Биология для всех
  • Главная
  • Клетка
  • Пишем эссе по обществознанию. Примеры эссе по обществознанию с баллами Все эссе по обществознанию егэ

Пишем эссе по обществознанию. Примеры эссе по обществознанию с баллами Все эссе по обществознанию егэ

07.11.2018

Публикуем примеры готовых эссе по обществознанию по итогам 2019 года. Данные примеры полностью актуальны и для 2020 года!

Каждое эссе проверено экспертом, разобран каждый критерий проверки и даны подробные рекомендации по тому над чем именно стоит работать в каждом из эссе. Эксперт: Ксения Кафтаева , проект ОКЕГЭ

Свои вопросы и обсуждения оставляйте в комментариях ниже.

Эссе №1

«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

В.М. Сухомлинский говорил: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

Смысл данного высказывания в том, что семья - это социальный институт, который оказывает огромное влияние на становление личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, каким станет человек в будущем. Именно семья воздействует на человека, формирует его мировоззрение и интересы

Комментарий эксперта: Смысл фразы раскрыт верно, сформулирован тезис, который нужно доказать в эссе. Выделена идея, об актуальности писать необязательно.

Из курса обществознания нам известно, что семья - это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. К примеру, репродуктивная, заключающаяся в продолжении рода, экономическая, психологическая, социально-нравственная, функция социализации и духовно-нравственная, проявляющаяся во влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывая, «что такое хорошо, а что такое плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент индивида, строят его личность кирпичик за кирпичиком.

Комментарий эксперта: Дано объяснение ключевого понятия (семья), нужно подробнее написать про воспитальную функцию (именно в семье человек получает первые знания о нормах морали, правилах поведения в обществе), функцию социализации (в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире и формирует важные навыки - подумайте, какие).

Примером идеальной модели семьи является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру нужные знания об окружающем, навыки, умения, сложившиеся нормы, представления о моральной и аморальной деятельности. Именно это способствовало не только наличию у главного героя таких качеств, как мужество, честность, добро, но и становлению достойной личности в обществе.

Комментарий эксперта: Нет тезиса перед аргументом, но твой пример иллюстрирует функцию социализации и воспитательную функцию, он связан с тем, что ты писала ранее. Это пример того, как еще в детстве у ребенка сформировались взгляды и представление о добре и чести. И да, нужен конкретный пример (какие поступки Гринева можно считать добрыми и достойными?). Пусть будет зачтено.

Другим примером, подтверждающим высказывание, можно назвать личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял своих родителей и оказался в среде противоборства бояр. Иван был предоставлен сам себе и жил в жестоком окружении. У него не было полноценной семьи, которая смогла бы дать ему основные понятия о морали, добре и зле. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.

Комментарий эксперта: Снова нет тезиса. Какую мысль ты доказываешь? Да, из примера это понятно, но если нет тезиса, то нет и примера. Этот пример не зачтен. Еще нужно показать пример жестокости царя и его жестокое окружение в детстве.

Итак, подводя итог можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем высказывании, говоря, что семья - это первичный агент социализации человека и что именно семья воспитает в человеке способность творить добро.

Комментарий эксперта: Вывод соответствует теме, хорошо.

  • 29.1 - 1 балл
  • 29.2 - 1 балл
  • 29.3 - 1 балл
  • 29.4 - 1 балл (могло бы быть и 0, зависит от эксперта).

ИТОГО: 4 балла

Эссе №2

Политология: «Революции - варварский способ прогресса». (Ж. Жорес)

В своём высказывании Жан Жорес утверждает,что революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве. Я согласна с высказыванием автора, ведь, действительно, революция ведёт к коренным переменам,связанным с агрессивной деятельностью и направленным на насильственное изменение общественного строя.

Комментарий эксперта: Смысл высказывания раскрыт верно, тезис сформулирован (революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве.) Собственное мнение по теме сформулировано.

Необходимо заметить,что прогресс-это поступательные движения общества от низшего к высшему,от менее совершенного к более совершенному. Прогресс обычно приводит позитивным изменениям в обществе. А под революцией понимается коренной переворот в жизни общества,который приводит к новому общественному и политическому строю и установлению новой власти.Революция сопровождается огромными жертвами,насилием и разрухой во всех сферах жизни общества.

Комментарий эксперта: Раскрыт смысл ключевого понятия (революция), но есть и лишние понятия (раскрывать смыл понятия прогресс тут не нужно, достаточно просто упомянуть, что прогресс приводит в позитивным изменениям, совершенствованию общества. Уместно перечислить характерные черты революции.

Аргументируя данную точку зрениях, стоит упомянуть революцию 1917г в России,которая повлекла за собой жестокую конфронтацию в обществе и стране в целом. Несмотря на то, что экономика государства вышла на новый уровень,гражданская война унесла миллионы невинных людей,привнесла голод и разруху.

Комментарий эксперта: Нет тезиса перед фактическим аргументом. Неясно, какую мысль ты доказываешь. Нужны конкретные факты и случаи: что именно происходило в стране, как изменилась экономика после революции и какие жертвы были во время революции. Посмотри учебники истории и статистику. Пока этот пример слишком общий.

Вторым аргументом хотелось бы привести Евромайдан на Украине. Его положительными результатами стала смена правительства,а также подписание соглашения ассоциации с Евросоюзом. Но средства для достижения были крайне жестоки,поэтому к итогам массовых акций протестов относятся кровопролитные столкновения, огромное количество пострадавших мирных жителей и миллионы беженцев.

Комментарий эксперта: Лучше не трогать современную политику, потому что взгляды у всех разные. Кто-то считает, что вступление в Евросоюз и смена правительства в Украине - это хорошо, а кто-то такого мнения не разделяет.

Опять же, желательно приводить конкретные факты, пример того, как кто-то пострадал. Перед аргументом опять нет тезиса, который ты подтверждает примером, два примера однотипны по содержанию.

Таким образом,подводя итог вышеизложенному,можно сделать вывод о что автор был прав,утверждая о том,что революция -это способ прогресса,движения к лучшему,но совершаемое варварскими методами,т.е с применением силы.

Комментарий эксперта: Вывод хороший, помни о том, что вывод должен обобщать все то, что ты писала ранее.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 - 1 балл
  • 29.2 - 1 балл
  • 29.3 - 1 балл
  • 29.4 - 0 баллов
  • ИТОГО: 3 балла

Эссе №3

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).

Основная идея данного высказывания заключается в том, что обязанностью любой школы в первую очередь является не преподавание конкретных дисциплин, а развитие в человеке духовных и социальных качеств.Автор размышляет о значимости школы как источника формирования личности. Я полностю согласна с мнением Альберта Эйнштейна и считаю, что эта тема актуальна для всего мирового сообщества.

