Биология для всех
  • Главная
  • Материалы 
  • Фундаментальные исследования. Современные инновации в образовании: виды и примеры Предназначение инноваций в образовании

Фундаментальные исследования. Современные инновации в образовании: виды и примеры Предназначение инноваций в образовании

Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам - первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.

Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.

Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.

Новое в системе образования

Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания - негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.

Инновация - понятие широкое. В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.

На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам:

  • несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся;
  • различия в темпах развития науки и возможностей восприятия;
  • конфликт сторонников концепций узкой специализации и многостороннего развития.

Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач. Это:

  • профессиональная классификация инноваций в образовании;
  • инновационный менеджмент в образовании;

Большое значение имеют применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.

Усовершенствование обучения

Обучение - это инновационный образовательный проект. Само понятие синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть инновация.

Цель обновлений в образовании - воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.

Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:

  • изменения сути процесса;
  • создания новых способов и видов работы.

Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе - усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.

К методам модернизации относят:

  • внутрипредметные обновления - переход к новым обучающим комплексам и авторским разработкам;
  • общеметодические новшества - внедрение нестандартных, универсальных образовательных технологий, использующихся в любой предметной отрасли образования;
  • управленческие инновации - решения руководителей, направленные на повышение результативности функционирования субъектов системы;
  • идеологические разработки - нововведения, вызванные изменениями в сознании, являющиеся фундаментальной основой для остальных инноваций, так как только осознание необходимости нового ведет к появлению инноваций.

Задача инновационных технологий - качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ - формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.

Структура инноваций в образовании

Инновационные процессы в образовании - сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса - генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.

Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность - новая по форме и прогрессивная по содержанию.

Педагоги с аналитическим мышлением понимают суть процесса и видят способы для улучшения. Жизнеспособная структура - это сумма следующих элементов:

  • причина;
  • намерение;
  • проблема;
  • смысл;
  • способы;
  • результаты.

Процесс начинается с причины, затем появляется цель инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.

Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:

  • появление идеи;
  • планирование;
  • создание (освоение на практике);
  • внедрение.

Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка - учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.

Проблемы инноваций в образовании

Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация - это риск без гарантии.

Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На сегодня нововведения классифицируются как:

  • Аналоговое. Инновация основана на принципе классический метод + частное нововведение.
  • Комбинированное. Объединение образовательных блоков для получения нового подхода.
  • Ретроинновационное. Заключается в привлечении забытых методов (гимназическое обучение, лицеи).
  • Сущностное. Внедрение ранее не применявшихся инноваций.

Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:

  • воспитательной;
  • обучающей;
  • управленческой;
  • переквалификационной.

Введение изменений - это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.

Управление инновациями

Введение новшеств - это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень - режим развития.

Регулирование процесса обновления в учебном заведении - синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого - «одушевление» образования и повышение качества преподавания.

На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:

  • выполнением директив управляющих органов;
  • применением технологических и научных новинок;
  • обновлением теоретической части педагогики;
  • изучением запросов учащихся.

Регулирование процесса внедрения инноваций - многопрофильная деятельность, включающая:

  • постановку и решение стратегических задач;
  • мониторинг рисков;
  • изучение структуры и возможностей образовательного учреждения;
  • формирование пакетов инновационных предложений и пр.

При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.

Законодательство РФ

На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».

Закон об образовательных учреждениях определяет:

  • направления и задачи обновления;
  • формулирует понятие федеральных и региональных площадок;
  • утверждает порядок функционирования инфраструктуры.

Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.

Международное законодательство

Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.

В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г. разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.

Великобритания

Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка новейших разработок, в том числе и в области образования. Именно с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса. Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.

Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования - определяющая роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.

Классификация инноваций в образовании

Инновационные проекты и программы в образовании появляются в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские новинки либо становятся общепринятой нормой.

Инновации классифицируют:

  • по объему новизны: как открытия или доработанные и улучшенные проекты;
  • по педагогическим объектам и категориям;
  • по масштабам: от конкретного учебного заведения до всей страны;
  • по способу авторства - индивидуальный или коллективный проект;
  • по источникам - сторонний заказ или собственное изобретение.

