непоправимый вред окружающей природе. Известно о катастрофах, в результате которых оказались полностью уничтоженными целые города. Подобные катастрофы происходили в нефтедобывающей, химической ядерной и др. промышленности.

Чернобыльская авария

Одной из самых страшных техногенных катастроф прошлого века считается произошедший взрыв на Чернобыльской АЭС. В результате той страшной трагедии, случившейся в апреле 1986-го года, в атмосферу было выброшено огромное количество радиоактивного вещества, оказался полностью разрушенным четвёртый энергоблок атомной станции.


В истории ядерной энергетики эта катастрофа расценивается как самая крупная в своём роде и по экономическому ущербу, и по количеству пострадавших и погибших.

Бхопальская катастрофа

В начале декабря 1984-го года на химическом заводе в городе Бхопал (Индия) произошла катастрофа, которая позже была названа Хиросимой химической промышленности. На заводе производились средства, уничтожающие насекомых-вредителей.


Четыре тысячи человек умерли в день аварии, ещё восемь тысяч на протяжении двух недель. Почти пятьсот тысяч человек отравились спустя час после произошедшего взрыва. Причины этой страшной катастрофы так и не были установлены.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

В начале июля 1988-го года на нефтяной платформе Piper Alpha произошёл сильнейший взрыв, в результате чего она полностью сгорела. Эта катастрофа считается самой крупной в нефтедобывающей отрасли. После утечки газа и последовавшего за этим взрыва из двухсот двадцати шести человек выжили только пятьдесят девять.

Самые страшные природные катаклизмы столетия

Природные катаклизмы могут нанести не меньший вред человечеству, чем крупные техногенные катастрофы. Природа сильнее человека, и периодически она напоминает нам об этом.

О крупных природных катаклизмах, которые произошли до начала двадцатого века, мы знаем из истории. Сегодняшнее поколение стало свидетелем множества природных бедствий, произошедших уже в двадцатом веке.

Циклон «Бола»

В ноябре 1970-го года пронёсся самый смертоносный из когда-либо зарегистрированных тропических циклонов. Он охватил территорию индийской Западной Бенгалии и восточного Пакистана (сегодня это территория Бангладеша).

Точное число жертв циклона невыяснено. Эта цифра колеблется от трёх до пяти миллионов человек. Убойная сила шторма была не в мощности. Причина огромного числа погибших в том, что волна затопила низко расположенные острова в дельте Ганга, стирая деревни с лица земли.

Землетрясение в Чили

Крупнейшим в истории признано землетрясение, произошедшее в 1960-ом году в Чили. Его сила по шкале Рихтера – девять с половиной баллов. Эпицентр находился в Тихом Океане всего в ста милях от Чили. Оно в свою очередь вызвало цунами.


Погибло несколько тысяч человек. Стоимость произошедших разрушений оценивается в более чем полмиллиарда долларов. Произошли сильнейшие оползни. Многие из них изменили направление рек.

Цунами на побережье Аляски

Сильнейшее цунами в середине двадцатого века произошло у берегов Аляски у бухты Литуйя. Сотни миллионов кубометров земли и льда обрушились с горы в залив, что вызвало на противоположном берегу бухты ответный всплеск.

Образовавшаяся полукилометровая волна, взмыв в воздух, вновь погрузилась в море. Это цунами - самое высокое в мире. Его жертвами стали всего два человека только из-за того, что в районе Литуйи отсутствовали человеческие поселения.

Самое страшное событие 20 века

Самым страшным событием прошлого века можно назвать бомбардировки японских городов – Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия произошла 6 и 9 августа 1945-го года соответственно. После взрывов атомных бомб эти города почти полностью превратились в руины.


Применение ядерного оружия показало всему миру, какими колоссальными могут быть его последствия. Бомбардировка японских городов – первое применение ядерного оружия против человека.

Самый страшный взрыв в истории человечества, по данным сайт, тоже дело рук американцев. «The Big One» взорвали во время холодной войны.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Двадцатый век. Век машин и высоких технологий. Век невероятного технического прогресса. Век прорыва в развитии человечества. Век великих открытий и изобретений, изменивших нас. За последние сто лет мы прошли больше, чем наши предки за несколько веков. Мы достигли того, о чем древние даже и не мечтали. В двадцатом веке человек поднялся в воздух, шагнул в космос, подчинил себе энергию атома. Но век торжества человеческого гения принес и новый вид бедствий – техногенные катастрофы, которые унесли тысячи жизней. Это тот случай, когда плоды технического прогресса обращались против своего создателя – человека, который слишком самоуверенно и легкомысленно относился к своим творениям. Перечислить все эти случаи за один раз невозможно - их сотни. Поэтому здесь приведены лишь некоторые, самые известные и масштабные примеры техногенных катастроф, ставшие историей.