Комментарий эксперта: Хорошо. Об актуальность лучше не писать.

Рассмотрим данное высказывание с точки зрения социальной науки. Личность- это понятие, характеризующее человека как социальное существо, которое имеет свои индивидуальные качества и предпочтения, образующиеся в условиях общества. Школа,как социальный институт,учит человека общепринятым нормам поведения,знакомит с культурой и тем самым адаптирует каждого к жизни в социуме.Совсем другое значение в жизни имеетспециалист,человек получивший определённые познания и навыки в одной области.Такой субъект может быть хорошо проинформирован и обучен своей профессии, и при этом не влиять на структуру общества в целом.Таким образом роль специалиста ограничена лишь определённой сферой деятельности, а роль личности бесценна для всего мирового сообщества.

Комментарий эксперта: Теория неплохая, но было бы уместно более подробно поговорить о школе и образовании, о функциях образования (воспитательная, социализации), о тенденциях в образовании (гуманизация).

В качестве подтверждения, вышесказанного, приведу таких великих личностейкак Лев Толстой,Уинстон Черчилль,Константин Циолковский. Деятелность этих людей повлияла на всю историю человечества, а ведь все они были двоечниками.Плохая учёба в школе никак не повлияла на дальнейшие успехи этих гениев в области литературы, политики и науки.

Комментарий эксперта: Это не фактический пример. Должен быть четкий ФАКТ, конкретный и полный.

В завершении хочу сказать, что школа - это не место, где воспитывают успешного и великого человека, это место, где формируется гармоничный индивидуум.

Комментарий эксперта: Ты писала о личности, а пришла к индивидууму. Нелогично. Вывод не соответствует всему, что ты писала ранее.

  • 29.1 - 1
  • 29.2 - 1
  • 29.3 - 0
  • 29.4 - 0

ИТОГО: 2 балла

Эссе №4

Политология: Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).

В данном высказывании автор затрагивает идею роли государства в жизни граждан. По мнению автора, самой главной функцией демократического государства является обеспечение защиты прав и свобод, нормальных условий жизни, предоставление различных благ для граждан; невыполнение закрепленных законом функций государством, а также реализация политических решений не соответствующих воле граждан снижает уровень легитимности власти.Я согласна с мнением автора.В данном высказывании можно выделить следующие аспекты: функциидемократического государства и взаимоотношения государственной власти и граждан в демократическом государстве.

Комментарий эксперта: Хорошо.

Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Демократическое государство – это государство, в котором народ признается в качестве основного источника власти, а граждане наделены широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством. Выделяют следующие функции демократического государства:политическую,социальную, экономическую, культурную, а также охрану правопорядка, прав и свобод гражданина. Политическая функция государства заключается в обеспечении народовластия,создание условий для деятельности социальных институтов. Социальная заключается в обеспечении нормальных условий жизни, реализацию прав граждан на охрану здоровья, образование, отдых жилище. Экономическая функция государства заключается в обеспечении занятости, распределении государственного бюджета, развитии экономики. Последняя из перечисленных функций подразумевает обеспечение точного соблюдения законодательства, охрана прав и свобод граждан, борьба с правонарушителями и др. Таким образом, только выполняя данные функции, направленные на обеспечение достойной жизни личности, государство может считаться легитимным, потому что граждане признают такую власть и подчиняются ей.

Комментарий эксперта: Отличная теория, умница!

Приведу пример из СМИ. В статье газеты «Аргументы и факты» привели рейтинг стран, где существует наиболее сильная демократия. США является сильным демократическим правовым государством, которое обеспечивает своим гражданам политические права и свободы, именно поэтому там высоко развито гражданское общество. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. По качеству жизни, ИЧР и другим показателям США занимает также лидирующие позиции, это позволяет государственной власти быть стабильной и сильной, потому что американцы удовлетворены действующей властью. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатвает специальные программы помощи нуждающимся, поощряет открытие новых рабочих мест, делает медицину более качественной и доступной, образование также является бесплатным для американцев.

Таким образом, данный пример свидетельствует о реализации США важнейшей государственной функции – социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.

Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения. Выделяют основныме проявления взаимотношений государственной власти и граждан: граждане участвуют в формировании и осуществлении государственной власти (т.е как только граждане будут недовольны государственной властью, они имеют право ее поменять посредством выборов – важного демократического института), органы гос власти сменяемы и подотчетны избирателям, существует гласность и отсутствует цензура в СМИ (таким образом происходит обраная связь между этими сбъектами политики, граждане могут критиковать власть), никакая идеология не может быть государственной, а приоритетом является обеспечение правового и политического равенства граждан. Также важным является политический плюрализм, реальное осуществление принципа разделения властей. В демократическом государстве политические решения принимаются на основе принципа большинства при уважении и учете интересов меньшинства, что является важным при стремлении государства реализовать многочисленные потребности общества. Государственная власть осуществляется через государственныйй аппарат – систему гос органов, учреждений и организаций,при помощи которых осуществляются права человка. Таким образом мы видим, что государственная власть в демократическом государстве ориентирована на интересы граждан, их связь прочна.

Приведу пример из истории. Древняя Греция было первым демократическим государством. С самого детства жителей страны привлекали к участию в общественной и политической жизни государства. Также при рождении греки обладали разнообразными политическими правами и свободами. Именно поэтому каждый грек с особой ответственностью относился к политической жизни:граждане участвовали в выборах, голосованиях и собраниях для того,чтобы решить важные государственные вопросы, потому что каждый голос был учтен и ценился. Это показывает,что государственная власть отвечала взаимностью своим гражданам, стремилась удовлетворить их потребности, максимально защитить их права и свободы. Таким образом, в соответствии с активным политическим участием граждан, их политической грамотностью, политическое управление в Древней Греции осуществлялось на том же высоком уровне.

Подводя итог, хочется отметить, что сотрудничество граждан и органов государственной власти в решении политических проблем делает государство более сильным, отчего выигрывают все субъекты политики. Если инетересы гражданина в демократическом государстве будут нарушены, то государственная власть сменится, управлять государством будут другие лица, потому что данная функция обязательно должна быть реализована, народ – источик власти, а значит он заслуживает хорошего руководителя

Комментарий эксперта: Прекрасное эссе, не к чему придраться! Умница! Рассмотрены два аспекта, все по структуре, четко. ФАКТИЧЕСКИЕ аргументы подтверждают разные тезисы, они из разных источников и не повторяются по содержанию. Теоретическая часть аргументации отличная.

  • 29.1 - 1
  • 29.2 - 2
  • 29.3 - 1
  • 29.4 - 2

ИТОГО: 6 БАЛЛОВ - идеал!

Эссе №5

Экономика: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, из остальных факторов мало что удастся сделать» (Ли Якокка).

