Биология для всех
  • Главная
  • Экосистемы
  • Уровень и темпы урбанизации. Что такое урбанизация, урбанизация в России: причины Группы стран по уровню урбанизации

Уровень и темпы урбанизации. Что такое урбанизация, урбанизация в России: причины Группы стран по уровню урбанизации

Человек – это существо с социальными потребностями, которое всегда старается окружить себя каким-то обществом. Именно по этой причине большая часть населения нашего мира переезжает всё больше и больше на территорию городов.

Но с другой точки зрения, человек - это существо и биологическое. Человек считается важной частью, а также особым звеном в устройстве и развитии природных ландшафтов. С другой стороны, многонаселённые города и страны, а также природные области без промышленных предприятий и повышенного количества выхлопов остаются на сегодняшний день главными сторонами, возле которых происходит весь процесс развития современного общества.

Вконтакте

Что же означают такие понятия, как урбанизация, субурбанизация и дезурбанизация? В чём кроется главный смысл этих определений?

Термин урбанизация городов, что он означает?

Слово урбанизация возникло от латинского слова urbanus, что дословно переводится как городской . Под термином урбанизация (в широком его значение) воспринимается рост роли городской местности в общей жизни человека и окружающего его общества. В узком же значении это слово обозначает процесс развития численности населения в городах , а также переселения людей из территории села – в простые города, а также в города миллионники.

Урбанизация как социально-экономический феномен и процесс развития численности городов стала упоминаться ещё в середине XX века, когда число городских жителей стало непрерывно увеличиваться. Главным фактором, который поспособствовал этому, стал процесс стремительного развития промышленных предприятий в городских областях , появления нужды в новых специалистах, а также развития науки, культуры и духовности на территории крупных городов.

Учёные классифицируют урбанизацию несколькими процессами:

На такие вопросы, как: что означает урбанизация, субурбанизация, а также дезурбанизация и рурализация, поможет ответить наука георбунастика. Геоурбанастика – это один из главных разделов географии современного уровня.

С понятием урбанизация схож такой термин, как ложная урбанизация , которая описывается и представляется в таких областях планеты, как Латинская Америка, а также Юго-Восточная Азия. Что включает в себя ложная урбанизация? Главным образом это ничем не подкреплённый и неофициальный рост численности населения в городах , при этом он не сопровождается увеличением количества рабочих мест и специализаций, а также развитием инфраструктуры.

В конченом счёте население, проживающее на территории сельской местности, попросту насильно переносится на территорию развитых городов. Так, ложная урбанизация, обычно, способна нести с собой особый рост уровня безработицы в определённой территории и возникновения на территориях городов так называемых домов – трущоб, которые никак не могут соответствовать нормальному уровню жизни человека, а также просто неблагоприятны для проживания.

Какой показатель урбанизации существует в других странах?

Так, департамент ООН по вопросам социума и экологии с каждым годом составляет новый рейтинг по урбанизации в странах мира. Такие исследования и ежегодная перепроверка начались ещё в 1980 году.

Найти уровень урбанизации несложно – нужно просто соотнести процент городских жителей и общую численность людей, проживающих на территории той либо иной области. Показатель урбанизации очень отличается в каждой стране. Так, самым большим уровнем урбанизации (если не рассматривать небольшие страны, которые состоят лишь из одного городка) обладают: Бельгия, Мальта, Катар, Кувейт.

В этих странах параметр урбанизации населения доходит до отметки в 95%. При всём этом показатель урбанизации такой же высокий на территории Аргентины, Японии, Израиля, Венесуэлы, Исландии, а также Уругвая (больше, чем 90 процентов).

Уровень урбанизации нашей страны по данным ООН равняется лишь 74% . На самых низких местах этого рейтинга располагаются Бурундии Папуа-Новая Гвинея – здесь уровень урбанизации ровняется всего 12,6 и 11,5 процентам.

На территории Европы самым маленьким показателем урбанизации обладает Молдова – только 49 процентов.

Что включает в себя городская агломерация?