"Титаник"


Кораблекрушения - самый "старый" вид техногенных катастроф. Суда тонули на протяжении веков и сейчас счет погибших кораблей идет на миллионы! Однако никогда кораблекрушения не принимали таких ужасающих размеров как в XX веке. Еще бы, ведь это время двух мировых войн и таких плавучих монстров как "Титаник". Но об этом корабле здесь упоминаться не будет. Про него и так говорят слшком много, забывая, что были и другие суда, гибель которых не менее трагична.

1 мая 1915 года из Нью-Йорка в Ливерпуль отправился роскошный британский суперлайнер “Лузитания” с 1959 пассажирами и членами экипажа на борту. “Лузитания”, гордость судостроительной компании “Кьюнард Лайн”, в 1907 заслужила титул самого быстрого парохода в мире. (Создатели “Титаника”, понимая, что их корабль не сможет соперничать с “Лузитанией” в скорости, решили поразить весь мир размерами и роскошью своего детища). Развивая скорость до 50 километров в час, лайнер пересек Атлантический океан за 4 дня и 19 часов. А в 1909 году корабль побил собственный рекорд, переплыв Атлантику за 4 с половиной дня.


Английский пассажирский лайнер "Лузитания" ("Lusitania")


Когда началась первая мировая война, “Лузитания”, несмотря на угрозу со стороны Германии, продолжала совершать свои трансатлантические рейсы. Она перевозила граждан нейтральных государств и была безоружна, что относило ее к мирным судам. Но главный расчет был на то, что в случае опасности, лайнер, развив, максимальную скорость, просто уйдет от любого немецкого военного судна. Однако капитан не учел возможности появления подводных лодок. 7 мая “Лузитания” была торпедирована немецкой субмариной.

Несмотря на то, что на корабле были задраены все водонепроницаемые переборки, судно перевернулось и затонуло через 20 минут после взрыва. Вместе с ним погибло 1198 пассажиров и членов экипажа. Жертв могло быть меньше, если бы не паника пассажиров и растерянность экипажа. Все случилось слишком быстро. Из-за неразберихи из 48 шлюпок на воду удалось спустить только 6. А больше половины из спасательных жилетов ушли на дно вместе с кораблем.

6 декабря 1917 года – черная дата в истории канадского портового города Галифакс. В то ясное утро в гавань входил французский военный транспорт “Монблан”, направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо.И так случилось, что во время входа в порт, “Монблан” столкнулся с норвежским грузовым пароходом “Имо”, который как раз покидал Галифакс и направлялся в море. Капитаны двух судов просто ошиблись с маневрами. Возможно, что на этом бы все и кончилось, если бы не груз “Монблана”.

Дело в том, что в трюмах французского транспорта тайно находилось … 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных французам для войны с Германией! В результате столкновения на “Монблане” вспыхнул сильный пожар. После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля, пока тот не взорвался. Брошенное судно приливным течением начало сносить прямо к причалу. А на набережных города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар. Зеваки даже не подозревали, что находится в чреве корабля. Об адском грузе знала только команда судна и несколько портовых начальников, которые не успели предупредить находящихся на берегу людей. Поэтому никто не придал значения тому, что матросы “Монблана” удирали с него так, будто за ними гнались черти.

В порту решили с помощью буксира вытащить горящее судно в море, чтобы оно не подожгло другие корабли. Но на это не хватило всего несколько минут. В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв даже обнажил дно залива – вода под кораблем словно расступилась! Пароход был уничтожен полностью. Его детали потом находили за несколько километров от места взрыва. Так, один обломок весом в полтонны оказался в трех с половиной километрах от гавани. А 100-килограмовый кусок корпуса улетел аж за 22 километра!


Возможно это единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.


Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. Десятки стоящих в порту судов утонули, либо были выброшены на берег и сильно повреждены. Полуразрушенный город засыпало тоннами обломков. Повсюду бушевали пожары. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. В довершение несчастий, на следующий день ударили морозы, началась снежная буря, а еще через день на погибший город налетел шторм. Словно Божья кара обрушилась на Галифакс! К несчастью, подобная техногенная катастрофа в ХХ веке в точности повторилась еще несколько раз. Причина все та же – халатное отношение человека к своему смертоносному изобретению – динамиту и его составляющим.

В 1944 году в порту Бомбея из-за пожара на борту (опять!) взлетел на воздух английский военный транспорт“Форт Стайкин”, до отказа забитый боеприпасами. А спустя три года такая же трагедия произошла в промышленном городе Техас-Сити на юге США. Там загорелся и взорвался стоящий в порту французский пароход “Гранкан”, на котором был груз удобрений - 2300 тонн аммиачной селитры. Итог этих взрывов – разрушенные порты и городские постройки, тысячи убитых и раненых... Причем основное число жертв пришлось на тех, кто в момент катастрофы был на берегу. Как и в Галифаксе, люди сбежались в порт посмотреть на пожар. Участь “Монблана” так никого и не научила осторожности. Свою роль здесь сыграло и роковое неведение. В Галифаксе никто не знал про тротил на “Монблане”. А в Техас-Сити никто и не догадывался, что аммиачная селитра, это безобидное на вид удобрение, оказывается, может так взрываться! Правильно говорят: незнание – страшная сила!

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени - “Максим Горький”. Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи, идея создания которой появилась в 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности Алесея Горького. Самолет действительно поражал воображение. При длине более 30 метров и размахе крыльев в 63 метра, 8-моторный “Максим Горький” мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день самолет совершал очередной прогулочно-демонстрационный полет. На его борту находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров - сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Этот полет стал для них последним. Через несколько минут после взлета в “Максима Горького” врезался истребитель сопровождения, который ошибся в выполнении сложного маневра – пилоту, специально для прессы и Сталина, приказали выполнить “мертвую петлю” вокруг гигантского самолета. Стремление к показухе стоило жизни 47 человек.

К сожалению, не один “Максим Горький” пал жертвой “гигантомании”, которой отличался 20 век. 6 мая 1937 года произошла катастрофа немецкого супердирижабля “Гинденбург”. Справедливости ради стоит заметить, что в первые десятилетия 20-го века дирижабли гибли часто, однако первым всегда вспоминают именно “Гинденбург”. Но и до трагедии с “Титаником” затонуло немало кораблей. Так почему же к гибели британского лайнера было приковано столько внимания, а остальные случаи отошли на второй план? Просто “Титаник” был самым большим и роскошным судном, когда-либо построенным руками человека. “Гинденбург” тоже был своеобразным летающим “Титаником”, он также считался самым роскошным и, главное, надежным воздушным судном. (Увы, от слепой веры в надежность машин человек, похоже, так и не избавился).

Дирижабль имел поистине невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода! Это действительно был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания. Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. “Гинденбург” выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк.


Момент взрыва “Гинденбурга”


Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Так как “Гинденбург” летал на взрывоопасном водороде (более безопасный гелий в то время делали только американцы, которые не хотели продавать его немцам - своим потенциальным противникам), пламя менее чем за минуту полностью уничтожило "гордость и величие Германии”. Трагедия унесла жизнь 35-и человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей. И колоссов вроде “Гинденбурга” больше не создавалось

Вышеупомянутая “Лузитания” была не единственным пассажирским судном, которое погибло от действий подводных лодок. Так, 12 сентября 1942 года в Южной Атлантике немецкая субмарина отправила на дно британское транспортное судно “Лакония”, на котором было 2789 пассажиров: офицеры, служащие с детьми и женами, а также несколько сот пленных. В живых остались 1111 человек. Однако в многовековой истории мировых кораблекрушений абсолютный “рекорд” по числу погибших принадлежит немецкому теплоходу “Вильгельм Густлов”.