Данным высказыванием Ли Якокка хотел сказать, что существует 5 факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности и информация), из которых самыми важными являются предпринимательские способности. Предпринимательские способности объединяют остальные факторы производства. Без людей не было бы самого производства, несмотря на то, что другие факторы имелись бы.

Считают задание №29 – сочинение или эссе.

Чтобы выполнить его на максимальное количество баллов (6), необходимо:

  • раскрыть смысл одного из 5-ти высказываний;
  • теоретически обосновать его;
  • привести примеры из реальной жизни;
  • корректно и логично вести рассуждения и приводить понятия.

Мы собрали для вас лучшие эссе, которыми поделились с нами выпускники.

29.2 Экономика

«Частная собственность – главная гарантия свободы, причем и для тех, кто ею владеет, и для тех, кто ею не владеет» – Ф. Хайек.

Ф. Хайек размышляет в русле такой общественно важной науки, как экономика.

Он утверждает, что частная собственность гарантирует свободу того, кто владеет ею. И в то же время она гарантирует независимость остальных людей, не относящихся к этой собственности. А значит, наличие частной собственности в государстве – главный гарант экономически свободного общества.

Я согласен с мнением Ф. Хайека и считаю, что такая свобода гарантируется и наличием частной формы, и типом экономической системы государства.

Важно отметить, что собственность – формат имущественного отношения человека или группы людей к экономическим благам, факторам производства. Обычно выделяют: частную собственность (принадлежность физически и юридическим лицам) и государственную (органам госуправления). Собственность может быть индивидуальной (1 человек владеет) или коллективной (для группы людей). Соответственно, если население может иметь что-либо в своей собственности, это означает, что люди обладают правами и свободами. А показатель этих свобод населения – тип экономической системы. Этот термин означает совокупность методов и правил, регулирующих экономические отношения в государстве. Приведу классификацию: традиционная (общинная собственность, организация соответствует принятым обычаям и традициям), плановая (государственная форма, директивное планирование процесса производства), рыночная (частная форма, что и как производить решают предприниматели), смешанная (оба вида собственности, но преобладает государственная, производители и потребители экономически независимы, государство производит общественные блага и финансирует социальную сферу).

Из истории нам известно, что в Союзе Советских Социалистических Республик существовала плановая экономика. Предпринимательская деятельность ограничивалась планами производства. Потребители не были свободны: практически отсутствовал выбор в магазинах, порой особенно ценные товары выдавались в порядке живой очереди, поэтому на всех не хватало; иногда то же происходило с продуктами питания. Итак, нельзя утверждать, что в тот период при такой экономической системе население, производители и потребители, было свободным. Причем не только в экономической сфере общества.

Сейчас, благодаря различным экономическим телепередачам, известно, что в России смешанный тип экономики. Предприниматели сами решают, что производить, в их владении факторы производства. А в государственной собственности – природные ресурсы, памятники культуры, социальные учреждения. Это порождает свободу потребителей: выбор подходящего производителя, количества товаров. Можно утверждать, что в современной России общество экономически свободно по причине многообразия свобод, которыми обладает население.

Таким образом, наличие и преобладание частной собственности, безусловно, является гарантом независимости общества. И отражается это в свободе всех, кто ею владеет, и остальных, кто ее не имеет, но может. Что во многом обусловлено типом экономики – рыночной.

Второй пример сочинения по обществознанию, получившее высокий балл на ЕГЭ:

29.3 Социология, социальная психология

«Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» – Анвари.

Анвари рассуждает о специфической роли знаний в судьбе человека.

В погоне за счастьем, что для многих является популярность и признание, мы прилагаем все усилия. Однако автор убежден в том, что достичь это надо путем использования не денежных средств, а знаний, которыми мы обладаем.

Знание, о котором говорит Анвари – совокупность информации об окружающих объектах и мире. Эти знания являются результатом познания – процесса духовного освоения человеком материального мира. Он нескончаем, длится до смерти человека. Выделяют множество видов знания, но основными считают: обыденное (о повседневной жизни), научное (касается различных наук), религиозное (связанное с верой в божество). Сведения могут быть получены посредством чувственной или рациональной формы познания. К первому типу относят этапы: ощущение – сознательное отражение отдельных свойств объекта, воздействующих на органы чувств человека; восприятие – отражение предмета, основываясь на том, как он воздействует на органы чувств, в разуме; представление – возникновение целостного образа объекта в сознании, основанное на воздействии его на органы чувств. К рациональной форме относят: понятие – любое утверждение о предмете; суждение – анализ приведенного утверждения, умозаключение – вывод о верности или неверности факта с рядом доказательств. Также выделяют эмпирические (практические) или теоретические (понятийные) методы познавания мира. Процесс познания во многом непростой, поэтому все имеющиеся знания настолько ценны. Человек, обладающий ими, прошедший этот «путь» и обретший истину, должен ими пользоваться, дабы достичь славы и признания.

В качестве примера ценности знаний я бы хотел привести историю известного ученого-химика – Д. И. Менделеева. Существует версия: таблица химических элементов была увидена им во сне. Не столько имеет значение, как создалась эта таблица, сколько то, что она была сделана. Он смог структурировать свои научные сведения в области химии и квантовой физики, что приобрело вид строк и столбцов и что используется во всем мире. Ценою своих знаний Менделеев открыл для человечества новый путь развития науки, получил мировое признание как один из величайших химиков.

В нашем мире есть множество образцов людей, достигших славы и уважения благодаря своему интеллекту. Например, Президент Российской Федерации Владимир Путин, согласно многим экспертам, итогам голосований и социологическим опросам, не только в России, но и за рубежом признан самым влиятельным человеком, уважаемой персоной. Это не осуществилось бы, если бы Владимир Владимирович не изучал общество, его нужды, ситуацию на мировой арене. Проводится успешная социальная политика в государстве и поднимается уровень жизни населения. Такая известность является итогом успешной внешней и внутренней политики.

Таким образом, только посредством своих знаний человек достигает по-настоящему ценные славу и уважение. Его выделяют за то, что он прошел непростой процесс познания и обладает знаниями, которыми не обладают другие. В наших знаниях наша сила.

Надеемся, вы внимательно изучили представленные мини-сочинения. Не забывайте о критериях оценки сочинения и получайте хороший результат!

Что может быть прекраснее школьного времени? Но, несмотря на это, приходится сталкиваться со многими трудностями. Самое большое препятствие, которое придется пройти каждому, кто решил окончить 11 классов, - это единый государственный экзамен.

Практически во всех вузах и на всех направлениях нужно сдавать предмет под названием обществознание. Самая тяжелая часть экзамена - сочинение. Поэтому перед написанием нужно составить план эссе по обществознанию и следовать ему строго по пунктам. Только так можно написать красивое сочинение. План эссе по обществознанию, так же как и по другим предметам, должен содержать три главные части: вступление, основную часть и заключение. На каждом пункте мы остановимся подробно.