– это термин, который идёт рядом с процессом урбанизации всего населения мира. Это понятие означат совмещение городских пунктов, расположенных по соседству, в одну большую и функциональную систему. Внутри такой системы возникают и разрастаются крепкие и многофункциональные связи: транспортные, производственные, культурные, а также научного характера. Городские агломерации – это один из важных процессов урабанизационного типа.

Это интересно: о понятии и функциях.

Учёные выделяют две главные разновидности агломераций:

  1. Моноцентрического типа (развитие на основе одного центрального города – ядра)
  2. Полицентрические (совмещение нескольких городов равнозначного характера).

Для городской агломерации присущи свои особенности и отличительные черты:

По результатам исследования ООН, на территории нашей планеты имеется меньше 450 агломераций городского характера, в каждой из которых свободно проживает не меньше, чем один миллион людей. Самой большой мировой агломерацией считается город Токио, в котором, по составленным данным, находится около 35 миллионов людей. Странами лидерами, в которых находится наибольшее число агломераций городского типа, считаются: Бразилия, Россия, США, Китай и Индия.

Урбанизация в России: какие крупные городские агломерации существуют на территории России?

Стоит отметить, что на территории Росси не ведутся никакие исследования и учёты числа городских агломераций. Поэтому фактические показатели могут сравнительно разниться друг с другом.

Всё же, на территории нашей страны находится около 22 городских агломераций . Самыми крупными из которых считаются:

Для городских агломераций на территории России свойственна высокая индустриальность областей , а также большой уровень развитой инфраструктуры. Также у нас имеется большое количество научно-исследовательских комплексов и учебных заведений высшего уровня. Главные части агломераций России считаются моноцентрическим, то есть они обладают одним ядром - ярко выраженным центром, от которого расходятся остальные пригороды, а также небольшие поселения.

Что несёт в себе субурбанизация

Теперь стоит поговорить и о других терминах, которые активно используются в урбанизации. Субурбанизация, данное слово вошло в употребление во второй половине XX века. Субурбанизация – это одно из явлений, которое сопровождается быстрым и целенаправленным развитием пригородных участков, расположенных возле крупных мегаполисов.

К концу прошлого века большая часть населения стала переезжать на территорию окраин крупных городов, где не так много шума и загрязнителей воздуха, а также имеются естественные природные ландшафты. В это же время такие люди начинают активно использовать сельскохозяйственные угодья и разводить домашних животных. При этом они продолжают работать на территории города и тратить на дорогу большое количество своего свободного времени. Конечно же, субурбанизация стала активно развиваться лишь после массовой автомобилизации.

Урбанизация превращается в субурбанизацию

Не так давно в одном из журналов была опубликована увлекательная статья, которая называлась «Планета пригородов». Если внимательно прочитать текст статьи, то можно понять, что субурбанизация – это не что иное, как урбанизация замаскированного характера . Так, по территории всей планеты мегаполисы и небольшие города увеличиваются лишь за счёт развития территории пригородов. Исключением в журнале считаются лишь два современных мегаполиса – Токио и Лондон.

Сейчас мы можем увидеть очень любопытную картину. Так, ещё 30–40 лет назад окраины городов большого характера становились местом проживания для более бедных слоёв населения, а на сегодняшний день всё кардинально изменилось. Теперь кварталы с элитными домами можно всё чаще увидеть на территории пригородов.

Что означает дезурбанизация?

В конце концов, стоит отметить ещё одно важное понятие. - это процесс, который в корне отличается от урбанизации (в переводе с французского языка dez – это отрицание).

Дезурбанизация характерна процессу расселения людей за пределами развитых городов, то есть в сельской местности. В более углублённом значении, такой термин несёт в себе отрицание позитивной стороны жизни общества на территории города. Главным принципом дезурбанизации считается устранение всех городов крупного типа по всему миру.

Причины урбанизации

Город не сразу стал признаваться и не сразу стал основной областью для проживания людей. Долгое время городские территории были скорее исключением, чем правилом из-за господства таких форм производства, в основе которых были заложены индивидуальный труд каждого человека, а также работа на сельскохозяйственных участках. Так, во времена рабовладения города считались тесно связанными с земельной собственностью, а также сельскохозяйственным трудом.