30 января 1945 этот роскошный 208-метровый лайнер был торпедирован советской подлодкой под командованием знаменитого Александра Маринеско. В тот момент на судне находились элитные подразделения фашистских подводников, высшее военное командование, тысячи беженцев и раненых – всего более восьми с половиной тысяч человек. После попадания торпед судно, считавшееся непотопляемым, затонуло примерно за час. По разным сведениям, спаслись меньше тысячи пассажиров…

В XX-м веке, после создания ядерного оружия мир оказался втянут в истеричную гонку вооружений между Советским Союзом и США. В странах-гигантах спешно строились секретные центры по разработке и постройке атомных бомб. Однако, ученые и военные не всегда отдавали себе отчет в том, как могут быть опасны такие "атомные игры". В сентябре 1957 в закрытом городке Челябинск (ныне Озерск) произошел мощный взрыв на предприятии "Маяк". Это происшествие, предвосхитившее Чернобыль, скрывалось более 30 лет. И только недавно выяснилось, что этот комбинат занимался производством оружейного плутония.

Из-за взрыва контейнера с отходами в воздухе оказались около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Огромное радиационное облако подхватило ветром и разнесло на площади 1000 квадратных километров, покрыв Свердловскую и Тюменскую области. Были заражены десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, из-за аварии пришлось эвакуировать население многих окрестных сел. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Однако, о том, какое пагубное влияние радиация оказывает на организм, в то время знали мало. И долгое время смерть от лучевой болезни была для врачей загадкой.

27 марта 1977 года на Канарских островах разразилась самая большая авиакатастрофа века. В тот день аэропорт маленького городка Санта-Крус, что на острове Тенерифе, был переполнен самолетами разных авиакомпаний. Из-за терракта в соседнем Лас-Пальмасе тамошний аэропорт из соображений безопасности закрыли. И вся нагрузка по приему и отправке международных авиарейсов легла на неподготовленных для такого наплыва диспетчеров Санта-Круса. К всеобщей неразберихе в работе добавилась еще и непогода – дождь с густым туманом. Так что самолеты садились и взлетали чуть ли не вслепую.

Подобное стечение обстоятельств и привело к трагедии. В какой-то момент на одной взлетной полосе одновременно оказались два “Боинга-747”. Один из них принадлежал голландским авиалинииям, второй – американской компании “Пан Американ”. Экипажи двух машин не увидели друг друга из-за тумана. В итоге голландский “Боинг” начал разгоняться для взлета, в то время как прямо на него по взлетной полосе медленно двигался американский аэробус. “Американец” просто заблудился в тумане и пилоты тщетно пытались понять, в каком месте полосы они находятся и как с нее съехать.

Пилоты лайнеров увидели друг друга всего за несколько секунд до столкновения. Голландский “Боинг”, идя на скорости более 200 километров в час, не успел набрать высоту и всей своей массой врезался в “американца”. Из пассажиров и экипажа голландского самолета не выжил никто, из американского чудом спаслись несколько человек. Остальные 582 пассажира и члена экиипажа сгорели заживо в адском пламени взрыва.

В прошлом столетии человечество начало активно осваивать космос. Однако, дерзкие шаги первопроходцев во Вселенную нередко оплачивались человеческими жизнями. 28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в недолгой истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль "Челленджер" с семью астронавтами на борту. К этому заурядному, в общем, событию было привлечено особое внимание.

Во-первых, НАСА разрешило телевизионщикам транслировать этот старт прямо с космодрома. Во-вторых, кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой. В-третьих, в составе экипажа "Челленджера" были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Но этому не суждено было случиться.

На 73-й секунде полета, на высоте 17000 метров из-за неполадок в двигателях "Челленджер" взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение. Позднее следствие установит, что технические неполадки случались на "Челленджере" и раньше. И в день старта у челнока снова были технические проблемы. Однако НАСА, вместо отмены старта и полной проверки всех систем, лишь отложило пуск на несколько часов. Американцы, помня, что предыдущие инциденты заканчивались благополучно, надеялись что "пронесет" и в этот раз. Но история неумолимо свидетельствует, как часто человеку приходится расплачиваться за надежду на "авось".

Человек редко учится на своих ошибках. И поэтому он с завидным постоянством наступает на одни и те же грабли. Очередным доказательством этого стал факт того, что Челябинский взрыв был не единственным случаем, когда из-за небрежности на свободу вырывался самый страшный враг человека, созданный его же руками - радиация. Как известно, Советский Союз одним из первых пытался "приручить" атомную энергию, направить ее не только на разрушение, но и на пользу человека. Вслед за СССР атомные электростанции как грибы стали расти во многих странах мира. Но вскоре человечество убедилось, что "мирный атом" относительно безопасен до тех пор, пока он упрятан в реакторы. На воле же он - все тот же невидимый и всепроникающий убийца, от которого нет спасения.