Зачем нужно уметь писать сочинения?

Все заставляют нас излагать свои мысли последовательно, правильно и аргументированно. Это обязательно пригодится в жизни. Даже если просто вести дружескую беседу, то и здесь будет уместна не насыщенная жаргонизмами и другим «мусором» русского языка.

Также написание сочинений учит нас выявлять основную мысль, которую хотят до нас донести, анализировать, высказывать свое личное мнение о проблеме.

Если говорить об экзаменах, то перед написанием следует разработать подробный план написания эссе по обществознанию. Это поможет вам не заблудиться в собственных мыслях, не отойти от основной проблемы. Некоторым писать сочинения очень нравится, им достаточно составить по обществознанию в голове. Остальным же лучше воспользоваться черновиком, чтобы план всегда находился перед вами.

Вступление и заключение - это короткие части, которые состоят примерно из трех-четырех предложений каждая. Все части отделяются абзацем. Не стоит писать сплошным полотном, это очень тяжело воспринимается читающими. За такую "простыню" вы много баллов не заработаете.

ЕГЭ по обществознанию

Тестовая часть экзамена по обществознанию довольно простая. Нужно ответить на тестовые вопросы, все они имеют 4 варианта ответов. Вторая часть немного труднее. Здесь предлагают дописать пропущенные слова, дозаполнить таблицу или соединить соответствующие пункты.

Самая тяжелая часть - С. Здесь нужно выбрать выражение (цитату) знаменитой личности из нескольких предложенных вариантов. Далее - написать сочинение-рассуждение, посвященное теме высказывания. Для того чтобы справиться с работой и получить хороший балл, нужно составить план эссе по обществознанию. ЕГЭ довольно просто сдать, если немного к нему подготовиться.

Стоит выделять хотя бы по часу в день для самостоятельной подготовки либо нанять репетитора или посещать специализированные курсы для подготовки. Особо обратите внимание на творческую часть. Возможно, составить такой план эссе по обществознанию (ЕГЭ), чтобы использовать его для абсолютно всех тем. Этим мы и предлагаем вам заняться прямо сейчас. Мы выделим основные части, которые должны содержаться в вашем сочинении, приведем основные клише. Все это значительно упростит вашу работу во время единого государственного экзамена.

План

План эссе по обществознанию практически ничем не отличается от такового для других творческих работ. Сейчас мы приведем подробный план сочинения, достаточно подробно распишем, что должно входить в каждую часть. Итак, план эссе по обществознанию выглядит следующим образом:

  1. Вступление . Стоит сразу сказать, что нет никаких жестких требований к данной работе. Главное, чтобы тема была раскрыта. Нужно продемонстрировать свое знание теории и подтвердить фактами из истории, литературы или жизни. Вступление является не обязательным, но желательным. Многие школьники не могут представить себе сочинение без введения. Если для вас сложно начать эссе сразу же с размышлений, сделайте небольшое введение (2-3 предложения). Здесь можно четко сформулировать проблему. Если вступления нет, баллы за это не снижаются.
  2. Смысл цитаты. Эта небольшая часть состоит не более чем из пяти предложений. Совсем не обязательно приводить высказывание полностью. Будет достаточно и ссылки на автора, а далее - трактовки своими словами. Здесь многие используют клише, например: «В высказывании философа Фейербаха рассматривается (или описывается) явление (процесс или проблема) …» или «Смысл высказывания … заключается в том, что…». В примерах вы посмотрите, как правильно пользоваться этими формами.
  3. Теория . В этой части вы должны написать, согласны вы с мнением автора или нет. В большинстве случаев школьники подтверждают мнение и просто переписывают цитату с помощью специальной терминологии. Также в этой части вы можете приводить примеры в защиту своей точки зрения.
  4. Факты . Лучше избегать каких-либо общих фраз, нужно приводить конкретные примеры («как мы знаем из курса химии…», «как говорил известный философ…» и подобные формы).
  5. В заключении нам надо подытожить все, что мы сказали ранее. Школьники часто пользуются такой формой: «Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что…» Вместо троеточия нужно вставить переформулированную основную мысль высказывания.

Вступление

Эссе по обществознанию (план, клише мы уже предоставили) должно быть коротким, но отражать основную мысль. В этой части мы вам приведем примеры возможных вступлений.

  1. "Фейербах - это известный немецкий философ, который утверждал, что теория и практика взаимосвязаны и дополняют друг друга".
  2. "Наиболее интересной для меня цитатой стало высказывание американского писателя Л. Питера, который говорил о высоком предназначении экономической культуры".

Смысл высказывания

  1. "Смысл высказывания очень прост - нужно уметь экономить и правильно распределять ресурсы, что поможет остановить голод во всем мире".
  2. "Поднимая эту проблему, автор говорит о том, что молодое поколение мало что понимает во взрослой жизни. Они как будто иностранцы, не знающие обычаев, образа жизни жителей этой страны."

Теория

Посмотрим на план составления эссе по обществознанию. Дальше мы должны продемонстрировать наши теоретические знания, полученные на уроках обществознания в школе. Приведем некоторые примеры:

  1. "Поведение каждого отдельного человека имеет большое значение для всего общества. Это обособленная, но связанная с миром группа. Именно социальный статус определяет модель поведения каждого отдельного человека. Если кто-то выделяется своим поведением, и это неприемлемо в обществе, то подключаются службы социального контроля…"
  2. "Мое мнение таково: я полностью согласен с позицией автора. Действительно, законы играют большую роль в жизни человека. Они помогают и оберегают от дурных, аморальных поступков…"

Факты

Как писать эссе по обществознанию, мы почти разобрались, осталось понять, какие примеры можно приводить в следующем пункте. Факты могут быть подобного рода:

  1. Литературные . Например: "Хотелось бы привести пример из книги «Богатый и бедный папа», где автор Р. Кийосаки говорит о том, что экономическая свобода очень важна…"
  2. Из образования, науки, СМИ и так далее. «В качестве аргумента можно привести историю развития науки химии. Как люди получили знания о возможных реакциях? Конечно, из опытов…»

Заключение

Последняя часть состоит из 1-2 предложений, например:

  1. «Я полностью согласен с высказыванием, ведь только… может привести к...»
  2. «Таким образом, философ… высказал довольно умную мысль… которая требует анализа и размышлений».
2018-2019

Про эссе / мини-сочинение

1. Дает больше всего баллов.
2. Самое субъективное и творческое задание в ЕГЭ
(творчество ограничено структурой)
3. Требует много времени для написания. Дети часто не
успевают переписать всю работу (проблема
черновиков).
4. Миф о том, что к эссе нужно специально и долго
готовиться.