В эпоху феодальных процессов города несли в себе черты своего антипода – земледелия, именно по этой причине все города были рассеяны по большой территории и плохо связывались друг с другом. Преобладание сельской местности в жизни того общества обуславливалось главным образом тем, что функция производства и промышленности ещё была неразвита, что не давало человеку оторваться от своей территории в финансовом плане.

Отношения между городскими территориями и сельскими стали меняться после того как стали активно развиваться факторы производства . Главной основой для этого стало усовершенствование городского производства включением в него мануфактур, а затем и полноценных фабрик. При помощи быстрого роста производства в городе стало так же активно увеличиваться и число городского населения. Промышленная революция на территории Европы в конце XVII века и XIX века в корне изменила облик современных городов.

Наиболее типичной формой жизни населения становятся городские условия. Именно в это время развивалось быстрое наращивание поселенческой среды, искусственно получаемой от человека в процессе его жизнедеятельности.

Эти изменения в производственных процессах создали в процессах расселения населения новый исторический этап, характеризуемый увеличением урбанизации, которая означала быстрый рост доли населения городских поселений, тесно связанная с процессами индустриализации и развития производства. Самые быстрые показатели урбанизации были отмечены в XIX веке, так как в это время происходила активная миграция населения в города из сельской местности.

Вывод

Урбанизация, субурбанизация и дезурбанизация – все эти понятия взаимосвязаны друг с другом. Так, если урбанизация означает лишь повышение роли городов в повседневной жизни общества, то субурбанизация – это понятие в корне обратное, отток населения в сельские зоны расселения.

Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то сейчас около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Современный этап урбанизации в КНР характеризуется многими учеными как "урбанистическая революция", что связано с беспрецедентными масштабами явления. Китай -- традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации.

Рис.8

К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения, однако по абсолютной численности горожан страна уже тогда была мировым лидером. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации. Уже начиная с 1960 годов, когда доля городского населения 19.7%, в городах встал острый продовольственный вопрос, КНР начало принимать меры по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы. Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г. горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах ("ши") и в мелких городах и поселках ("чжэнь"). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан -- 70%.

В 1980-е годы особое внимание было обращено на создание малых городов и поселков городского типа. По мнению китайских ученых, "форсирование строительства малых городов и поселков -- великая экономическая и социальная задача. Необходимо серьезно провести эксперименты с реформой регистрации в малых городах и поселках, разработать в пользу последних инвестиционную и земельную политику, а также политическое обоснование в отношении недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо осуществлять на базе научного планирования и рационального размещения. Здесь полагается следить за экономией земельной площади и охраной окружающей среды и не браться за дело скопом"

Дельте реки Янцзы и Чжуцзян почти все центральные города осуществляют урегулирование административного деления на базе планов градостроительства. С 1999 г. по 2002 г. 2,88 млн. крестьян в провинции Чжэцзян стали городскими жителями. Уровень урбанизации этой провинции поднялся с 36 % до 42

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, систему городского планирования, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в "городскую страну" с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г. Одним из главных механизмов решения этой задачи является формирование трех крупнейших мегалополисов: Дельты реки Янцзы, Дельты реки Чжуцзян и столичного региона Пекин-Бохайвань.

Формирование мегалополисов КНР стало главным содержанием урбанизационной политики китайского руководства на современном этапе. Китайское руководство предпринимает целенаправленные действия по формированию мегалополисов, включающие принятие программных документов на высшем государственном уровне; проведение координационных совещаний руководства субъектов, входящих в мегалополисы; бюджетную поддержку, прежде всего путем участия государства в строительстве инфраструктурных объектов; создание единого информационного центра и т.д. Особая роль отводится внешним факторам формирования мегалополисов.

Переход к рыночной экономике оказал существенное влияние на облик китайских городов, который существенно трансформировался в последние годы. От развивающихся по строгому плану "городов-производителей" идет постепенный переход к "городу-потребителю". Городская среда становится пространственно неоднородной, стремится удовлетворить разнообразные интересы населения. В преобразовании городской среды центральное правительство тесно сотрудничает с региональными властями, поощряя и поддерживая их инициативы.