26 апреля 1986 года произошла печально известная катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Из-за нарушений персоналом станции режимов работы (вот он, "человеческий фактор"), произошел взрыв реактора с выбросом более ста тонн горящего урана. На тушение и леквидацию последствий взрыва были мобилизована авиация и военные. Развороченный реактор и пылающий уран, буквально светящиеся от излучения, тушили сотни людей, на которых не было специальной защитной одежды. Тогда они еще не знали, что уже обречены. Многие умерли в течение нескольких дней.

Те, кто выжил в том аду, долгие годы страдали от последствий облучения и врачи были бессильны чем-то помочь. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! И все же пожар подавили, реактор начали замуровывать, чтобы отрезать его от внешнего мира. Параллельно шла дезактивация местности и спешный вывоз населения с территории примерно в 200000 квадратных километров. Однако, чудовищные масштабы катастрофы стали проявляться позже. Радиактивное облако прошло не только по территории СССР, но и над всей Европой, заразив землю, животных и растения. С годами начало расти число онкологических заболеваний. В первые годы умерли тысячи ликвидаторов аварии и местных жителей. До сих пор многие районы Украины и России объявлены зоной заражения. Расплата за ошибки растянулась на десятилетия...

ХХ столетие “отметилось” еще и многочисленными катастрофами с грузопассажирскими паромами. Пожалуй, самая масштабная из них, которую можно назвать “катастрофой века”, произошла с филиппинским паромом “Дона Пас”. На ее фоне случившееся с "Титаником" - мелкий инцидент. 20 декабря 1987 года это судно выполняло обычный рейс между Манилой и многочисленными филиппинскими островами. Близилось рождество, и паром был переполнен желающими попасть в столицу. Такой наплыв пассажиров объясняется еще и дешевизной местных морских перевозок.

Но в тот день “Дона Пас” не добралась до порта. Из-за ошибок в управлении (паромом в тот момент управлял не капитан, а его ученик) “Дона Пас”, не доходя примерно 180 километров до Манилы, столкнулась с танкером “Виктор”, перевозившим более миллиона литров нефти. От столкновения и последующего взрыва нефти оба судна затонули в течение нескольких минут. Эта трагедия унесла жизни около 4000 человек. Хотя есть утверждения, что жертв было больше.

Одна же из последних и самых известных катастроф – гибель парома “Эстония”. Выполняя рейс Таллин - Стокгольм, судно попало в шторм, и затонуло ночью 28 сентября 1994 года. Из 1051 пассажира спаслись только 137. Но в ходе расследования причин катастрофы выяснилось, что паром погиб не от шторма, а из-за неплотно закрытых грузовых ворот, через которые на борт судна въезжают машины. Под ударами волн створки не выдержали, и вода хлынула на автомобильную палубу. Это и привело к тому, что надежный, современный паром затонул так быстро и неожиданно. Кстати, неплотно задраенные грузовые ворота не первый раз стали причиной гибели парома. В 1953 и 1987 годах английские паромы “Принцесса Виктория” и “Геральд оф фри Энтерпрайз” затонули именно по той же причине. Подобная халатность стоила жизни в общей сложности 330 пассажирам.

Александр ЕВДОКИМОВ

В истории не раз происходили землетрясения, штормы, авиакатастрофы и прочие страшные события, которые происходили по вине природы или человека.

В этом обзоре собраны действительно глобальные и до конца неразгаданные катастрофы.

1. Тунгусский взрыв

Россия, 1908 год

В 1908 году в стратосфере над удаленной тайгой вблизи реки Подкаменная Тунгуска в центральной Сибири произошел колоссальный взрыв. Этот взрыв, вызванный (скорее всего) вошедшим в атмосферу космическим телом, привел к тому, что был полностью повален сосновый лес на площади 5 200 квадратных километров. По оценкам, сила взрыва была примерно в 1000 раз выше, чем у атомного взрыва, разрушившего японскую Хиросиму в 1945 году.

Одни ученые считают, что этот объект был кометой (доказательством являются серебристые облака над Европой вскоре после взрыва, что могло быть вызвано появлением кристаллов льда в верхней части атмосферы после внезапного испарения кометы). Другие исследователи утверждают, что объект был метеоритом диаметром 100 метров.