Критерии оценивания ответа на задание 29

Пояснение для экзаменуемых

Какую тему лучше выбрать?

99 работ (16 в)
83
Ср. балл
16
Философия
3,8
21
Экономика
4,6
34
Социология,
соц. психология
4,5
18
Политология
3,6
10
Правоведение
4,2
79
83
83
84

Смысл высказывания

Раскрытие смысла высказывания (29.1)
В своем высказывании автор хочет сказать…
Автор поднимает проблему/идею…
Свое отношение к высказыванию/к позиции автора (не является обязательным)
Я согласен
(аргументы за)
Теоретические
положения
S
Я не согласен
(аргументы против)
Ключевые
понятия
Я согласен частично
(аргументы за и против)
Примеры/Факты
Вывод (обоснованный и достоверный)
В заключение…
Таким образом…

Как получить 2 балла за теорию?

ключевое (-ые) понятие (-я)
корректные теоретические положения

2 балла
Объяснения понятий
(ключевых) +
теоретические
положения.
1 балла
Объяснения понятий
(ключевых), но без
теоретических положений.
Отсутствуют ключевые понятия,
но есть теоретические
положения.
Есть понятия и теоретические
положения, но есть отдельные
неточности неискажающие
научного смысла.

Теоретические ошибки в эссе

Социально и правовые нормы
Под семьей принято понимать совокупность людей, связанных правовыми
отношениями.
Действительно, именно благодаря развитию образования человечество движется
вперед и овладевает качественно новыми знаниями
Это социально значимые качества человек приобретает как в процессе социализации,
так в и процессе деятельности, направленной на освоение социальных ролей.

2 балла
1 балла
идея/положение/тезис
идея/положение/тезис
Факт
(история)
Факт
(литература)
Факт
(история)
Во-первых, п/ф должны быть явно связаны с
идеей/тезисом/положением/выводом.
Факт
(литература)
1 балл
идея/положение/тезис
Во-вторых, п/ф не должны дублировать друг друга по
содержанию.
Факт
(история)
В-третьих, п/ф должны быть развернутыми (не два-три
слова, а пару предложений) и корректными (ошибочные
не засчитываются)
В-четвертых, п/ф должны быть приведены из различных
источников (литература, социальные реалии, личный
опыт, история, география и т.д.)
2 балла
идея/положение/тезис
Факт
(история)
Факт
(история)

Ошибки в фактах

Социальные реалии

Личная жизнь
«У многих моих
знакомых пострадали
родственники,
проживающие на
территории Украины,
которая была
вынуждена воевать,
также теперь многие
страны недружественно
настроены против
России»
Лида О

С социальными реалиями нужно быть осторожным!

СМИ

Оля М.

Откровения Ольги Моисеевой

«Богу молись, а к берегу гребись!»
«Например, сын императора
Николая 2 Алексей был больном
мальчиком. Родители очень
много молились, но не только.
Мальчика лечили лучшие
лекари, благодаря чему Алексей
начинал восстанавливаться и
продолжал жить»
ИСТОРИЯ
Лида А

Вывод

Варианты структуры

Классическая
Альтернативная
Смысл/проблема/идея
Смысл/проблема/идея


теоретические положения и ключевые понятия
факт/пример
факт/пример
теоретические положения и (или) понятия
факт/пример
факт/пример
Вывод
Вывод

«Чтобы оставаться здоровой, современная экономика периодически нуждается в
кризисе». (В. Швебель)
В. Швебель имел в виду то, что экономика в наше время нуждается в периодическом спаде из-за предварительного сильного роста.
Автор высказывания подобно Кейнсу, американскому ученому, высказывает мысль о цикличности, которая присутствует в
экономике.
Конечно же, любой экономический кризис начинается с падения какого рынка. Например, финансовый мировой кризис 2007 года
начался с падения рынка недвижимости в США. Гражданам были предложены ипотечные программы, которыми они
воспользовались, но были не в силах выплачивать взносы. Так что же такое экономический кризис?
Это период стагнации (застоя в экономике) после длительного спада производства. Этому спаду предшествовал в США и подъем. Для
того, чтобы выдавать жилье в ипотеку нужны средства и немалые. Также (контролируют?) то, чтобы спрос оставался в балансе с
предложением. В том смысле, что если наступает перепроизводство какого-либо товара, то наступает кризис (перепроизводства).
Так, в середине 20 вв. наблюдается целый ряд кризисов связанных с перепроизводством какого-либо товара. Например, один из них
был связан с добычей нефти. Он ем-то схож с нынешней ситуацией, в которой ОПЕК поднимает норму добычи. На рынке нефти ее
оказалось слишком много и она начала падать в цене, что привело к девальвации (обесцениваю) национальной валюты
нефтедобывающих стран.
Экономический кризис выполняет, своего рода, санирующую функцию. Он начинается тогда, когда наступает дисбаланс
национальном или мировом рынке. Он необходимое «зло», без которого возможно и не было бы того прогресса, который мы
сегодня наблюдаем

«Личность может проявить свои таланты только тогда, когда она займет необходимое для
этого положение в обществе» (В. Плеханов)
В своём высказывании В. Плеханов выражает мысль о том, что максимальный потенциал человека раскрывается лишь тогда, когда он занимает
определённое, соответствующее место в социуме, служащим благоприятной средой для выражения его способностей и талантов. Лишь только в
таких условиях человек может проявить себя как личность.
Я полностью согласен с позицией автора. Исходя из того, что личность сама по себе - типичный представитель своего общества, можно судить о
неразрывной связи между личностью и его социальным началом. Являясь социальной сущностью человека, она находит своё полное отражение
лишь в обществе. В том числе это выражается и в проявлении индивидом таланта (выдающихся способностей человека в определённых сферах
жизни), о чём и говорит автор высказывания. Когда человек приобретает определённый социальный статус (позицию в обществе), он становится
также носителем соответствующей этому статусу социальной роли. Следование нормам своей социальной роли обеспечивает человеку
возможности для проявления себя и своих талантов.
В качестве примера этому привести биографический факт из жизни выдающегося учёного М.В. Ломоносова. Являясь выходцем из простой
деревенской семьи, Ломоносов, будучи ещё ребёнком тянулся к высокому - науке и искусству. Существование же в подобной среде не сулило
маленькому мальчику ничего, кроме ничего кроме судьбы торговца. Юноша стремился к знаниям, получению образования. Не имея возможности
развиваться, он не мог применить* свои таланты. Но мы прекрасно знаем, что путём больших усилий и лишений Михаил Ломоносов попал в
социальную среду, нахождение в которой стало началом великой деятельности учёного и творца. Данный пример характеризует то, насколько
общество и положение в нём влияет на раскрытие внутренних талантов человека.
Более того, множество примеров, подтверждающих позицию В. Плеханова, можно обнаружить и исходя из личного социального опыта. Многие
социальные институты играют роль раскрытия внутреннего потенциала человека. Например, я бы никогда не смог обнаружить в себе талант к
музыке, если бы родители не записали меня в музыкальную школу. Лишь нахождение в социальной среде, занимание определенного
социального положения даёт возможность человеку раскрыться полностью. Благодаря общественным институтам мы имеем множество
талантливых людей, вносящих свой вклад в окружающий мир.
Подводя итог, хочу отметить, что высказывание В. Плеханова невероятно точно и полно раскрывает сущность и огромное значение общества в
жизни человека. Только в обществе развиваются и раскрываются наши личностные качества.