Без сомнений, внедрение новшеств - сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс.

Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.

Расширение опыта

Инновации - часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. А значит, данный процесс требует руководства.

Относительно учебного процесса, инновации в образовании - это обновление сути и методики обучения.

Выделяют следующие этапы процесса:

  • определение необходимости нововведений;
  • мониторинг информации;
  • разработку;
  • внедрение;
  • институализацию - применение новшества на практике длительное время.

В сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.

Направления по анализу и продвижению опыта:

  • мотивация и поощрение преподавателей по результатам обновлений;
  • объединение усилий научного и преподавательского состава для распространения накопленного опыта;
  • создание информационного ресурса для сохранения наработанных знаний;
  • применение опыта на практике.

Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.

УДК 338.001.76

О.А. Баклушина

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Рассматриваются основные моменты нововведений, которые необходимо предпринять в вузовском образовании. Предложены конкретные примеры инноваций, способных создать стимулирующие механизмы лучшего усвоения знаний студентами, повышения уровня обучения преподавателями, обеспечивающих активизацию и внутренних мыслительных, рационально-творческих фундаментальных

способностей студента.

O.A. Baklushina INNOVATIONS IN EDUCATIONAL PROCESSES OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The important factors of innovation in higher education institutions are researched in the paper. The paper suggests certain examples of innovation.

They must make stimulus mechanisms of the best student’s assimilation of knowledge and increase the learning level by tutors. These factors are to increase the internal intellectual, rational creative fundamental student’s abilities.

После эпохи эффективности, продолжавшейся в 50-60-е годы, качества - в 70-80-е годы, гибкости - в 80-е и 90-е годы, сейчас мы живем в эпоху инноваций.

Инновации в квалифицированной литературе рассматриваются не как диффузное множество спонтанных «самовыражений» удачливых пророков или дельцов, а как предпосылки интегративного процесса модернизации, а сегодня - и глобализации. Этот процесс раскрывается в его перспективе - не ситуативно и хаотично, а в контексте сложной, многотемной исследовательской программы, в которой на основе эмпирических исследований выявляется комплекс основных тенденций развития общества на данном этапе - в экономике, технике, информации, во всех подразделениях культуры - в политике, праве, искусстве, в том числе, в науке и образовании.

Однако параллельно с этим, все более полно и отчетливо образование начинает пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека.

Для инновационного реформирования образовательного комплекса в условиях глобализации акцент должен сместиться в сторону решения вопросов повышения качества и обновления содержания образования, внедрения новых инновационных технологий организации учебного процесса, особенно в плане становления системы непрерывного инновационного профессионального образования.

В результате реформы образовательного комплекса следует формировать новый тип специалиста - инноватора - творческой личности, высококвалифицированной, ориентированной на рыночную экономику, мобильной, духовно богатой, социально

ответственной и интеллектуально развитой, владеющей необходимыми знаниями и методологией создания научной продукции мирового уровня.

Сегодня образование оказывается самым масштабным и, может быть, единственным социальным институтом, через который осуществляются трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.

Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразований изменяющегося социума, порождает новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Образование обретает статус особого механизма общественного и культурного развития регионов, страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека.

Мобилизация мыслительных, рационально-творческих фундаментальных способностей человека в невиданных ранее масштабах для создания сложнейших наукоемких высоких технологий и техники нового поколения сегодня не возможна без современной инновационной высокотехнологичной методологии по обучению новых специалистов разработке высококачественной и конкурентоспособной научной продукции, управлению людьми, социальной направленности компаний.

Высокая духовность и интеллектуализация зрелого гражданского общества, выявление и развитие одаренных детей, создание благоприятных условий для формирования неординарных личностей и высококачественной организации по их инновационно-активной деятельности - главные компоненты стратегической основы, обеспечивающей процветание, конкурентоспособность и могущество России.