2. Наводнение в Бостоне

США, 1939 год

В полдень 15 января 1919 года в Бостоне случился настоящий потоп из «сладкой, липкой смерти». Причиной стало то, что взорвался гигантский резервуар с ферментированной патокой, которая использовалась в процессе производства промышленного спирта для боеприпасов и другого оружия Первой мировой войны. По улицам пронеслась волна липкой жидкости высотой 5-12 метров и шириной около 50 метров со скоростью 55 километров в час.

Волна разрушала здания, а также в ней тонули автомобили, лошади и пешеходы. Учитывая, что на улице было очень холодно, вязкая меласса быстро застыла, навеки пленив своих жертв. Погиб 21 человек (главным образом, из-за удушья), а еще 150 получили ранения.

3. Донорский туман

США, 1948 год

В конце октября 1948 года на американский город Донора опустился смертельный туман. В течение четырех дней из-за необычных погодных условий фторидные пары, частицы свинца и кадмия и другие техногенные выбросы (такие? как монооксид углерода, плавиковая кислота и диоксид серы) из металлургических заводов и цинковых заводов региона накапливались в воздухе вблизи земли.

От этого пострадали почти 5 000 человек, а у многих людей развилось отравление фтором (его уровень в крови в 12-25 раз превышал нормальный). Двадцать два человека погибли, а в течение нескольких месяцев от осложнений, связанных с туманом, умерли еще около 50 человек. В течение следующих 10 лет смертность в городе поставила рекорды по всему штату. У многих из оставшихся в живых на всю жизнь остались проблемы с дыхательной системой.

4. Лондонский смог

Англия, 1952 год

Лондон давно известен своим туманом и дымкой. Однако с наступлением промышленной революции к погодным условиям добавился дым с заводов, в результате чего город окутал желтый смог «гороховый суп» (увековеченный в работах Чарльза Диккенса и сэра Артура Конан Дойла). Осенью 1952 года сочетание дыма предприятий, тумана и холодной погоды привело к созданию одного из самых смертоносных случаев смога в истории Лондона.

Начиная с 5 декабря, на 4 дня город окутал убийственный «желтый туман», который привел к смерти от 4000 до 12 000 человек, а также большей части крупного рогатого скота. Большая часть смертей была зафиксирована среди младенцев и пожилых людей из-за бронхиальной астмы и пневмонии.

5. Облако СО2 озера Ньос

Камерун, 1986 год

Перед рассветом 21 августа 1986 года из вулканического озера в Камеруне вырвалось огромное облако углекислого газа (СО2), которое привело к гибели более 1 700 человек. Сегодня ученые предполагают, что газообразный диоксид углерода, вероятно, был образован вулканической активностью.

В других вулканических озерах при смене сезонов изменяется плотность воды на поверхности, так что она периодически смешивается с нижележащими водами. Однако в случае озера Ньос смешивания не произошло, потому что в тропиках температура остается относительно высокой круглый год. Поскольку поверхностные воды этого тропического озера недостаточно охлаждались, углекислый газ сконцентрировался вблизи дна.

Внезапный оползень породы или нагревание дна из-за вулканической активности, по-видимому, вытеснили пузырьки газа CO 2 на поверхность, где они объединились, образовав удушающее облако объемом до 1,2 кубических километров. Смертельное облако, которое, вероятно, сформировалось всего за несколько минут, убило людей, скот и других животных в радиусе 24 километра.

6. Токсическое затопление

Венгрия, 2010 год

На заводе по производству оксида алюминия Ajkai Timföldgyar в венгерском городе Айка рухнула стена плотины, сдерживающей резервуар с ядовитыми отходами (красным шламом). При этом произошла утечка около 1 миллиона кубических метров токсичного материала, и шлам затопил окрестные деревни.

По меньшей мере 10 человек были убиты, и более 120 человек получили ранения после контакта с отходами, которые сжигали их кожу и вызывали раздражение глаз. Затем волна шлама дошла до местных рек и ручьев, убив множество растений и животных по пути, и в итоге попала в Дунай.

7. Затопление фруктовым соком

Россия, 2017 год

25 апреля 2017 года авария на складе Pepsi в российском городе Лебедянь привела к тому, что на улицы и в реку Дон вылилось около 128 миллионов литров фруктовых и овощных соков (включая томатный, апельсиновый и яблочный). Были ранены 2 человека, которые находились на крыше склада, но смертельных случаев, к счастью, зафиксировано не было.

Лучшие статьи по теме