2017
2018
2019

Три высказывания Путина в ЕГЭ 2018 года

Дети Путина

«В современном мире дети
учатся не только в школе. От того,
что они видят, слышат, что они
читают, во многом зависит
морально-нравственный климат в
обществе в целом (В. Путин)

Важные моменты
1. Тезис гласит, что внешкольная среда важна для морально-нравственного
климата всего общества.
2. Указывается, что одной школы недостаточно для создания этого климата.
3. Предполагается, что мы должно избирательно подходить к среде ребенка.
4. Примеры (синий кит, ютуб, лицемерие и коррупция власти, ограничение
информации, контроль учителей за страничками, другие страны)
5. Понятия (социализация, мораль, нравственность, общество, школа, агенты
социализации, семья);

«В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит

моральнонравственный климат в обществе в целом» (В. Путин)

Дзыбал

Сиротина

Величко

Галаган

Ермолаева

Коркин

Коровина

Вопросы

Вопросы к мини-сочинению?

Обыденный (бытовой) язык
Научный язык

Обыденный (бытовой) язык
Научный язык

2017
2018
2019

2017
2018
2019

2019
Связные и непротиворечивые рассуждения, на
основе которых

29.3. Наличие и корректность рассуждений и выводов

Можно ли приводить примеры с модельным ответом?

16 вариантов

80 тем мини-сочинений

Какую темы выбрать?

Елена Алексеева (4/6 баллов)

Артем Коркин (4/5 баллов)

Алиса Июльская (5/5 баллов)

Лиза Штурма (5/6 баллов)

Влад Любарский (6/6 баллов)

Не надо так

Анна Парфенова

Цитата

«Трудности порождают в человеке способности,
необходимые для их преодоления» (У. Филлипс)

Абрамова Маргарита
Автор данного высказывания утверждал, что сложности, возникшие на жизненном пути у человека, возможно решить, если
развить свои способности.
Но необходимо учитывать, что это возможно лишь прикладывая усилия, много трудиться. Когда человек преодолевает
сложности, возникшие на его пути, он закаляет характер, развивает свои способности. Именно благодаря развитию своих
способностей индивид становится личностью (личность – это человек, отвечающим за свои поступки, действия, обладающий
определенными чертами). Для нее малые трудности (трудность – это препятствие, мешающее достижению цели) не страшны,
потому что она обладает способностями (способность – это возможность преодоления трудностей с меньшими затратами
энергии). А развивает она эти способности трудом (труд – деятельность, направленная на получение результата).
Для подтверждения своей точки зрения приведу аргумент. В произведение Распутина «Уроки Французского» у главного героя
не хватало денег на покупку еды, потому что его семья была бедной. И когда он познакомился с ребятами, играющими в игру
за деньги он принял решение развить свои способности для победы в этой игре, чтобы выиграть хоть немного денег. И важно
учитывать, что ему удалось некоторое время зарабатывать деньги таким образом.
В газете «Сегодня» рассказывали – случай одного мужчины который научился играть ногами из-за того, что у него не было
правой руки, а он очень хотел играть на фортепиано. И несмотря на трудности ему это удалось. Он развил способность играть
ногами.
Таким образом я доказала, что высказывание У. Филлипса действительно верно. Человеку нужно прикладывать усилия для
развития своих способностей. Я разделяю позицию автора, потому что человеку под силу преодолеть любые невзгоды, если он
будет трудиться не покладая рук и развивать свои способности.

Бердникова Елизавета
Данным высказыванием Филлипс хотел донести мысль о том, что любые, возникшие трудности должны мотивировать его к их
преодолению.
С мнением автора сложно не согласиться. Действительно, в обществе – обособившейся от природы но тесно ней связанной части
материального мира для которой характерны способы взаимодействия людей и формы их объединения, важнейшую роль играет
приспособление человека к постоянно меняющимся условиям, новым трудностям. С помощью деятельности – формы активного
отношения человека к окружающему миру, проявляющейся в его целесообразном изменении и преобразовании, человек способен
справляться с возникшими на его пути сложностями.
Примеров борьбы человека с трудностями можно найти немало как в истории, так и в литературе. Так, в романе Александра
Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», главная героиня не побоялась сложившихся обстоятельств, а даже наоборот: осуждение
Петра Гринева вынудило героиню решиться на отважный шаг – отправиться к императрице чтобы просить о помиловании
любимого. В конце концов она добивается своего – молодого человека отпускают на свободу.
Другим примером преодоления тяжелых ситуаций могут являться мужество и героизм жителей блокадного Ленинграда в годы
Великой Отечественной войны. Несмотря на ужаснейшие условия: отсутствие продовольствия и электричества, это лишь
мотивировало ленинградцев остаться в живых. Изобретая новые методы добычи воды, выживания в промерзлых домах, они
смогли добиться цели – выжить!
Подводя итог хочу сказать, что только борьбой с трудностями человек может достигнуть всех целей! Главное это никогда не
отчаиваться и проходить через все сложности жизни с высоко поднятой головой.

Бобылева Анастасия
Великий мыслитель У. Филлипс рассуждает над проблемой преодоления трудностей на жизненном пути. Автор убежден в том, что
люди, которые проходят сложные испытания приобретают новые способности, помогающие преодолеть преграды. Данная
проблема актуальна в современном мире и с ней сложно не согласиться.
Для того, чтобы подтвердить мнение автора обратимся к теории. Способности – индивидуальные особенности человека для
успешной деятельности. Одним из условий развития своих способностей является практическая деятельность. Некоторые люди
развивают свои способности, к сожалению, только в преклонном возрасте. Выделяют такие виды способностей как специальные,
природные, общественные.
В качестве первого аргумента для подтверждения мысли автора хочется привести историю Стива Джобса – разработчика всемирно
известной компании «Apple». Стив Джобс в детстве воспитывался в детском доме, у него было много трудностей. Когда его
усыновили, то ему приходилось прогуливать школу, чтобы разрабатывать в гараже различные программы, т.к. у него была цель,
заработать деньги. И у него получилось! Проходя через нереальные трудности он смог развить в себе скрытые способности. На
момент смерти его состояние оценивалось более чем в 20 млрд.
В качестве второго аргумента хотелось бы привести в пример мою тетю. В детстве она была очень скромная, и чтобы избежать
этого, ее мама отдала в творческий кружок. Там она получила коммуникативные способности и научилась высказывать свое
мнение. На данный момент она является активной участницей ТЮЗа.
Таким образом, подводя теоретическую и фактическую аргументацию, можно убедиться. Действительно, все трудности помогают
приобрести новые способности, повысить свой социальный статус.