В КНР сложилась сложная, многоуровенная система городского планирования, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время идет утверждения нового "Закона о городском и сельском планировании", позволяющего комплексно подходить к процессу, учитывать интересы и городской, и сельской местности. Система городского планирования КНР иерархически выстроена, местным городским властям предоставляются достаточно большие полномочия.

Городскими властями предпринимаются различные меры для формирования "оптимальной" структуры горожан: привлечения образованной рабочей силы, сельских мигрантов, иностранных бизнесменов. Создание городских районов с характеристиками, удовлетворяющими потребности тех или иных групп населения, -- одно из важных направлений деятельности городских властей.

Руководство КНР ставит задачу формирования "своих" мировых городов. Таким глобальным городом становится Шанхай. Спецификой его становления как мирового города стало то, что он формируется прежде всего, как инновационно-индустриальный логистический глобальный центр, "главный цех" китайской "мировой фабрики". Особую роль в этом процессе играет "особая экономическая зона" Пудун, в составе которого выделяются определенные функциональные зоны. Поиск своего пути в мировые города позволяет Шанхаю избежать острой конкуренции с Гонконгом и Сингапуром, занять собственную нишу в мировом хозяйстве.

Можно сказать, что власти КНР активно регулируют так процесс урбанизации и так и демографию в стране. Власти работали периодами, то привлекая жителей в город, то расселяя городских жителей в сельские местности. Характеризуя процесс урбанизации в Индии необходимо в первую очередь изучит следующий график.

Рис.9

Можно сказать, что там наблюдается глобальная тенденция, которая развивается в направлении возрастающей урбанизации, согласно которой, больше половины населения мира живет в городах. Стоит отметить, что вклад городского сектора в валовый внутренний продукт (ВВП) в настоящее время ожидается в пределах 50-60 %. В связи с этим, повышение производительности труда в городских районах в настоящее время занимает центральное место в политических заявлениях министерства городского развития. Города обладают огромным потенциалом в качестве двигателей экономического и социального развития, создания рабочих мест. Они должны быть устойчивыми и дополнятся за счет городского хозяйства, что в свою очередь будет положительным для экономического развития страны. Большое количество жилища требует постоянного ухода, так требует определённый штат сотрудников, а это свободные рабочие места для индийских женщин. После 1950 года правительство Индии приняло 1005 различных планов, направленных на развитие жилищного и городского строительства, которое привело к запуску механизма борьбы с городской бедностью и нищетой. Программа Неру Роджгар Йоджана (NRY) делала упор на институциональное строительство и на строительство жилья для государственных служащих и слабых слоев. Возможно, такие планы во многом улучшать жизнь миллионов индийцев. Тем самым можно сказать что государственная политика Индии направлена на увеличение степени урбанизации в стране, она направлена на рост городов, на строительства жилья для приезжих жителей, постройки дополнительных рабочих мест. Тем самым правительство Индии, через городское население пытается увеличит темпы развития экономики, так как городское население - трудовое ядро в производстве.

Урбанизация в России может быть рассмотрена в узком понимании слова как рост городов и их населения. В более широком понимании данный процесс предполагает повышение значимости городского образа жизни в развитии современного общества.

Особенности процесса

Подобный процесс наблюдается на разных исторических этапах формирования человеческого общества, но только в девятнадцатом веке происходит существенное скопление людей в городах. В XX веке усиливается урбанизация городов России. Пик данного процесса приходится на послевоенный период.

Современная урбанизация в России является процессом объединения больших городов в агломерации.

Смысл процесса

В содержательном смысле урбанизация представляет собой целостный процесс, подразумевающий изменение социальных функций и культурного содержания городского населения, потребностей, капитала, производственных орудий. Экологический подход к урбанизации, который в стране является максимально развитым, предполагает использование принципов и способов освоения территорий с учетом специфики природной среды.