Переход на инновационную методику обучения - закономерный этап в развитии высшего профессионального образования страны. Вуз должен стремиться создать такие условия, при которых и студенческий коллектив, и персонал будут с успехом применять инновации. Основа современных инноваций в образовании - это ориентация на сознательность студента. При этом студент работает ради своего будущего - карьеры, успешного интеллектуального роста. Это позволяет выбрать индивидуальную траекторию обучения (обеспечивает вариативность образования). У студентов появляется возможность заниматься по другим направлениям и специальностям (при соответствующем согласовании расписания), изучать дополнительные дисциплины, осваивать смежные специализации или получать дополнительную квалификацию. Кроме того, они получают доступ к учебным курсам и академической жизни других вузов, в том числе и зарубежных, с гарантией академического признания результатов обучения. Наиболее рациональными инновационными направлениями в высшем образовании должны стать следующие:

1) Практическое применение знаний студентами путем проведения практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным. Так, изучая бухгалтерский учет, студенты должны иметь возможность проанализировать работу конкретного предприятия, имея в распоряжении первичную бухгалтерскую документацию: кассу, банк, подборку договоров и пр.

2) Формирование меньших по объему студенческих групп. Оптимальная численность 10 человек. Формирование групп должно происходить на основе рейтинга студента по основным дисциплинам или дисциплинам этого курса. Предположим, изучение дисциплины «Эконометрика» происходит после усвоения студентом таких дисциплин, как «Математика», «Статистика», «Основы экономики». Эконометрика напрямую связана с этими дисциплинами и использует методики и теории этих дисциплин. Получая однородные группы студентов по показателю подготовленности по

взаимосвязанным предметам, преподаватель имеет возможность варьировать глубину изучения новой дисциплины в соответствии с уровнем знаний студентов. Это позволит более полно усваивать знания студентами ввиду одинакового уровня подготовки. При этом вузу будет необходимо вести учет рейтинга студентов по каждой пройденной дисциплине, находить взаимосвязанные дисциплины, группировать все дисциплины по признакам: гуманитарные, экономические, технические и пр.

3) Для отсутствия предвзятости в оценке преподавателем студента на зачете или экзамене, необходимо принимать этот зачет или экзамен комиссией. Оптимальный состав комиссии - 3 человека. В комиссию обязательно должны входить специалисты той области, к которой относится предмет. Это нововведение позволит избежать высказываний со стороны студентов о предвзятом отношении преподавателя к кому-то конкретно. Преподавателю - объективно оценивать студентов в согласии с мнением комиссии. Комиссии - оценить объем знаний, который преподаватель сумел передать студентам.

4) Создание большего количества электронных учебников по всем дисциплинам курса, доступ к которым имелся бы у всех студентов. Плюсы электронных учебников заключаются в возможности в маленьком объеме информации сделать несколько интерактивных ссылок, объясняющих термины, понятия, формулы и пр., о которых идет речь. То есть если студенту необходимо рассчитать индексы цен и у него отсутствуют знания в этой области, он может набором в строке поиска слова «индексы» получить основные понятия и определения в этой сфере. В определении индексов встречаются относительные величины. Щелкнув по этому определению, студент может получить представление об относительных величинах и т. д.

5) Премирование студентов по итогам семестра (или года). Набранные в течение семестра (года) баллы по всем дисциплинам выявляют наиболее успешных и трудолюбивых. Наиболее стимулирующими премиями для студентов являются:

Денежное вознаграждение;

Устройство на практику (работу) в престижные компании;

Льготы при поступлении в аспирантуру;

Обменные программы в вузы других городов (стран).

6) Возможность выбора времени обучения, что позволит студентам помимо учебы работать. При этом работа позволяет студенту сориентироваться в той или иной специальности, получить практические навыки в деловой сфере.

Все перечисленное позволяет стимулировать самостоятельную работу студента в течение всего периода обучения, что помогает ему выработать навыки самостоятельного поиска информации и ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний.

Обладая колоссальным ресурсом и потенциалом, обеспечивающим поступательное динамичное развитие нашего общества, национальная инновационная стратегия вуза изменяет существующие подходы к организации и управлению образованием, культурой, качеством жизни и решением других сложнейших комплексных проблем различной природы и характера (социального, политического, экономического).