Джерсон Виктория
Прочитав высказывание У. Филлипса, невольно задумываешься над правильностью его слов.
Действительно, трудности, что формируют человека, как личность в процессе социализации, позволяют ему в последующем
сформировать умения для быстрого решения подобных ситуаций в дальнейшем. Для дальнейшего раскрытия темы хочу
обратиться к теории.
Трудности формируют личность – человек, прошедший период социализации индивида. Социализация – внедрение человека
в общество, овладение им навыков и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества
– является одним из тех процессов, что формируют в человеке способности для преодоления трудностей.
Для того, чтобы подтвердить точку зрения автора, я хочу обратиться к примеру из литературы. В рассказе Джека Лондона
«Любовь к жизни» мы знакомимся с героем, который за свою жизнь столкнулся с множеством трудностей. Благодаря
воспитанию и умением поступать правильно, он происходит весьма сложный путь и преодолевает все препятствия, которые
стоят на его пути.
Еще одним стоящим примером может послужить герой рассказа «Судьба человека», который, несмотря на все трудности,
выполнил долг.
Я считаю, что данное может прямо подтвердить точку зрения автора. В процессе социализации человек сталкивается с
трудностями, преодолевает их и, впоследствии, ему легче дается все на его жизненном пути.

Грубская Екатерина
В данном высказывании автор утверждает, что человек совершенствуется и развивается преодолевая трудности, решая возникающие перед ним вопросы.
Я частично согласна с автором, человек познает свои возможности в большой степени в стрессовых ситуациях, когда от него требуется незамедлительное принятие
решений или осуществление действий.
Человек – биосоциальное существо, и то, что отличает его от животных, а именно членораздельная речь и возможность мыслить, заниматься творческой
деятельностью, создает немалую часть «трудностей», возникающих на его пути. Общество само по себе является конкурентной средой для человека, хоть и не
обособилось от природы, с ее хищничеством и многообразием форм животного взаимодействия. Процесс преодоления трудностей, о котором говорит автор,
можно назвать социализацией. На первом ее этапе человек не столько преодолевает трудности, сколько учится жить, ведь для того, чтобы считать что-то
трудностью, надо понимать сложность этого. Возникновение трудностей может предполагать их решение, получение человеком новых качеств, решений,
раскрытие новых талантов и много чего положительного, однако история богата и обратными примерами. Не любая трудность посильна человеку, есть то, с чем не
каждый может справиться.
Писательница Анна Ахматова, столкнувшись с жестокостью советской власти в свой адрес, решилась уйти из жизни путем суицида. Причиной тому стали гонения,
обвинения, советская власть всячески пыталась приструнить писательницу, дойдя в своих изощрениях даже до ее сына. Естественно, такие «трудности», скорее
даже пытки, не могли не повлиять на Анну Ахматову. Какой бы сильной, не была женщина, у всех есть слабости и такой исход событий мог быть предугадан.
Однако, литературу имеет множество примеров, доказывающих правоту Филлипса. Например, героиня произведения «Мемуары гейши» Артура Голдена, Саюри.
Она, будучи маленькой девочкой Чио, была продана в Окейю. Ее первая трудность – разрыв с семьей, она потеряла все маму, отца, сестру. Вторым испытанием
стало издевательство единственной гейши Окейи, Хацумоно. Она заставила Чио испачкать чернилами кимоно одной популярной гейши, чем закрыла ей дверь в
этот мир, оставив ее с участью служанки. Пройдя через все это она стала выносливее, сильнее, она повзрослела и изменилась.
Тем, кто проходит сквозь несчастье и беды жизнь дает второй шанс. Настал и шанс Чио. Она получила возможность стать ученицей одной из лучших гейш Киото –
Мамехи. Обучение также не было легким, но Чио, уже наученная труда, смогла преодолеть все. Она достигла вершины, из дочки рыбака (и из служки, которой
потом была) она превратилась в первую гейшу Киото.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудности в человеческой жизни, несомненно толкают людей на прогресс, самосовершенствование, но бывают случаи,
когда они ломают людей, ломают их жизни.

Иванова Иванна
У. Филлипс в своем высказывании выдвигает идею, согласно которой человек развивается, обретает новые знания, качества и способности, разрешая
проблемы и трудности.
Сложно не согласиться с данной идеей. Примеров того, как трудности толкают человека к развитию, достаточно много, но сперва нужно ввести понятие
общественного прогресса. Общественный прогресс – это многочисленные сдвиги в сферах жизни общества. Прогресс может быть относительным или, иначе
говоря, неравномерным, то есть прогресс в одной сфере не всегда сопровождается положительными изменениями в других.
Прогресс может быть достигнут двумя путями – реформой или революцией. Отличаются они главным образом источником изменений – реформы проводит
государство, а революции происходят против него или независимо от него.
Однако, в случае, например, промышленных и научно-технических революций, государство может способствовать этим процессам.
Все изменения, происходящие с человеком, связаны с определенными трудностями. Это подтверждает, например, цивилизационная теория Тойнби, согласно
которой цивилизации появились в ответ на вызовы. Так, например, возникновение Древнеегипетской цивилизации связано с необходимостью обрабатывать
землю. Люди придумали способы обработки, получения знания, которые затем необходимо передавать – создается институт образования.
Для развития хозяйствования и регулирования отношений между людьми появляется экономические и политические институты и так далее. Общество
совершенствуется.
Такая схема применима и к отдельным людям. Приведу пример из своей жизни. В современном мире многие горожане ведут малоподвижный образ жизни.
Однако, наши теле требуют определённой нагрузки, чтобы быть здоровыми. Я не исключение. Когда я столкнулась с этой проблемой, и стала заниматься
спортом в тренажерном зале. Но результат сперва никак не проявлялся. Из этого я сделала вывод, что мне необходимы знания по теме. Так что следующая
трудность, с которой я столкнулась – недостаточность знаний. Я стала читать по теме, узнавать новое в области анатомии, в частности мышечной, химии,
биологии, диетологии. Эти знания я применяю в тренировках и в создании своей диеты. И чем больше я узнаю, тем больше у меня возникает новых вопросов,
ответы на которые мне нужно искать.
Итак, в заключение повторю главную идею – человек и общество развивается, обретают новые знания и способности, улучшаются системы в ответ на
возникающие перед ними трудности.