Урбанизация в России имеет следующие особенности:

  • интенсификация, концентрация, многогранность городской деятельности в агломерациях и городах;
  • городской образ жизни распространяется не только в крупных центрах, но и за их пределами;
  • формирование масштабных городских агломераций;
  • поэтапный переход от единичных центров к полосовым, узловым, линейным агломерациям;
  • рост радиуса расселения за пределами урбанизированных районов, которые связаны с зонами отдыха, производственными районами.

Урбанизация населения России приводит к неизбежной деформации структуры пригородных территорий, сокращению параметров Среди характерных черт процессы отметим субурбанизацию, которая предполагает быстрое развитие территорий вблизи крупных городов. Также в наши дни наблюдается рурурбанизация, которая связана с внедрением на селе норм и условий городской жизни.

Первый этап урбанизации в нашей стране

Уровень урбанизации России существенно изменился с начала прошлого века. В 20-50-е годы XX века страна являлась малоразвитой державой. Она существенно уступала европейским государствам по уровню урбанизации.

В то время процент городского населения составлял только 15 процентов. Но уже тогда в России выделяли и Санкт-Петербург. Среди крупных населенных пунктов, жители которых вели городской образ жизни, также отмечали Тулу, Астрахань, Ростов-на-Дону.

В тот период урбанизация в России была развита слабо, небольшие города лишь формально считались центрами, в реальности в них практически отсутствовала крупная промышленность.

Рост доли горожан в стране проходил достаточно медленно, и к 1914 году процент урбанизации в России достиг не больше 17 процентов.

В последующие десятилетия ситуация изменилась коренным образом, в результате доля городского населения возросла в десять раз, горожане стали составлять больше половины всего населения.

Особенно быстрыми темпами процесс урбанизации в России протекал в тридцатые годы двадцатого века. Ежегодный рост городского населения в то время составлял около десяти процентов. В стране велась ускоренными темпами индустриализация, которая привлекала население в города. Из-за насильственной коллективизации люди вынуждены были покидать свои деревни, села, перебираться в города.

В качестве основного источника увеличения численного городского населения выступали именно деревенские люди. Во второй половине двадцатого века ежегодный прирост городских поселений составил миллион человек, что стало рекордным показателем для России.

Второй этап

Он пришелся на вторую часть прошлого века. Это время можно охарактеризовать быстрым индустриальным развитием в послевоенное время. Помимо стремительного увеличения числа городских жителей, их образ жизни стал транслироваться и распространяться на сельских территориях. Особенности урбанизации в России в это время - рост количества городов с 877 до 1037 штук. В СССР к 1981 году города составляли половину всех советских поселений.

В это время растет значение интенсивных урбанизационных факторов из-за внутренней дифференциации данного процесса. Если изначально сфера урбанизации была сконцентрирована в отдельных городах, то новый уровень урбанизации России привел к ее распространению по всей территории страны. Данный процесс является важнейшей социальной и экономической особенностью государства, характеризуется преодолением отличий между деревней и городом.

Вместо компактных городов стали появляться урбанизированные ареалы, в которых концентрировалось промышленное производство и население, распространение жителей осуществляется по принципу от центра к окраинам.

Третий этап

Как дальше происходила урбанизация в России? Развитие процесса на данном этапе охарактеризовалось тенденцией снижения числа городских жителей, его назвали «русским крестом». К сожалению, тенденция снижения количественного состава городских поселений наблюдается и в настоящее время.

Причиной существенного уменьшения численности и доли городского населения в конце девяностых годов прошлого века стал экономический кризис. Именно он способствовал возникновению естественной убыли россиян. Несколько лет происходил миграционный отток жителей из городов в

Подобное «кризисное» снижение количества горожан и в настоящее время наблюдается на севере РФ, люди стремятся переехать в центральные регионы страны, либо выехать в Санкт-Петербург и Москву.

Московская и Ленинградская области являются самыми многочисленными российскими агломерациями. Низкий процент городского населения существует в Северо-Кавказском районе. Данному явлению можно найти сразу два весомых объяснения. В этом районе существуют благоприятные климатические и природные условия для существования сельского хозяйства, поэтому в регионе отмечена высокая плотность деревенских жителей. Здесь находятся национальные республики, в которых не приветствуется урбанизация.