Баклушина Ольга Александровна -

ассистент кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

Термин «инновация» означает «новшество». Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в учебно-методическое обеспечение; в учебный план и программы; в систему финансирования. В качестве источников идей обновления вуза могут выступать потребности страны, региона, города, района - как социальный заказ; достижения комплекса наук о человеке; передовой педагогический опыт; интуиция и творчество руководителей и педагогов; опытно-экспериментальная работа; зарубежный опыт.

На пути реформирования высшего образования сегодня наблюдается ряд тенденций. Первая связана с развитием многоуровневой системы подготовки специалистов во многих вузах. Эта система обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускников осваивать на базе полученного образования новые специальности. Вторая тенденция - это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями (система Интернет, телекоммуникационные формы обучения). Третья тенденция – это университизация высшего образования в Беларуси и процесс интеграции высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов. Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы на самофинансирование. Включение вузов Беларуси в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход белорусского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

На смену общему профессиональному образованию приходит целостное совокупное личностно-ориентированное образование. Основанием для этого являются тенденции развития современного образования.

1. Каждый уровень образования признается составной частью системы непрерывного образования.

2. В образование широко внедряются информационные технологии, что изменяет традиционное когнитивно-ориентированное обучение, технологизация образования значительно расширяет интеллектуальную деятельность учащихся.

3. Отмечается переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению, что предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, самообразования.

4. Изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества.

Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обуславливают принципы его реформирования в начале XXI столетия и формирования соответствующих им инноваций (Зеер).

Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность. Сегодня в педагогике представлены три парадигмы профессионального образования: когнитивно-, деятельностно- и личностно-ориентированная. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс (цели, содержание, методы и средства обучения) как исследовательская деятельность. Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный материал – как дидактически «препарированные» научные знания. Образование понимается как трансляция социокультурного опыта нового поколения. Педагогические концепции этой парадигмы – традиционная, академическая, репродуктивная. С идеологической, управленческой точки зрения это наиболее эффективный и предпочтительный подход. С психолого-педагогической точки зрения – это личностно отчужденное образование (М. М. Поташник). Деятельностно-ориентированная парадигма образования ориентирована на выполнение социального заказа. Образование является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности – это целевая установка данной парадигмы образования. И когнитивно-, и деятельностно-ориентированное образование направлены на достижение качества образования, понимаемое как обученность и социально-профессиональная подготовленность.

Центральным звеном личностно-ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых. Эта парадигма адекватна философии открытого образования, предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, оно должно быть вариативным, представлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов (Д. Г. Левитес). К принципиальным положениям этой парадигмы образования относятся:

1. Приоритет индивидуальности;

3. Опережающий характер обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств специалиста в процессе учебно-профессиональной деятельности;

4. Личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в саморазвитии. Личностно-ориентированное образование с государственной и управленческой позиций крайне сложно, дорого, а с педагогической - технологически не обеспечено.

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития до 2020 г. и основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь, переход на инновационный путь развития экономики рассматривается в качестве необходимого условия для обеспечения долгосрочного экономического роста и неуклонного повышения благосостояния белорусских граждан. Инновационное развитие предполагает построение нового типа экономики, основанной на создании, распространении и использовании научно-технических знаний во всех отраслях и секторах экономики для снижения производственных издержек, повышения производительности труда и роста конкурентоспособности национального производства.

Успешный переход на инновационный путь развития требует наличия в стране высокоразвитого научно-технического потенциала - в первую очередь, научных кадров и широкой сети научно-исследовательских и образовательных учреждений, производящих научно-технические знания. Тем не менее, как учит международный опыт, знания сами по себе не трансформируют экономику, и затраты на их производство далеко не всегда приносят высокую отдачу. Успешное построение инновационной экономики требует создания механизмов, обеспечивающих востребованность научно-технических знаний в экономике и высокую отдачу от их внедрения.