Павлова Вероника
В данном высказывании автор поднимает проблему роли способностей в жизни человека. Главной идеей данного высказывания является то, что
благодаря трудностям в человеке «просыпаются» способности, которые помогают человеку преодолевать трудности. Автор считает, что
способности играют важную роль в трудных моментах жизни человека.
Я полностью согласна с автором и считаю, что благодаря способностям человеку возможно легко преодолеть любые трудности, которые
возникают у него на пути.
Чтобы более подробно рассмотреть данную проблему, обращусь к теоретической аргументации из курса обществознания. Способности – это
определенные задатки в человеке, благодаря которым он совершает свою деятельность в разных сферах общественной жизни: экономической,
социальной, политической и духовной. Благодаря способностям у человека может развиться … к определенным направлениям. Благодаря
способностям также может происходить более усиленная социализация индивида. На развитие способностей оказывает влияние первичные и
вторичные агенты социализации. К ним относятся: семья, церковь, школы, вузы. В доказательство своей точки зрения обращусь к примерам из
различных источников.
Размышляя на данную тему, не могу не вспомнить великого композитора – Моцарта. Этот человек с ранних лет любил музыку. Также он обладал
способностью к игре на музыкальных инструментах. Благодаря своему желанию, любви к собственному делу и …
Он стал великим композитором, оставив навсегда свой след в истории.
Также в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» героиня Наташа Ростова с раннего возраста воспитывалась и прививала себе все светлые
качества, которые могут быть присущи человеку с большим сердцем. Она обладала способностью к моральной поддержке, что ей и пригодилось.
На войне Наташа поддерживала раненых солдат, пела им песни. С ее поддержкой на войне солдатам было намного легче и спокойнее.
Благодаря своим способностям Наташа помогла пережить трудности людям.
В заключение хочу сказать, что автор оказался прав. Действительно, способности играют роль в жизни человека: именно благодаря им человеке
может преодолевать трудности.

Лагодич Дарья
В данном высказывании У. Филлипс хотел сказать, что когда мы идем к своей цели и на нашем пути возникают преграды возникают
способности, которые помогают нам преодолеть трудности.
Человек, который поставил себе цель – предполагаемый результат деятельности, хочет ее добиться любыми путями, у индивида
появляются: мотивы, средства для получения цели и он использует их для того, чтобы ее добиться. Не всегда можно добиться всего
чего хочется без преград, обычно возникают какие-либо преграды: финансовые или социальные, но чтобы заполучить то, чего
действительно хочешь нужно приложить немалые усилия. Говорят, что именно тогда у человека отрывается второе дыхание и
проявляются те самые способности – качества, черты, средства, которыми наделен человек, для удовлетворения потребностей.
Позиция автора ясна: трудности, стоящие у человека на пути к цели, вызывают в нем «толчок» к дальнейшим действиям.
Я согласна с позицией автора и считаю, что чтобы добиться желаемого результата нельзя останавливаться на полпути, нужно идти
до конца несмотря ни на что.
В доказательство своих рассуждений приведу создателя корпорации «Apple» Стива Джобса. Стив начинал создавать свои
изобретения у себя в гараже со своей командной, … говорили ему, что он ничего не добьется, и что это для это нужно много денег
и славы, но это не остановило его. Стив Джобс навсегда останется в мировой истории, как великий человек, создавший все из
ничего.
Приведу пример из художественной литературы. Вспомним произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Когда Маргарита
потеряла Мастера, она искала его по всему свету. Героиня продала душу дьяволу, чтобы найти возлюбленного, она действительно
хотела добиться своей цели и делала все для этого, ее ничего не остановило, никакие трудности.
Таким образом, хочется сделать вывод о том, что человека, желающего добиться того чего хочет никогда не оставят трудности,
встречающиеся ему на пути, а только вызовут в нем «второе дыхание».

Никитина Наталья
С высказываем У. Филлипса о том, что трудности формируют в человеке способности, необходимые для их преодоления, невозможно не согласиться.
Из курса обществознания нам известно, что способности – это индивидуальные особенности человека, выражающиеся в предрасположенности к
какому-либо виду деятельности. Например, трудоспособность или же стрессоустойчивость. Способности играют важную роль в развитии
человеческой личности, но способности необходимо развивать. …, личность – это индивид, включенный в общественные отношения и являющийся
субъектом сознательной деятельности, который осуществляет деятельность особым индивидуальным, только ему присущим образом. Личностью не
рождаются, личностью становятся в процессе социализации, интеграции в общественную жизнь. На протяжении всей своей жизни человек
совершенствуется, растет духовно и морально, развивает силу воли и силу духа, то есть занимается самовоспитанием.
Настоящий человек никогда не перестает развиваться.
Рассуждая на данную проблему невозможно не вспомнить книгу Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Произведение рассказывает о летчике
Алексее Мересьеве, который в период Великой Отечественной войны сражался против немцев. В результате крушения истребителя он оказался в тылу
врага и был вынужден две недели пробираться к своим. У него были повреждены ноги, но он все равно сражался за свою жизнь и полз к своим. После
он перенес ампутацию ног. Хотя после ампутации Мересьев мало верил в то, что еще когда-нибудь сможет нормально ходить, но он доказал, что то,
что не убивает нас – делает сильнее. Ведь Мересьев даже смог научиться танцевать так, что никто не мог поверить в то, что он безногий, что у него
протезы. Он смог вернуться в строй и снова стал летать. Более того, эта книга основа на реальных событиях: такой человек действительно существовал
и звали его Алексей Маресьев. Он пережил все то, о чем повествует данная книга. И это по-настоящему восхищает и оказывает то, что человек может
преодолеть все, даже если сначала кажется, что это невозможно.
Также, рассматривая данную тему хочется указать на факты, что многие ораторы, отличающиеся красивой и сильной речью, страдали в детстве
деформациями речи. И лишь преодолев себя, долгие часы проводя за тренировками, они достигли мастерства и развили в себе способность к
красноречию. А ведь можно было просто замкнуться в себе и корить жизнь и судьбу за то, что такие трудности. Но лишь сталкиваясь с трудностями,
можно стать сильнее …
Таким образом, можно сделать вывод, что У. Филлипс был абсолютно прав, говоря, что жизненные трудности формируют в человеке особые
способности для их преодоления. Безусловно, данное высказывание очень актуально в наше время.

Языковой барьер
Мальчик, который научился играть ногой

Выдуманные примеры

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают
смысла высказывания/произведена подмена смысла
высказывания рассуждениями общего характера («домашней
заготовкой»), не отражающими специфики высказывания.

Лучшие статьи по теме