Особые территории

Среди регионов Российской Федерации с максимальной концентрацией горожан выделяют Мурманскую область, а также Ханты-Мансийский автономный округ.

Урбанизация Приморского края России происходит достаточно медленно в сравнении с развитием центральных отечественных регионов. К тому же здесь невысока и доля сельских жителей, так как в регионе нет благоприятных условий для освоения территорий.

В самом конце двадцатого века стали проявляться признаки субурбанизации. Минимальная концентрация городских жителей (менее половины) характерна для национальных автономий, которые всегда отстают от процессов урбанизации. Помимо большей части северокавказских республик, к ним можно отнести Алтай, Калмыкию, Корякский, Эвенкийский, Бурятский автономные округа.

Невелика доля городского населения и в Краснодарском крае, поскольку здесь существуют идеальные условия для выращивания различных сельскохозяйственных культур.

Категории городских пунктов

В России выделяют города и Они могут быть курортными, дачными, рабочими, в зависимости от условий их создания. Существуют определенные критерии, согласно которым сельские населенные пункты отличают от городских поселений.

В ходе тех административных изменений, которые произошли в девяностые годы двадцатого столетия, в нашей стране появился такой новый субъект как Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Он интересен тем, что не имеет ни единого городского населенного пункта.

Критерии для выделения

Учитывается число жителей, которые задействованы в сельском хозяйстве (показатель не должен превышать 15 процентов от всего количества населения). Есть определенные требования к городам и по числу жителей. Чтобы населенный пункт получил статус города, в нем должно быть зарегистрировано не менее 12 тысяч человек.

Часть городов, в которых существенно снизилось число жителей, долгое время сохраняли свой первоначальный статус. Только в начале двадцать первого века пошел процесс их преобразования в поселки городского типа либо в сельские поселения.

Новые тенденции

Во второй половине прошлого века на территории страны городские поселения возникали в двух случаях:

  • в результате освоения новых природных ресурсов появился Мирный, Нижневартовск, Братск, Новый Уренгой;
  • в ходе расширения и трансформирования районных центров и поселков городских типов.

Процессы урбанизации двигались и вглубь, и вширь. Такой процесс особенно ярко проявлялся в Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, Карелии, Алтайском крае. В основном подобные процессы наблюдались в национальных автономиях и сельскохозяйственных южных регионах.

Поскольку раньше в этих районах наблюдалась пониженная доля городского населения, увеличение дифференциации регионов отражалось на уровне урбанизации в конце ХХ века. Среди тех причин, которые вызвали существенные изменения в тенденциях урбанизации, выделим:

  • неоправданное переведение больших поселений сельскохозяйственного типа в городские поселки;
  • искусственное сохранение в статусе «город» тех населенных пунктов, в которых существенно снизилось количество жителей.

Во время социально-экономического кризиса, с которым столкнулась наша страна, люди искали любые способы для выживания. Гораздо проще перенесли все сложности сельчане, так как у них была возможность вести собственное подсобное хозяйство.

Заключение

В России процесс урбанизации имеет свои отличительные характеристики. В последнее время в стране сложилась достаточно трудная экономическая ситуация, которая негативно отразилась на данном процессе. Оказалось, что намного проще выдержать все тягости и лишения, связанные с повышением тарифов за электрическую энергию, воду, коммунальные услуги, сельским жителям, нежели горожанам. Именно поэтому постепенно снижается численность населения в небольших российских городах, они превращаются в поселки городского типа.

Подобные явления абсолютно не свойственны для европейских населенных пунктов, поэтому их по праву можно считать отличительными характеристиками нашей страны.

В последнее время наблюдаются некоторые положительные сдвиги, связанные с увеличением рождаемости в стране. Это приводит к некоторому росту числа горожан даже в тех регионах, где отмечается сложная экономическая ситуация.

Те меры социальной поддержки, которые оказываются молодым матерям, стимулируют их желание на рождение второго, третьего ребенка. Безусловно, пока нельзя говорить о том, что урбанизация идет быстрыми темпами, но характерная для конца двадцатого века, практически миновала.