Несмотря на значительные трудности переходного периода, Беларуси в целом удалось сохранить значительный научно-технический потенциал. Тем не менее, по-прежнему нерешенной остается проблема несоответствия «структуры и научно-технического уровня исследований потребностям развития экономики» и «отсутствия практического применения в экономике многих разработок». В мировой практике решение данной проблемы осуществляется путем создания национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей координацию деятельности производителей научно-технических разработок (в том числе научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений) и потребителей этих разработок (предприятий) на основе рыночных принципов, т.е. исходя главным образом из критериев прибыльности. Беларусь является одной из стран, принявших политическое решение о построении подобной системы «рыночного типа».

Высшие учебные заведения должны стать важной частью национальной инновационной системы, что делает необходимым существенную трансформацию их традиционных функций как в сфере обучения и профессиональной подготовки, так и в области проведения научных исследований. В частности, интеграция вузов в НИС потребует пересмотра содержания и целей обучения с учетом потребностей экономики, а также усиления их роли в проведении научных исследований и внедрении их результатов в экономической деятельности. Данные изменения реализуются главным образом путем создания в рамках вузов объектов инновационной инфраструктуры, занимающихся коммерциализацией научных разработок, передачей технологий и проведением научных исследований на контрактной основе: парков высоких технологий, технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов и центров трансферта технологий. Деятельность подобных структур обеспечивает встраивание вуза в процессы производства, передачи и внедрения знаний в качестве субъектов рынка.

В Беларуси создание и деятельность объектов инновационной инфраструктуры во многом опирается на зарубежный опыт, в первую очередь США и других англоязычных стран. На основе анализа белорусского опыта и его сопоставления с зарубежным в данном материале будет проанализированы первые результаты и обозначены некоторые потенциальные проблемы для научно-исследовательской и образовательной деятельности вузов, связанные с работой инновационных подразделений.

В современном инновационном менеджменте инновации определяются как целенаправленно проводимые изменения во всех сферах деятельности организации по адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования (З. Г. Найденова). При сохранении своей сущности инновации, формализуясь посредством осуществления определенной деятельности, тем не менее, идентифицируются применительно к той сфере, в которой они внедряются. Не является исключением область высшего образования, в том числе высшего юридического образования.

Необходимость инноваций в сфере образования вызвана вовлечением образовательного пространства Республики Беларусь в национальную инновационную систему, в том числе в сферу инновационных отношений, осложненных иностранным элементом. Важнейшим потребителем результатов инновационной деятельности становится экономика – область, где в наибольшей степени проявляется эффективность инновационной среды. В специальной литературе справедливо отмечается, что рыночная экономика требует инновационного образования, которое могло бы формировать у обучаемых способности к самообразованию как деятельности, направленной в будущее, воспитывать у них социальную ответственность, уверенность в своих профессиональных силах (В. И. Ноздрин-Плотницкий).

Приоритетными направлениями инновационной деятельности в системе высшего образования являются:

1. Основанные на системных изменениях в образовательном пространстве Республики Беларусь изменения локального характера образовательного процесса в учреждениях образования на уровне структурных подразделений и, прежде всего, факультетов и кафедр. Все возможные изменения образовательного пространства на уровне отдельных учреждений образования и их структурных подразделений должны основываться на идентификации образовательного пространства Республики Беларусь как единого образовательного пространства с присущими ему общими закономерностями развития.

2. Разработка и использование в системе высшего образования инновационных продуктов: учебное локальное нормотворчество; целевое программное обеспечение; перспективное учебно-методическое обеспечение; постобразовательная профессиональная адаптация; обмен профессиональными навыками и др.

Инновационная модель развития высшего образования предполагает реализацию системного подхода в вопросах разработки и использования инновационных продуктов с распространением их на все виды образовательной деятельности. При этом необходимо руководствоваться в первую очередь такими общими принципами, как приоритетность образования, светский характер образования, демократический характер управления образованием, преемственность уровней и непрерывность образования, активное участие государства как основного гаранта конституционного права граждан на образование в развитии сферы образования, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистический характер образования, предполагающий свободу выбора педагогическими работниками методики обучения и воспитания, педагогических технологий, средств обучения, а обучающимися - учреждения образования, направления, профиля подготовки (специальности), формы получения образования.