В последнее время уже не появляются новые города, при этом происходит укрупнение уже существующих населенных пунктов.

Урбанизация. Город и градостроительные проблемы
Современная Индия унаследовала от прошлого широко разветвленную сеть городов и поселений разного типа и различной судьбы. В колониальный период в Индии было пять типов городов, которые, разумеется, трансформировались по своей социальной сущности, но все же сохранили некоторые черты, обусловленные генезисом, функциями, размерами, сложившимися социальными отношениями. Таковы торгово-ремесленный центр с резиденцией феодала, город-порт, административный центр княжества, английский кантонмент и индустриальный город. В средние века города вырастали на месте деревни, сохраняя ее планировочную структуру. Индийские города в своем большинстве стоят на реках, которые служат и торговыми путями, и источниками водоснабжения, включая орошение полей. Вдоль реки Хугли на месте деревень еще с конца XIX в. выросла цепь промышленных городов, слившихся за последние десятилетия в единую систему во главе с Калькуттой.
Особенность урбанизации Индии - возникновение новых городов в результате последовательно проводимой правительством экономической политики, направленной на индустриализацию страны. Отсюда возникают региональные аспекты урбанизации. Концентрация промышленных обьектов, генерирующих создание и развитие новых городов, определилась по трем направлениям, ведущим от Калькуттско-Дамодарского пояса - важнейшей угольно-металлургической базы Индии к Бомбею, где сосредоточено потребление металлургической продукции, к Дели и Мадрасу. На эти стержни и нанизываются в первую очередь новостройки, а следовательно, и новые поселения. Юго-западное направление урбанизации обусловлено развитием энергопромышленного комплекса в Раджастхане и созданием в этой связи городов вдоль магистрали Дели - Матхура - Котах - Барода - Бомбей.
На пути от Калькутты к Мадрасу на восточном побережье - древний порт Висакхапатнам с судостроительной верфью. Цепь городов размещена на линии от Бомбея к старинным, а ныне стремительно растущим центрам, таким как Хайдарабад (через Пуну и Варангал), Бенгалуру - крупнейший центр машиностроения и химии, Виджаяваяди - ядро промышленного ареала дельты Кришны - Годавари. Все эти факторы и определяют наиболее ощутимую особенность урбанизации в Индии - рост городского населения преимущественно за счет четырех наиболее крупных супергородов - Калькутты, Дели, Мадраса и Бомбея.
Одной из крупнейших агломераций является Калькутта, но с середины 70-х годов Дели по темпам развития опережает все остальные города. В наиболее урбанизированной области - Западной Индии насчитывается 600 городов, а половина городского населения сосредоточена в 11 крупных городах, в одном только Бомбее живет более четверти населения всей Западной Индии.
Темпы урбанизации в Индии с 1910 по 1950 г. были такими же, как 100 лет назад в США. В урбанистическом процессе Индии в качестве мощного катализатора выступает железнодорожный транспорт. Построенная в 1979 г. трансиндийская железная дорога длиной 3915 км соединила конечные населенные пункты Северной Индии (в штатах Кашмир и Джамну) и Южной Индии (Каньякумара - мыс Коморина). Ввод в 70-е годы в эксплуатацию железной дороги Удайпур - Химатнагар усилил связь между городами, лежащими на сухопутных дорогах, с портами Гуджарата. Развернувшееся в годы независимости железнодорожное строительство в наиболее отсталом глубинном штате Мадхья-Прадеш сыграло большую роль в его урбанизации. Немалая роль принадлежит строительству шоссейных, грунтовых дорог. Необходимой частью транспортных путей, соединяющих населенные пункты, служат мосты. Индия, почти не знавшая мостостроения, за годы независимости создала более 200 первоклассных мостов. Развитие транспорта стимулирует рост внутренней и внешней торговли, которая осуществляется главным образом морским путем. Среди восьми крупных морских портов главенствует Бомбей. За ним выдвинулся Мормугас - главный порт Гоа. Третье место по темпам развития и грузообороту занял быстро растущий на восточном побережье Висакхапатнам, обогнавший Мадрас. Портовую деятельность Калькутты, занимавшей ведущее место в колониальный период, сдерживает обмеление бассейна Хугли. На помощь пришел сооруженный в 1976 г. новый калькуттский глубоководный порт Халди. Функционирование главных морских портов, этих крупнейших узлов экономического роста, органически связано с хозяйственной жизнью и урбанизацией тяготеющих к ним территорий-хинтерлендов. Рост промышленного строительства в 1951-1961 гг. повлек за собой рост новых городов (452 новых города с общим числом 3,5 млн. жителей, из них 20 городов с населением в каждом от 100 до 500 тыс. жителей). Такие города, как Нангал, Новый Джамшедпур, Бхилайнагар, Роуркела в штате Бихар, Бхадравати в штате Майсур, были рассчитаны на освоение слаборазвитых районов в качестве промышленных, торговых и культурных центров. В крупный портовый промышленный город вырос Гандидам, спроектированный немецким архитектором О. Кёнигсбергером.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 1905г. – 29%, а в 1990г. – 45%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 50 млн. человек. К 2000г. согласно прогнозам демографов, доля горожан может превысить 50%.