3. Планирование инновационных образовательных проектов различных уровней и срочности: системные и локальные, долгосрочные и краткосрочные, национальные и международные и т.д. Инновации в сфере высшего образования должны основываться на планировании конкретных проектов с разработкой присущих планированию элементов. Планирование позволяет обеспечить последовательность и качество образовательной деятельности, а также рационально распорядиться имеющимися ресурсами.

4. Моделирование национальных и международных интеграционных процессов в сфере образования, а также деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. Инновационная деятельность в сфере высшего образования не может успешно осуществляться, если она осуществляется вне интеграционных процессов происходящих в экономике, праве и политике.

5. Развитие обеспечительных элементов системы высшего образования, среди которых: информационный, материальный, правоприменительный и др. Обеспечительные элементы системы высшего образования могут позиционироваться в качестве образовательной инфраструктуры, необходимой для обеспечения образовательного процесса.

Весь путь развития педагогической науки показывает, что основное противоречие в образовательном процессе проявляется в отношениях «старого» и нового, то есть традиционного и инновационного. Причиной этого является, с одной стороны, потребность в устойчивых компонентах для стабилизации образовательного процесса, которые впоследствии складываются в педагогические традиции, но с другой стороны, обязательны нововведения, инновации, которые обеспечивают динамику развития данного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что система высшего юридического образования, равно как и в целом современное образование Республики Беларусь, нуждается в инновациях. Процесс имплементации инноваций в существующую систему высшего образования следует рассматривать как процесс постоянный, учитывающий состояние и уровень развития национальной системы высшего образования. С другой стороны, инновации в системе высшего образования отличаются своими особенностями и должны учитывать специфику специальности и перспективы профессионального совершенствования.

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на , который проводят ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию - «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», - говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании , подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, - каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта - идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы - «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

1

Современная социально-экономическая ситуация в стране отражает переходный характер эпохи. С одной стороны разрушены механизмы управления, социальные и экономические структуры, характерные для плановой экономики социалистического государства. С другой стороны еще не созданы рыночные, в полном смысле этого слова, отношения и соответствующие им структуры. В настоящее время взят курс перевода экономики России с сырьевого пути развития на инновационный. Роль высшей школы в этом процессе является ключевой. Но и сама она сталкивается с огромным количеством проблем, одной из которых является повышение качества её функционирования и гарантированность результатов деятельности. Эта проблема тесным образом связана с внедрением инноваций.

Под инновацией в образовании следует понимать нововведение, предназначенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса, повышения его качества или организации благоприятных условий для усвоения материала студентами .

Само понятие «инновация» и «новшество» часто путают между собой, а их следует различать. А.В. Хуторской в своей книге «Педагогическая инноватика» указывает на то, что новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - реализованное изменение, ставшее из возможного действительным .

Выделяются следующие виды инноваций в системе высшего профессионального образования:

  • внутрипредметные инновации - нововведения, заключенные «внутри» предмета или способа его преподавания. Например, внедрение авторских методик преподавания и создание учебно-методических комиссий (УМК) по разным направлениям подготовки;
  • общеметодические инновации - внедрение в преподавание нетрадиционных технологий, универсальных по своей сути, что дает возможность применять их в любой предметной отрасли. Например, разработка творческих заданий для студентов и ориентация преподавания в высших учебных заведениях главным образом на самостоятельную работу студентов, а также использование дистанционных форм обучения;
  • идеологические инновации - изменения, обусловленные обновлением сознания и веяньями времени. Например, обучение студентов всех специальностей навыкам работы с компьютером, поскольку сейчас трудно представить специалиста, претендующего на какую-либо работу и не имеющего этого навыка;
  • административные инновации - решения, которые принимают руководители разных уровней, ведущие к повышению эффективности управления учреждением высшего профессионального образования. Самой ярким нововведением в этой области можно считать повсеместное внедрение систем менеджмента качества (СМК) и принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) в систему управления высшим учебным заведением. Следует отметить, что наличие СМК у учреждения высшего профессионального образования является обязательным аккредитационным показателем.