Вторая черта – населения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всего характером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Кроме того, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов, в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х г.г. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI века число больших городов достигнет 4 тыс.

Среди больших городов принято особо выделить крупнейшие города миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей. Исторически первым городом был Рим во времена Юлия Цезаря.

В начале XX века их было всего 10, в начале 80-х г.г. – более 200, а к концу столетия число их, видимо, превысит 400. В России в 1992г. насчитывалось 13 таких городов. Более 30 “супергородов” мира уже имеют свыше 5 млн. жителей каждый.

Третья черта – “распознание“ города расширение их территорий. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного города к городским агломерациям - территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка: в них проживают по 16-20 млн. человек. В России из нескольких десятков крупных агломераций самая большая - Московская с населением 13,5 млн. человек; она включает около 100 городских и несколько тысяч сельских поселений.

Согласно имеющимся прогнозам к концу XX века число крупнейших агломераций значительно возрастет.

Многие из них трансформируются в еще более крупные образования – урбанизационные районы и зоны.

4. Уровни и темпы урбанизации.

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на 3 большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному “выталкиванию” избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, “трущобная урбанизация” приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из которых носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано – очень часто до крайних пределов - само население и производство. Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в литературе, прежде всего в экономико - и социально – географической. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 г. в городах жило 28% мирового населения, в 1997 г. – 45%. Города разного ранга, значения и величины с быстро разрастающимися пригородами, агломерациями, еще более обширными урбанизированными зонами практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 г. насчитывалось 116, в 1996 г. их уже 230.Городской образ жизни населения, городская культура в самом широком смысле слова все более распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет “вширь” в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 г. доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38% , в том числе в наименее развитых – 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии – 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения: 74%, в том числе Венесуэле – 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидаде и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу – от 70% до 80% и т.д. Лишь в немногих наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины – от 35% до 47%.

Показатели высокого уровня урбанизации формально характерны для сравнительно немногих, наиболее развитых стран Азии и Африки. Однако фактически и эти, и некоторые другие страны Азии имеют различные черты давней, даже древней урбанизации (Китай, Индия, страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др.). Высокая доля горожан, кроме, стран городов (Сингапур, Сянган, Аомынь), у близких к ним по характеру расселения некоторых арабских государств, особенно нефтедобывающих: Кувейта (97%), Катара (91%), ОАЭ (84%), Иордании (72%). Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация “вширь” давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной – 81%, в отдельных странах – еще более: в Бельгии – 97%, Нидерландах и Великобритании – 90%, в ФРГ – 87%, хотя кое – где заметно меньше: в Австрии, например – 56%, в Швейцарии – 61%. Высока урбанизированность в Северной Европе: в среднем, а также в Дании и Норвегии – 73%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при других показателях урбанизации, выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

Доля экономически развитых стран ныне характерна урбанизация “вглубь”: интенсивная субурбанизация, образование и распространение городских агломираций и мегополисов. Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города – миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

Лучшие статьи по теме