Первые три вида инноваций чаще всего не требуют значительных затрат, и главным фактором, сдерживающим их внедрение бывает педагогический консерватизм, а административные инновации подчас требуют перестройки всей системы управления и потому трудноосуществимы. Для того чтобы осознать, в каких инновациях нуждается высшая школа необходимо оценить состояние рынка образовательных услуг. Этот рынок на данном этапе развития характеризуется следующими особенностями:

  • ликвидация государственного регулирования рынка труда и мощной системы распределения выпускников;
  • усиление конкуренции на рынке образовательных услуг за счет возникновения множества негосударственных учебных заведений и развития платного образования в государственных образовательных учреждениях;
  • быстро меняющаяся конъюнктура на рынке труда, постоянно возникающий дефицит в специалистах отдельных специальностей. Данная проблема усугубляется тем, что этот дефицит невозможно удовлетворить мгновенно, так как подготовка необходимых выпускников требует определенного периода времени;
  • неустойчивый спрос на специалистов со стороны работодателей, прогнозированием которого в учебных заведениях никто не занимается;
  • низкая эффективность самих образовательных процессов из-за недостаточного финансирования системы высшего образования и как следствие этого, невозможности применения самых современных методик обучения.

Существующие проблемы указывают на необходимость крупномасштабных изменений, которые должны в первую очередь обеспечить высокий уровень конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Очевидно, что учреждение высшего профессионального образования нуждается, прежде всего, во внедрении административных инноваций. Как уже отмечалось, одним из нововведений в этой области является ориентация всей системы управления, да и всей деятельности высшего учебного заведения на принципы TQM и создание системы менеджмента качества. Особенно это важно для государственных учебных заведений, поскольку, не смотря на большее доверие со стороны работодателей, как главных потребителей их услуг, они традиционно характеризуются низким качеством учебного процесса за счет устаревшей материальной базы и недостаточного финансирования со стороны государства. Кроме того, в качестве возможных реформ финансирования государственных высших учебных заведений, рассматривается возможность введения «образовательных ваучеров» для реализации принципа «деньги следуют за учениками». В случае если эти нововведения будут осуществлены, высшим учебным заведениям придется бороться за каждого абитуриента и в таких условиях они просто будут вынуждены использовать все возможные рыночные инструменты в конкурентной борьбе. Одним из них и может стать ориентация всей их деятельности на запросы клиентов и других заинтересованных сторон.

Кроме того, следует рассматривать процесс внедрения инноваций в деятельность высшей школы и с точки зрения присоединения ее к процессу создания единого европейского образовательного пространства. В этом случае административные инновации в высшей школе тоже должны сыграть особую роль. Для внедрения принципов взаимного признания квалификаций и обеспечения мобильности специалистов и преподавателей необходимо не только создание единой нормативной базы, но и формирования доверия к качеству образовательных процессов и профессиональной подготовки. Поскольку стандарты, которым должна соответствовать СМК являются международными, то наличие такого сертификата является гарантией стабильного, устойчивого качества оказываемых образовательных услуг, в том числе и в масштабах международного рынка.

Традиционная образовательная система, эффективность которой оценивается на уровне не более 60 %, не может быть одновременно реорганизована по всем параметрам. Принцип постепенности - это основной принцип внедрения инноваций в образовательные процессы. Их внедрение в деятельность высшей школы должно опираться на определенную концепцию, которая в точности соответствует веяньям времени. В качестве такой концепции может быть использована идея, которая давно эксплуатируется многими промышленными предприятиями и организациями сферы услуг - это «ориентация на потребителя».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Инновации в образовании. Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно - практической конференции //Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.
  2. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

Библиографическая ссылка

Леонтьева О.А. ИННОВАЦИИ КАК НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 83-84;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5209 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Лучшие статьи по теме